Отступления от классической гармонии, популярные приемы

В этом уроке мы разберем основные исключения от классической гармонии и научимся их применять, чтобы сделать ваши песни разнообразными.

Время урока: 20 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Вводное слово

  • В этот уроке мы разберем основные исключения и популярные приемы отхождения от классической гармонии, которые позволят вам писать более оригинальные и узнаваемые песни.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст и смотрите видео урок;;
2) внизу будет домашнее задание, делайте его каждый день по 15-30 минут;
3) через неделю переходите к следующему уроку.

Повторим классическую гармонию

  • Прежде чем начать - кратко повторим тему прошлого урока (буквально в 3 минутах).

    Чтобы гармонизировать мелодию - нам необходимо подобрать к ней аккорды. При этом существуют определенные рекомендации по подбору таких аккордов, которые можно сыграть поверх мелодии, чтобы ее гармонизировать. Такие рекомендации называют "классическая гармония".
    Классическая гармония - серия рекомендаций, которые советуют нам:
    1. соблюдать правила тональности песни или музыкального фрагмента (играть только те ноты, которые "вписываются" в тональность песни на основании лада). Например, в Ре мажоре играть и петь ноты (в том числе аккорды, чьи ноты вписываются в Ре мажор).
    2. для соблюдения пункта 1 мы используем кварто-квинтовый круг. Находим на нем нужную тональность и видим рядом с ней соседние аккорды. Эти соседние аккорды содержат те ноты, которые вписываются в ноты тональности, в которой мы хотим находится. Значит, играя их - мы будем находится в выбранной тональности и не нарушать правила гармонии. Например, выбрав тональность Ми минор, мы будем играть поверх Ми минорной мелодии аккорды, ноты которых вписываются в Ми минорную тональность (на основании правил минорного лада). Такие аккорды расположены рядом с Ми на кварто квинтовом круге.


вот пример
  • 3. Классическая гармония рекомендует начинать поверх придуманной мелодии играть тонику (первый аккорд), а заканчивать аккордовую прогрессию на IV или V аккорде (по счету от тоники в установленном ладу).

    На кварто-квинтовом круге такие аккорды расположены в левой половине круга следующим образом (слева/сверху - субдоминанта или справа/ снизу - доминанта), а в правой половине круга сверху доминанта, снизу субдоминанта). В минорных тональностях все также. Ниже примеры.

  • Так, классическую гармонию мы разобрали.
    Рекомендации ее поняли, но давайте признаем честно.

    Жить в мире, где все строго по правилам, было бы очень скучно.
    Кроме того - без нарушения принятых устоев искусство не двигается.

    Приведу пример, в 1306 году великий Итальянский живописец Джотто - написал картинку "Оплакивание Христа" следуя общепринятым и утвержденным канонам, которые были распространены в живописи 14 века.
    Их утвердила христианская церковь, и несмотря на новаторство Джотто (перспектива лиц и передача эмоций), картина выглядит двухмерно и написана в строгом общепринятом тогда стиле живописи Проторенессанса.

  • джотто чётко соблюдал правила классической гармонии того времени, то есть строгие фигуры, плоскость изображения. Правда, лица у него получились объёмные, за что его критиковали. Тем не менее, картина написана по строгим правилам классической гармонии того века.

    Другая, тоже не менее великая картина, написана уже другим художником – Рубенсом в XVII веке. Она тоже посвящена теме оплакивания Христа, но, как вы видите, картины производят совершенно разное впечатление, хотя, казалось бы, оба автора рассказывают об одних и тех же событиях, на них представлены одни и те же святые и сам Христос.

    Картина выглядит уже как фотография, реалистичное, мрачное изображение, в котором прекрасно видно перспективу (объем изображения), видна мрачная натуралистичность и в отличие от Джотто (всего то 350 лет назад) подобраны сумрачные, жуткие цвета.



  • То же самое с музыкой. Классическая гармония - это хорошо и, безусловно, нужно уметь её применять. Мы с вами в прошлом уроке разобрались как это делать.

    Но нужно не бояться экспериментировать.
    Если бы художники остановились только на том стиле, в котором писал Джотто, при том что, подчеркну, ничего плохого в этом стиле нет, он тоже замечателен. Джотто - великий художник. То живопись никуда бы она не двигалась. Не было бы у нас с вами ни Ван Гога, на Сезанна, ни Пикассо, ни Сальвадора Дали и других великих художников.
    Поэтому нужно не бояться отходить от классической гармонии.


    PS: важно отметить, я с любовью и уважением отношусь ко всем религиям и очень люблю как и Джотто, так и живописцев позднего Ренессанса. Мои уроки посвящены именно искусству сонграйтинга, никак не затрагивают религии и относятся с уважением ко всем вероисповеданиям и жанрам искусства. Считаю одинаково великим и Джотто и Рубенса, просто у них разный стиль.

    Итак, начнем.


Отхождение первое - не обязательно начинать с тоники.

  • Нам не обязательно начинать аккордовую последовательность в песне с тоники.
    Например, в песне Green Day - Boulevard Of Broken Dreams последовательность аккордов в припеве начинается с Ре бемоль мажора - это шестой аккорд от тоники, заканчивается на тонике (Фа диез минор).

  • Иными словами, в припеве играются аккорды Фа диез минорной тональности, но аккордовая прогрессия припева НЕ начинается с тоники (Фа диез минорного аккорда), а на ней заканчивается (а начинается с VI аккорда от тоники - субмедианы).

  • И таких примеров в поп и рок музыке - очень много

    Например, припев песни Viva La Vida содержит такую же прогрессию.

  • Ниже - расписана аккордовая прогрессия.
    Сама песня написана в Фа миноре, но аккордовая прогрессия начинается с VI аккорда Ре бемоль.

  • Такое прием может создать ощущение "зацикленности" аккордовой прогрессии. Чтобы у слушателя создалось желание переслушать ее вновь и вновь.

Отхождение второе - не обязательно заканчивать на субдоминанте или доминанте

  • Не обязательно нам с вами заканчивать нашу с вами композицию на субдоминанте или доминанте. Мы можем ее закончить на любом аккорде, который вписывается в тональность.

    Вот несколько примеров из русского рока, допустим, песня группы Сплин "Выхода нет".

    Вся песня написана в Ми миноре, но последний аккорд, на котором мы с вами заканчиваем нашу аккордовую прогрессию, не субдоминанта и не доминанта, а Ре, то есть седьмой аккорд от тоники.


слушайте с 1 минуты 44 секунды, когда начинается припев
  • И этот седьмой аккорд от тоники (VII) создаёт сильное напряжение и так и хочет завершиться в тонику.

    Хотя с точки зрения классической гармонии мы должны были закончить на субдоминанте или доминанте (либо на Ля минор, либо на аккорде Си минор), а вместо этого заканчиваем на 7 аккорде от тоники - Ре мажор.


  • Последний аккорд так и хочет "разрешится" в тонику, что вместе с перегруженными гитарами в песне звучит очень круто и создает ощущение "освобождения".

Отхождение третье - заимствуем аккорды

  • Ещё одним популярным отхождением от правил классической гармонии является возможность заимствовать аккорды, то есть брать аккорд из других тональностей. И здесь разберём с вами несколько примеров. Про заимствования аккордов, кстати, будет один большой урок, поэтому долго говорить не будем, но пару примеров разберём.

    Итак, что такое заимствованный аккорд.
    Это аккорд, который содержит одну или несколько нот, которые не вписываются в формулу лада той тональности, в которой их хотят поместить.

    Например, представьте. Вы написали песню в Ля миноре.

  • А тут я взял и неожиданно добавил в прогрессию аккорд Фа минор, который содержит ноты Фа (1 тоника) - Ля бемоль - До.
  • Такой аккорд будет звучать очень противоречиво и создавать сильное напряжение, поскольку нота этого аккорда Ля бемоль НЕ вписывается в Ля минорную тональность нашей песни (ноты Ля минорного лада: Ля- Си- До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля на октаву выше).
    Такой аккорд, содержащий одну или несколько нот НЕ из тональности музыкального фрагмента, называют заимствованным.

    Заимствованные аккорды используются для:
    • Добавления гармонического разнообразия;
    • Создания неожиданных и интересных переходов;
    • Усиления эмоционального воздействия мелодии;


  • Добавление заимствованного аккорда из родственной тональности создает напряжение, драматизм. Приведем пример.
    В куплете культовой песни House of the Rising Sun заимствуется аккорд Ре мажор из соседней тональности (Ре). Он создает сильное напряжение, тревогу.

слушать с начала песни
  • Сама песня написана в Ля миноре, но в ней мы заимствуем один аккорд, который НЕ вписывается в Ля минорную тональность - аккорд Ре мажор (он содержит ноту Фа диез, которая не вписывается в Ля минор, состоящий из нот Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля).


  • Про заимствованные аккорды у нас будет отдельный большой урок.

Отхождение четвертое - меняем тональность песни

  • Не обязательно делать так, чтобы всю песню была одна тональность.
    Мы можем менять тональность элементов песни, чтобы придать ей больший динамизм.

    Например, куплет песни и Вас может быть написан в одной тональности, а припев в другой. Бридж песни - в третьей.

    Такой прием - называется модуляцией.

    Естественно на тему модуляции, у нас будет отдельный большой урок. Пока кратко поговорим о ней.

    Пример: куплет песни Sweet Child O Mine, о которой мы говорили в прошлых уроках и на ней разбирали основы музыкальной теории написан в Ре бемоле.
    Припев же песни - написан в Ля бемоле. Таким образом осуществляется модуляция



слушать с начала песни
  • Смена тональности (в куплете она Ре бемоль, в припеве Ля бемоль) - создает напряжение и позволяет отделить припев от куплета.
    Этот прием часто используется в поп и рок музыке.

    Ниже разбор - как сделана модуляция в песне.
вот схема осуществления модуляции.

Примечания:
аккорды в песне (где текст) указаны без бемоля, поскольку наличие понижения всей партии на полтона указано в настройке гитары (гитара в песне настроена на полтона). При этом саму аккордовую прогрессию на кварто-квинтовом круге я сразу разместил в соответствующей тональности (бемольной), поскольку гитары в песне изначально настроены на пол тона ниже.

Также если обратите внимание, в песне имеются заимствованные аккорды (аккорд До мажор - в Ре бемоль мажорном припеве)
  • Еще раз - теме модуляции мы посвятим отдельный большой урок. Пока - кратко.


Отхождение пятое - добавляем вкусные аккорды

  • Нам не обязательно использовать в песне только мажорные и минорные аккорды.
    Мы можем добавлять вкусные аккорды.
    Ранее в прошлых уроках мы разбирали SUS аккорды и септаккорды.

    Их добавление, а также добавление других вкусных аккордов - поможет разнообразить песню.
    Вкусный аккорд - это такой же мажорный или минорный аккорд, который вписывается в тональность песни, но в аккорд добавляется дополнительная нота.

    Например, в припеве песни Hey Jude - Beatles, которая написана в Фа мажоре - играются аккорды Ми бемоль (Eb), Си бемоль (Bb).
    Но в эти аккорды добавляются вкусные ноты.
    Например в аккорд Ми бемоль (Eb) добавляется 6 нота от тоники аккорда (нота До), а в аккорд Си бемоль - добавляется 9 нота от тоники аккорда - нота До на октаву выше.
    Эти добавленные ноты, как и аккорды вписываются в Фа мажорную тональность (за исключением аккорда Ми бемоль, он заимствованный). Тем не менее они делают аранжировку интереснее.

    В уроках про септаккорды и SUS аккорды - вы можете повторить тему вкусных аккордов.
    Про нее в контексте написания песен мы еще поговорим.


Видео версия урока

  • Тему отхождения от гармонии мы начинаем с 16.35.
    Мотайте на этот таймкод


Домашнее задание

У этого урока его не будет. Мы сразу перейдем к более подробному исследованию отклонений от классической гармонии, а именно изучим заимствованные аккорды.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.