В этом уроке мы с вами разберем основы музыкальной теории, узнаем что такое тональность, лад и научимся транспонировать мелодию в любую тональность. Очень просто.
Время урока: 20 мин
Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.
Ваш преподаватель.
Тональность формируется у нас из тоники (главной ноты/именинника) и лада.
Лад - это правила приглашения гостей (нот) на наше вечеринку.
Иными словами, лад определяет те ноты, которые я могу пригласить на вечеринку, так чтобы они вместе с тоникой звучали гармонично.
Правила же зависят от самой вечеринки. Например, на день рождения уместно пригласить друга Фа и подругу Соль, а вот на праздник в честь повышения ты уже не пригласишь лучшего друга, придется приглашать коллегу Ля диез.
Ладов у нас два - мажорный и минорный. В нашем примере - это правила приглашения гостей на день рождения и празднование повышения.
Ладов на самом деле больше, но все они производные от мажорных и минорных и в популярной музыке практически не используются. Зная мажорные и минорные лады, мы в легко построим остальные лады, в будущем на эту тему (альтернативных ладов) будет отдельный урок.
Итак, лад у нас - правила приглашения гостей на нашу вечеринку (правила приглашения других нот к тонике - главной ноте музыкального фрагмента).
И вы тут зададите резонный вопрос, а чем эти правила об обусловлены? Формулой.
Формула состоит из расстояний между нотами, от первой ноты тональности. Ее еще называют тоникой.
Вы сразу поймете, почему мы сначала проходили ноты и затронули базовые интервалы, такие как тон и полтона.
Мажорный лад имеет свою формулу, на основании которой мы, собственно говоря, и приглашаем ноты. А минорный свою.
Эти ноты, сыгранные в музыкальном произведении и будут формировать До мажорную тональность.
Еще раз - тональность у нас это те ноты, которые мы можем сыграть в музыкальном фрагменте (например, в припеве/куплете/риффе), которые будут гармонично сочетаться с друг другом и в первую очередь с тоникой (главной нотой тональности, в примере выше с нотой До).
Ноты, которые я могу сыграть в тональности у нас определяются от тоники (главной ноты) по формуле лада.
Давайте для примера еще построим мажорный лад от Ре (ре мажорная тональность).
Для этого от тоники отсчитываем ноты, которые мы можем сыграть в Ре мажорной тональности по формуле лада:
Ре - (тон) - Ми - (тон) - Фа диез - (полтона) - Соль - (тон) - Ля - (тон)- Си - (тон) - До диез- (полтона) - Ре.
Эти ноты будут сочетаться с Ре и игра их вместе с тоникой (Ре) - создаст ощущение гармоничности музыкального произведения.
Эти ноты, сыгранные в музыкальном произведении и будут формировать Ре мажорную тональность.
Еще раз - тональность у нас это те ноты, которые мы можем сыграть в музыкальном фрагменте (например, в припеве/куплете/риффе), которые будут гармонично сочетаться с друг другом вместе с тоникой (главная нота тональности). Эти ноты, которые я могу сыграть в тональности, определяются от тоники (главной ноты) по формуле лада.
У минорного лада формула другая: тон-полтона-тон-тон-полтона-тон-тон.
Построим от До - минорный лад. И его ноты у нас сформируют До минорную тональность:
До- (тон) - Ре - (полтона) - Ми бемоль - (тон) - Фа - (тон) - Соль- (полтона) - Ля бемоль- (тон) - Си бемоль - (тон) - До
И вы тут зададитесь вопросом, каждый ли раз я вынужден считать, для того, чтобы сыграть ту или иную песню?
Да, если вы пианист, у гитаристов гораздо проще. Пианисту, вычислив тональность (главную ноту "тонику" и лад) на слух (о подборе мелодий на слух мы поговорим в будущих уроках) - каждый раз необходимо считать по формуле лада те ноты, которые он может сыграть в музыкальном произведении от тоники.
Например, пианисту в баре подошла красивая богатая женщина и дав 100 долларов попросила сыграть блюз с Соль минор.
И бедный пианист каждый раз вынужден считать.
Вот что он думает "ага, тоника у меня соль, лад минорный. Значит в мелодии я могу сыграть: Соль - (тон) - Ля - (полтона) - Си бемоль - (тон) - До - (тон) - Ре - (полтона) - Ми бемоль - (тон) - Фа - (тон) - Соль".
Конечно, опытные пианисты выучивают ноты, которые они могут сыграть. Кроме того, есть и более удобные схемы для запоминания (например, кварто-квинтовый круг, о котором мы подробно будем говорить в уроках сонграйтинга). Но это происходит со временем.
У гитаристов все гораздо гораздо гораздо проще.
Гитаристам НЕ нужно считать каждый раз ноты от тоники по формуле лада, которые мы можем сыграть.
Мы выучиваем один раз одну форму гаммы (о ней мы поговорим в будущих уроках - гамма это последовательная игра нот, которые вписываются в тональность "по очереди") и просто транспонируем ее по грифу гитары и она у нас меняет тональность.
Вот смотрите:
Я играю небольшой риф в До мажоре (17 минута 40 секунда видео урока, который доступен внизу), чтобы мне переместить его в РЕ мажор, мне НЕ НУЖНО считать от тоники Ре по формуле мажорного лада ноты, которые я могу сыграть и находить на грифе гитары (так делают бедные пианисты).
Мне достаточно передвинуть наш риф на два лада на гитаре (поскольку между ладами на гитаре полтона, значит два лада у нас будут тоном, поскольку между нотами До и Ре - интервал в тон). И ВУАЛЯ - я в Ре мажоре.
ВОООООООООТ.Видите как все просто.
Чтобы оказаться в До диез мажоре или Ре бемоле, мне наш риф нужно двинуть на один лад на гитаре (на полтона, поскольку расстояние между нотами До и До диез - полтона).
Давайте повторим тему урока в трех предложениях.
В музыке есть 3 важных понятия музыкальной теории: тональность+ лад + ритм.
Сегодня мы прошли 2 самых важных понятия музыкальной теории (про ритм мы поговорим через пару уроков).
В любом музыкальном произведении есть тональность. Тональность - это те ноты, которые звучат в музыкальном произведении/фрагменте гармонично (по-феншую) вместе с главной выбранной нотой (тоникой). Тональность - создает устойчивое ощущение цельности мелодии, и не позволяет ей превратиться в какофонию (в случайный и неприятный уху набор звуков).
Тональность у нас состоит из тоники (главной ноты) и приглашенных гостей (других нот). Лучший пример для понимания: тоника - именинник, лад - правила приглашений на мероприятие (на день рождения оно одно, на день повышения на работе оно другое).
Правила приглашения этих гостей формирует лад (базовых два - мажорный и минорный) на основании формулы расстояний между нотами - интервалов (у мажорного лада одна формула, у минорного другая).
Бедные пианисты, каждый раз вынуждены считать ноты, которые они могут сыграть в музыкальном фрагменте на основании формулы лада от тоники (формула определяется интервалами или иными словами расстояниями между нотами: тон и полтона).
Например, в мажоре: тон-тон-полтона-тон-тон-тон-полтона (допустим в ми мажоре: ми-фа диез - соль диез - ля-си-до диез - ре диез - ми).
Гитаристам «считать» ничего не нужно.
Мы с вами выучиваем формы аккордов (следующий урок), форму мажорной и минорной гаммы (через пару уроков) или любой рифф, двигаем по грифу выученные формы и меняем тональность. Вуаля.
А теперь прежде чем перейти к домашнему заданию, я отвечу на популярные вопросы и мы с вами посмотрим видео.