Тональность и лад: основы музыкальной теории для гитаристов

В этом уроке мы с вами разберем основы музыкальной теории, узнаем что такое тональность, лад и научимся транспонировать мелодию в любую тональность. Очень просто.



Время урока: 20 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) смотрите видео- урок,
2) читайте этот текст;
3) внизу будет домашнее задание, сделайте его
4) через неделю переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • Всем привет, сегодня у нас будет важный урок, на котором мы с вами разберем основы музыкальной теории для игры на гитаре, благодаря которым вы сможете понять, что происходит, когда вы играете на инструменте.

    В будущем это послужит основной для написания музыки, а сегодня мы закладываем для вас большой-большой фундамент.

    Урок очень важный, написание его было сопряжено большим трудом, но я постарался в него вложить основу музыкальной теории.

    Безусловно, впереди у нас будут еще уроки по теории, в особенности, когда мы с вами будем проходить написание песен. Посмотрев же этот урок, вы действительно заложите огромный фундамент вашего понимания музыки.

    Итак, поехали.

Из чего состоит мелодия?

  • Мелодия в любом жанре, от металла, до песен Кадышевой, состоит из следующих столбов или китов, на которых держится музыка. Это:
    • Ноты;
    • Ритм;
    • Тональность+ Лад.

    На этих столбах держится любое музыкальное произведение. Про ритм мы поговорим через пару уроков, а сегодня разберем, что такое ноты, тональность и лад.

    Начнем с самого базового понятия -нот.
    Не переживайте, их учить не обязательно для нашего дальнейшего обучения. Просто разберем что это такое.

Что такое ноты?

  • Любая песня, любая мелодия состоит из нот. Ноты - это мельчайшая и неделимая частица в музыке, как в представлении ученых начала 20 века - самая малая составная и неделимая частица, из которой состоит весь мир - атом, так и ноты - мельчайшие и неделимые частицы, из которых состоит любое музыкальное произведение (небольшое примечание, во второй половине 20 века, выяснилось, что меньше атома - целый зоопарк частиц, от кварков до фермионов, но у нас с вами не уроки физики, а уроки музыки).

    Нот всего 12: до, до#, ре, ре# (ми бемоль), ми, фа, фа#(соль бемоль), соль, соль# (ля бемоль), ля, ля# (си бемоль), си, до.

Примечание:

диезные ноты (с диезом) имеют два названия (в зависимости от тональности, где находятся). Диезное название и бемольное.
Например, нота Ре диез = Ми бемоль. Находится на одном и том же месте на грифе гитары или на клавишных фортепьяно.
Просто название зависит от тональности песни. О ней поговорим ниже.
ноты на фортепьяно
ноты на фортепьяно

  • По английски ноты называются так:
    До - С;
    Ре - D;
    Ми - E;
    Фа - F;
    Соль - G;
    Ля - А;
    Си - B (или иногда H).

    Ноты с диезом (например Ре диез) по- английски называются sharp (пример: D sharp, еще обозначают #, например D#);
    Ноты с бемолем (например: Ре бемоль) по-английски называются flat (например, D flat, еще обозначают b маленькой, например Db).

ноты на клавишах фортепьяно
для удобства посмотрим как ноты расположены на фортепьяно
  • Не важно, на каком инструменте вы играете, на гитаре, пианино или на бас-гитаре, ноты везде одинаковые.

    На фортепьяно ноты расположены на клавишах инструмента: на белых клавишах у нас ноты: До-ре-ми-фа-соль-ля-си, на черных - диезы/бемоли, например до диез/ре бемоль и т.д.

    На гитаре все ноты у нас расположены последовательно на ладах гитары.

ноты на гитаре (не пугайтесь, что нота соль больше - просто вписать ее в картинку было сложнее с моими навыками фотошопа=)
  • Между нотами также есть расстояние, их еще называют интервал.
    Сейчас мы не будем супер-подробно вдаваться в эту тему. Мы разберем самые основные, чтобы вы поняли логику.

Интервалы в музыке

  • Интервал - это расстояние между нотами. Представьте, что вы живете в квартире. Ваши соседи - это ноты. Между вашей квартирой и их квартирами есть расстояние. Это и есть интервал.

объяснение интервалов в музыке
вот что такое интервалы на примерах дома=)
  • Базовых интервалов у нас два: единичка и половинка.
    Профессиональные музыканты называют их тон и полтона. Все остальные интервалы производные от этих двух.
интервалы на фортепьяно
между черными и белыми клавишами на фортепьяно интервал полтона (а также между белыми клавишами ми и фа); между белыми клавишами (исключения ми-фа и си-до) - тон, тот же интервал и между двумя черными клавишами.
примечание:

не путайте понятия тон/полтона и тональность. Их часто путают музыканты, говоря "а в каком мы тоне?".
Тон - это расстояние между нотами (интервал). Их базовых у нас два - тон (1) и полтона (0,5). Про понятие тональность мы поговорим ниже.
  • На фортепьяно между двумя белыми клавишами тон (за исключением нот ми-фа; си-до). Также тон между двумя черными клавишами (например, до диез и ре диез). Полтона между соседними белыми и черными клавишами, а также между нотами ми-фа и си-до.
интервалы на фортепьяно
вот интервалы на фортепьяно
  • На гитаре: у нас нет белых и черных клавиш, как на пианино, у нас есть гитарные лады.
    Между соседними ладами на гитаре ВСЕГДА полтона. Чтобы сыграть тон, нужно сыграть через один лад.
интервалы на гитаре
на гитаре между всеми нотами (cоседними ладами) полтона, через один лад - тон.
  • Еще раз - в любом месте гитары между соседними ладами гитары всегда полтона! Это особенность нам сильно поможет в дальнейшем.
  • Интервалы нам нужны были для понимания следующей темы - тональности. Давайте перейдем к ней.

Тональность в музыке

  • А теперь перейдем к теме тональность.
    Чем осмысленная мелодия отличается от набора случайных нот?
    Дело в таком важном понятии как тональность.

    Для примера, послушайте как настраивается оркестр. Ниже будет видео . В нем вы не услышите цельной мелодии, а какафонию непонятных звуков, хотя в оркестровой яме собрались явно не новички в своем деле, а опытные музыканты.
    Но стоит им собраться, настроиться и начать следовать указанию дирижёра и какофония звуков превращается в прекрасную мелодию. Как, например, в этом выступлении оркестра Ханса Цимера.



какофония звуков в оркестре
прекрасное исполнение оркестром композиции "Time"
  • Десятки музыкантов, играющих на разных инструментах от электрогитары до виолончели и контрабаса превращают игру разных инструментов в цельную и красивую мелодию.

    И тут у вас справедливо возникнет вопрос. А что превращает игру музыкантов (порой опытных) из случайного набора звуков в красивую мелодию?

    И ответ здесь достаточно прост - общее следование трем музыкальным китам во время игры определенного выбранного музыкального произведения
    .
    Эти киты, на которых держится любая музыка в любом жанре, это
    • заданный ритм (будем проходит в дальнейших уроках);
    • единая тональность музыкального произведения;
    • игра нот (как и соло нот, так и аккордов), которые укладываются в тональность выбранного музыкального произведения

    Если музыканты следуют этим трем китам при игре музыкального произведения, то оно из набора случайных звуков - превращается в осознанную и распознаваемую ухом слушателя цельную мелодию.

  • У каждой музыкальной мелодии (например, у припева в песне) есть своя тональность.

    Тональность - это правила нот, которые я могу сыграть в музыкальном фрагменте, чтобы они гармонично звучали с тоникой (главной нотой).

    Вот представьте себе - у вас вечеринка. Чтобы она получилась душевной и гармоничной - вам нужно пригласить соответствующих гостей, которых вы будете рады видеть и которые смогут с вами провести время тем способом, который вы предпочитаете.

    Например, у Вас День Рождения и чтобы он прошел хорошо - вы можете позвать в пиццерию своего лучшего друга (подругу), свою девушку или парня (зависит от вашего пола), своих друзей и может пару родственников (например, двоюродного брата/сестру).

    Если на праздник вы пригласите случайных людей (например, алкаша на улице; городского сумасшедшего,)
    , то скорее всего она провалится и закончится не бурными поздравлениями, а дракой (не одобряем).

    Так вот, следуя этому примеру - тональность - это правила приглашения гостей (нот) на вечеринку (музыкального произведения), чтобы она получилась душевной и гармоничной.

пример что такое тональность для понимания

  • Понятие тональность состоит из двух составляющих = тоника и лад (не путать с ладом на гитаре).

    Тоника - это главная нота, к которой тяготеют остальные ноты музыкального фрагмента.

    Если приводить пример жизни, тоника - это именинник или герой вечеринки. К нему тянутся все ноты. Они пришли на праздник жизни, чтобы выпить (кваса и сока) и поболтать именно с ним.

    Именинник может быть разный, например, сейчас мы празднуем день рождения До, и гости собираются вокруг него, но завтра день рождения Ре и гости уже соберутся вокруг неё. Но - у каждого именинника будут разные гости. Да, у близких друзей - может быть много общих посетителей вечеринки, но все равно будут разные люди.


    Например, на дне рождения у До будут гости Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си (которые пришли на день рождения - мажорный лад, далее о нем поговорим).

    А на дне рождения у Фа будут ноты - Cоль- Ля- Си бемоль - До- Ре- Ми.

    Видите, у До и Фа много общих друзей, но есть и различия (Си бемоль). В будущем мы подробнее коснемся этой темы (темы родственных тональностей).

    А на дне рождения у Ми уже практически гости все будут другие: Ми - Фа диез - Соль диез - Ля- Си- До диез-Ре диез.

    Как правило, в одном музыкальном фрагменте одна тональность. Иногда бывает, что в куплете одна тональность, в припеве - другая (будем проходить более подробно на уроках сонграйтинга).

    Однако, в большинстве песен одна тональность на все музыкальное произведение. В любом случае, в одном музыкальном фрагменте, как правило, одна тональность.
из чего состоит тональность
из чего состоит тональность

Что формирует тональность?

  • Тональность формируется у нас из тоники (главной ноты/именинника) и лада.

    Лад - это правила приглашения гостей (нот) на наше вечеринку.


    Иными словами, лад определяет те ноты, которые я могу пригласить на вечеринку, так чтобы они вместе с тоникой звучали гармонично.


    Правила же зависят от самой вечеринки. Например, на день рождения уместно пригласить друга Фа и подругу Соль, а вот на праздник в честь повышения ты уже не пригласишь лучшего друга, придется приглашать коллегу Ля диез.


    Ладов у нас два - мажорный и минорный. В нашем примере - это правила приглашения гостей на день рождения и празднование повышения.


    Ладов на самом деле больше, но все они производные от мажорных и минорных и в популярной музыке практически не используются. Зная мажорные и минорные лады, мы в легко построим остальные лады, в будущем на эту тему (альтернативных ладов) будет отдельный урок.

ВАЖНО:

НЕ путайте понятия лад на гитаре и лад в музыке, а также тоника и тон.
Тоника - первая нота тональности. Тон - расстояние (интервал) между двумя нотами. У нас базово два расстояния (интервала): тон и полтона (об этом говорили выше).

Лад на гитаре и лад в музыке это омонимы (омоним - слова, которые имеют разное, не связанное между собой значение, но при этом пишутся одинаково, произносятся одинаково: например, ключ от замка и родниковый ключ, из которого пьют воду).
Лад на гитаре - место на грифе гитары, на котором мы зажимаем ноты; лад в музыке - правила приглашения нот к тонике. О ладе в музыке поговорим ниже.
из чего состоит тональность
из чего состоит тональность

Лады в музыке

  • Итак, лад у нас - правила приглашения гостей на нашу вечеринку (правила приглашения других нот к тонике - главной ноте музыкального фрагмента).



    И вы тут зададите резонный вопрос, а чем эти правила об обусловлены? Формулой.

    Формула состоит из расстояний между нотами, от первой ноты тональности. Ее еще называют тоникой.


    Вы сразу поймете, почему мы сначала проходили ноты и затронули базовые интервалы, такие как тон и полтона.


    Мажорный лад имеет свою формулу, на основании которой мы, собственно говоря, и приглашаем ноты. А минорный свою.


    Давайте разберем на примере:
    • у мажорного лада формула = тон + тон + полтона + тон + тон + тон+ полтона.
    Изначально на пианино белыми клавишами обозначен До мажорный лад.

    Вот смотрите: До-(тон)- Ре-(тон)-Ми -(полтона) -Фа -(тон)- Соль -(тон)- Ля -(тон) -Си (полтона)- До на октаву выше или ниже.

формула мажорного лада
формула мажорного лада
  • Эти ноты, сыгранные в музыкальном произведении и будут формировать До мажорную тональность.

    Еще раз - тональность у нас это те ноты, которые мы можем сыграть в музыкальном фрагменте (например, в припеве/куплете/риффе), которые будут гармонично сочетаться с друг другом и в первую очередь с тоникой (главной нотой тональности, в примере выше с нотой До).


    Ноты, которые я могу сыграть в тональности у нас определяются от тоники (главной ноты) по формуле лада.


    Давайте для примера еще построим мажорный лад от Ре (ре мажорная тональность).


    Для этого от тоники отсчитываем ноты, которые мы можем сыграть в Ре мажорной тональности по формуле лада:

    Ре - (тон) - Ми - (тон) - Фа диез - (полтона) - Соль - (тон) - Ля - (тон)- Си - (тон) - До диез- (полтона) - Ре.


    Эти ноты будут сочетаться с Ре и игра их вместе с тоникой (Ре) - создаст ощущение гармоничности музыкального произведения.

примечание:

в английской литературе расстояния, определяющие формулу лада (тон, полтона) - будут называться по другому (T- тон, S -полтона).
формула мажорного лада на примере Ре мажора
формула мажорного лада на примере Ре мажора
  • Эти ноты, сыгранные в музыкальном произведении и будут формировать Ре мажорную тональность.


    Еще раз - тональность у нас это те ноты, которые мы можем сыграть в музыкальном фрагменте (например, в припеве/куплете/риффе), которые будут гармонично сочетаться с друг другом вместе с тоникой (главная нота тональности). Эти ноты, которые я могу сыграть в тональности, определяются от тоники (главной ноты) по формуле лада.


    У минорного лада формула другая: тон-полтона-тон-тон-полтона-тон-тон.

    Построим от До - минорный лад. И его ноты у нас сформируют До минорную тональность:


    До- (тон) - Ре - (полтона) - Ми бемоль - (тон) - Фа - (тон) - Соль- (полтона) - Ля бемоль- (тон) - Си бемоль - (тон) - До

формула минорного лада
формула минорного лада
ВАЖНО:

Формула лада не меняется в зависимости от тоники. Меняется только точка отчета для определения нот, которые могут быть сыграны в тональности.

Например: тоника До. Если построим от тоники минорный лад - то у нас будет До минорная тональность с нотами (до, ре, ми бемоль, фа, соль, ля бемоль, си бемоль, до) ( тон-полтона-тон-тон-полтона-тон-тон.)

Если от тоники До - построим мажорный лад, то у нас будет До мажорная тональность с нотами: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до (тон-тон-полтона-тон-тон-тон-полтона).

Поменяем тонику на Фа мажор, поменяется тоника, но формула лада будет прежней: Фа - (тон) - Соль - (тон) - Ля - (полтона) - Си бемоль - (тон)- До - (тон) - Ре - (тон) - Ми - (полтона) - Фа.

А как на гитаре?

  • И вы тут зададитесь вопросом, каждый ли раз я вынужден считать, для того, чтобы сыграть ту или иную песню?


    Да, если вы пианист, у гитаристов гораздо проще. Пианисту, вычислив тональность (главную ноту "тонику" и лад) на слух (о подборе мелодий на слух мы поговорим в будущих уроках) - каждый раз необходимо считать по формуле лада те ноты, которые он может сыграть в музыкальном произведении от тоники.


    Например, пианисту в баре подошла красивая богатая женщина и дав 100 долларов попросила сыграть блюз с Соль минор.

вот как нейросеть видит эту картину=)
  • И бедный пианист каждый раз вынужден считать.

    Вот что он думает "ага, тоника у меня соль, лад минорный. Значит в мелодии я могу сыграть: Соль - (тон) - Ля - (полтона) - Си бемоль - (тон) - До - (тон) - Ре - (полтона) - Ми бемоль - (тон) - Фа - (тон) - Соль".


    Конечно, опытные пианисты выучивают ноты, которые они могут сыграть. Кроме того, есть и более удобные схемы для запоминания (например, кварто-квинтовый круг, о котором мы подробно будем говорить в уроках сонграйтинга). Но это происходит со временем.

    У гитаристов все гораздо гораздо гораздо проще.


    Гитаристам НЕ нужно считать каждый раз ноты от тоники по формуле лада, которые мы можем сыграть.

    Мы выучиваем один раз одну форму гаммы (о ней мы поговорим в будущих уроках - гамма это последовательная игра нот, которые вписываются в тональность "по очереди") и просто транспонируем ее по грифу гитары и она у нас меняет тональность.


    Вот смотрите:

    Я играю небольшой риф в До мажоре (17 минута 40 секунда видео урока, который доступен внизу), чтобы мне переместить его в РЕ мажор, мне НЕ НУЖНО считать от тоники Ре по формуле мажорного лада ноты, которые я могу сыграть и находить на грифе гитары (так делают бедные пианисты).

  • Мне достаточно передвинуть наш риф на два лада на гитаре (поскольку между ладами на гитаре полтона, значит два лада у нас будут тоном, поскольку между нотами До и Ре - интервал в тон). И ВУАЛЯ - я в Ре мажоре.

    ВОООООООООТ.


  • Видите как все просто.

    Чтобы оказаться в До диез мажоре или Ре бемоле, мне наш риф нужно двинуть на один лад на гитаре (на полтона, поскольку расстояние между нотами До и До диез - полтона).


    На гитаре вам не нужно считать ноты, вы просто берете и двигаете риф/аккорд/гамму по грифу и у нее меняется тональность. И никакой математики.

    Забежим немного в тему следующего урока - то же самое и с аккордами. Выучиваем аккордовую форму, перемещаем ее по грифу и она у нас меняет тональность аккорда.

ВАЖНО:

Быть гитаристом гораздо проще. Вам не нужно считать каждый раз ноты, которые вы можете сыграть.
Просто берете музыкальный рифф/гамму/аккорд - двигайте его на то количество ладов, которое вам необходимо двинуть, чтобы поменять тональность риффа/гаммы/аккорда до нужной Вам и вуаля - Вы в нужной тональности.

Повторяем тему основ музыкальной теории

  • Давайте повторим тему урока в трех предложениях.

    В музыке есть 3 важных понятия музыкальной теории: тональность+ лад + ритм.

    Сегодня мы прошли 2 самых важных понятия музыкальной теории (про ритм мы поговорим через пару уроков).


    В любом музыкальном произведении есть тональность. Тональность - это те ноты, которые звучат в музыкальном произведении/фрагменте гармонично (по-феншую) вместе с главной выбранной нотой (тоникой). Тональность - создает устойчивое ощущение цельности мелодии, и не позволяет ей превратиться в какофонию (в случайный и неприятный уху набор звуков).


    Тональность у нас состоит из тоники (главной ноты) и приглашенных гостей (других нот). Лучший пример для понимания: тоника - именинник, лад - правила приглашений на мероприятие (на день рождения оно одно, на день повышения на работе оно другое).


    Правила приглашения этих гостей формирует лад (базовых два - мажорный и минорный) на основании формулы расстояний между нотами - интервалов (у мажорного лада одна формула, у минорного другая).


    Бедные пианисты, каждый раз вынуждены считать ноты, которые они могут сыграть в музыкальном фрагменте на основании формулы лада от тоники (формула определяется интервалами или иными словами расстояниями между нотами: тон и полтона).

    Например, в мажоре: тон-тон-полтона-тон-тон-тон-полтона (допустим в ми мажоре: ми-фа диез - соль диез - ля-си-до диез - ре диез - ми).


    Гитаристам «считать» ничего не нужно.

    Мы с вами выучиваем формы аккордов (следующий урок), форму мажорной и минорной гаммы (через пару уроков) или любой рифф, двигаем по грифу выученные формы и меняем тональность. Вуаля.


    А теперь прежде чем перейти к домашнему заданию, я отвечу на популярные вопросы и мы с вами посмотрим видео.

Видео урок о тональности и ладе

Ответы на популярные вопросы по теме урока

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока. Вникните в тему "тональности и лада". Ничего сложного нет.
  2. Перейдите по ссылке (нажав на баннер внизу), чтобы открыть полную версию домашней работы.

Перейти к выполнению ДЗ
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к странице с домашним заданием. После его выполнения - откроется следующий урок.