Организация выступлений

В этом уроке мы разберем как организовать и провести первые выступления на сцене.


Время урока: 5 мин


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст
2) внизу будет домашнее задание (нажмете "следующий урок"- чтобы перейти к ДЗ);
3) после выполнения домашнего задания - переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • Здравствуйте! В этом уроке мы обсудим подготовку к выступлениям и концертам. Ранее мы упоминали, что выступления являются важной частью маркетинга музыканта.
    Несмотря на то, что сейчас они утратили часть своего влияния по сравнению с 80-90-ми годами, выступления остаются важным аспектом жизни любого музыканта.

Значение выступлений

  • Активные выступления помогают музыкантам не только набрать аудиторию, но и начать зарабатывать.

    Как уже обсуждалось в уроке о размещении релизов, музыкальная индустрия в России устроена так, что стриминг не приносит музыкантам значительных доходов.

    Даже если вы топ-артист, основной доход в России приходится на выступления. Например, Spotify и Apple Music уже не так активны на рынке, и фактически только Яндекс Музыка и ВКонтакте выплачивают деньги через партнеров.

    Для начинающих артистов выступления нужны не только для заработка, но и для повышения популярности и привлечения новых слушателей.

    Стандартная схема работы артиста: записать альбом или несколько синглов, дать интервью, отправиться в тур и повторить цикл. За полгода можно охватить множество городов, заработать, вложить часть денег в новый альбом и снова отправиться в тур.

Первые шаги

  • Если вы начинающий артист, вам подойдут любые площадки для выступлений: бары, фестивали молодых музыкантов, открытые площадки. Это шанс набрать аудиторию и снять красивые промо-материалы для социальных сетей.

    Чтобы начать активно выступать, необходимо писать организаторам музыкальных фестивалей, арт-директорам баров и других заведений.

    Составьте шаблон письма с вашими аудиозаписями, треками и видео с выступлениями.

    Если у вас нет опыта выступлений, снимите качественные видео, демонстрирующие ваши музыкальные навыки.

    Немного поговорим о том, кому писать и с какими типами выступлений вам предстоит сталкиваться.
    На начальном этапе вашего творчества вам предстоит взаимодействовать со следующими типами организаторов:

  • Первый тип организаторов — это владельцы баров, которые приглашают музыкантов на выступления. Бары, особенно рок-бары, часто зовут музыкантов на каждый вечер выходных, прося исполнить несколько каверов на известные песни, а также свои собственные песни.

    Это помогает развлечь посетителей и создать приятную атмосферу. Однако такие организаторы обычно не платят деньги за выступления, но могут предложить вам бесплатное питание или процент с бара. Например, если бар заработает 100 тысяч рублей за вечер, вы получите 7-10% от этой суммы. На первых этапах карьеры это может быть полезно для набора опыта и наработки аудитории.

    Второй тип организаторов — это контент-менеджеры и арт-директора фестивалей. На крупных фестивалях вас вряд ли сразу пригласят в качестве хедлайнера, но практически на всех средних площадках есть вторые и третьи сцены, куда можно попасть, если вы действительно талантливы и у вас уже есть какая-то аудитория.

    Кроме средних фестивалей, существует множество региональных фестивалей, где также можно выступить. Хотя на таких мероприятиях нет тысяч посетителей, даже аудитория в несколько сотен человек может быть полезной. Обязательно связывайтесь с организаторами фестивалей. Скорее всего на начальном этапе они не заплатят вам, но могут покрыть транспортные расходы, что тоже важно.

    Третий тип организаторов — это организаторы площадок. Если у вас уже есть аудитория, вы можете договариваться с ними о выступлениях. Это могут быть клубы и другие заведения, но выступать бесплатно здесь не получится. Придется договариваться об аренде площадки.

    Иногда организаторы, увидев ваш спрос, могут потребовать процент от продажи билетов. В этом случае нужно посчитать, что будет выгоднее. Обычно выгоднее взять площадку в аренду. Это может стоить от 5000 рублей до нескольких сотен тысяч, в зависимости от размера площадки. Понятно, что арендовать ВТБ-арену, аренда которой может стоить миллион рублей и выше, нет смысла при наличии всего 100-150 потенциальных посетителей.

    Но можно договориться с небольшим клубом либо об аренде, либо о проценте с дохода бара. В любом случае, с этим сегментом организаторов обязательно нужно подписывать договор.

    Изучите тип договора, особенности площадки и все условия, чтобы избежать неприятных сюрпризов. Ваша задача — не бояться и стремиться выступать перед любой аудиторией на любом этапе вашей карьеры. Соглашайтесь на выступления в барах, на фестивалях и на любых других мероприятиях, где можно привлечь новую аудиторию.

    По мере раскрутки (вас как артиста) - вам предстоит взаимодействовать еще с двумя типами организаторов:
    • Концертные агентства;
    • Клиенты, приглашающие выступить на корпоративах.
    Расскажу о них очень кратко, концертные агентства будут предлагать вам организовать тур, взяв все хлопоты: от аренды площадок, до маркетинга - на себя. В качестве условий - либо все доходы вы отдаете такому агентству (а взаимен оно платит Вам фикс за каждое выступление), либо вы берете % с дохода с каждого выступления.

    Здесь нужно считать и очень тщательно прорабатывать условия сотрудничества (чтобы не быть обманутым).
    Большинство артистов в России предпочитает работать по первой схеме (фиксированный гонорар за концерт).

    Причем гонорар будет отличаться от города. В небольших городах - он будет существенно меньше чем в городах миллионниках.
    Например, концерт в Москве артиста категории B может стоить 400-500 тысяч рублей, в то время как в регионах - сумма будет существенно меньше (например, 100-150 тысяч рублей). Нужно быть к этому готовым.

    Другой тип организаторов - корпораты.

    Такие клиенты работают как и через концертные агентства, так и напрямую.
    Корпораты будут обращаться к вам с предложением выступить на корпоративе (компании) или свадьбе, дне рождения, ином мероприятии. Как правило, сумма выплаты артисту за корпоратив больше чем гонорар за концерт (порой в 2-3 раза). Подробнее о доходах артиста и их разделении мы поговорим в следующих уроках.

Подготовка к выступлению - формирование сет-листа

  • При организации выступлений необходимо учитывать различные возможности, особенно если у вас есть сессионные музыканты.

    Если музыкантов нет, то вам, скорее всего, придется выступать под акустический сет, используя акустическую гитару, фортепьяно или заранее записанную аранжировку. Однако, выступление под заранее записанную аранжировку часто воспринимается аудиторией негативно.

    Выступление под акустическую гитару — это хороший формат, который легко подходит для баров.

    Если у вас есть музыканты, вопрос о формате выступления отпадает сам собой, так как у вас уже есть с кем выступать. В таком случае вы можете смело готовиться к первому выступлению. Давайте обсудим несколько важных моментов.

    Для вашего дальнейшего творчества и выступлений подготовьте концертную программу (сет-лист из песен, которых будете исполнять).

    На начальном этапе, когда у вас еще немного материала, планируете выступление на 30-40 минут, вам вряд ли позволят выступать дольше.

    Если вам не хватает собственного материала - возьмите несколько каверов, то есть песен, которые популярны среди вашей аудитории, и выучите их.

    Постарайтесь добавить в них какую-то необычную фишку, например, сыграть под акустику или изменить аранжировку. Это сделает их более интересными и запоминающимися. Говоря откровенно, если вы выступаете в барах, вам придется играть много каверов и разбавлять их собственными песнями.

    При планировании сет-листа для выступления необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
    1. начинать с заводной, яркой песни (чтобы разогреть публику). Если у вас в репертуаре есть такая (самая динамичная) - лучше начать с нее, чтобы разогреть зрителей.
    2. чередовать лучшие песни с проходными. Важно не дать слушателю (зрителю) вашего концерта заскучать и для этого управлять динамикой выступления. Зная какие песни из вашего творчества лучше всего заходят аудитории (для этого в прошлых уроках мы говорили об аналитике стриминговых платформ) - чередуйте их с менее популярными, чтобы слушатель не заскучал. Пример: поете свою популярную песню, следующая - менее востребованная, а затем снова популярная.
    3. главный хит - откладывайте напоследок. Если в вашем творчестве имеется самая прослушиваемая и любимая слушателем песня, то рекомендуется оставить ее на конец выступления, чтобы "зажечь" прямо перед тем, как покинете сцену. Этот прием - хорошо работает и оставляет у слушателя концерта приятное послевкусие.
    Если посмотрите сет-листы зарубежных звезд, то увидите, что они придерживаются указанных выше рекомендаций.
пример сет листа, Liam Gallagher (в Sora no Hiroba, Osaka, Japan). Артист начинает свой концерт с одной из самых "задорных песен", грамотно чередует свои хиты с менее популярными композициями и заканчивает свое выступление на двух главных хитах "Wonderwall" и "Champange Supernova".

Подготовка к выступлению и саундчек

  • Естественно, до начала концертной деятельности, вам необходимо с музыкантами группы (или сольно, если вы выступаете самостоятельно) - отрепетировать сет-лист. Об этом долго говорить не буду, подготовленность на репетициях (знание партий музыкантами) - залог успешного выступления.

    Перед выступлением необходимо будет приехать заранее (например, за сутки или утром до выступления) и провести саунд-чек.
    Саундчек — это процесс настройки инструментов и всего оборудования перед вашим выступлением.
    Обычно его проводят за день до выступления или за несколько часов до начала.

    Во время саундчека настраивают инструменты, проверяют их громкость и настраивают общий баланс звучания инструментов. Настройку осуществляет звукорежиссер.

    В идеале, со временем, вам стоит нанять своего звукорежиссёра, потому что концертные звукорежиссёры площадок не всегда заинтересованы в вашем творчестве и могут относиться к своей работе пассивно.

    Ваш штатный звукорежиссёр, который хорошо знает ваш тембр и особенности, быстро подберет нужные настройки.
    Если же вы работаете с чужим звукорежиссёром, обязательно проверьте на саундчеке следующие моменты:

    Проверьте громкость голоса: Убедитесь, что ваш голос хорошо слышен. Это ключевой момент, так как вокал должен выделяться среди остальных инструментов.

    Проверьте баланс инструментов: Убедитесь, что баланс инструментов правильный. Не должно быть такого, что один инструмент (например, бас) звучит громче всех остальных, включая вокалиста. В идеале должны быть хорошо слышны басовые, средние и высокие частоты и нет "перевеса" в сторону одних.

    Удостоверьтесь в качестве звука: Сыграйте несколько песен и постарайтесь послушать, как это звучит. Оцените качество вокала и инструментов, и при необходимости, прокорректируйте громкость.

    Проверьте мониторы (при наличии): Убедитесь, что мониторы (если вы их используйте) на сцене работают правильно и каждый музыкант слышит себя и остальных участников группы.

    Настройте микрофоны: Убедитесь, что все микрофоны настроены правильно и нет проблем с их работой.

    Проверьте кабели и соединения: Убедитесь, что все кабели и соединения исправны, нет помех и проблем с подключением.

    Проведите тест звуковых (в частности гитарных эффектов): Если вы используете какие-либо звуковые эффекты или педали, убедитесь, что они работают правильно и настроены так, как вам нужно.
пример: группа U2 играет на полностью пустом стадионе проводя саундчек всех инструментов за сутки до концерта
  • После саундчека заранее приходите в гримерку, готовыми к выступлению.

Рекомендации по проведению выступлений

  • Чтобы ваше выступление прошло ярко и запомнилось зрителям, рекомендую вам придумать свою фишку.

    Чем лучше будет ваша фишка, тем больше вероятность, что ваше выступление произведет впечатление, и благодарная аудитория порекомендует вас своим друзьям.

    Когда вы начинаете выступать, вы можете включить какой-то особый элемент в ваше шоу, будь то танец, трюк или что-то еще. Главное, чтобы у вас была фишка, которая позволит вам выделиться.

    Ниже несколько идей, какую фишку можно использовать.
в качестве яркой "фишки" шоу - поп-музыканты часто приглашают танцоров и помимо яркого вокального номера устраивают целое хореографическое представление
Coldplay в качестве фишки шоу - использует яркие наручные браслеты (которые "загораются" яркими цветами), а также конфетти
  • При этом не обязательно, чтобы фишка вашего выступления была дорогим мероприятием. Вот несколько примеров:
некоторые рок музыканты разбивают гитару или другой реквизит в качестве "фишки" (здесь очень важно быть аккуратным, чтобы не травмировать зрителя и не повредить реквизит, который принадлежит концертной площадке)
группа Green Day в качестве фишки шоу - каждое выступление просит выйти поклонника на сцену и исполнить с ним песню
  • Кроме того, важно действительно вложить душу в музыку во время выступлений. Вы должны показать аудитории, что музыка идет у вас от сердца, что вы горите этим делом.

    Например, если вы исполняете песню о любви, даже если у вас не было подобного опыта, представьте, что в этот момент вы поете с болью, которая рвет вас на части.

    Не обязательно переживать это на самом деле, но артистические навыки необходимо развивать, чтобы убедить аудиторию в своей искренности.

    Когда вы исполняете песню, проживайте каждую строчку, каждую ноту, чтобы зрители могли почувствовать вашу эмоциональную связь с композицией.

    Не перебарщивайте с артистизмом, не кокетничайте и не переигрывайте. Ваша задача — передать эмоции, которые поет лирический герой. Попытайтесь прожить это эмоциональное состояние и передать его слушателям.

    Также продумайте подарок для слушателей, которые придут на ваш концерт. Например, если у вас есть лишняя гитара, которую не жалко подарить, вы можете вручить ее какому-то благодарному зрителю во время выступления.

Первый тур

  • Если ваши выступления становятся регулярными, вам необходимо задуматься о туре и полноценном менеджменте тура.

    Если вас начинают слушать и приглашать организаторы из разных городов, самое время найти тур-менеджера. Вы можете разместить вакансию на таких сервисах, как HeadHunter, или договориться с фрилансерами, которые готовы работать на проектной основе.
    Тур-менеджер будет заниматься связью с организаторами и площадками, а также организовывать ваше выступление. Он возьмет на себя организацию билетов, гостиниц и других логистических вопросов. Если вы переходите к полноценному туру, а это станет понятно, когда начнете получать приглашения от организаторов из разных городов, значит, есть смысл задуматься о полномасштабном туре.

    Первое, что вам понадобится для тура, это райдер.
    Райдер — это документ, содержащий всю информацию о том, как обеспечить ваше выступление. В райдер включаются требования к инструментам, усилителям, микшерному пульту, микрофонам (если вы не возите свои), а также к гостиницам, транспорту и питанию для членов вашей группы.

    На начальном этапе карьеры готового райдера у вас, скорее всего, не будет. Придется выступать с тем, что есть, возможно, используя арендованное оборудование или предоставленное площадкой. Но по мере роста популярности и увеличения числа выступлений вам потребуется четко прописанный райдер.

    Райдер можно разделить на две составляющих:
    • бытовой;
    • технический.

    Бытовой райдер - содержит "хотелки" вас и ваших музыкантов, включая условия проживания, транспорт, питание.
    Постарайтесь в бытовом райдере быть скромнее и не сходить с ума, как некоторые звезды=)
постарайтесь обойтись без включения в райдер чего-то из этого шуточного списка=)
  • Технический райдер включает в себя требования к оборудованию, вплоть до расположения ударной установки на сцене. Обязательно включите в технический райдер:
    • Необходимое техническое оборудование. Перечислите необходимое звуковое и световое оборудование, микрофоны, мониторы, колонки, микшерский пульт и так далее.
    • Схему расположения оборудования на сцене: Очень полезно приложить схему расстановки инструментов и оборудования на сцене.
    • Технические условия: Укажите требования к электропитанию, к стойкам для микрофонов, к спецификации подключений (XLR, jack и т.д.).
    Лучше всего для составления технического райдера привлеките дружеского звукорежиссера, который знаком с вашим творчеством.

    Второе, тур необходимо тщательно спланировать.
    Для успешного тура важно:
    • Играть в крупных городах по выходным. Выступления в четверг, пятницу, субботу и воскресенье наиболее прибыльны. В пятницу и субботу люди охотнее идут на концерты, так как на следующий день не нужно на работу.
    • Сохранять минимум 2 дня между выступлениями: Это поможет избежать перенапряжения и сохранить голос.
    • Планировать "постепенное движение" от города к городу. Старайтесь избегать длительных полетов, так вы сэкономите и силы и деньги. Например, если есть возможность 1 августа выступить в Нижнем Новгороде, 3 августа в Казани, то лучше совместить эти города, чем лететь в Хабаровск (Хабаровск прекрасен, но лучше двигаться по стране "постепенно" от города к городу и избегать долгих перелетов)
    • Иметь контакты фониатров. В городах, где вы будете выступать, важно иметь контакты фониатров, которые могут помочь восстановить голос в случае проблем. Часто из-за перенапряжения могут случиться проблемы с голосом и хороший фониатор за несколько часов может привести голосовые связки в порядок.
    В следующем уроке разберем щепетильную тему - доходы артиста, а пока - ловите домашнее задание.

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. Придумайте сет-лист вашего выступления (ниже будет шаблон);
  3. Придумайте 1-2 фишки (что крутого вы сделаете на выступлении, чтобы запомниться).
  4. По выполнении ДЗ - переходите к следующему уроку.

Шаблон сет-листа для выступления

Песня 1
Песня 2
Песня 3
Песня 4


сыграю на бис:
Песня
Песня

фишка (сюрприз) для зрителя:
Приглашу на сцену зрителя, спою с ним песню и подарю гитару.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.