Первый тип организаторов — это владельцы баров, которые приглашают музыкантов на выступления. Бары, особенно рок-бары, часто зовут музыкантов на каждый вечер выходных, прося исполнить несколько каверов на известные песни, а также свои собственные песни.
Это помогает развлечь посетителей и создать приятную атмосферу. Однако такие организаторы обычно не платят деньги за выступления, но могут предложить вам бесплатное питание или процент с бара. Например, если бар заработает 100 тысяч рублей за вечер, вы получите 7-10% от этой суммы. На первых этапах карьеры это может быть полезно для набора опыта и наработки аудитории.
Второй тип организаторов — это контент-менеджеры и арт-директора фестивалей. На крупных фестивалях вас вряд ли сразу пригласят в качестве хедлайнера, но практически на всех средних площадках есть вторые и третьи сцены, куда можно попасть, если вы действительно талантливы и у вас уже есть какая-то аудитория.
Кроме средних фестивалей, существует множество региональных фестивалей, где также можно выступить. Хотя на таких мероприятиях нет тысяч посетителей, даже аудитория в несколько сотен человек может быть полезной. Обязательно связывайтесь с организаторами фестивалей. Скорее всего на начальном этапе они не заплатят вам, но могут покрыть транспортные расходы, что тоже важно.
Третий тип организаторов — это организаторы площадок. Если у вас уже есть аудитория, вы можете договариваться с ними о выступлениях. Это могут быть клубы и другие заведения, но выступать бесплатно здесь не получится. Придется договариваться об аренде площадки.
Иногда организаторы, увидев ваш спрос, могут потребовать процент от продажи билетов. В этом случае нужно посчитать, что будет выгоднее. Обычно выгоднее взять площадку в аренду. Это может стоить от 5000 рублей до нескольких сотен тысяч, в зависимости от размера площадки. Понятно, что арендовать ВТБ-арену, аренда которой может стоить миллион рублей и выше, нет смысла при наличии всего 100-150 потенциальных посетителей.
Но можно договориться с небольшим клубом либо об аренде, либо о проценте с дохода бара. В любом случае, с этим сегментом организаторов обязательно нужно подписывать договор.
Изучите тип договора, особенности площадки и все условия, чтобы избежать неприятных сюрпризов. Ваша задача — не бояться и стремиться выступать перед любой аудиторией на любом этапе вашей карьеры. Соглашайтесь на выступления в барах, на фестивалях и на любых других мероприятиях, где можно привлечь новую аудиторию.
По мере раскрутки (вас как артиста) - вам предстоит взаимодействовать еще с двумя типами организаторов:
- Концертные агентства;
- Клиенты, приглашающие выступить на корпоративах.
Расскажу о них очень кратко, концертные агентства будут предлагать вам организовать тур, взяв все хлопоты: от аренды площадок, до маркетинга - на себя. В качестве условий - либо все доходы вы отдаете такому агентству (а взаимен оно платит Вам фикс за каждое выступление), либо вы берете % с дохода с каждого выступления.
Здесь нужно считать и очень тщательно прорабатывать условия сотрудничества (чтобы не быть обманутым).
Большинство артистов в России предпочитает работать по первой схеме (фиксированный гонорар за концерт).
Причем гонорар будет отличаться от города. В небольших городах - он будет существенно меньше чем в городах миллионниках.
Например, концерт в Москве артиста категории B может стоить 400-500 тысяч рублей, в то время как в регионах - сумма будет существенно меньше (например, 100-150 тысяч рублей). Нужно быть к этому готовым.
Другой тип организаторов - корпораты.
Такие клиенты работают как и через концертные агентства, так и напрямую.
Корпораты будут обращаться к вам с предложением выступить на корпоративе (компании) или свадьбе, дне рождения, ином мероприятии. Как правило, сумма выплаты артисту за корпоратив больше чем гонорар за концерт (порой в 2-3 раза). Подробнее о доходах артиста и их разделении мы поговорим в следующих уроках.