Модуляция

В этом уроке мы научимся применять модуляцию (прием изменения тональности) для написания разнообразных песен.

Время урока: 10 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст урока;
2) внизу будет домашнее задание (нажмете "следующий урок"- чтобы перейти к ДЗ);
3) после выполнения домашнего задания - переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • Всем привет! Прежде чем перейти к созданию аранжировки и записи вашей песни на студии (для этого мы уже подробно на прошлых уроках разобрали тему гармонизации мелодий, придумывания хуков в разных жанрах и даже узнали как писать песни основанные на гитарном риффе) - мы разберем важный прием смены тональности в музыкальных произведениях.

    Благодаря сегодняшнему уроку вы научитесь модулировать, то есть менять тональность в музыкальном произведении.

    В прошлых уроках мы детально разбирали тему тональности и говорили о том, что как правило в одном музыкальном произведении одна тональность. Тональность - ноты, которые могут быть сыгранны в музыкальном произведении так, чтобы они звучали гармонично вместе с тоникой (главной нотой тональности).

    Благодаря нахождению в тональности играются те ноты, которые гармонично сочетаются с главной нотой (тоникой), благодаря чему мелодия становится понятной и выраженной, а не случайной какофонией звуков.

    Модуляция же - это прием смены тональности музыкального произведения. Действительно, в 90% поп-песен модуляции не применяются, но все равно - это полезный прием, который стоит знать и возможно применять, чтобы сделать вашу музыку разнообразнее и интереснее.

    Поэтому сегодняшний урок полностью посвящен им - модуляциям.

    Давайте разберемся когда применяются модуляции.

    Для модуляции существуют три основных случая.

  • Разберем каждый случай подробно.

Смена тональности всей песни без смены мелодии и аккордовой прогрессии

  • Первый случай модуляции - это смена тональности всей песни для удобства ее исполнения.

    Расскажу на своем примере, у меня очень низкий голос и мне тяжело петь высокие ноты.
    Но, переносить все аранжировки на октаву ниже - не всегда получается так, чтобы аранжировка звучала красиво.

    Как вариант - поменять тональность песни таким образом, чтобы мне было и комфортно петь и при этом аранжировка звучала цельно.

    Как это сделать?


  • Самый простой способ, чуть понизить партию, сделав модуляцию на полтона.
    Например, если вашему вокалисту неудобно петь (слишком высоко) вы можете взять и смодулировать всю вашу песню на полтона.

    Сделать это можно даже без кварто-квинтового круга и запоминания последовательности аккордов.

    Просто берете и настраивайте гитару на полтона (вместе с ней и бас гитару на полтона).

    И вуаля.


пример ниже - берете гитару и настраивайте ее на полтона
и таким образом вы легко осуществите модуляцию
  • Только не забывайте о необходимости вместе с гитарой перестроить остальные инструменты (в первую очередь бас гитару).
    С клавишными придется сложнее. Здесь бедному пианисту придется считать ноты от новой тоники, чтобы понять какие ноты от может сыграть в новой тональности.


  • Однако, не всегда можно обойтись лишь понижением строя музыкальных инструментов.
    Поэтому пройдем следующий способ модуляции (в любую тональность вашей продуманной мелодии).

    Все просто. Вы записывайте последовательность аккордов (или нот), которую вы играйте/поете в той тональности, где вам петь или играть неудобно.

    Допустим, я пою песню в До мажоре и мне не удобно ее петь.
    Играю я аккорды: До - Фа -Ми минор- Ля минор
    От ноты До это: I аккорд (До) - IV аккорд от тоники (ФА) - III аккорд от тоники (Ми минор) - VI аккорд (Ля минор).

    А пою, я например, ноты До-Фа-Ля. (1-4-6 ноту от тоники).
от тоники запоминаю последовательность аккордов в песне
  • Чтобы смодулировать песню в нужную мне тональность, я открываю кварто-квинтовый круг (мы его проходили на прошлых уроках - волшебная схема, в которой обозначены все тональности с точки зрения расположения рядом с друг другом) и затем я в круге выбираю ту тональность, в которую я хочу модулировать произведение (допустим в Ре мажор).

    И далее от новой тональности с помощью кварто-квинтового круга - я высчитываю ту же нумерацию аккордов (с точки зрения их положения от тоники).

    Вспомните, в До мажоре (в примере) я играл: До-Фа-Ми минор-Ля минор (или I-IV-III-VI аккорд от тоники).

    Значит, в Ре мажоре мне нужно будет сыграть: Ре (тоника или первый аккорд) - Соль (IV аккорд от новой тоники Ре) - Фа диез минор (III аккорд от тоники) - Си минор (VI аккорд от тоники).

    Петь я буду ноты: Ре (выбранная тоника) - Соль (4 нота то тоники) и Си (6 нота от тоники).

    Видите, как просто! И так с любой тональностью.

  • Например, перенесем нашу песню в тональность Ми бемоль мажор, как видите, последовательность аккордов будет та же, что в оригинале (До мажор).

    Только не пугайтесь, что на круге последовательность выглядит по другому. Просто на левой части круга сверху от тоники у нас V аккорд, а снизу - IV аккорд от тоники. В правой половине кварто квинтового круга - наоборот.

    При этом мы так же как и в первоначальной тональности (до мажор) - в Ми бемоль мажоре играем ту же последовательность аккордов.

    Сравните:
    Мы сначала были в До мажоре и играли аккорды:
    В До мажоре: До-Фа-Ми минор-Ля минор (или I-IV-III-VI аккорд от тоники). Потом перешли в Ре мажор:
    В Ре мажоре: Ре (тоника или первая нота) - Соль (IV нота от тоники) - Фа диез минор (III нота от тоники) - Си минор (VI аккорд от тоники).
    А потом оказались в Ми бемоль мажоре: Ми бемоль (тоника) - Си бемоль (IV нота от тоники) - Соль минор (III нота от тоники) - До минор (VI аккорд от тоники)
Важно:

Вам даже НЕ нужно считать последовательность аккордов в вашей песне для переноса в другую тональность.

Просто обратите внимание на кварто-квинтовый круг, в какой последовательности аккорды расположены на круге. Например, вы играете До - слева играете Фа, снизу от Фа - Ре минор.

Запомнив расположение ваших аккордов на кварто-квинтовом круге вы легко перенесете вашу песню в другую тональность.
  • С гитарными соло партиями или рифами еще проще.
    Двигайте партию на то количество ладов на гитаре, которое Вам необходимо оказаться в нужной тональности.

    Например, двиньте гитарный рифф в До мажоре на два лада на гитаре, чтобы оказаться в Ре мажоре (два лада - потому что между нотами на гитаре - пол тона, два лада = тон). Ниже пример.
  • Такая особенность гитары возможна благодаря ее структуре (между ладами на гитаре полтона, благодаря чему партии на гитаре очень удобно модулировать).
    Итак, прежде чем перейти к более сложным модуляциям - давайте сделаем выводы.
Еще раз повторим алгоритм модуляции

1) вы можете перенести вашу песню в любую тональность аналогичного настроения (любую мажорную тональность можете перенести в любую другую мажорную). Это может вам понадобиться, чтобы: сделать аранжировку более удобной для пения/игры, или чтобы чуть поменять звучание песни (например, не нравится как песня звучит в До мажоре, хочу попробовать ее сыграть в Ре мажор).
2) для этого, зная аккорды песни и спетые ноты - записывайте их последовательность от тоники (первого аккорда тональности).
Например, если у вас в Ля минорной песне, аккорды Ля минор - До мажор - Фа мажор - Ми минор, то последовательность от тоники тональности (первой ноты/первого аккорда тональности у вас будет); I аккорд (Ля минор-тоника) - III аккорд (До) - VI аккорд (Фа) - V аккорд (Ми минор).
3) выбирайте новую тональность.
4) зная тонику новой тональности (первую ноту/первый аккорд) и вспоминая ту последовательность аккордов/нот, которая была у вас в изначальной тональности (смотрите пункт 2) - считайте какие ноты/аккорды необходимо сыграть от новой тоники.

Например, чтобы перенести мелодию из пункта 2 с Ля минор в Ре минор - считаем I аккорд новой тональности (Ре минор) - III аккорд (Фа) - VI аккорд (Си бемоль) - V аккорд (Соль минор).
Для удобства можно пользоваться кварто-квинтовым кругом.

Прием: смена тональности части песни без изменения аккордовой прогрессии/мелодии для усиления драматизма

  • Если хочется разнообразить фрагмент песни (припев), усилить драматизм, но не менять последовательность сыгранных аккордов и мелодию, то можно осуществить резкий переход части припева (или иного фрагмента песни в другую тональность). Как правило на полтона-тон вверх.


    Самое главное – мелодия и аккордовая прогрессия (последовательность аккордов) НЕ меняются. Меняется только тональность фрагмента музыкального произведения.


    Прием применяется , как правило, лишь в одном фрагменте песни и не касается смены куплета на припев (в основном используется в припеве).

    Давайте сразу к примеру.

    В культовой песне Will Always Love You припев написан в тональности Соль мажор.

    Однако, в последнем припеве для сильного эмоционального накала осуществляется модуляция.

    Тональность припева меняется на тон (из Соль мажор в Ля мажор). При этом вся аккордовая прогрессия (последовательность аккордов - Сохранена).
Will Always Love You - пример модуляции на тон выше для "драматизации" припева
на 3:11 (таймкод) звучит обычный припев (в Соль мажоре), на 3.39 происходит смена тональности всего припева на тон (в Ля мажор) - что существенно усиливает ощущение драматизма, делая припев интереснее
  • Вот ниже пример,
  • Такой же прием применяется в культовой песне Livin' On A Prayer
    В песне в конце последнего припева - мелодия поднимается на полтора полутона, для придачи драматизма.

Livin' On A Prayer - пример модуляции для "драматизации" припева
основной припев (2:44) - написан в Ми миноре.
однако после исполнения гитарного соло - музыканты поднимают тональность на 1,5 тона (3:29).
  • Вот так, были в Ми минор - перешли в Соль минор. При этом последовательность аккордов (сначала тоника, затем субтоника) и мелодия сохранены. Такая "резкая" смена тональности припева, при сохранении вокальной мелодии - дает ощущение драматизма песне.

    Особенно часто используется в конце песни, чтобы усилить экспрессию, усилить «ощущение развязки» в последнем припеве песни.

Смена тональности части песни с изменением аккордовой прогрессии и мелодии

  • Помимо смены тональности всей песни (например, для более удобного исполнения песни) - модуляция является эффективным приемом как можно сделать песню разнообразнее.

    Дело в том, что, большинство поп-песен написано в одной тональности (и куплет и припев и бридж написаны в одной тональности, например в Ля минор), но иногда - когда хочется разнообразить песню, можно использовать модуляцию.

    Например, куплет будет написан в одной тональности, а припев в другой.

    Такая модуляция сделает вашу песню интереснее и разнообразнее и позволит поменять настроение.

    Например, куплет у вашей песни будет задумчивым и немного грустным, а припев - жизнеутверждающим.

    Приведу пример;
    Песня группы U2- ONE.
    В ней куплет написан в Ля миноре, а припев в До мажоре.

припев песни в Ля миноре (2.02) - припев в До мажоре (2.22)
  • Смена тональности песни помогает достигнуть "религиозного эффекта" (песня про веру и Нагорную проповедь).
    Грустный и задумчивый куплет за счет смены тональности (из минора в мажорную) позволяет достигнуть радостного эффекта (как в религиозном экстазе).

  • Но! Нужно понимать особенности модуляции.

    Конечно, можно в любой момент по мгновению ока поменять тональность песни или музыкального фрагмента - но если модуляцию осуществить без следования правилам гармонии, то модуляция будет звучать резко и негармонично.

    Конечно, вы как музыкант и автор имеете право делать все что угодно, и это будет искусством, но если хотите чтобы ваша музыка звучала гармонично, то у модуляции есть правила.

    Давайте их разберем.

    Самое главное - давайте вспомним тему наших прошлых уроков, и кратко повторим «что такое тональность».

    Тональность в песне (или музыкальном фрагменте, например в куплете) - это: набор нот вместе с главной нотой (тоникой), которые вместе звучат гармонично, поскольку следуют правилам лада.

    Ноты, звучащие вместе с тоникой (главной нотой тональности) и приглашенные к ней в соответствии с правилами лада (мажорного/минорного/ иного лада) - звучат ГАРМОНИЧНО.
    Однако, если появляется лишняя нота (которая не попадает под правила лада, то она на слух выбивается из звучания тональности).

    Чем больше таких "выбивающих нот" - тем менее гармонично звучит мелодия.

    Я приведу пример.
    Ниже у меня обозначены ноты Ля минорной тональности (которые я могу спеть/сыграть в Ля минорном музыкальном фрагменте):


Вот у меня тональность ля минор.

  • Ноты, которые я могу сыграть в Ля минорном музыкальном фрагменте, определяются расстояниями (интервалами) от тоники (от ноты Ля) по формуле минорного лада: тон-полтона-тон-тон-полтона-тон-тон.

    Ноты в Ля минорной тональности: Ля - Си-До- Ре- Ми- Фа- Соль.

    Эти ноты и аккорды, которые содержат эти ноты (например, аккорд Ми минор: Ми-Соль-Си) будут звучать в песне гармонично.

    Однако, если я сыграю ноту До диез, то она нарушит правила лада (минорного) и в Ля минорной тональности будет звучать "вызывающе".

играю ноту До диез в Ля минорной тональности
  • Такая нота звучит как "незванный гость" и делает мелодию напряженной.

    Чем больше таких нот, которые НЕ вписываются в правила лада выбранной тональности (правило лада - расстояния/интервалы, которые мы считаем от тоники тональности) - тем менее гармонично звучит мелодия.

    Важно понимать, от того - что я нарушу правила лада, слава Богу, никто не умрет, и как художник вы имеете право делать с музыкой все что хотите, хоть петь и не попадать в ноты.

    Это может быть ваше художественное решение и пока российские законы это разрешают - вы имеете право на свободу самовыражения в любой форме, но....

    Если хотите, чтобы мелодия была приятна слушателю - при модуляции нужно понимать в какую тональность вы планируете перейти.

    Чем дальше от изначальной тональности вы планируете уйти в песне с помощью модуляции (или иными словами, чем больше в новой тональности таких нот, которые НЕ соответствуют первоначальной тональности, в которой вы пели/играли) - тем менее гармоничным будет переход.

    Например, если находясь в Ля миноре и играя куплет, я решу перенести припев песни группы U2 в Ре бемоль мажор (вместо До мажора) - то данный переход будет очень резким для уха слушателя и он может потерять ощущение связанности куплета и припева песни.


  • Поэтому, чтобы осуществить модуляцию в песне, где уже имеется утвержденная структура (и часть песни находится в одной определенной тональности и другую часть песни, например, припев - вы хотите модулировать в иную тональность), то вам необходимо либо:
    • перейти в близкую (родственную тональность) - которая отличается от первоначальной тональности лишь на несколько нот (например, из Ля минор - перейти в Фа мажор, где отличная от нот Ля минора только нота Си бемоль);
    • либо подготовить слушателя к переходу в далекую тональность (у которой больше чем несколько нот отличий от первоначальной тональности).

    Оба приема мы тщательно разберем в этом уроке, не переживайте.

    Начнем с первого - а именно с перехода в родственную тональность.
    Переход в родственную тональность помогает сохранить у слушателя ощущение пребывания в близкой к первоначальной тональности.


Переход в родственную тональность

  • Самый простой способ модулировать - перейти в родственную тональность.
    Родственная тональность - тональность, которая отличается от изначальной на одну ноту (одним знаком).
    Например, тональность Соль мажор будет родственной к До мажорной, поскольку отличается на одну ноту (Фа диез):

    До мажор = до-(тон)-ре-(тон)-ми-(полтона)-фа-(тон)-соль-(тон)-ля-(тон)-си-(полтона)-до.

    Соль мажор: соль-(тон)-ля-(тон)-си-(полтона)-до-(тон)-ре-(тон)-ми-(тон)-фа диез-(полтона)-соль

    Для определения родственной тональности воспользуйтесь кварто-квинтовым кругом.

    У вас всегда рядом с исходной тональностью на круге слева и справа расположены родственные тональности.

    Напротив выбранной тональности (До мажор) - будет параллельная (о модуляции в нее мы еще поговорим).

  • В каком бы месте вы не оказались - всегда сможете найти родственные тональности к тонике вашего музыкального произведения и смодулировать в них.
например, выберем на кварто-квинтом круге До диез минор.
Рядом с этой тональностью - родственными будут Фа диез Минор, Соль диез Минор (а также до До бемоль мажор и Ля мажор).
В них вы можете легко модулировать
  • Разберем несколько примеров модуляции.

    Возьмем, для примера песню Sweet Child O Mine

  • Интро и куплет песни написаны в Ре бемоль мажоре: She's got a smile that it seems to me... : аккорды Ре бемоль мажор - До мажор (заимствованный аккорд - про них говорили на прошлых уроках) -Соль бемоль мажор -Ре бемоль мажор.

    Припев песни (Oooo sweet love of mine - начинается 1:10) написан в родственной тональности Ля бемоль мажоре: аккорды Ля бемоль- Соль (заимствованный аккорд)-Ре бемоль.

вот схема осуществления модуляции.

Также если обратите внимание, в песне имеются заимствованные аккорды (аккорд До мажор - в Ре бемоль мажорном припеве)
  • Еще один пример такой модуляции песня Under the Bridge культовой группы Red Hot Chili Peppers.


  • Куплет песни написан в Ми мажоре.

    Припев песни модулируется в родственную тональность (соседнюю по кварто-квинтовому кругу в Фа Диез минор).
    Этот прием создает драматизм, меняет настроение с меланхоличного, на драматическое.
примечание: в припеве используется немного странный аккорд B/F# (это обращение аккорда Си, но сыгранного без заимствованных нот) - сейчас можно упустить этот момент. Для понимания он нам не нужен
  • При модуляции в родственную тональность лучше всего перед модуляцией обыграть аккорд, который относится к обоим тональностям. Так это сделает модуляцию наиболее плавной.

    В примере выше (Sweet Child O Mine) перед модуляцией в припев еще раз обыгрывается тоника (Ре бемоль мажор), которая является общим аккордом с тональностью, в которую осуществляется модуляция в припеве (Ля бемоль мажор).
    Ниже дублирую схему.
вот схема осуществления модуляции.

Также если обратите внимание, в песне имеются заимствованные аккорды (аккорд До мажор - в Ре бемоль мажорном припеве)

Переход в параллельную тональность

  • Одним из красивых приемов модуляции является переход из мажорной тональности в параллельную минорную или наоборот.

    Если вспомним тему одного из прошлых уроков - у каждой тональности есть такой же брат/сестра, состоящий из тех же нот, но имеющий другое настроение (лад).

    Такие тональность расположены друг напротив друга в кварто-квинтовом круге.


вот пример, До мажор и Ля минор параллельные тональности.

Также Си минор и Ре мажор и иные тональности расположены друг на против друга по кварто-квинтовому кругу являются параллельными
  • Один из таких примеров - мы разбирали выше: U2 - One.

    Давайте рассмотрим еще пример.
    В песне Live Forever группы Oasis - как раз и осуществляется такая модуляция.

Oasis - Live Forever
куплет песни начинается с 0.03 - припев в параллельной тональности с 0.35
  • Куплет песни написан в Соль мажоре, а припев в Ми миноре - в параллельной тональности.

    Хотя играются те же самые аккорды, кроме первого.

    Такая плавная модуляция придает очень красивый оттенок песне, создавая драматизм и при этом не разрушая ощущения цельности музыкального произведения.
    Прекрасный, прекрасный прием. Браво гению Ноэля Галлахера.

  • Давайте разберем еще один очень красивый пример.

    В песне Green Day - 21 Guns куплет песни написан в Ре миноре, а припев в Фа мажоре.


Green Day - 21 Guns
куплет в Ре миноре стартует с 0.20
припев в параллельной тональности Фа мажор с 1.05
  • Такая плавная модуляция, осуществляется еще и с помощью ударной секции, где ударник проигрывает такт с помощью бас бочки.

    Модуляция в параллельную тональность (из минора в мажор) создает невероятное ощущение катарсиса в судьбе лирического героя, создает необычное и очень красивое ощущение "расправление крыльев" и "принятие своей судьбы".


не пугайтесь: F5, D5 - это power аккорды, о которых у нас был отдельный урок

Резкий переход (резкая модуляция) через Доминанту желаемой тональности

  • Случаи "мягкой" модуляции, когда вы модулируйте песню в родственную тональность (или в параллельную) - мы разобрали.

    Однако, иногда хочется "перчинки" - например, резко поменять настроение песни, сделав припев в совершенно другой тональности чем куплет.

    Для этого можно смоделировать в далекую тональность (которая отличается от исходной на несколько нот), то для этого есть несколько эффективных приемов.

    А именно, прежде чем смоделировать в далекую тональность необходимо проиграть ее доминанту.

    Вспомним тему одного из прошлых уроков. Доминанта - это 5-тый по нумерации в ладу от тоники - аккорд.

    На кварто-квинтовом круге доминанты располагаются слева от тоники в правой половине круга и справа от тоники в левой половине круга. Ниже схема.


  • Так вот. Прежде чем перейти в другую тональность - обыграйте доминанту той тональности, в которую вы хотите перейти.

    Например, если вы хотите модулировать ваш припев в далекую тональность Ми мажор (а куплет у вас в До мажоре). Тональности далекие - у них разные ноты и всего 3 общих (в До мажоре - до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) (в Ми мажоре - Ми-Фа диез - Соль диез- Ля-Си-До-диез-Ре диез).

    Так вот, чтобы подготовить ухо слушателя к такому резкому переходу и не потерять ощущение связанности куплета и припева - обыграйте перед припевом доминанту Ми мажорной тональности (аккорд Си мажор). Такое обыгрывание можно сделать, если в последний аккорд куплета добавить заимствованный аккорд Си (или если начать с такой доминанты аккордовую прогрессию новой тональности).
  • Лучше всего вы сможете модулировать если перед переходом в новую тональность обыграйте не просто доминанту новой тональности, а септаккорд (доминантсептаккорд).

    В уроках игры на гитаре мы подробно разбирали тему септаккордов.

    Септаккорд - это аккорд, в которой помимо трех нот (из которых состоят все мажорные/минорные аккорды) добавляется четвертая нота таким образом, что она по счету в ладу будет седьмой нотой от тоники аккорда.

  • Сыгранная доминанта будущей тональности с помощью септаккорда позволяет "создать нужное напряжение", чтобы оно удачно 'разрешилось" в тонику новой тональности.

    Ниже схема для понимания.
    Чтобы успешно "смодулировать" песню из До мажора в Ля мажор (куплет и припев) - обыгрываем доминанту (Ми мажор) новой тональности (Ля мажор) с помощью септаккорда (Ми мажор 7 или по-английски E7).

Резкий переход (резкая модуляция) через субдоминатну желамой тональности

  • Такой же приемчик можно провернуть и с субдоминантой искомой тональности. Прежде чем перейти в новую тональность - вы проигрывайте ее субдоминанту.

    Да, такой прием "более жесткий" и менее гармоничный чем с помощью обыгрывания доминанты. Но тоже вполне себе работает.

  • Например, в песне Coldplay - Clock и куплет и припев в Ми бемоле, однако Бридж песни (And nothing else compares
    Oh, no, nothing else compares - 2:49 cекунда в песне) написан в абсолютно другой тональности.
Coldplay - Clock
куплет с 0.08
резкий бридж со сменной тональности звучит с 2.49
  • Но чтобы связать тональность куплета (а также приева) с бриджем так, чтобы вся песня звучала цельно, но бридж при этом звучал достаточно резко, обыгрывается субдоминанта той тональности, куда музыкант планирует уйти.

    Ниже пример:


  • Начиная играть бридж с субдоминанты той тональности, в которой написан бридж - пианист и вокалист группы Крис Мартин, смягчает переход (модуляцию) из Ми бемольного куплета (а также припева) в Бридж, написанный в Ре бемоль мажоре.

    При этом бридж продолжает звучать достаточно резко, что и нужно подчеркнуть автору.

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. Нажмите на кнопку "следующий урок", чтобы открыть полную версию домашнего задания.
  3. После выполнения домашнего задания - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.