О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Отхождения от классической гармонии, популярные приемы

В этом уроке мы разберем основные исключения от классической гармонии и научимся их применять, чтобы сделать ваши песни разнообразными.

Время урока: 20 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Вводное слово

  • В этот уроке мы разберем основные исключения и популярные приемы отхождения от классической гармонии, которые позволят вам писать более оригинальные и узнаваемые песни.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст и смотрите видео к упражнениям;
3) внизу будет домашнее задание, делайте его каждый день по 15-30 минут;
4) отпишитесь об успешном выполнении домашнего задания мне в личку (ниже будут контакты);
5) через неделю переходите к следующему уроку.

Повторим классическую гармонию

  • Прежде чем начать - кратко повторим тему прошлого урока (буквально в 3 минутах).

    Чтобы гармонизировать мелодию - нам необходимо подобрать к ней аккорды. При этом существуют определенные рекомендации по подбору таких аккордов, которые можно сыграть поверх мелодии, чтобы ее гармонизировать. Такие рекомендации называют "классическая гармония".
    Классическая гармония - серия рекомендаций, которые советуют нам:
    1. соблюдать правила тональности песни или музыкального фрагмента (играть только те ноты, которые "вписываются" в лад выбранной тональности. Например, в Ре мажоре играть и петь ноты (в том числе аккорды, чьи ноты вписываются в Ре мажор).
    2. для соблюдения пункта 1 мы используем кварто-квинтовый круг. Находим на нем нужную тональность и видим рядом с ней соседние аккорды. Эти соседние аккорды содержат те ноты, которые вписываются в ноты тональности, в которой мы хотим находится. Значит, играя их - мы будем находится в выбранной тональности.
    Например, выбрав тональность Ми минор, мы будем играть поверх Ми минорной мелодии аккорды, ноты которых вписываются в Ми минорную тональность. Такие аккорды расположены рядом с Ми на кварто квинтовом круге.


вот пример
  • 3. Классическая гармония рекомендует начинать поверх придуманной мелодии играть тонику (первый аккорд), а заканчивать аккордовую прогрессию на IV или V аккорде (по счету от тоники в установленном ладу).

    На кварто-квинтовом круге такие аккорды расположены в левой половине круга следующим образом (слева/сверху - субдоминанта или справа/ снизу - доминанта), а в правой половине круга сверху доминанта, снизу субдоминанта). В минорных тональностях все также. Ниже примеры.

  • Так, классическую гармонию мы разобрали.
    Рекомендации ее поняли, но давайте признаем честно.

    Жить в мире, где все строго по правилам, было бы очень скучно.
    Кроме того - без нарушения принятых устоев искусство не двигается.

    Приведу пример, в 1306 году великий Итальянский живописец Джотто - написал картинку "Оплакивание Христа" следуя общепринятым и утвержденным канонам, которые были распространены в живописи 14 века.
    Их утвердила христианская церковь и несмотря на новаторство Джотто (перспектива лиц и передача эмоций) картина выглядит двухмерно и написана в строгом общепринятом тогда стиле живописи Проторенессанса.
  • Так вот, кто создавал свою картину в X веке на тему оплакивания Христа, очень чётко соблюдал правила классической гармонии того времени, то есть строгие фигуры, плоскость изображения. Правда, лица у него получились объёмные, за что его критиковали. Тем не менее, картина написана по строгим правилам классической гармонии того века.

    Другая, тоже не менее великая картина, написана уже другим художником – Рубенсом в XVII веке. Она тоже посвящена теме оплакивания Христа. Но, как вы видите, картины производят совершенно разное впечатление, хотя, казалось бы, оба автора рассказывают об одних и тех же событиях, на них представлены одни и те же святые и сам Христос.

    Картина выглядит уже как фотография, реалистичное, мрачное изображение, в котором прекрасно видно перспективу (объем изображения), видна мрачная натуралистичность и в отличие от Джотто (всего то 350 лет назад) подобраны сумрачные, жуткие цвета.


  • То же самое с музыкой. Классическая гармония - это хорошо и, безусловно, нужно уметь её применять. Мы с вами сегодня разобрались, как это делать. Но нужно не бояться экспериментировать и совершенствовать гармонию. Поскольку, если бы художники остановились только на том стиле, в котором писал Джотто, при том что, подчеркну, ничего плохого в этом стиле нет, он тоже замечателен. Джотто - великий художник. То живопись никуда бы она не двигалась. Не было бы у нас с вами в будущем ни Ван Гога, на Сезанна, ни Пикассо, ни Сальвадора Дали и других великих художников.
    Поэтому нужно не бояться отходить от классической гармонии.


    PS: важно отметить, я с любовью и уважением отношусь ко всем религиям и очень люблю как и Джотто, так и живописцев позднего Ренессанса. Мои уроки посвящены именно искусству сонграйтинга, никак не затрагивают религии и относятся с уважением ко всем вероисповеданиям и жанрам искусства. Считаю одинаково великим и Джотто и Рубенса, просто у них разный стиль.

    Итак, начнем.

Отхождение первое - не обязательно начинать с тоники.

  • Нам не обязательно начинать аккордовую последовательность в песне с тоники. Пример в песне Green Day - Boulevard Of Broken Dreams последовательность аккордов в припеве начинается с ре бемоль - это шестой аккорд от тоники, заканчивается на тонике на Фа диез минор.

  • Иными словами, в припеве играются аккорды Фа диез минорной тональности, но аккордовая прогрессия припева НЕ начинается с тоники (Фа диез минорного аккорда), а на ней заканчивается (а начинается с VI аккорда от тоники - субмедианы).

  • И таких примеров в поп и рок музыке - очень много

    Например, припев песни Viva La Vida также содержит такую же прогрессию
    Припев в Фа миноре, .

  • Ниже - расписана аккордовая прогрессия.
    Сама песня написана в Фа миноре, но аккордовая прогрессия начинается с VI аккорда Ре бемоль.

  • Такое прием может создать ощущение "зацикленности" аккордовой прогрессии. Чтобы у слушателя создалось желание переслушать ее вновь и вновь.

Отхождение второе - не обязательно заканчивать на субдоминанте или доминанте

  • Не обязательно нам с вами заканчивать нашу с вами композицию на субдоминанте или доминанте. Мы можем ее закончить на любом аккорде, который вписывается в правила тональности.

    Вот несколько примеров из русского рока, допустим, песня группы Сплин "Выхода нет" (19:16): "Скоро рассвет, выхода нет, ключ поверни и полетели, нужно писать в чью-то тетрадь кровью, как в метрополитене".

    Здесь вся песня написана в Ми миноре, но последний аккорд, на котором мы с вами заканчиваем нашу аккордовую прогрессию, не субдоминанта и не доминанта, а Ре, то есть седьмой аккорд от тоники.


слушайте с 1 минуты 44 секунды, когда начинается припев
  • И этот седьмой аккорд от тоники (VII) создаёт сильное напряжение и так и хочет завершиться в тонику.

    Хотя с точки зрения классической гармонии мы должны были закончить на субдоминанте или доминанте (либо на Ля минор, либо на аккорде Си минор), а вместо этого заканчиваем на 7 аккорде от тоники - Ре мажор.

  • Такой прием дает нам сильное напряжение, что может быть очень эффективно.
    Последний аккорд так и хочет "разрешится" в тонику, что вместе с перегруженными гитарами в песне звучит очень круто и создает ощущение "освобождения".

Отхождение третье - заимствуем аккорды

  • Ещё одним популярным отхождением от правил классической гармонии является возможность заимствовать аккорды, то есть брать аккорд из других тональностей. И здесь разберём с вами несколько примеров. Про это у нас, кстати, будет один большой урок, поэтому долго говорить не будем, но пару примеров разберём

    Итак, что такое заимствованный аккорд.
    Это аккорд, который содержит одну или несколько нот, которые не вписываются в формулу лада той тональности, в которой их хотят поместить.

    Например, представьте. Вы написали песню в Ля миноре.
  • А тут я взял и неожиданно добавил в прогрессию аккорд Фа минор, который содержит ноты Фа (1 тоника) - Ля бемоль - До.
  • Такой аккорд будет звучать очень противоречиво и создавать сильное напряжение, поскольку нота этого аккорда Ля бемоль НЕ вписывается в Ля минорную тональность нашей песни (ноты Ля минорной гаммы: Ля- Си- До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля на октаву выше).
    Такой аккорд, содержащий одну или несколько нот НЕ из тональности музыкального фрагмента, называют заимствованным. Иными словами, это аккорд - который содержит одну или несколько нот, которые не вписываются в тональность песни.

    Заимствованные аккорды используются для:
    • Добавления гармонического разнообразия
    • Создания неожиданных и интересных переходов
    • Усиления эмоционального воздействия мелодии

  • Добавление заимствованного аккорда из родственной тональности создает напряжение, драматизм. Приведем пример.
    В куплете культовой песни House of the Rising Sun заимствуется аккорд Ре мажор из соседней тональности (Ре). Он создает сильное напряжение, тревогу.

слушать с начала песни
  • Сама песня написана в Ля миноре, но в ней мы заимствуем один аккорд, который НЕ вписывается в Ля минорную тональность - аккорд Ре мажор (он содержит ноту Фа диез, которая не вписывается в тональность Ля минор, состоящую из нот Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля).

  • Про заимствованные аккорды у нас будет отдельный большой урок.

Отхождение четвертое - меняем тональность песни

  • Не обязательно делать так, чтобы всю песню была одна тональность.
    Мы можем менять тональность элементов песни, чтобы придать ей большего динамизма.

    Например, куплет песни и Вас может быть написан в одной тональности, а припев в другой. Бридж песни - в третьей.
    Такой прием - называется модуляцией.

    Естественно на тему модуляции, у нас будет отдельный большой урок. Пока кратко поговорим о ней.

    Пример: куплет песни Sweet Child O Mine, о которой мы говорили в прошлых уроках и на ней разбирали основы музыкальной теории написан в Ре бемоле.
    Припев же песни - написан в Ля бемоле. Таким образом осуществляется модуляция


слушать с начала песни
  • Смена тональности (в куплете она Ре бемоль, в припеве Ля бемоль) - создает напряжение и позволяет отделить припев от куплета.
    Этот прием часто используется в поп и рок музыке.

    Ниже разбор - как сделана модуляция в песне.
вот схема осуществления модуляции.

Примечания:
аккорды в песне (где текст) указаны без бемоля, поскольку наличие понижения всей партии на полтона указано в настройке гитары (гитара в песне настроена на полтона). При этом саму аккордовую прогрессию на кварто-квинтовом круге я сразу разместил в соответствующей тональности (бемольной), поскольку гитары в песне изначально настроены на пол тона ниже.

Также если обратите внимание, в песне имеются заимствованные аккорды (аккорд До мажор - в Ре бемоль мажорном припеве)
  • Еще раз - теме модуляции мы посвятим отдельный большой урок. Пока - кратко.


Отхождение пятое - добавляем вкусные аккорды

  • Нам не обязательно использовать в песне только мажорные и минорные аккорды.
    Мы можем добавлять вкусные аккорды.
    Ранее в прошлых уроках мы разбирали SUS аккорды и септаккорды.

    Их добавление, а также добавление других вкусных аккордов - поможет разнообразить песню.
    Вкусный аккорд - это такой же мажорный или минорный аккорд, который вписывается в тональность песни, но в аккорд добавляется дополнительная нота.

    Например, в припеве песни Hey Jude - Beatles, которая написана в Фа мажоре - играются аккорды Ми бемоль (Eb), Си бемоль (Bb).
    Но в эти аккорды добавляются вкусные ноты.
    Например в аккорд Ми бемоль (Eb) добавляется 6 нота от тоники аккорда (нота До), а в аккорд Си бемоль - добавляется 9 нота от тоники аккорда - нота До на октаву выше.
    Эти добавленные ноты, как и аккорды вписываются в Фа мажорную тональность (за исключением аккорда Ми бемоль, он заимствованный). Тем не менее они делают аранжировку интереснее.

    В уроках про септаккорды и SUS аккорды - вы можете повторить тему вкусных аккордов.
    Про нее в контексте написания песен мы еще поговорим.


Видео версия урока

  • Тему отхождения от гармонии мы начинаем с 16.35.
    Мотайте на этот таймкод


Домашнее задание

У этого урока его не будет. Мы сразу перейдем к более подробному исследованию отклонений от классической гармонии, а именно изучим заимствованные аккорды.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.