Структура песен

В этом уроке мы поговорим о структуре популярных песен.

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст урока;
2) внизу будет домашнее задание (нажмете "следующий урок"- чтобы перейти к ДЗ)
3) после выполнения домашнего задания - переходите к следующему уроку

Вводное слово

  • В этом уроке мы поговорим о структуре популярных песен. Структура очень важна, поскольку помогает распределить внимание слушателя таким образом, чтобы подчеркнуть ключевые моменты песни. Но давайте пока не будем забегать вперед, обо всем поговорим подробно.

    Песня может состоять из следующих частей:

    Интро — это вступление песни, которое задает тон и атмосферу. Интро может быть коротким или длинным, инструментальным или вокальным. Важно, чтобы оно захватывало внимание слушателя и подготавливало к основным частям песни.

    Куплет
    Куплет — это часть песни, которая подводит к припеву. Куплеты обычно содержат более подробное развитие темы песни и подготавливают слушателя к основному мотиву, который звучит в припеве.

    Припев
    Припев — это самый главный элемент в большинстве популярных песен. В нём содержится хук — главный запоминающийся элемент песни, мотив, который хочется повторять. О том, как писать хуки, мы поговорим через урок.

    Соло
    Соло — часть песни, в которой играет соло инструмент, например, гитара. Также соло возможно на других инструментах.

    Bridge (Бридж)
    Bridge — это специальный элемент песни, который обычно размещается между двумя припевами. Он позволяет немного снизить напряжение, чтобы потом эффектно завершить песню финальным припевом.

    Outro (по-русски его еще называют Кодой)
    Outro — это окончание песни. В этой части может меняться инструментал или вокальная строчка для того, чтобы разнообразить мелодию и завершить композицию.

Главная задача структуры песни

  • Важно понимать - главная задача структуры песни - распределить динамику песни, таким образом, чтобы в нужный момент подчеркнуть хук (главный - запоминающийся элемент песни).

    Как правило, хук находится в припеве песни.

    Итак, что такое хук?
    Хук - это главный мотив, самый запоминающийся элемент песни, который приковывает к себе внимание и запоминается.

    Думаю, все люди на планете знают Baby Shark - страшную песню про акулу родителя. И если вы проснетесь в 3 ночи, без труда вспомните мотив этой песни. Это и есть хук (вся песня Baby Shark из него и состоит).

    Хук - важнейший элемент песни, задача хука - цеплять слушателя, приковывать его внимание к себе и запоминаться, чтобы слушатель из-раза в раз возвращался к вашей песне.
    Про то, как писать хуки, мы обязательно поговорим в следующих уроках (через урок я раскрою секреты сонграйтинга и написания хита с помощью яркого хука), а пока разберем главную задачу структуры песни.

Пример хука: легендарное "ухуууу" - и есть пример хука. Главного запоминающегося элемента песни.
Пример хука: припев песни (таймкод 1.32) "Shine Bright, Tonight, We beautiful like diamonds in the sky" и есть запоминающийся хук.
  • Она заключается в необходимости распределить динамику песни таким образом, чтобы в нужный момент подчеркнуть хук (главный - запоминающийся элемент песни).
    При этом - если постоянно будет звучать хук - песня просто надоест. За счет грамотной структуры песни - необходимо должным образом распределять динамизм, управляя внимание слушателя, а именно чередовать расслабление и усиление напряжения с помощью хука (например, если он в припеве).

    Структура песен во многом напоминает структуру сценария крутого голливудского блокбастера.
    Не верите? Вот посмотрите=)


    Вступление (Intro)

    Интро создаёт завязку и заинтересовывает слушателя. Вспомните, как в фильмах Кристофера Нолана первые сцены увлекают зрителя. Герой стоит на краю пропасти, а затем начинается флешбек, объясняющий, как он туда попал. Это и есть вступление.

    Куплет (Verse)

    Куплеты раскрывают содержание песни, рассказывая историю или выражаясь чувства. Они подготавливают к более эмоциональному припеву, подобно тому, как первые 20–30 минут фильма погружают зрителя в историю, подводя к конфликту и сюжетным поворотам.

    В нашем примере рассказывается завязка: кто такой герой, что ему нужно, в какой обстановке происходит действие фильма, а также обозначается конфликт — например, на фоне маячит злодей, с которым сталкивается главный герой.

    Припев (Chorus)

    Припев — самая запоминающаяся часть песни, выражающая основную идею и эмоцию. Он должен быть сильным и ярким, чтобы запомниться слушателю, и содержать хук — запоминающийся элемент.

    Вспомните фильмы про супергероев — здесь происходит самая интересная сцена, кульминация, где главный герой сталкивается с проблемой и случается первая битва с злодеем.

    Мост (Bridge)

    Бридж служит для добавления разнообразия и подведения к финальному припеву или хуку. Он может содержать новый музыкальный мотив или смену гармонии, подобно тому, как главный герой готовится к бою со злодеем и спасению Вселенной.

    Последний припев (Final Chorus)

    Последний припев содержит хук, проявляющийся наиболее ярким образом, с наибольшей динамикой. Это как финальная битва в кино, где герой борется со злодеем и побеждает его, завоевывая любовь своей подруги.

    Заключение (Outro)

    Заключение завершает песню, давая слушателю время переварить услышанное. Оно может плавно затухать или внезапно завершаться, оставляя сильное впечатление. Как заключительная сцена в кино, где часто оставляют клиффхэнгер — например, анонс нового злодея, который наблюдал все это время за героем и говорит реплику: «Пора всё делать самому». Титры.
схемка со структурой песни
обратите внимание - куплеты  подводят к припеву (к самой важной части, которая содержит хук), бридж - разбавляет паузу и потом последний припев с развязкой.
  • Очень важно создавать динамику между частями песни, динамику между куплетами, припевами, чтобы подвести слушателя к важнейшему моменту (припеву-хуку).

    Итак, логику вы поняли. Давайте разберем самые популярные структуры песен на примерах.
  • Структура классическая: Интро-куплет-припев, куплет-припев-оутро

    По такой структуре написан главный хит группы U2 "With or Without You" .

в начале песни интро (легкое и меланхоличное, задает настроение), затем куплет, припев (спетый "на субтоне" без драматизма"), затем второй куплет, припев и оутро с небольшим гитарным соло

  • Такая же структура эффективна и для баллады.
    Например, в песне The Scientist - Coldplay. Сначала фортепьяное интро (аккордовая последовательность), затем куплет, припев, куплет, припев и очень красивое outro.

оутро на 3.03 - на мой взгляд самое красивое оутро в истории рок музыки.
  • Структура классическая: Интро-Куплет - Припев - Куплет - Припев - Бридж - Припев

    Еще одной популярной структурой является классическая. Позволяет грамотно распределить баланс и динамику между более или менее спокойными куплетами и "разрывными припевами", которые содержат хук.
Everlong - Foo Fighters
песня начинается сразу с интро и куплета, далее разрывной припев с хуком, еще один куплет, снова разрывной припев, бридж для небольшой паузы (3.20 - таймкод) и снова разрывной припев.
  • Структура: Интро-куплет-второй куплет - припев - куплет - второй куплет - припев- бридж - соло- куплет- второй куплет - припев -оутро

    Еще одной распространенной в популярной музыке структурой является эта.
    На ее основе, например, написан главный хит гранж музыки 90-тых.
    Основная идея такой структуры - нагнетание напряжения. Оно растет постепенно и его высшая точка случается в последнем припеве и outro.

Smells Like Teen Spirit - как пример грамотной структуры песни
в начале песни узнаваемый риф (интро)
далее куплет (спокойный), затем второй куплет с напряжением (написан в той же тональности, но за счет второй гитары - усиливает напряжение "hello, hello") - затем разрывной припев с хуком, после бридж, усиливающий напряжение. Затем все повторяется, только между вторым припевом и новым куплетом добавляется гитарное соло.
В конце песни припев (с наиболее разрывным и динамичным вокалом) и оутро. Последний припев и оутро - являются главной точкой напряжения (главным моментом песни).
  • Структура: Интро - Интро со всем "оркестром"- Куплет - Припев - Куплет - Припев - Гитарное соло - Бридж - Припев - Outro

    Эта структура песен очень популярна в рок музыке 70-80 тых Она позволяет совместить несколько хуков (один в риффе в интро, другой в припеве). Хук, напоминаю, это запоминающаяся, цепляющая часть песни. Иногда их в песне может быть несколько (например и в интро и в припеве).

    Сначала в интро вступает один инструмент (например, гитара), затем вместе с ним вступают все музыканты (усиливая напряжение). Далее идет спокойный куплет, за которым следует разрывной припев, который тоже содержит еще один хук.

    Всех песен, написанных по этой структуре не перечислишь.
    Вот лишь несколько из них: Sweet Child O Mine, Enter Sandman, Fortunate Son.
Enter Sandman - в качестве примера
Песня начинается с гитарного интро, которое содержит хук.
Далее интро подчеркивается игрой всех музыкантов (с ударными, ритм гитарой и бас гитарой), затем куплет (как правило более спокойный). Затем разрывной припев (1.35), который содержит еще один хук. После вся структура повторяется, однако после второго припева звучит соло и бридж (3.26), который затем переходит в последний припев
  • Структура: Куплет - Второй куплет (Pre-Chorus) - Припев - Бридж- Куплет -Второй куплет - (Pre-Chorus) - Припев - Бридж - Припев

    Структура с двумя разными куплетами, у которых отличается мелодика, очень популярна в поп музыке.

    Наличие двух куплетов (сначала мягкого и спокойного), затем второго нагнетающего (в американских учебниках его еще называют "Pre-Chorus")- идеально создает напряжение перед взрывным припевом, который содержит хук. Бридж в конце припева помогает разрывному припеву вернуться к спокойному и мелодичному куплету.

    2 миллиарда прослушиваний на Youtube у песни SIA - Chandelier, доказывают эффективность этой структуры.


Давайте разберем подробно структуру песни
Куплет (до 0.33) вводит основную тему песни, описывая состояние главной героини. "Party girls don't get hurt, can't feel anything, when will I learn?"
Второй куплет (с 0.34) - создает динамику за счет перегармонизации (об этом приеме будем говорить в будущих уроках), усиливает напряжение и заодно погружает в драму героини.
А потом разрывной припев, который является основным пиком и ведает миру о кульминации в жизни героини (с 0.44 "I'm gonna swing from the chandelier, from the chandelier"). Здесь речь предположительно о психическом растройке и о готовности героини с ним бороться. Бридж песни (с 1.28) - помогает после разрывного припева вернутся к мелодичному куплету, чтобы еще раз все повторить.
  • Если вы планируйте писать именно поп-музыку - то видоизмененная версия этой структуры: куплет-второй куплет-припев-куплет-второй куплет-припев-бридж-припев (без бриджа после каждого припева) - является самой распространенной в поп музыке.

    Она позволяет очень грамотно распределить драматизм между элементами песни и постепенно усиливает напряжение, приводя к кульминации в припеве.

    В отдельном уроке "сторителлинг в песне" мы еще раз вернемся к этому примеру - ибо он идеален с точки зрения распределения динамики. Также у нас будет дополнительный урок по написанию поп-хита, где на основании этой структуры мы и будем "проектировать" ваш поп-хит.

    По такой структуре написано множество поп-хитов:
    Между прочим так, пишутся и великие рок хиты.

    Иногда чуть с видоизмененной структурой, о которой поговорим ниже.

  • Структура: Интро - Куплет -Второй куплет (Pre-Chorus) - Припев - Куплет -Второй куплет - (Pre-Chorus) - Припев - Бридж - Припев

    Идеальную структуру песни используют и рокеры, часто добавляя туда небольшое интро. Например, так написана песня Numb, In the End, Somewhere I Belong и несколько других хитов Linkin Park.

Linkin Park - Numb
песня начинается с интро, задающее драматичный тон (с 00.00 до 00.20)
затем чуть спокойный куплет (00.20 - 0.39)
затем второй куплет, отличный от первого по вокальной строчке и динамизму. Он создает напряжение перед разрывным припевом - создавая динамику. (0.40 - 0.51) - а затем разрывной припев (0.55), затем вся структура повторяется
но с 2.03 - разрывной бридж, который усиливает кульминацию.
  • Структура: Припев - Куплет - Припев - Куплет - Бридж - Припев - Outro
    Это очень необычная структура, но - эффективная в наше время, когда слушателя необходимо цеплять с первой ноты.
    В этой структуре песня сразу начинается с хука в припеве без интро или куплета. Единственное, второй припев в данном случае будет звучать ярче и динамичнее чем первый припев, чтобы усиливать динамизм произведения. Итак, давайте на примерах.
She Loves You - The Beatles
у легендарной ливерпульской четверки - песня She Loves You сразу же начинается с припева, затем куплет, и затем снова припев.
  • Структура: Интро - Припев - Куплет - Припев - Куплет - Припев - Outro
    Продолжим изучать необычные примеры.
    У группы Arcade Fire в песне Wake Up сначала играется интро (играется один аккорд на гитаре) - затем сразу же звучит припев с инструменталом. После - куплет, снова припев и структура повторяется.
Arcade Fire - Wake Up
песня сразу начинается с припева

Главная задача структуры песни

  • Итак, давайте повторим.
    При выборе структуры песни - самое важное распределить динамику между элементами песни.
    У вас в песне должен быть хук. Хук - самая главная - запоминающаяся часть песни, которая вьется в мозг слушателя.
    Ваша задача - распределить грамотно структуру песни таким образом, чтобы подчеркнуть хук (главный элемент песни), и распределить должным образом внимание слушателя, то подчеркивая хук, то давая от него отдохнуть.

    За счет грамотной структуры песни - ваша задача распределять динамизм в песни, таким образом, чтобы за напряжением (хуком) - следовали более спокойные элементы (например, куплеты), чтобы затем снова нагнетать драматизм (например с помощью второго отличного от первого куплета) и снова возвращать слушателя к хуку в припеве. Как в кино, где режиссер управляет внимание зрителя, совмещая самые напряженные сцены (например, погони в триллере) с более спокойными эпизодами, раскрывающими характер героев, так и при написании песен - необходимо должным образом распределять динамизм за счет продуманной структуры песни.


Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Продумайте структуру вашей песни (мы начали на ней работать с первого урока сонграйтинга, в прошлых уроках вы должны были придумать свою мелодию и к ней подобрать аккорды). Теперь продумайте структуру песни, решите где у вас будет хук (например, в припеве) и какие элементы песни подведут к хуку.
  3. Далее - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.