О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Доходы артиста

В этом уроке мы разберем как формируются доходы артиста.


Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст и
2) внизу будет домашнее задание,
3) после выполнения - переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • Здравствуйте! В этом уроке мы обсудим важную и деликатную тему — доходы музыкантов. Поговорим о том, как зарабатывают музыканты в текущих условиях. Начнем с горькой правды: если ваша цель — заработать на музыке большие деньги, то, к сожалению, это маловероятный сценарий.

    Артистов, которые зарабатывают более ста тысяч рублей на территории России, менее одного процента.

    Я говорю об артистах, зарабатывающих исключительно своим сольным творчеством, то есть выпускающих песни. Музыкальные учителя, сессионные музыканты и звукорежиссеры сюда не включены (хороший частный репетитор может зарабатывать и гораздо большие суммы).

    Но именно артистов, зарабатывающих более ста тысяч рублей свои сольным творчеством, очень мало, возможно, чуть меньше одного процента.

    Поэтому нужно честно ответить себе на вопрос, чего вы хотите. Если хотите заниматься музыкой для удовольствия — это один сценарий.

    Если стремитесь заработать, приобрести популярность и найти своего слушателя, нужно понимать, что не стоит класть все яйца в одну корзину.
    Конечно, вы можете взять кредиты, продать квартиру, уволиться с работы и заняться только музыкой, но вероятность провала велика, поэтому так делать не стоит.
    Не рекомендую бросать работу и ввязываться в сложные финансовые авантюры ради мечты.

    Жить мечтой — это замечательно, и на этом курсе я сделаю всё, чтобы помочь вам реализовать свою мечту о музыкальном успехе. Но в российских реалиях возможности артиста сильно ограничены. Нет ничего плохого в том, чтобы совмещать музыку с другой деятельностью, приносящей доход. Это позволит вам подстраховаться. Если получится - уволитесь, если нет - сохраните доход.

    Вы можете спросить, почему я так критично говорю о российских реалиях. Дело в рынке.

    На американском, европейском или азиатском рынках популярный артист востребован по всему миру, в то время как российские артисты в основном востребованы в странах СНГ.

    В текущих политических условиях российские артисты практически не выступают за рубежом и не продвигаются на международные рынки. Большая часть творчества российских артистов предназначена для российской сцены, поэтому сам объем рынка не является столь большим как за рубежом, поэтому общий доход всех участников рынка ограничен.

Формирование дохода артиста

  • Стриминг:
    Раньше стриминг был значительным источником дохода, так как иностранные сервисы, например Apple Music, активно выплачивали деньги. Сейчас в условиях санкций российским артистам платят Яндекс.Музыка и ВКонтакте. Стоимость одного прослушивания в этих сервисах в разы меньше, чем в Spotify. Например, со 100 тысяч прослушиваний в год вы получите сумму от 500 до 1000 долларов (зависит от аудитории и процента платных прослушиваний).

    Стоимость стрима зависит от популярности исполнителя, контрактных условий, места проживания целевой аудитории, типа подписки пользователя и т. д.. Например, за прослушивание трека пользователем с личной платной подпиской площадка заплатит больше, чем за стрим пользователя со студенческой или семейной подпиской.
    Но тем не менее - нужно понимать, серьезным доход от стриминга становится у артистов, чьи прослушивания близятся к миллиону прослушиваний в месяц, поэтому для большинства музыкантов стриминг НЕ является основным доходом.

    Ниже таблица с примерным расчетом доходов со стриминга в 2024 году (цифры очень примерные, они зависят от соотношения платных подписчиков к бесплатным, а также от региона и страны прослушивания). Но, взяты на основании моего общения с музыкантами и опыта продюсирования.
  • Сольные концерты и туры:
    Концерты - являются ключевым источником дохода отечественных артистов.

    Вы вместе с промоутером организуете тур по городам России. За каждое выступление, например, вы получаете 50 тысяч рублей. За 20 выступлений в году это составит один миллион рублей. Как правило, этот гонорар выплачивает вам организатор, который берет на себя все расходы на аренду зала, маркетинг, логистику, размещение и питание.
    Артисту выгодно откатать тур в как можно большее количество городов, чтобы заработать. Многие артисты "категории B" в России так и живут "записали альбом - поехали в тур, заработали на запись нового альбома и снова в тур".

    Схемы сотрудничества с организаторами могут быть разными (например, % с продажи билетов или фиксированное роялти артиста за каждый концерт), как мы уже обсуждали в предыдущем уроке. Также существуют корпоративы и выступления на фестивалях.

    Причем нужно понимать, что в турах, с точки зрения дохода, есть ключевые города.
    Ключевые города — это города-миллионники. Когда вы едете в тур по Москве, Санкт-Петербургу, Казани, Екатеринбургу, вы зарабатываете существенно больше, чем в небольших городах.

    Это объясняется большей платежеспособностью и количеством ваших поклонников, поскольку в Москве живет больше людей, чем в других городах. Ваша задача — вместе с организаторами проработать справедливое разделение дохода, чтобы получить максимальную долю от выступлений в крупных городах, и организовать туры так, чтобы максимально успешно выступить и заработать, охватив в первую очередь крупные города и крупные фестивали.

пример анонса тура группы. Обратите внимания, стараются плотно "ставить даты". При этом выходные приходятся на крупные города (например на четверт и пятницу Ростов и Краснодар).
  • Корпоративы:
    Корпоративные выступления более редки и в основном касаются успешных артистов, но и артисты небольшой величины также могут быть приглашены на корпоративы.

    Корпоративы организуют либо частные лица (например, на свадьбу богатого бизнесмена, чья дочка вас слушает), либо компании.
    В основном корпоративы проводятся на праздники: Новый год, 8 марта, 23 февраля.
    Корпоративы оплачиваются юридическими лицами или ИП. В свое время в одной из московских IT-компаний, с которой мы работали, даже звали Славу КПСС на корпоратив. Так что артисты - востребованы разные, даже самые не форматные (тут очень многое зависит от руководства компании, которая заказывает артиста).

    Даже андеграундные артисты попадают на корпоративы в крупные компании.
    На корпоративах платят существенно больше, чем за обычные выступления. Если за обычный концерт вы можете получить, допустим, 50 тысяч рублей, то за корпоратив — 200-300 тысяч.

    Пример: Шнур из группы "Ленинград" хвастался, что на обычных концертах он получает 40-50 тысяч долларов за город, а на корпоративах — порядка 100-120 тысяч. При этом Шнур делит эти деньги между музыкантами, продюсерами, агентами, юристами и всей большой командой, которая работает с ним, а далеко не все кладет себе в карман.

    Для того чтобы организовывать корпоративы и эффективно продавать свои услуги организаторам, недостаточно просто указать свою почту и ждать предложений от компаний. Вам необходимо найти менеджера вашей группы. Это должен быть опытный человек, который ранее занимался менеджментом артистов и сможет взять на себя все организационные вопросы.

    Роль менеджера группы
    Менеджер вашей группы должен заниматься следующими задачами:
    1. Заключение договоров с концертными площадками, заказчиками корпоративов и концертными агентствами. Менеджер берет на себя заключение всех договоров на выступления, включая корпоративные мероприятия.
    2. Организация выступлений: вместе с тур-менеджером он организует все аспекты выступлений, от логистики до размещения и питания. Как правило, для этого менеджер взаимодействует либо с концертным агентством (с которым заключается договор) либо с организаторами площадок.
    3. Контроль оплаты: менеджер следит за тем, чтобы все оплаты от организаторов поступали своевременно и в полном объеме.
    В небольших командах роль менеджера часто может выполнять продюсер, совмещая обе функции. Однако в крупных командах, когда артист уже раскручен, роли обычно делегируются по узкой специализации. Например, у Сергея Шнурова есть:
    • Тур-менеджер и его помощник;
    • Менеджер по продажам корпоративов и мероприятий;
    • Руководитель пиар-службы;
    • Звукорежиссер и его команда техников (они ответственны за звук на площадке, а также за все инструменты и аппаратуру);
    • Продюсер;
    • Личные помощники;

    У западных артистов категории А такие команды могут насчитывать сотни людей.
    Например, в туре с группой U2 "катаются" около 150 человек, включая гитарных техников (обслуживают гитары), специалистов по свету и эффектам, звукорежиссеров, и даже личные врачи в том числе и фониатор.

    Такой подход позволяет эффективно управлять всеми аспектами карьеры артиста и обеспечивает его успех на всех уровнях.

    Вам, на начинающем уровне - нет смысла раздувать штат, но задуматься об отдельном специалисте - стоит.


роли в проекте
  • Участие в фестивалях
    Хуже всего платят на фестивалях. Как правило, организаторы большинства небольших фестивалей стараются договориться с артистом за бартер или платят ему небольшую сумму.

    Но зато фестивали позволяют набрать дополнительную аудиторию и расширить круг ваших слушателей. Это происходит потому, что на фестивали приходит не только ваша целевая аудитория, но и множество других людей, которых вы можете впечатлить своей игрой.

    Поэтому рекомендуется грамотно распределить свой график выступлений, чтобы затрагивать и крупные фестивали, и сольные площадки.

    Здесь стоит учитывать большую разницу: в музыке есть сезонность. Например, летом активно проводятся фестивали практически каждую неделю в разных городах России.

    В то время как зимой артисты чаще выступают на закрытых площадках, в клубах и на корпоративах, поскольку летом слушатели реже ходят на сольные концерты, предпочитая фестивали и различные летние мероприятия.

    Летом людям не хочется сидеть в закрытых помещениях, а фестивали позволяют провести время на свежем воздухе, организовать пикник и получить незабываемые впечатления.

    Это нужно учитывать при планировании вашей деятельности, так как разница в доходах может быть значительной. Например, для артистов, заточенных на выступления на корпоративах и сольных концертах, самое "хлебное" время — это осень и начало зимы, особенно декабрь. В это время активно продаются сольные концерты, так как летние активности заканчиваются. Начало зимы также выгодно, потому что множество предновогодних мероприятий и корпорации активно покупают артистов для выступлений на корпоративных праздниках.

    Поэтому, мой совет, планируйте свой доход на основании сезонности. Вот пример: за выступление в клубе в регионе вы можете получить 30 тысяч рублей, а за выступление в столице или крупном городе можно договориться с организатором на 100 тысяч рублей. Размер гонорара зависит от вашей популярности. Если вы начинающий артист, ваши гонорары будут небольшими — "стаканчик воды и греческий салатик с приправкой". Но если вы начинаете набирать популярность и у вас появляется аудитория, ваши гонорары могут вырасти в разы. За выступление на корпоративе можно запросить 200 тысяч рублей. На фестивале вам могут заплатить 30 тысяч, но зато вы получите большую аудиторию.
    Соответственно, чередуйте выступления на фестивалях с частными площадками, а на осенне-зимний период сосредотачивайтесь на корпоративах и крупных сольных концертах (в мегаполисах), чтобы увеличить свой доход.

Маркетинговые мероприятия

  • Еще одной статьей дохода являются маркетинговые мероприятия. Они в основном касаются артистов категорий А и Б. Артистов можно условно разделить на четыре категории:
    1. Категория D: начинающие музыканты, которые не приобрели известности.
    2. Категория C: музыканты с небольшой локальной аудиторией, на выступления которых ходит 100-200 человек, но которые постепенно набирают своих слушателей.
    3. Категория B: артисты, близкие к звёздным. Они имеют стабильную аудиторию, собирают до тысячи человек на концерте, их приглашают на фестивали и рекламодатели, но гонорары у них не такие высокие.
    4. Категория A: Звезды. Это артисты, которые зарабатывают больше всего, имеют самые дорогие гонорары, их активно приглашают на различные мероприятия и шоу. Они зарабатывают в десятки, а иногда и в сотни раз больше, чем артисты других категорий.
    5. Категория А+: Звезды мировой величины или "главные" звезды страны. Про них, мы говорить не будем.
    Чем выше у вас категория - чем чаще и "жирнее" вы будете получать маркетинговые предложения о сотрудничестве.
    Рекламные предложения делятся на простые и эксклюзивные. Простые предложения включают размещение рекламных постов в социальных сетях, съемку коротких YouTube-роликов или интеграцию в блоге.

    Стоимость таких реклам зависит от вашей категории как артиста и может начинаться от десятка тысяч рублей до нескольких сотен тысяч.

пример, певица "продала" право использовать свой образ в рекламе безалкогольного напитка
  • Эксклюзивные предложения — это когда вы становитесь амбассадором бренда. Вы заключаете договор с брендом и становитесь его лицом. Например, Иван Ургант стал главным лицом Альфа-банка и получил за это, по слухам, несколько миллионов долларов. Взамен он обязался участвовать во всех рекламных мероприятиях и не рекламировать услуги других финансовых организаций. Такие же контракты подписывали Айова с Мегафоном, Руки Вверх и другие артисты.
самый известный пример эксклюзивного контракта "Нагиев и МТС". Дмитрий стал лицом бренда и подписал контакт и стал лицом бренда (от съемки во всех рекламных роликах, до размещения практически на всех баннерах по всей России).
  • Когда вы начинающий артист, не стоит ожидать таких контрактов сразу. Но по мере продвижения они будут появляться. Отнеситесь к ним внимательно, пригласите юриста и тщательно проработайте условия. Эксклюзивный контракт обычно содержит две составляющих: единовременную выплату и месячное абонентское обслуживание за поддержание контракта. Например, подписав эксклюзивный контракт с банком, вы можете получить 10 миллионов рублей единовременно и еще по 500 тысяч каждый месяц в течение года за участие во всех промо-кампаниях.

Мерч

  • Еще одним способом дохода артиста является мерч.
    Мерч как правило - это побочный доход. Больших денег в России мерч не приносит, поскольку у нас в стране нет такой культуры ношения мерча, как за рубежом. Однако, футболки, свитшоты, сумки и даже носки с фирменным логотипом или цитатами очень хорошо продаются именно на концертах. Для этого часто возле входа даже делается специальная палатка.
    Мерч, как правило, делается в коллаборации с производителем. Взамен артист получает процент (от 20 до 40% от стоимости одежды - процент зависит от производителя и уровня артиста).

мерч может включать футболки, свитшоты, карточки, перчатки, полотенца, плакаты, чехлы для смартфонов, сумки, подушки и другую сувенирную продукцию
  • Рекомендуется прежде чем производить массовую продукцию - провести тестирование. А именно, сделать несколько образцов, организовать фотосессию и начать собирать предзаказы в социальных сетях. Так вы сможете оценить реальный спрос на товар.

Разделение доходов

  • Теперь перейдём к вопросу распределения доходов. Это очень деликатный вопрос. Если у вас есть продюсер, который вкладывает деньги в ваш проект и пишет ваши песни, будьте готовы отдавать ему минимум половину доходов, а то и больше.

    Я знаю продюсеров, которые берут до 80% с доходов артиста. В 90-е годы продюсеры брали и по 90%, как бы каламбурно это ни звучало. Современные продюсеры немного либеральнее, но будьте готовы отдавать львиную долю доходов.
    Например, я работаю с артистами в формате 55 на 45 после вычета моих расходов.

    Взамен продюсер финансирует все мероприятия, а также сессионных музыкантов, которые выступают вместе с вами.
    Если у вас нет такого продюсера и вы сами финансируете свою раскрутку, то вы и сами себе продюсер и сами несете все расходы. Однако, вы можете нанять менеджера, который будет организовывать репетиции, вести переговоры с рекламодателями и концертными площадками, а также турменеджера для организации концертов.

    Готовьтесь закладывать менеджеру зарплату и проценты от доходов. Например, 10% со всех доходов плюс фиксированную зарплату. Менеджер будет продавать ваши услуги музыкальным и маркетинговым агентствам.

Разделение доходов между менеджером и продюсером

  • Если вы привлекаете менеджера или турменеджера, будьте готовы платить им проценты от доходов. Процент менеджера варьируется в зависимости от его важности в коллективе. Если вы сольный артист и сами пишете песни, это может быть несколько процентов. Если роль менеджера значительна и он имеет хорошие связи, вы можете давать ему 15-20% с доходов

    Другой вариант — когда у вас есть сопродюсер. Например, вы сами пишете песни и софинансируете проект, но у вас есть еще продюсер, который тоже вкладывает деньги и предоставляет студию звукозаписи. Такая модель более либеральна, и в таком случае рекомендуется равное распределение доходов, но у кого-то должен быть контрольный пакет. Распределение 50 на 50 редко работает из-за возможных конфликтов.

    Возникает конфликт, если у вас равное количество голосов при принятии решений. Лучше при заключении контракта распределить доходы таким образом, чтобы кто-то имел контрольный пакет, например, 51%, а другой 49%. Это зависит от доверия и вклада каждой стороны.

    То же самое касается участников группы. Частая ошибка — равное распределение долей между всеми участниками группы. Например, басист, ударник, гитарист и вокалист получают по 25%. Но потом выясняется, что кто-то не ходит на репетиции или не вкладывает усилия, и вся нагрузка ложится на одного-двух человек.

    Поэтому лучше выбрать лидера группы, который финансирует студию, продвижение или пишет песни.
    Лидер группы — это человек, который либо финансирует деятельность группы, либо пишет песни.

    В редких случаях равномерное распределение доходов оправдано. Например, если все участники группы одинаково вкладываются в проект и работают вместе с детства, как это было у группы U2, где все делили доходы поровну и еще отдавали часть продюсеру.

    Пример из жизни
    Если студийные записи альбома стоят 100 тысяч рублей, а в группе четыре участника, каждый вкладывает по 25 тысяч рублей. В таком случае распределение доходов поровну справедливо. Но если нет равенства в создании материала или финансировании, выберите лидера и распределите доходы по уровню вклада. Например, гитарист, который пишет песни, получает 35%, вокалист — 30%, остальные деньги делятся между барабанщиком и басистом. Если кто-то из группы уходит, он теряет свой доход. Это может показаться жестоким, но это справедливо.

    Члены группы могут возмущаться, почему кто-то получает больше, но ответ прост — потому что этому человеку легче найти замену. В условиях интернета найти хороших музыкантов не так сложно.

    Ключевым, и как правило, неизменным звеном успеха является вокалист (если он узнаваем) и автор песен (если у него имеется авторский стиль, за который вас любит слушатель). При их потери (уходе вокалиста или автора песен) - вероятность "развалиться" крайне высокая. Остальные музыканты - заменимы.
  • Взаимоотношения внутри группы
    Выяснение отношений внутри группы может быть большой проблемой.

    Я, если честно, работаю очень цинично, возможно, поэтому у меня и нет друзей.
    Я никогда не договариваюсь с музыкантами на доходы с проекта, кроме моего звукорежиссера, с которым я работаю давно. Я, как продюсер, подписываю договор с моим артистом и даю % звукорежиссеру со стриминга.
    Остальные музыкантов я нанимаю на проект, платя им за сессионные записи и репетиции.

    Например, я плачу 2000 рублей за час работы барабанщика в студии, он записывает песню за два часа, затем я плачу ему 2000 рублей за репетицию и 5000 рублей за концерт. Мне не нужно делить с ним доходы или выяснять отношения. Я заплатил, дал партитуру, пожелал доброго вечера и расстался. Это проще, чем ссориться с музыкантами внутри группы.

Как оформить доходы?

  • Если вы только начинаете свою карьеру и у вас еще нет больших доходов, стоит рассмотреть возможность оформления себя как самозанятого. Это наиболее простой и менее затратный способ легализовать свою деятельность.

    Особенности самозанятости:
    • Налоговая ставка составляет 4% на доходы, полученные от физических лиц, и 6% на доходы от юридических лиц и ИП.
    • Нет необходимости вести сложную бухгалтерию и подавать декларации.

    Оформить самозанятость можно через мобильное приложение "Мой налог" или на сайте налоговой службы. Площадки и организаторы имеют право платить вам за выступления, а вы, в свою очередь, будете платить налог в размере 6% со всех ваших доходов от юридических лиц.

    Индивидуальный предприниматель (ИП)
    Если ваши доходы начинают расти и деятельность становится более стабильной, имеет смысл открыть ИП. Это позволит вам вести бизнес более официально и расширит возможности для сотрудничества с крупными организациями.

    Особенности ИП:
    • Ежегодно нужно уплачивать фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
    • Налоговая ставка по упрощенной системе налогообложения (УСН) может составлять 6% с доходов или 15% с разницы между доходами и расходами.
    • В ИМ можно нанимать сотрудников (например, тур менеджера)
    • Более сложная бухгалтерия по сравнению с самозанятостью.
    При регистрации ИП вы сможете подписывать договора с участниками группы и контрагентами, оформляя все доходы и расходы на ИП. Это дает вам больше гибкости в управлении финансами.

    Юридическое лицо (ООО)
    Создание юридического лица целесообразно, если у вас много музыкантов и партнеров, каждый из которых вносит значительный вклад в творчество и развитие проекта. Этот вариант подходит для более крупных коллективов и серьезных проектов.

    Особенности ООО:
    • Возможность разделения долей между участниками.
    • Оформление доходов и расходов на юридическое лицо.
    • Более сложная бухгалтерия и отчетность.
    • Возможность привлечения инвестиций и партнеров.
    При создании ООО вы подписываете устав и учредительный договор, в котором прописываются доли каждого участника. Это позволяет четко регулировать права и обязанности всех членов группы.
    Налоги для ИП и юридических лиц

Заключительное слово

  • В этом уроке мы обсудили, как музыканты могут зарабатывать и эффективно управлять своими доходами.

    Во-первых, важно понимать сезонность музыкальной индустрии и планировать свои выступления и финансовые потоки в соответствии с ней.

    Во-вторых, начинайте свою карьеру с оформления самозанятости, а по мере роста доходов переходите на ИП или создавайте ООО для более сложных и крупных проектов. Тщательно распределяйте доходы внутри группы, учитывая вклад каждого участника, и всегда заключайте договоры, чтобы избежать конфликтов. Наконец, учитывайте налоги и другие финансовые обязательства, чтобы обеспечить стабильное и прозрачное ведение бизнеса.

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Переходите к последнему "заключительному уроку" нашего курса.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.