Основы написания песен на гитаре, гармонизация, аккордовые последовательности

В этом уроке мы разберем основы написания песен. Для этого узнаем как строится творческий процесс, узнаем основы гармонизации музыки и научимся подбирать аккорды к придуманным мелодиям.


Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст и смотрите видео к упражнениям;
2) внизу будет домашнее задание (нажмете "следующий урок"- чтобы перейти к ДЗ)
3) после выполнения домашнего задания - переходите к следующему уроку

Вводное слово - способы сочинения песен.

  • Для начала расскажу о двух способах сочинения песен. Или иными словами, как строится творческий процесс.

    1. Импульсивный способ:
    Этот способ основан на случайных мелодиях, которые приходят вам на ум. Например, вы гуляете в парке, на вечеринке или медитируете, и вдруг придумываете крутую мелодию. Вы записываете её на диктофон, а затем дома подбираете к ней аккорды и аранжировку, превращая мелодию в песню.

    2. Осознанный способ:
    Этот способ начинается с выбора референса — песни, в духе которой вы хотите написать свою. Вы анализируете гармонию этой песни, стилистические приемы и пишете что-то похожее.

    Оба способа имеют право на существование, и оба способа одинаково важны и нужны. Я чаще применяю первый способ. Для этого я ищу вдохновение, чтобы придумать всякие мелодии, которые я потом, гармонизирую путем подбора аккордов и сочинения аранжировок.

    Лично я для поиска вдохновения организую прогулки на велосипеде.
    В первую очередь стараюсь выбрать не людные места, например, в парке, где не бывает много народу, и когда я катаюсь на велосипеде, я насвистываю или напеваю, чтобы не мешать прохожим, разные мелодии, и когда мне нравится какая-то мелодия в своей голове, я останавливаю велосипед, беру диктофон, записываю и еду дальше. А потом прихожу домой и под неё подбираю аккорды, и если эта мелодия мне действительно понравилась с подобранными аккордами, то я уже беру и пишу аранжировки, и потом еду на студию её записывать.


    Важное замечание!
    Никогда не используйте алкоголь или запрещенные вещества для поиска вдохновения. Они не помогут вам сочинить хорошую мелодию, а только испортят вашу жизнь. Легенды о том, что великие рок-звезды сочиняли свои песни под воздействием веществ, часто преувеличены. В большинстве случаев, песни сочиненные под воздействием, в биографии артистов самые худшие.

    Вот пример, моей любимой группы детства Oasis. Первые два альбома Definitely Maybe и What the story? Morning Glory были сочинены Ноэлем Галлахером, по его словам, в период с 25 до 27 лет, когда он работал на стройке, а затем звукотехником и в свободное время сочиняя песни.

    Тогда еще группа, по словам биографов, более или менее соблюдала принципы здорового образа жизни. Первые песни, сочиненные в искренне и в здравом состоянии принесли Oasis мировую славу и близясь к пику популярности, музыканты увлеклись теми самыми "запрещенками".

    Да так, что когда весь мир ожидал от них нового шедевра, который закрепил бы их статус одной из главных рок групп планеты, выдали очень странный, курьезный альбом Be Here Now, который был явно написан под влиянием "нехороших препаратов".
    Как итог, после первых двух недель - рекордных продаж пластинок, резкое падение спроса и разочарование массовой аудитории в брит-попе, что во многом привело к угасанию жанра.

    Манчестерские ребята, конечно, пережили такое падение и долгие годы еще выступали, выпускали пластинки, но вновь на пик славы так и не поднялись.

    Вывод - этой истории простой. Для "импульсивного способа' НЕ нужно искать вдохновение в алкоголе или иных заменителях, ищите вдохновение либо в прекрасном (природа, искусство), либо в своих личных моментах (воспоминаниях о любви, переживаниях). Именно так, песни получаются наиболее искренними.

Теория написания песен - основы гармонизации

  • Итак, мы обсудили способы поиска вдохновения. Теперь поговорим о теории.

    Предположим, вы придумали мелодию и записали её. Теперь вам нужно создать полноценную песню.

    Для этого необходимо подобрать аккорды и на их основании - придумать остальную аранжировку.
    Про процесс создания аранжировки - мы еще поговорим.

    А сейчас - научимся гармонизировать придуманную мелодию.
    Гармонизировать - это к придуманной мелодии (например, которую вы насвистели на прогулке) подобрать аккорды, чтобы вы сначала смогли спеть ее под гитару, а затем на этом основании сочинить аранжировку и записать вашу первую песню на студии или дома у микрофона. О процессе записи тоже поговорим в дальнейших уроках.

    Сейчас начнем с гармонизации. Гармонизировать мелодию нам помогает подбор аккордов. Подобранные аккорды и сыгранные сверху на спетую мелодию - позволяют "накидать" раннюю демку.

поверх мелодии (которую придумал композитор) - сначала подбирают аккорды.
Если вы уже начали играть на гитаре (чему посвящены десятки наших прошлых уроков) - то уже сталкивались с кучей сайтов, где опубликованы аккорды к разным песням. Подбор аккордов и позволяет гармонизировать мелодию.
  • Чтобы подобрать аккорды, вспомните тему одного из наших прошлых уроков — основы музыкальной теории.

    Ноты, которые вы можете использовать в музыкальном фрагменте зависят от тональности песни.

    В тональности песни должны звучать ноты, которые гармонично сочетаются друг с другом по правилам лада.

    В прошлом уроке мы разбирали, что как правило, в одном фрагменте песни (куплете, припеве) - одна тональность.

    Часто - всю песню одна тональность. Это значит в одной песне применяются (звучат) ноты, которые вписываются в правила, установленные выбранной тональностью (на основании лада).

    Бывает тональность меняется. Например куплет песни написан в одной тональности, а припев в другой.
    Как менять тональность мы еще поговорим в других уроках, когда пройдем тему модуляции.

    А пока, для примера, условимся.
    Как правило, в популярной музыке всю песню - одна тональность.
    Пример, песня Midnight City - группы M83.

  • Вся песня, и рифф (сыгранный на синтезаторе) и куплет, и припев написаны в Си миноре.

    Это значит, что Си минор - тональность песни. В песне играются ноты, которые вписываются в тональность Си минор. Эти ноты определяются формулой лада (у мажора одна, у минора - другая), по которой ноты "считаются" от тоники.

    Например, в этой песне рифф (главная "тема"), которую играет синтезатор, - состоит из нот:
    Фа диез - Ре - Си (повторяется 3 раза) и Фа диез - Ре - Си - Фа диез (звучит 4 раза в конце четвертого такта, затем риф повторяется).

    Все эти ноты "вписываются" в формулу минорного лада, построенного от Cи.

    Формула лада строится на основании подсчета интервалов (расстояний между нотами) от Си.

    В прошлых уроках мы детально разбирали эту тему.

    Формула минорного лада у нас: Тон - Полутон - Тон - Тон - Полутон - Тон - Тон.

    В Cи миноре это Си (B-по-английски) -> Тон -> До-диез (C#) ->Полутон -> Ре (D) -> Тон -> Ми (E) -> Тон -> Фа-диез (F#) -> Полутон -> Соль (G) ->Тон -> Ля (A) -> Тон -> Си (B).


схема для понимания: ноты Си минорной тональности на клавишных
  • Как вы видите, сыгранные ноты риффа песни (с которого она начинается), а именно ноты Фа диез - Ре - Си - полностью вписываются в тональность.

    Поверх этого риффа гитарист играет аккорды: Соль мажор, Си минор, Ля мажор, Ми минор. Эти аккорды состоят из нот, которые как вы видите, тоже вписываются в Си минорную тональность.
    Вот посмотрите:
    Соль мажор (Соль-Си-Ми или 1-3-5 нота от тоники аккорда Соль),
    Си минор (Си-Ре-Фа диез или 1-3-5 нота от Си);
    Ля мажор (Ля-До диез-Ми или 1-3-5 нота от Ля)
    Ми минор (Ми-Соль-Си или 1-3-5 нота от Ми).

    Все ноты этих аккордов «вписываются» в тональность на основании правил, которые определяет минорный лад.

    Это и есть правила гармонии, когда все ноты, которые поются вокалистом, играются на басу, играются ритм гитаристом с помощью аккордов поверх пения вокалиста, играются соло гитаристом на фоне всей музыкальной партии - вписываются в правила тональности сыгранного фрагмента (эти правила у нас определяет лад от тоники, сыгранные ноты, которые устанавливает выбранный лад, определяют тональность песни).

    Тогда такие мелодии звучат гармонично. Ниже схема для понимания.

Важные примечания:

90% используют правила гармонии (играются, поются ноты, которые "вписываются" в тональности песни на основании формулы лада, которую мы строим от тоники). Аккорды таких песен, тоже имеют ноты "которые вписываются в тональности песни”. У 10% песен - имеются отклонения. Например, берется 1 нота из другой тональности или 1 аккорд из другой, Такие ноты/аккорды - называются заимствованными. В будущих уроках, мы научимся пользоваться этим приемом, добавляя заимствованную ноту или аккорд, чтобы придать мелодии напряжение/динамизм.
Кстати, этой темы мы уже касались частично, когда проходили малый мажорный септаккорд в уроках гитары. Его пониженная 7 нота и давала такой необычный звук
  • Так, вы наверное испугались и подумали, я записался на уроки музыки, а не математики.
    Я творческий человек и не хочу каждый раз "считать" какие ноты я могу сыграть.

    А вот и не обязательно. Существуют другие способы.

    Например, кварто-квинтовый круг. О нем мы немного говорили в прошлом уроке.
    Применяя его - мы легко сможем подобрать аккорды к придуманной нами мелодии. Давайте научимся это делать.

Что такое кварто-квинтовый круг.

  • Кварто-квинтовый круг - это удобная схема (придуманная еще в средние века), на которой обозначаются аккорды, которые мы можем сыграть в той тональности, в которой мы находимся.

    Кварто-квинтовый круг помогает выбрать аккорды, которые звучат гармонично вместе. Иными словами, зная тональность песни (или музыкального фрагмента, например, припева) - используя кварто-квинтовый круг - вы можете подобрать аккорды, которые поверх придуманной вами мелодии будут звучать гармонично, поскольку эти аккорды состоят из нот той тональности, в которой изначально написана ваша мелодия.

    Давайте для удобства приведем пример в До мажоре. Если найдем тональность на кварто-квинтовом круге, то увидим, что соседние от нее аккорды (расположенные слева, справа, внизу) расположенные на круге - звучат с ней гармонично, поскольку состоят из нот "До мажорного лада".
  • Иными словами, гармоничные аккорды - это те аккорды в песне, которые состоят из нот, которые можно сыграть в тональности песни на основании формулы лада поверх мелодии. Такие аккорды подбираются с помощью кварто-квинтового круга (выше образец как это делать).
Примечание

Если не понимаете, почему аккорд состоит из 3 нот, и почему аккорд имеет свою тонику (название, например Ми минорный аккорд) - бегом смотреть один из прошлых уроков. На нем мы детально разобрали структуру аккорда (стандартный мажорный или минорный аккорд состоит из 1-3-5 ноты от ТОНИКИ аккорда).
Вместе аккорды, сыгранные "по правилам гармонии" содержат тоны тональности песни и делают песню гармоничной.

Гармонизируем мелодию - подбирая аккорды

  • Когда вы придумали первую мелодию (например, насвистели ее) - сначала для гармонизации нужно определить тональность мелодии. Сделать это можно на слух.
    Вот как это делать (повторяем тему одного из прошлых уроков):
    1. Напевайте её и играйте ноты на гитаре, чтобы найти, какие из них совпадают с мелодией. В какой то- момент вы почувствуете, как сыгранная нота звучит как тоника (главная нота) мелодии. Тот же прием можно проделывать с любым инструментом (фортепьяно, midi клавиатурой, скрипкой).
    2. Найдя такую главную ноту (тонику) - определите лад: мажорный это лад или минорный. Например, если ваша мелодия звучит радостно и светло, вероятно, это мажорный лад; если грустно и меланхолично — минорный.
    3. Сложите в уме название "главной" ноты (тоники) и лад и получите тональность песни/фрагмента песни. Например, Ля минор (значит тоника - Ля, минор - лад, тональность = Ля минор).

    Теперь, когда вы определили тональность, подберите аккорды для своей мелодии. Для этого мы используем волшебный инструмент - кварто квинтовый круг.

    На этом волшебном круге - изображены аккорды, которые "вписываются" в выбранную тональность. Для этого найдите свою тональность на кварто-квинтовом круге. Например, если ваша тональность C мажор (До мажор), посмотрите на соседние аккорды: Dm, Em, F, G, Am. Эти аккорды будут идеально подходить с точки зрения правил гармонии к вашей песне. Можете сыграть их в любом порядке, и спеть поверх них мелодию и вуаля - она будет ложиться и звучать гармонично.


    Давайте, сделаем это на примере Midnight City.


    Откройте кварто квинтовый круг и найдите на нем тональность Си минор. Рядом с ней будут соседние аккорды - аккорды с тоникой, которых вы можете сыграть. Эти аккорды (Соль мажор, Ми минор, Ре мажор, Фа диез минор, Ля минор) - "впишутся" в Си минорную тональность.


    Или иными словами ноты этих аккордов вписываются в ноты Си минорной тональности (на основании правил минорного лада).


    Например, аккорд Ми минор, расположенный рядом с Си минором на кварто квинтовом круге, состоит из нот Ми-Соль-Си, каждая из которых "вписывается" в Си минорный лад.



Еще раз - регламент действия:

  1. Как придумали мелодию (вдохновение в помощь) - записали ее на диктофон, чтобы не забыть;
  2. Взяли в руки любой музыкальный инструмент (гитара, пианино, клавишные, скрипка, приложение с MIDI клавиатурой на смартфоне - что угодно);
  3. Поете вашу мелодию поверх того, как по очереди играйте ноты на инструменте (последовательно, пример: До-До диез-Ре).
  4. Сначала все сыгранные ноты будут звучать как какафония, но в какой то момент вы "нащупайте' тонику - ноту, которая как влитая звучит поверх всей спетой мелодии. Она скорее всего и будет тоникой в вашей песне.
  5. На слух определяйте лад. Мажорный - весело, минорный - мелодия звучит грустно. В остальные редкие лады пока уходить не будем. Про них будет отдельный урок. Все они в западной и русской музыке так или иначе производные от мажорного или минорного лада.
  6. Узнав лад - вы узнаете тональности песни (например, Си минор).
  7. Чтобы гармонизировать мелодию - необходимо подобрать к ней аккорды. Далее на основании знания аккордов и тональности вы сможете создать аранжировку (как это делать - будем разбирать в будущих уроках).
  8. Находите тональность песни на кварто квинтовом круге и видите какие рядом с ней расположены обозначения аккордов (других тональностей). Ноты этих аккордов идеально ляжут в тональность вашей песни. Значит их логичнее всего сыграть поверх вашей мелодии, чтобы ее гармонизировать.

Давайте сделаем это еще раз.

  • Возьмем для примера песню Boys Don't Cry - культовой группы The Сure.

  • Между прочим именно творчество The Cure послужило большим вдохновением для Виктора Цоя.

    Итак, куплет песни (а также припев) - написаны в тональности Ля мажор.
    Поверх мелодии играются аккорды Ля мажор, Си минор, До диез минор и Ре мажор.

    Ниже схема кварто-квинтового круга, где вы очередной раз убедитесь, все ноты песни "вписываются в ее тональность", включая ноты аккордов, которые играются поверх гитарной мелодии.



на схеме изображены аккорды и ноты стартового риффа песни The Cure. Как вы видите - ВСЕ ноты песни, "вписываются" в тональность Ля мажор.

Какие аккорды можно брать?

  • Чтобы гармонизировать придуманную мелодию - как мы и говорили ранее надо определить ее тональность (тонику + лад), найти на кварто квинтовом круге данную тональность и любые соседние с ней аккорды, сыгранные поверх мелодии будут звучать гармонично, поскольку эти (соседние по кругу аккорды содержат ноты тональности песни).

    Мы можем использовать их как хотите, ниже я правда дам рекомендации на основании классической теории музыки.

    Взгляните еще раз на картинку сверху. Роберт Смит (вокалист и автор песен группы The Cure) - написал песню в тональности Ля мажор. Если найдете ее на кварто-квинтовом круге (выше картинка), то увидите - что соседние с выбранной тональностью аккорды - идеально подходят к песне.

    Роберт может помимо Си минора, Ре, До диез минора использовать и другие аккорды (например, Фа диез Минор или Ми). Да, мелодия звучала бы по другому, но все равно звучала бы гармонично.

    Поэтому выбор какие аккорды сыграть - это ваш выбор. Ваше творческое решение. Ниже мы конечно обсудим рекомендации классической гармонии, но вы должны понимать - вы вольны как и прислушаться так и нет.

    Но, прежде чем разберемся с тем, как классическая гармония рекомендует начинать и заканчивать аккордовую прогрессию в песне - поговорим о том, что делать если представленных аккордов мало.

    Если соседние с тональностью песни аккорды на кварто квинтовом кругу для вас недостаточны, вы можете взять еще один соседний с ними аккорд.

    Важно понимать, такие аккорды будут содержать заимствованную ноту, ноту - которая НЕ вписывается в тональность песни.
    Такие аккорды обычно называют заимствованными и на одном из следующих уроков - мы обязательно пройдем эту тему.

    А пока, если НЕ хватает для гармонизации вашей песни (по вашему вкусу) - вы можете взять один соседний с вашими соседями на кварто-квинтовом круге. Почему один, поскольку добавление одной заимствованной ноты - сделает песню чуть напряженной из-за заимствованной ноты, а уже несколько заимствованных нот могут нарушить чувство гармонии и нарушить цельностью мелодии.

    Ниже пример, начало песни Sympathy for The Devil - группы Rolling Stones.

  • Куплет песни в Ми мажоре. В песне имеется аккорд с заимствованной нотой (Ре мажор). Ниже детальная схема. Такой заимствованный аккорд создает сильное напряжение, но поскольку такая заимствованная нота всего одна - НЕ разрушается ощущение целостности произведения.


Последовательность аккордов

  • Итак, мы выяснили, что определив тональность песни, мы можем открыть кварто-квинтовый круг, найти нужную нам тональность (тональность песни, которую мы подобрали на слух) и соседние аккорды на кварто-квинтовом круге "подходят", чтобы гармонизировать придуманную мелодию

    Ниже еще раз сделаем это на примере ранее разобранной песне The Cure.
    Тональность песни Ля мажор. Значит найдя ее на кварто-квинтовом круге , можно сыграть соседние аккорды (Ре мажор, Си минор, Фа диез минор, До диез минор, Ми мажор) и все эти аккорды будут содержать ноты, которые "вписываются" в Ля мажорный лад и таким образом мелодия спетая/сыгранная поверх них будет звучать гармонично.

  • Однако, какие аккорды выбрать для гармонизации?

    Здесь, нет однозначного ответа, но классическая теория дает нам рекомендации.

    Кратко, любые аккорды расположенные рядом с выбранной тональностью на кварто-квинтовом круге вы можете использовать чтобы гармонизировать вашу мелодию.

    Но, классическая гармония рекомендует начинать последовательность аккордов в песне с тоники и заканчивать на субдоминанте или доминанте.

    Давайте разберем этот момент подробно.
    Для удобства музыканты нумеруют последовательность аккордов, которую могут сыграть в песне римскими цифрами.

    Тоника обозначается римской цифрой I, второй аккорд следующих от тоники - цифрой II, третий аккорд - цифрой III, четвертый аккорд цифрой IV и тд. Всего аккордов 7 (по количеству возможных нот в тональности). Соответственно 7 цифр.


вот пример из ранее разобранной песне The Cure

  • IV аккорд от тоники называется субдоминантой, а V аккорд от тоники - доминантой.

    В какой бы вы ни были тональности - на кварто-квинтовом круге такие аккорды расположены слева и справа от выбранной тональности.

    Так, вот - классическая гармония рекомендует начинать аккордовую последовательность, которую вы придумывайте поверх вашей сочиненной мелодии с тоники (первого аккорда тональности песни), а заканчивать последовательность на субдоминанте или доминанте (или на 4 или 5 аккорде от тоники).

    Такой прием называется каденция.

Примечание

Подсчет (нумерация аккордов) идет не от их количества в песне - а от того, какие аккорды могут быть сыгранны в тональности по количеству нот.
вот схема с обозначением нумерации возможных аккордов в До мажорной тональности.

Каденция

  • Прием каденции - означает заканчивание последовательности аккордов (которая играется на фоне мелодии) на IV аккорде от тоники (субдоминанте) или доминанте (V аккорд от тоники). Причина в желании IV и V аккорде (от тоники) "разрешиться в тонику". Иными словами, такие аккорды (IV или V от тоники по счету) так и норовят перейти в тонику - или в первый аккорд и завершить музыкальный ход

    Если последовательность заканчивается на IV аккорд от тоники - такой прием еще называют «малой каденцией».

    Давайте посмотрим пару примеров.
    Культовая для начала 2000-ных песня All The Smart Things - так и написана.
    Припев и куплет песни написаны так, что первый аккорд последовательности - тоника, а заканчивается последовательность аккордов на доминанте.

  • Вот ниже пример.
  • Ранее разобранный Boys Dont Cry - написан также в соответствии с правилами классической гармонии.

  • Начинается песня с аккорда тоники (Ля мажор), заканчивается аккордовая прогрессия на субдоминанте (Ре).

  • Повторим еще раз:
    Чтобы ваша мелодия была гармонизирована на 100% согласно правилам классической гармонии - правила РЕКОМЕНДУЮТ (не обязывают) начинать аккордовую последовательность в вашей песни с тоники (первого аккорда, например с До мажорного аккорда в До мажорной тональности), а заканчивать либо на доминанте (V аккорд от тоники), либо на субдоминанте (IV аккорд от тоники).

    На кварто-квинтовом круге такие аккорды расположены в левой половине круга следующим образом (слева/сверху - субдоминанта или справа/ снизу - доминанта), а в правой половине круга сверху доминанта, снизу субдоминанта). В минорных тональностях все также. Ниже примеры.

Еще раз - повторим.

  1. Как придумали мелодию (вдохновение в помощь) - записали ее на диктофон, чтобы не забыть;
  2. Взяли в руки любой музыкальный инструмент (гитара, пианино, клавишные);
  3. Поете вашу мелодию поверх того, как по очереди играйте ноты на инструменте (последовательно, пример: До-До диез-Ре).
  4. Сначала все сыгранные ноты будут звучать как какафония, но в какой то момент вы "нащупайте' тонику - ноту, которая как влитая звучит поверх всей спетой мелодии. Она скорее всего и будет тоникой в вашей песне.
  5. На слух определяйте лад. Мажорный - весело, минорный - мелодия звучит грустно. В остальные редкие лады пока уходить не будем. Про них будет отдельный урок.
  6. Узнав лад - вы узнаете тональности песни (например, Си минор).
  7. Чтобы гармонизировать мелодию - необходимо подобрать к ней аккорды. Далее на основании знания аккордов и тональности вы сможете создать аранжировку (как это делать - будем разбирать в будущих уроках).
  8. Находите тональность песни на кварто квинтовом круге и видите какие рядом с ней расположены обозначения аккордов (других тональностей). Ноты этих аккордов идеально лягут в тональность вашей песни (поскольку они и являются нотами тональности вашей песни). Иными словами такие аккорды (соседние от выбранной тональности на круге) содержат ТОЛЬКО ноты лада, который формирует тональность песни. Как итог - при использовании таких аккордов, мелодия будет звучать гармонично. Поэтому смело используйте эти аккорды для гармонизации вашей песни.
  9. С точки зрения классической гармонии - начните с тоники (первого аккорда вашей тональности), закончите последовательность поверх вашей мелодии на субдоминанте (4 аккорд от тоники) или доминанте (5 аккорд от тоники). Эти аккорды в кварто квинтовом круге находятся либо (слева/вверху субдоминанта; справа/внизу - доминанта, если вы в правой части круга; либо справа/сверху доминанта, слева/снизу субдоминанта, если вы в левой половине круга).
  • Но!
    Так делать не обязательно!
    Важно понимать, классическая гармония - РЕКОМЕНДУЕТ, а не обязывает соблюдать те или иные правила.
    Не обязательно применять правила каденции (начинать с тоники, заканчивать аккордовую прогрессию на доминанте или субдоминанте). Вы можете спокойно использовать любую последовательность аккордов, расположенных рядом с тоникой на кварто-квинтовом круге. Все эти аккорды успешно "впишутся" в тональность песни.

    Также, в современной музыке существует множество исключений. Чуть позже мы их разберем.


Еще раз почему мне стоит использовать кварто квинтовый круг для подбора мелодий?

  • Ответ очень простой!

    Соседние с выбранной вами тональностью на кварто-квинтовом круге аккорды содержат ноты, которые вписываются в тональность песни. Использование таких аккордов делает песню гармоничной.

    Например, если в До мажоре, будете использовать аккорд Ре мажор, вместо Ре минора, то такой аккорд содержит ноту Фа диез, которая не вписывается в тональность До мажора (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до).
    Если не понимаете тему тональности - бегом смотреть прошлый урок, ниже ссылка.

    Чтобы не считать вручную все ноты каждого аккорда, который я могу сыграть, и подобрать аккорды к песне - мы используем кварто-квинтовый круг.
    Находим нужную тональность на нем - и видим соседние аккорды. Ноты этих аккордов "вписываются" в тональность вашей мелодии и значит если эти аккорды играть поверх нее, мелодия будет звучать гармонично.

    Пример, представим вы написали мелодию в До мажоре. Она состоит из нот До-Фа-Ля-Ми. Тональности мелодии вы определили на слух (выше и в прошлых уроках - рассказывал как это сделать).

    Поверх нее нужно подобрать аккорды, чтобы мелодия звучала гармонично. Далее на основании подобранных аккордов бас гитарист придумает партию, ритм гитарист и пианист соответственно будут обыгрывать подобранные аккорды, а скрипач будет опираться на ноты аккордов для игры мелодии поверх нее. В будущим уроках обязательно поговорим о подборе аранжировки.

    Чтобы подобрать аккорды к мелодии я открываю кварто-квинтовый круг, нахожу тонику (До мажор) и играю соседние с ней аккорды. Они будут гармонизировать До мажорную мелодию, поскольку содержат ноты До мажорного лада.

    Если я захочу разнообразия, могу взять аккорды через соседа (например, Си минор). Сыгранный такой аккорд будет содержать заимствованную ноту, не вписывающую в тональность, но поскольку она одна - это не разрушит ощущение гармоничности песни, а даст ей напряжение, контраст.

    Ниже схема с объяснениями.


А какие еще аккорды использовать?

  • Давайте еще поговорим о классической гармонии и на примерах разберем какие еще аккорды могут сделать вашу аккордовую прогрессию поверх мелодии интереснее.

    Еще раз повторим, классическая гармония рекомендует начать вашу аккордовую прогрессию (на фоне вашей придуманной мелодии), с тоники. А закончить ее на субдоминанте (4 аккорд от тоники) или доминанте (5 аккорд от тоники).

    Но, что же делать с остальными аккордами?

    Классическая гармония дает несколько советов на этот счет.
    Давайте сначала поговорим о том, какие с точки зрения последовательности аккордов у нас бывают аккорды кроме субдоминанты и доминанты.

    В начале у нас идет тоника (первый аккорд тональности песни), второй аккорд от тоники называют вводным (или супертоникой). Третий аккорд от тоники - медианта, четвертый аккорд - субдоминанта, пятый аккорд - доминанта, шестой аккорд от тоники - субмедианта, а 7-мой аккорд от тоники - субтоника.

    Так, названия учить не нужно. Моя задача рассказать как по научному называют ступени лада (ступени последовательности аккордов в песне) и рассказать об их роли в аккордовых прогрессиях.


  • Про тонику мы поговорили. Классическая гармония рекомендует начинать аккордовую последовательность с нее, заканчивать аккордовую прогрессию на доминанте или субдоминанте. Поэтому на них останавливаться не будем.

    Между ними (между тоникой, субдоминантой и доминантой) классическая гармония рекомендует играть либо медианту (3 аккорд от тоники), либо субмедианту (6 аккорд от тоники), либо субтонику (7 аккорд от тоники), либо вводный или иными словами второй аккорд (супертоника).

    Давайте разберем как в музыке используются эти ступени. Начнем с самых основных.

Используем субмедианту в аккордовой прогрессии

  • Субмедианта или vi (шестой) аккорд в ладу аккордовой прогрессии как правило используется в последовательности из 4 аккордов либо вторым, либо третьим аккордом в аккордовой прогрессии (важно: аккорд шестой по счету от тоники, но в песне из 4 аккордов он может играться, например, вторым аккордом).

    Субмедианта (vi) добавляет меланхоличный и эмоциональный оттенок.
    Субмедианта часто используется для создания контраста между мажорными и минорными аккордами, что добавляет эмоциональную глубину к песне. В минорной тональности мажорная субмедианта (VI) создает неожиданный светлый оттенок, добавляя разнообразие в гармонию.

    Приведем пример, в песне группы Сплин "Выхода нет"

слушайте с 1 минуты 44 секунды, когда начинается припев
  • Разберем именно припев песни (он начинается с 1 минуты 44 секунды в видео выше).
    Припев написан в Ми миноре. Сразу после тоники (аккорда ми минор) - звучит субмедианта (6 аккорд, если считать от тоники по формуле лада - До мажорный аккорд).

  • Добавление субмедианты (До мажор) помогает создать контраст и глубокое эмоциональное звучание, подчеркивая несмотря на в целом неблагоприятную ситуацию для героя - возможность улететь и оторваться от обстоятельств "ключ поверни и полетели" и надежду.

    Обратите внимание, аккордовая прогрессия в песне заканчивается не на доминанте или субдоминанте, а на субтонике (7 аккорд от тоники), что нарушает ранее обозначенные правила классической гармонии, где аккордовую прогрессию рекомендуется закончить на субдоминанте или доминанте.

    Следует понимать классическая гармония - это фреймворк (выражаясь языком программистов - наиболее близкий для понимания обычного человека - определение "шаблон"). От фреймворка можно и нужно отходить и ниже мы обязательно этому научимся, пока просто пропустите этот факт и насладитесь примером эффективного использования субмедианты (6 аккорд от тоники) для красивой аккордовой прогрессии.

    Еще один пример использования субмедианты - куплет песни Under the Bridge.

слушать с 0:30
  • Куплет написан в мажоре (Ми мажор), но добавление субмедианты (C#m) придает аккордовой прогрессии меланхолическое звучание.

Используем медианту

  • Третий аккорд от тоники (в ладу на основании которого построена аккордовая прогрессия) называется медиантой.

    В мажорной тональности медианта (iii) обычно представлена минорным аккордом, а в минорной тональности (III) — мажорным аккордом.

    Так делается, чтобы ноты аккорда "вписались" в формулу лада тональности песни.
    Например, в До мажорном ладу медиантой будет Ми минорный аккорд, который состоит из нот Ми-Соль-Си, поскольку если вместо Ми минорного аккорда мы сыграем Ми мажорный, то такой аккорд будет содержать заимствованную ноту Соль диез (структура аккорда Ми-Соль диез -Си), которая не вписывается в До мажорный лад (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до).

    Использование медианты позволяет в песне осуществить либо плавный переход от тоники к субдоминанте/доминанте, на которых мы завершаем нашу аккордовую прогрессию, либо наоборот создать контраст.

    Давайте же разберем несколько примеров.

    В припеве песни In The End - Linkin Park тоже используется медианта (в аккордовой прогрессии она - второй аккорд из четырех).

слушать с 0:56
  • Добавление этого аккорда создает контрастное звучание, создавая пафосное, напреженные звучание.

Используем cубтонику

  • Разберем еще один распространенный аккорд в аккордовых последовательностях.
    Это субтоника или 7 аккорд в ладу тональности (например, в До мажоре - таким аккордом будет Си).

    Здесь, есть важное примечание. В нашем мире, тоже есть баги, и один из них в музыке. Чтобы 7 аккорд от тоники полноценно вписался в тональность - в мажоре нам нужно уменьшить его одну ноту (сделав аккорд уменьшенным).

    Смотрите, вот мы в До мажорной тональности. 7 аккорд от тоники - будет Си минор, который состоит из нот Си- Ре - Фа диез.

    И вот эта нота Фа диез - не вписывается в До мажорную тональность (она состоит у нас из нот: До-тон-Ре-тон-Ми-полтона-Фа-тон-Соль-тон-Ля-тон-Си-полтона-До на октаву выше), поэтому часто этот аккорд уменьшают.

    Понижая одну ноту аккорда на полтона (чтобы аккорд состоял из нот Си-Ре-Фа, каждая из которых попадала в формулу мажорного лада).

  • В эти дебри, вы можете не погружаться. Просто я обязан о них сказать.
    В идеале, с точки зрения правил гармоний - вам следует, применяя этот 7 аккорд от тоники в вашей аккордовой прогрессии, понизить одну из его нот, чтобы он вписывался в тональность, но - вы просто можете на этой забить. Как это сделали Rolling Stones. О них - мы кстати поговорили выше.

    В песне Sympathy for The Devil - этот аккорд идет вторым от тоники (Ми мажор) и создает сильное напряжение.

слушать с 0:56
  • В песне применяется субтоника (вторым аккордом в прогрессии из 4 аккордов). Да, аккорд содержит заимствованную ноту (Ре), по правилам гармонии нам нужно сыграть Ре диез (уменьшенный аккорд), но Rolling Stones на это забивает, играя вместо уменьшенного аккорда - мажорный (на одну ноту выше).
    Такая субтоника придает песне напряжение.
  • Не обязательно, чтобы субтоника содержала заимствованный аккорд (например, в До мажоре - Си мажор, вместо Си уменьшенного).

    Например, в минорной прогрессии субтонический аккорд "вписывается" в тональность.
    К примеру, песня Comfortably Numb содержит субтонику. Субтоника (Аккорд Ля, чьи ноты полностью вписываются в Си минорный лад) придает контраста, будто бы при осознании своего положения у лирического героя проступает холодный пот.

  • Часто на субтонике (в минорных песнях) и заканчивается аккордовая прогрессия.
    Это, несмотря на отхождение от каденции, создает напряжение и желание снова услышать аккордовую прогрессию, чем например пользуется Александр Васильев, добавляя в конце припева "Выхода Нет" субтонику
  • Про вводный аккорд (супертонику) говорить не будем.
    Используется вводный аккорд, как правило, чтобы подвести к доминанте или субдоминанте.

    Вместо этого перейдем к выводу.

Большой вывод урока

  • Прежде чем дать домашнюю работу ЕЩЕ раз повторим.
Еще раз - повторим. Как гармонизировать придуманную мелодию

  1. Как придумали мелодию (вдохновение в помощь) - записали ее на диктофон, чтобы не забыть;
  2. Взяли в руки любой музыкальный инструмент (гитара, пианино, клавишные);
  3. Поете вашу мелодию поверх того, как по очереди играйте ноты на инструменте (последовательно, пример: До-До диез-Ре).
  4. Сначала все сыгранные ноты будут звучать как какафония, но в какой то момент вы "нащупаете' тонику - ноту, которая как влитая звучит поверх всей спетой мелодии. Она скорее всего и будет тоникой в вашей песне.
  5. На слух определяйте лад. Мажорный - весело, минорный - мелодия звучит грустно. В остальные редкие лады пока уходить не будем. Про них будет отдельный урок.
  6. Узнав лад - вы сможете определить тональности песни (например, Си минор).
  7. Чтобы гармонизировать мелодию - необходимо подобрать к ней аккорды. Далее на основании знания аккордов и тональности вы сможете создать аранжировку (как это делать - будем разбирать в будущих уроках).
  8. Находите тональность песни на кварто квинтовом круге и видите какие рядом с ней расположены обозначения аккордов (других тональностей). Ноты этих аккордов идеально лягут в тональность вашей песни.
  9. С точки зрения классической гармонии - начните с тоники (первого аккорда вашей тональности), закончите последовательность поверх вашей мелодии на субдоминанте (4 аккорд от тоники) или доминанте (5 аккорд от тоники). Эти аккорды в кварто квинтовом круге находятся либо (слева/вверху субдоминанта; справа/внизу - доминанта, если вы в правой части круга; либо справа/сверху доминанта, слева/снизу субдоминанта, если вы в левой половине круга).
  10. Если так делать не хотите (пункт 8) - ничего страшного. Можете сочетать любые аккорды, расположенные соседними от вашей тональности по кварто квинтовому кругу (например, начинать с тоники - а заканчивать на субтонике или 7 аккорде от тоники). Если хочется добавить разнообразие, можете как Rolling Stones добавить заимствованный аккорд через соседний аккорд на кварто квинтовом круге (например Си минор в До мажоре). Такой аккорд будет иметь одну заимствованную ноту (которая не вписывается в тональности песни), но сыгранная один раз - придаст контраста и напряжения песне.


Видео версия урока

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Перейдите по кнопке ниже - там представлена полная версия домашней работы.
  3. Через неделю - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.