Время урока: 5 мин
Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.
Ваш преподаватель.
Иными словами, лад определяет те ноты, которые я могу пригласить на вечеринку, то есть те ноты которые могут сыграть в музыкальном фрагменте, так чтобы вместе с тоникой они звучали гармонично.
Правила же зависят от самой вечеринки. Например, на день рождения До (мажор) уместно пригласить друга Фа и подругу Соль, а вот на праздник в честь повышения ты уже не пригласишь друга, придется приглашать коллегу Ля диез.
Ладов основных два - мажорный и минорный.
И вы тут зададите резонный вопрос, а чем эти правила обусловлены? Краткий ответ - Формулой.
Мажорный лад имеет свою формулу, на основании которой мы, собственно говоря, и приглашаем ноты.
А минорный - свою.
Формула - представляет из собой перечень интервалов (расстояний) между нотами.
Базовых расстояний между нотами два (полтона и тон).
Считая их (расстояния) от тоники мы мы можем понять какие ноты будут гармонично звучать с тоникой (главной нотой) и формировать тональность.
У мажорного лада формула = тон + тон + полтона + тон + тон + тон+ полтона.
У минорного лада - формула другая:
тон-полтона-тон-тон-полтона-тон-тон
90% популярных песен написано в мажорном и минорном ладу.
Однако, имеются и другие лады.
Все они являются производными от мажорных и минорных ладов.
Иными словами, чтобы получить другие лады, применяемые в музыке, достаточно на одну-две ноты изменить мажорный или минорный лад.
Давайте детально разберем эти лады и научимся их применять.
Дорийский лад — это минорный лад с повышенной шестой ступенью.
Чтобы его построить - в одноименном минорном ладу на полтона повышаем шестую ноту. Ниже будет схема (где от Ля минорного лада - получается Ля дорийский).
Дорийский лад дает мечтательное, рефлексирующее звучание.
В куплете песни Scar Tissue используется дорийский лад.
А именно - во вступлении (знаменитом гитарном риффе) - играется нота Си, которая по сравнению с одноименным минорным ладом (Ре минор) - повышена на полтона, таким образом вступление песни написано в Ре дорийской тональности (применяется дорийский лад).
Все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму Ля минорной гаммы. От тоники считаете шестую ноту и повышайте ее на полтона.
Все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму До мажорной гаммы. От тоники считаете седьмую ноту и понижайте ее на полтона.
Все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму Ля минорной гаммы. От тоники считаете вторую ноту и понижайте ее на полтона.
Все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму До мажорной гаммы. От тоники считаете седьмую ноту и повышайте ее на полтона.
А оно вам надо?) Все таки лад - очень редкий. Тем не менее, все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму Ля минорной гаммы. От тоники считаете вторую ноту и пятую ноту и понижайте их на полтона.
Все просто. Вспоминайте нашу (ранее пройденную в гитарных уроках) форму Ля минорной гаммы. От тоники считаете седьмую ноту и повышайте ее на полтона.
Давайте вспомним как мы применяли кварто-квинтовый круг в прошлых уроках сонграйтинга (для подбора аккордов в мажорной и минорной тональности).
Мы находили тональность вашей песни на кварто-квинтовом круге и использовали соседние с ней (тоникой) аккорды.
Например, если тональность вашей песни До мажор, посмотрите на соседние аккорды: Dm, Em, F, G, Am.
Эти аккорды будут идеально подходить с точки зрения правил гармонии к вашей песне, поскольку содержат ноты До мажорного лада. Можете сыграть их в любом порядке, и спеть поверх них мелодию и вуаля - она будет ложиться и звучать гармонично.
Давайте еще раз (чтобы вспомнить принцип), сделаем это на примере Midnight City.
Откройте кварто- квинтовый круг и найдите на нем тональность Си минор. Рядом с ней будут соседние ноты, аккорды от которых вы можете сыграть. Эти аккорды (Соль мажор, Ми минор, Ре, Фа диез минор, Ля минор) - "впишутся" в Си минорную тональность.
Или иными словами ноты этих аккордов «вписываются» в ноты Си минорной тональности.
Например, аккорд Ми минор, расположенный рядом с Си минором на кварто-квинтовом кругу состоит из нот Ми-Соль-Си, каждая из которых "входит" в Си минорный лад.