Другие лады в музыке

В этом уроке мы разберем "альтернативные лады" помимо мажорного и минорного лада, и научимся их применять.

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст урока;
2) внизу будет домашнее задание (нажмете "следующий урок"- чтобы перейти к ДЗ);
3) после выполнения домашнего задания - переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • В этом уроке мы говорим о других (редких) ладах, которые применяются в поп, рок и других жанрах музыки.
    Стоит понимать, урок дополнительный и большинство популярных песен (90% и выше) написано в двух ладах (мажорном и минорном).

    Однако, иногда в песнях используются и другие лады. И сегодня мы разберем более редкие и менее распространенные лады и научимся их применять для написания необычных и интересных песен.

Что такое лад?

  • Прежде чем начать - повторим что такое лад. Подробнее об основах музыкальной теории у нас был большой урок. Рекомендуем его обязательно пройти, если вдруг пропустили.

    В музыке (в любом музыкальном произведении или его фрагменте, например в припеве) имеется тональность.

    Понятие тональность состоит из двух составляющих = тоника и лад (не путать с ладом на гитаре).

    Тоника - это главная нота, к которой тяготеют остальные ноты музыкального фрагмента. Тональность - это набор нот, которые я могу сыграть в музыкальном фрагменте, чтобы они гармонично звучали с тоникой (главной нотой). Этот набор нот и определяет лад.

    Вот представьте себе - у вас вечеринка. Чтобы она получилась душевной и гармоничной - вам нужно пригласить соответствующих гостей, которых вы будете рады видеть и которые смогут с вами провести время тем способом, который вы предпочитаете.

    Например, у Вас День Рождения и чтобы он прошел хорошо - вы можете позвать в пиццерию своего лучшего друга (подругу), свою девушку или парня (зависит от вашего пола), своих друзей и может пару родственников (например, двоюродного брата/сестру).

    Если на праздник вы пригласите случайных людей (например, алкаша на улице; городского сумасшедшего), то скорее всего вечеринка провалится и закончится не бурными поздравлениями, а дракой (не одобряем).

    Так вот, следуя этому примеру - тональность это правила приглашения гостей (нот) на вечеринку (музыкальное произведение), чтобы она получилась душевной и гармоничной.

    Лад же - это правила приглашения нот к тональности, или в нашем примере - правило приглашения гостей на вечеринку.

  • Иными словами, лад определяет те ноты, которые я могу пригласить на вечеринку, то есть те ноты которые могут сыграть в музыкальном фрагменте, так чтобы вместе с тоникой они звучали гармонично.


    Правила же зависят от самой вечеринки. Например, на день рождения До (мажор) уместно пригласить друга Фа и подругу Соль, а вот на праздник в честь повышения ты уже не пригласишь друга, придется приглашать коллегу Ля диез.


    Ладов основных два - мажорный и минорный.


    И вы тут зададите резонный вопрос, а чем эти правила обусловлены? Краткий ответ - Формулой.

    Мажорный лад имеет свою формулу, на основании которой мы, собственно говоря, и приглашаем ноты.

    А минорный - свою.


    Формула - представляет из собой перечень интервалов (расстояний) между нотами.

    Базовых расстояний между нотами два (полтона и тон).

  • Считая их (расстояния) от тоники мы мы можем понять какие ноты будут гармонично звучать с тоникой (главной нотой) и формировать тональность.


    У мажорного лада формула = тон + тон + полтона + тон + тон + тон+ полтона.

  • У минорного лада - формула другая:

    тон-полтона-тон-тон-полтона-тон-тон

Важно:

Если не понимаете о чем речь - перечитайте текст одного из прошлых уроков. В нем детально разобрали тему тональности и лада.
  • 90% популярных песен написано в мажорном и минорном ладу.


    Однако, имеются и другие лады.

    Все они являются производными от мажорных и минорных ладов.


    Иными словами, чтобы получить другие лады, применяемые в музыке, достаточно на одну-две ноты изменить мажорный или минорный лад.


    Давайте детально разберем эти лады и научимся их применять.

Дорийский лад

  • Дорийский лад — это минорный лад с повышенной шестой ступенью.


    Чтобы его построить - в одноименном минорном ладу на полтона повышаем шестую ноту. Ниже будет схема (где от Ля минорного лада - получается Ля дорийский).

  • Дорийский лад дает мечтательное, рефлексирующее звучание.

Red Hot Chili Peppers - Scar Tissue (классический пример использования дорийского лада)
  • В куплете песни Scar Tissue используется дорийский лад.


    А именно - во вступлении (знаменитом гитарном риффе) - играется нота Си, которая по сравнению с одноименным минорным ладом (Ре минор) - повышена на полтона, таким образом вступление песни написано в Ре дорийской тональности (применяется дорийский лад).

Как сыграть дорийский лад на гитаре?

  • Все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму Ля минорной гаммы. От тоники считаете шестую ноту и повышайте ее на полтона.


    Ниже схема.


  • Саму гамму вы легко транспонируйте на необходимое количество ладов на гитаре, чтобы сыграть дорийский лад в любой тональности. Ниже пример.
    В гитарных уроках (вот здесь ссылка) мы разбирали волшебную особенность гитары, выучив одну гамму (последовательность нот лада) на гитаре, можно сыграть мелодию в любой тональности, перемещая ее по грифу на необходимое количество ладов. То же самое и с дорийским ладом.
    Ниже пример: двигаем Ля дорийскую гамму на два лада на гитаре (на один тон) и получаем Си дорийскую гамму.

Миксолидийский лад

  • Миксолидийский лад — это производный от мажорного лада - лад с пониженной седьмой ступенью (пониженной седьмой нотой от тоники). Часто используется в блюзе и рок-музыке.

    Чтобы построить миксолидийский лад - мы берем одноименный мажорный лад и понижаем в нем 7-мую ноту от тоники на полтона.
  • Он часто используется в так называемом южном роке.
    Это стиль рок групп 70-80 тых юга США.
    Один их самых известных бэнгеров того времени как раз в нем написан.
Lynyrd Skynyrd - Sweet Home Alabama
Куплет песни написан в миксолидийском ладу
  • Ниже музыкальный разбор.
    Песня написана в Ре миксолидийском ладу.

    Это значит, что по сравнению с Ре мажором (ноты Ре-Ми-Фа диез-Соль-Ля-Си - До диез-Ре), нота До диез - понижена на полтона (превращается в ноту До).
    Ниже сравнение:

    Ноты лада ре мажор:
    Ре- Ми-Фа диез - Соль - Ля -Си - До диез -Ре


    Ноты ре миксолидийский
    Ре- Ми-Фа диез - Соль - Ля -До (пониженная нота на полтона) -Ре.

прогрессия в куплете песни

Как сыграть миксолидийский лад на гитаре?

  • Все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму До мажорной гаммы. От тоники считаете седьмую ноту и понижайте ее на полтона.


    Ниже схема.
  • Саму гамму вы легко транспонируйте на необходимое количество ладов на гитаре, чтобы сыграть миксолидийский лад в любой тональности.

    Выше в дорийском ладу разбирали принцип. Для миксолидийского лада выучивааем одну гамму - До мажорную, в ней понижаем 7-мую ноту от тоники, и чтобы оказаться в нужной тональности двигаем нашу гамму на необходимое количество ладов на гитаре, например, если двинем ее на полтона на гитаре или на один лад гитары, сможем сыграть До диез миксолидийский).

Фригийский лад

  • Фригийский лад — это производный от минорного лада - лад с пониженной второй ступенью (второй нотой от тоники).

    Этот лад придает музыке восточный, персидский оттенок.

    Чтобы построить фригийский лад - мы берем одноименный минорный лад и понижаем в нем 2-ую ноту от тоники на полтона.

  • Наверное, самый известный пример использования фригийского лада в рок музыке песня Symphony Of Destruction - Megadeth.

Symphony Of Destruction - Megadeth
  • Вступление песни (и куплет) написаны в Ми фригийском ладу. На фоне вступительного рифа играются аккорды Ми минор, Фа мажор, Соль мажор и Ре.

    Вот как раз и аккорд Фа мажор, состоящий из нот (Фа-Ля-До) и содержит ноту Фа, которая по сравнению с Ми минором - пониженная.

    Сравните.
    Ноты Ми минора: Ми-Фа диез - Соль - Ля-Си- До- Ре- Ми.

    Ноты Ми фригийского лада: Ми-Фа (на полтона ниже чем в Ми миноре) - Соль - Ля-Си- До- Ре- Ми.


Как сыграть фригийский лад на гитаре?

  • Все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму Ля минорной гаммы. От тоники считаете вторую ноту и понижайте ее на полтона.


    Ниже схема.
  • Саму гамму вы легко транспонируйте на необходимое количество ладов на гитаре, чтобы сыграть фригийский лад в любой тональности.

    Выше в дорийском ладу разбирали принцип (выучиваем одну гамму - Ля минорную, в ней понижаем 2-ую ноту от тоники, и чтобы оказаться в нужной тональности, двигаем нашу гамму на необходимое количество ладов на гитаре. Например, если двинем ее на полтона на гитаре или на один лад гитары, сможем сыграть Ля диез фригийский, а двинем еще на лад на гитаре - сможем сыграть мелодию в Си фригийском ладу).

Лидийский лад

  • Лидийский лад — это производный от мажорного лада - лад с повышенной четвертой ступенью (четвертой нотой от тоники).
    Чтобы построить лидийский лад - берем одноименную мажорную гамму и четвертую ноту от ее тоники поднимаем на полтона.


  • Используется этот лад достаточно редко, тем не менее один удачный пример я нашел. .

Fleetwood Mac - Dreams
  • В припеве песни Dreams тональность Фа лидийский.

    Рифф, сыгранный на бас гитаре содержит ноту Си (получается: Фа-Соль-Си-Ре).

    И вот именно нота Си по сравнению с Фа мажорным ладом будет повышенной на полтона.

    Сравните:
    Фа мажор: Фа-Соль-Ля-Си бемоль-До-Ре-Ми-Фа

    Фа лидийский: Фа-Соль-Ля-Си -До-Ре-Ми-Фа

    Именно наличие в бас партии такой ноты (повышенная четвертая нота по сравнению с Фа мажором) придает песне очень странное, инопланетное звучание.


Как сыграть лидийский лад на гитаре?

  • Все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму До мажорной гаммы. От тоники считаете седьмую ноту и повышайте ее на полтона.


    Ниже схема.
  • Саму гамму вы легко транспонируйте на необходимое количество ладов на гитаре, чтобы сыграть лидийский лад в любой тональности.

    Выше в дорийском ладу разбирали принцип (выучиваем одну гамму - До мажорную, в ней повышаем 4-так ноту от тоники, и чтобы оказаться в нужной тональности двигаем нашу гамму на необходимое количество ладов на гитаре, например, если двинем ее на полтона на гитаре или на один лад гитары, сможем сыграть До диез лидийский).

Локрийский лад

  • Локрийский лад — минорный лад с пониженной второй и пятой ступенями. Он очень редко используется в традиционной музыке из-за своего диссонирующего звучания.
    Чтобы построить лад берем одноименный минорный лад и понижаем в нем на полтона вторую и пятую ноту от тоники.

  • Мне удалось найти только один пример использования локрийского лада в поп музыке. Это песня исландской певицы Бьорк - Army of Me.

Björk- Army of me

Как сыграть локрийский лад на гитаре?

  • А оно вам надо?) Все таки лад - очень редкий. Тем не менее, все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму Ля минорной гаммы. От тоники считаете вторую ноту и пятую ноту и понижайте их на полтона.


    Ниже схема.
  • Саму гамму вы легко транспонируйте на необходимое количество ладов на гитаре, чтобы сыграть локрийский лад в любой тональности.

    Выше разбирали принцип (выучиваем одну гамму - Ля минорную, в ней понижаем 2-ую ноту от тоники и 5-тую ноту от тоники, и чтобы оказаться в нужной тональности двигаем нашу гамму на необходимое количество ладов на гитаре, например, если двинем ее на полтона на гитаре или на один лад гитары, сможем сыграть Ля диез локрийский, а двинем еще на лад на гитаре - сможем сыграть мелодию в Си локрийском ладу).

Гармонический минор

  • Большая часть поп-песен написана в обычном (натуральном миноре), однако, существует подвид минора - гармонический.

    В популярной музыке он используется редко и его смело можно выделить в отдельный лад - гармонический минор.

    Гармонический минор практически идентичен с обычным (натуральным), но отличается повышенной седьмой ступенью (или повышенной седьмой нотой от тоники).


  • Пример использования гармонического минора - песня Billie Eilish - bury a friend.
Billie Eilish - bury a friend
  • В куплете песни по сравнению с одноименным минором присутствует аккорд Ре мажор (D), который содержит ноту Фа диез, которая отличается от стандартного Соль минорного лада на полтона.


последовательность аккордов в песне, аккорд Ре мажор содержит ноту Фа диез, которая делает лад песни Соль гармонически минорным

Как сыграть гармонический минор на гитаре?

  • Все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму Ля минорной гаммы. От тоники считаете седьмую ноту и повышайте ее на полтона.


    Ниже схема.
  • Саму гамму вы легко транспонируйте на необходимое количество ладов на гитаре, чтобы сыграть гармонический лад в любой тональности.

    Выше мы разбирали этот принцип (выучиваем одну гамму - Ля минорную, в ней понижаем 7-ую ноту от тоники, и чтобы оказаться в нужной тональности, двигаем нашу гамму на необходимое количество ладов на гитаре, например, если двинем ее на полтона на гитаре или на один лад гитары, сможем сыграть Ля диез гармонический минор).

Как использовать другие лады?

  • В прошлых уроках сонграйтинга мы разбирали кварто-квинтовый круг для подбора аккордов к песне.
    На основании кварто- квинтового круга можно подобрать те, аккорды чьи ноты полностью вписываются в лад.


  • Давайте вспомним как мы применяли кварто-квинтовый круг в прошлых уроках сонграйтинга (для подбора аккордов в мажорной и минорной тональности).


    Мы находили тональность вашей песни на кварто-квинтовом круге и использовали соседние с ней (тоникой) аккорды.


    Например, если тональность вашей песни До мажор, посмотрите на соседние аккорды: Dm, Em, F, G, Am.


    Эти аккорды будут идеально подходить с точки зрения правил гармонии к вашей песне, поскольку содержат ноты До мажорного лада. Можете сыграть их в любом порядке, и спеть поверх них мелодию и вуаля - она будет ложиться и звучать гармонично.


    Давайте еще раз (чтобы вспомнить принцип), сделаем это на примере Midnight City.


M83 - Midnight City.
  • Откройте кварто- квинтовый круг и найдите на нем тональность Си минор. Рядом с ней будут соседние ноты, аккорды от которых вы можете сыграть. Эти аккорды (Соль мажор, Ми минор, Ре, Фа диез минор, Ля минор) - "впишутся" в Си минорную тональность.


    Или иными словами ноты этих аккордов «вписываются» в ноты Си минорной тональности.

    Например, аккорд Ми минор, расположенный рядом с Си минором на кварто-квинтовом кругу состоит из нот Ми-Соль-Си, каждая из которых "входит" в Си минорный лад.


  • Так вот, сам круг в обычном своем состоянии не подойдет для подбора аккордов к другим ладам (дорийскому, фригийскому, локрийскому и тд).
    Однако, есть большой музыкальный лайфхак.

    Каждый лад (дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, локрийский) - имеет своего "брата-близнеца" - параллельную тональность.
    В гитарном уроке про гаммы и лады - мы разбирали самый распространенный вид параллельных тональностей: у каждой мажорной тональности - есть минорная тональность, которая состоит из-тех же нот, что и мажорная.
    Такие тональности расположены напротив друг друга в кварто-квинтовом круге.
    У каждой мажорной и минорной тональности - есть такой параллельный собрат. Ниже пример До мажорной и Ля минорной тональности, которые являются параллельными (у них разная тоника - первая нота, разная формула "лада", но так получилось - что одинаковые ноты).
    Ниже пример:
сравнение до мажорной гаммы и параллельной ей ля минорной
  • Так вот - у дорийского, миксолидийского, фригийского, лидийского, локрийского лада тоже есть параллельные собратья. Это значит, что зная параллельного собрата, можно воспользоваться "его аккордами" по кварто-квинтовому кругу, чтобы подобрать аккорды и гармонизировать мелодию.

    Дорийский лад имеет те же ноты, что и мажорная тональность, что и на тон ниже, чем тоника дорийского лада.
    Например, у Ре дорийского - параллельным собратом будет До мажорная тональность, у Ля дорийского - параллельным собратом будет Соль мажорная и т.д
  • Таким образом, чтобы подобрать аккорды, которые вы можете сыграть поверх мелодии в дорийском ладу - необходимо найти ее параллельного собрата (тональности, которая состоит из тех же нот) на кварто-квинтовом круге и можно смело использовать эти аккорды, сыгранные поверх мелодии в дорийском ладу.

    Пример, гармонизируем мелодию в Ля дорийском ладу, для этого найдем на кварто-квинтовом круге параллельного собрата (мажорную тональность, которая на один тон ниже чем тоника вашей дорийской тональности).

  • И смело можем использовать аккорды Соль мажорной тональности (соседние с ней по кварто-квинтовому кругу), чтобы гармонизировать мелодию в Ля дорийской тональности.

    Например, подберем аккорды Ля минор, Ми минор, До мажор и Соль мажор для нашей дорийской мелодии.
    Эти аккорды состоят из нот: (Ля минор: Ля-До-Ми; Ми минор: Ми-Соль-Си; До мажор: До-Ми-Соль).

    Все эти ноты “вписываются” в ноты, которые мы можем сыграть в Ля дорийской тональности (Ля-Си-До).

  • Ниже я создал для вас табличку, в которой отображены все параллельные собратья для дорийских тональностей.
    Значит, зная параллельного собрата нужной вам дорийской тональности (смотрите таблицу ниже) - вы легко подберете аккорды к Дорийской тональности с помощью кварто-квинтового круга.
    Например, чтобы гармонизировать мелодию в Ми дорийской тональности - сыграйте аккорды Ре мажорной тональности.

  • С другими "альтернативными ладами" также.
    Давайте кратко разберем как у каждого разобранного лада найти параллельного собрата, чтобы подобрать аккорды и гармонизировать мелодию.

    Миксолидийский лад - чтобы найти параллельного собрата "строим миксолидийский лад" и находим 4-тую ступень (четвертую ноту от тоники) миксолидийского лада.

  • Урок в процессе дополнения: сам подробно разбираюсь в тонкостях ладов и в ближайшее время дополню как найти параллельного собрата для фригийского, локрийского, лидийского лада.

Как применять знание других ладов при написании песен?

  • Извините за узколобость, вам не обязательно применять "альтернативные" обычному мажору и минорному ладу.
    Большая часть поп-песен написана в обычном мажоре или обычном (натуральном) миноре.

    Однако, иногда можно применить альтернативные лады, чтобы сделать песню чуть интереснее и необычнее и в этом уроке мы разобрались как это можно сделать.

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. "Другие" лады использовать не обязательно, поэтому домашнее задание с ними давать не буду. Но постарайтесь тщательно перечитать урок, чтобы научиться их применять тогда, когда вам это нужно будет.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.