О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Ритм и ритмический рисунок

В этом уроке разберем секреты создания запоминающегося ритма, чтобы ваша песня стала хитом.

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст урока;
2) внизу будет домашнее задание (нажмете "следующий урок"- чтобы перейти к ДЗ)
3) после выполнения домашнего задания - переходите к следующему уроку

Вводное слово

  • Прежде чем перейти к большому практикуму по написанию хитов (мы разберем правила создания хита в поп музыке, рок музыке и в современных жанрах) - давайте еще затронем важную тему, без которой боюсь не написать хит.
    В прошлом уроке мы говорили о формуле хита. Главный секрет успеха хита - яркий и запоминающийся хук (смотрите прошлый урок), но боюсь без продуманного ритма даже самый яркий хук, может и не запомниться слушателям.

    Поэтому - тема ритма очень важна для написания песен и мы ее разберем в сегодняшнем уроке.

Повторяем тему прошлых уроков

  • В гитарном курсе мы детально разбирали тему ритма.
    Но, позвольте прежде чем ее разобрать - еще раз кратко ее повторим.
    Более полная версия урока, объясняющего что такое ритм, темп, длительности нот, размеры такта - вы можете прочитать по ссылке.

    Итак,
    В музыке у нас есть понятие ритм. Понятие ритм состоит из следующих важных элементов:

    1) Первое - это темп, то есть скорость игры музыкального произведения. Темп измеряется в количестве ударов метронома в минуту (bpm по английски). Чем выше темп, тем быстрее играется музыкальное произведение.

    2) Второе - это такт и длительности нот. Одно музыкальное произведение мы, условно говоря, можем поделить на одинаковые единицы измерений (такты), как здание можем поделить на метры. И таким образом измерить его высоту или длину. В каждом такте заложено определённое количество нот определённой длительности. Это указывается в размере такта. Размер такта обычно пишется в начале музыкального произведения. Самый распространенный - 4/4 (или четыре удара метронома четвертными нотами в такт). Значит в такте может быть четыре четвертных ноты (либо ноты разной длительности, суммируя которых получим четыре четвертных ноты).

  • 3) В самом такте могут располагаться разные ноты разной длительности. Длительность - это собственно говоря, как долго нота звучит. Но по музыкальным правилам длительность нот должна укладываться в заданный размер такта. Например, в такте с размером 4/4 у нас могут быть четыре четвертных нотки. В следующем такте такого же размера этого же музыкального произведения могут быть: одна половинчатая нотка, одна четвертная и две восьмые. Главное, чтобы в целом суммарно ноты складывались в единое число - в размер такта (в четыре четвертных ноты). Всё это запоминать и учить не нужно, просто нужно в эту логику немного "врубиться". Самый банальный пример: размер такта - это форма торта. Но вы торт можете нарезать только на определённое количество кусков и раздать друзьям. Другие куски к торту вы никак не прибавите. Вот у вас есть торт и, соответственно, такт - это торт. Вы можете целый торт отдать другу, можете разбить его на кусочки, на половинку, можете в торте отрезать одну большую половинку, а остальные разбить, например, на восьмые. А можете, например, применить паузу, то есть взять, например, ¾ торта съесть, а ¼ выкинуть. Тем не менее у вас всё равно был целый торт.


вот небольшой пример, основанный на демонстрации куплета песни Sweet Child o Mine (Guns N Roses)
Важно:

если не понятна о чем речь - читайте один из прошлых уроков.
В нем мы с нуля разобрали что такое ритм.
  • Итак, тему прошлых уроков повторили - а теперь давайте разберем что нам необходимо учитывать при выборе и продумывании ритма для того, чтобы написать хит.

Такты и их количество

  • В прошлых уроках мы разбирали с вами, что такое такт на основе метафоры. Как высоту дома мы можем измерить с помощью равных единиц измерения (метров), так и музыкальное произведение мы можем "разбить" на равные отрезки "такты".

    У такта обозначается размер - количество нот определенной длительности, которые мы можем разместить в такте.
    Похожий пример здесь - измерение дома.
    Высоту дома можно измерить разними единицами:
    • метром (100 сантиметров);
    • аршином (71,5 сантиметров);
    • локоть (770 миллиметров).

    Так и в музыкальном произведении мы можем "установить" свою длину измерения - размер такта.
    В 90% песен это 4/4 - значит так состоит из 4 нот 1/4 длительности. При этом как мы говорили ранее в такте могут быть ноты разной длительности, главное чтобы они суммарно укладывались в четыре 1/4 ноты.

    На Youtube - есть хороший пример с тем как это происходит. Ниже видео.
в коротком видео учитель музыки показывает как укладывает ноты разной длительности в такт 4/4
  • В элементе песни (куплете/припеве/ бридже) рекомендуется использовать равное (четное) количество тактов.
Boulevard of Broken Dreams (слушать с 2.31) -
  • Например, в припеве песни Boulevard of Broken Dreams - Green Day: 8 тактов одинакового размера 4/4.
  • Четкое количество тактов создает ощущение продуманности ритмического рисунка.
    В рок и поп-музыке четкое количество тактов используется для создания ритмической и мелодической структуры. Это делает песни легко запоминающимися.

    В уроках про написание лирики мы еще более подробно разберем как организовать структуру тактов, чтобы правильно совместить ее с написанной лирикой и ритмом в стихотворении (написанной лирики).

    А пока - подробнее рассмотрим важные аспекты построения ритмического рисунка и для этого разберем тему акцентов.

Акцентирование в ритме за счет либо слабых либо сильных долей

  • Чтобы определится с ритмическим рисунков вашего музыкального произведения необходимо решить, в какой части такта вы будете расставлять акценты (наиболее "громкие удары").

    Давайте разберемся с этой темой.
    В большинстве современных хитов используется размер 4/4. Это помогает создать предсказуемую и легко воспринимаемую структуру.
    4/4 значит, что в такт умещается четыре 1/4 ноты или 4 удара метронома.

    Но, здесь есть важный нюанс. В популярной музыке есть понятие сильных и слабых долей.
    Сильная доля - наиболее яркий и громкий ритмический удар в такте песни, обозначающий, как правило, начало и третий удар метронома в такте 4./4.

    На них приходится основной акцент, что создает ощущение устойчивости и ритмической стабильности.
    В большинстве популярных песен акцентируется сильная доля, то есть начало и третий удар метронома, обозначающий, что середина такта прошла. Ниже удобная схема для понимания.

схема обозначения такта, в ней красным обозначены сильные доли (первый и третий удар метронома), на который в стандартном ритме делается акцент
  • Например, в песне Billie Jean Майкла Джексона сильная доля: начало такта и середина выделяется бас бочкой. Слабые доли выделяются малым барабаном.
Пример: Billie Jean, Michael Jackson
  • В большинстве поп-песен в размере 4/4 (а это около 90% всей поп, рок и альтернативной музыки) - акцентируются сильные доли.
    При этом не обязательно, чтобы партия ударных состояла только из 4 ударов по барабанам.
    Ниже пример.
Пример: Boulevard of Broken Dreams
Подчеркиваются сильные доли с помощью бас бочки
  • Однако, возможен прием, когда вы делаете акцент именно на слабые доли.

    Слабые доли — это вторая и четвертая доли в такте.
    Подчеркивание слабых долей вместо сильных дает песне большую динамику и делает ее разнообразней.

    Такой прием называется синкопа.
  • Ниже несколько примеров.
Пример: в песне Staying Alive с помощью и бас бочки и малого барабана подчекиваются слабые доли (2 и 4)

Пример: в песне Supermassive Black Hole подчеркиваются слабые доли с помощью ударов по большому барабану (тот, что слева от малого)

  • Давайте разберем, когда использовать синкопу, а когда обычный ритм с акцентами на сильные доли.
    Ниже табличка, которая поможет разобраться.

    • Помимо Ритма с Акцентами на Сильные Доли и синкопы - существуют еще виды ритмов.
      • Полиритм. Одновременное использование нескольких ритмических рисунков. Это создает сложное и насыщенное звучание. Полиритмы часто встречаются в африканской и латиноамериканской музыке.
      • Оффбит ритмы характеризуются акцентами на слабые доли или промежутки между сильными долями. Это создает ощущение расслабленного, "качующего" ритма, характерного для регги и ска.
    Limbo - Radiohead
    классический пример полиритма
    "One Love" - Bob Marley and The Wailers
    классический пример оффбита
    • Долго задерживаться на них не будем. Полиритмия и оффбит применяются крайне редко, также как и другие помимо 4/4 размеры такта. Мы же с вами все таки учимся делать популярную музыку. В будущем я думаю сделать отдельный урок по нестандартным ритмам, где разобрать подробнее полиритмию, нестандартные размеры такта (например, 5/4 или 3/4), но эта тема слишком узкая, поэтому если вы пишете популярную музыку - ее можно опустить.

    Как сформировать ритм секцию?

    • Давайте проговорим как продумать ритмический рисунок.

      Забегая вперед, у нас в дальнейшем будет большой урок, где мы будем учиться создавать аранжировку для записи на студии. Для этого будем использовать либо Guitar Pro либо Garage Band.
      Но, сейчас кратко забежим в тему будущего занятия и расскажем как прописать ритм-секцию.
    • В большинстве рок и поп песен для продумывания и записи ритм секции используется ударная установка. В поп песнях могут использоваться электронные ударные. Тем не менее принцип их работы с точки зрения написания аранжировок - одинаковый.

      Сначала необходимо определить темп песни и размер такта.

      Темп определяется по демо-записи (например, вы записали вашу песню под акустическую гитару), включайте метроном, слушайте демо запись и подбирайте нужную скорость.

      После определения темпа прописываете ритм-секцию, которая обычно включает бас-бочку, малый барабан, хай-хэт и тарелки (в первую очередь райд)

      Для прописывания партии ударных вы можете либо сыграть "пальцами" в Garage Band - либо прописать нотами.
      Для этого разберем ниже как выглядят ноты на ударных.
    в картинке не просто структура ударных - а отображение нот каждого элемента ударных.
    Важно:

    Ниже будут ноты.
    На картинке выше отображена схема, где указано как ноты относятся к разным частям ударной установки.
    Посмотрите эту схему внимательно. Для урока она нам пригодится.

    Даже если вы пишете поп музыку и не хотите использовать живую ударную установку, принцип работы малого барабана, бас бочки такой же как в ударной установке (просто вместо живых ударных используется сэмпл). Тем не менее ноты ударных, принцип работы - не меняется.
    • Поговорим о том, как прописать ритм-секцию. Для начала давайте разберемся, как она устроена. Возьмем классические ударные. В ударной установке у нас есть следующие инструменты:
      • Бас-бочка. Вот так она выглядит на картинке выше и так обозначается в нотах.
      • Малый барабан.
      • Хай-хет.
      • Тарелки.
      • Райд.

      Ниже галерея с обозначением основных элементов ударной установки и нот, которые соответствуют каждому элементу.


    • Благодаря бас-бочке и малому барабану вы задаете основы ритм-секции музыкального произведения, обозначая начало такта, а также подчеркивайте либо сильные доли (если у вас стандартный ритм), либо слабые (если ритм - синкопированный).

      Например, первый удар бас-бочки в такте показывает его начало, удар по бас бочке на третий удар метронома - показывает акцент на сильные доли (смотрите выше разбор темы слабых и сильных долей).
      Вместо бас-бочки может использоваться малый барабан или их сочетание. Это создаёт ощущение целостности такта.

      Важно: сначала прописываем бас бочку и малый барабан. Именно они обозначают темп песни и размер такта. Затем уже добавляем тарелки (хай-хет, райд, тарелки или тома).
    • Далее, когда у вас прописана ритм-секция, а именно бас-бочка-малый барабан, бас-бочка-малый барабан, вы потихоньку добавляете тарелки, например, хай-хет и райд, для того чтобы разнообразить мелодию, а также продумываете переходы между частями.

      Так, давайте на примере.
      Zombie - Cranberries.
    Zombie - The Cranberries
    на примере разберем как прописать ритм секцию
    • Узнаваемое вступление песни начинается с 0.14, где сразу звучат ударные.
      Всю песню они задают один и тот же темп 80 и размер такта 4/4.
      Барабанщик первым ударом бас бочки и тарелки задает начало такта и играет на бас бочке ровно 8 раз (8 восьмых нот, обозная длительность такта 4/4, в который можно поместить 8 восьмых нот).

    • Желательно на один фрагмент песни (куплет/припев/бридж) устанавливать одну партию ударных, не меняя в корни ритм секцию (можете добавлять тарелки, иные переходы), но ритм не меняйте. Также всю песню рекомендуется сохранять размер такта и темп. Конечно, имеются исключения (Radiohead- привет), но в популярной музыке лучше в такие эксперименты не уходить.

      Итак, чтобы разнообразить ритм секцию продумывайте переходы между частями - сбивки.
      Они помогут слушателю лучше сориентироваться и подготовиться к новой части песни, например припеву.
    например, при переходе из интро к части интро где на фоне звучит соло гитара - барабанщик использует небольшую сбивку (0.25 - таймод)
    • Сбивка также используется в конце интро песни (Zombie) для перехода к куплету (0.36)

    • Продумайте партии ударных для разных частей песни. При этом сохраняя темп и обозначение размера тактов.
      Например, у Cranberries - в куплете звучит та же самая партия по количеству сыгранных нот (8 восьмых нот в такте), но вместо агрессивного открытого хай-хэта барабанщик играет по закрытому хай-хэту, комбинируя его с тамбурином (и такое бывает).

    партия куплета
    вместо открытого хай-хэта мягкая игра по закрытому хай-хэту в сочетании с тамбурином (обозначен треугольником)
    • Узнаваемое вступление песни начинается с 0.14, где сразу звучат ударные.
      Всю песню они задают один и тот же темп 80 и размер такта 4/4. При этом в песне ритм стандартный, делается акцент на сильные доли (1 и 3 удар метронома).

      Барабанщик первым ударом бас бочки и тарелки задает начало такта и играет на бас бочке или малом барабане ровно 8 раз (8 восьмых нот, обозная длительность такта 4/4, в который можно поместить 8 восьмых нот),

    • На припеве же (In your head) барабанщик снова сыграет сбивку и вернется к агрессивной партии (вместо тамбурина) - открытый хай-хэт с агрессивными ударами (как в интро песни).

      С помощью ударных - чередуйте динамику. На куплетах - выберите менее агрессивную, более спокойную партию (например, за счет игры на райде), а на припевах - усильте динамику, например сыграв партию на хай-хэте.

      Cам ритмический рисунок менять кардинально не рекомендую.

      Можно всю песню использовать одинаковую партию басс бочек и малого барабана, но чтобы внести разнообразие между частями песни, менять сочетание тарелок и добавлять сбивки.

      Например: в куплете песни звучит хай-хэт, в припеве песни звучит райд, но партия малого барабана и бас бочек не меняется.

      Если вы хотите поменять партию, то продумывая партию ударных - обязательно следите за тем, чтобы НЕ менялся размер тактов, а также вид ритма (обычный или синкопированный).

      Например, если у вас в припеве синкопированный ритм, а в куплете - обычный, это сильно запутает слушателя.
      Безусловно, исключения бывают, но в поп и рок музыке, если вы пишете "хиты" - лучше их избегать.

    Используйте ритм-секцию, чтобы разделить части песни и обеспечить ее "развитие"

    • За счет правильного выбора динамики песни (ритмической секции), вы можете обеспечить ее развитие.
      Давайте посмотрим на пример.

    A Sky Full of Stars - Coldplay
    смотрим как меняется ритм секция
      • Куплет песни начинается с простой прямой бочки (бас бочки) и игры ударами по закрытому хай-хету (0.31 - таймкод);
      • На втором припеве (pre-chorus) для создания напряжения барабанщик приоткрывает хай-хэт для создания напряжения (1.11);
      • А в припеве (главном моменте песни, тайм код 1.20) добавляет малый барабан в ту же самую партию (таймкод).
      При этом вид ритма (обычный - без синкоп) - не меняется.
      Затем начинается второй куплет и он возвращается к партии куплета (игра по хай-хэту и бас бочка).

    • В уроке "структура песни" мы говорили о необходимости обеспечивать "разницу между частями песни".

      Смена партии ударных без смены размера такта и вида ритма способны подчеркнуть разницу между куплетом и припевом или иными частями песни.

      Давайте еще пример (на-последок).

    Coldplay - Yellow
    смотрим как подчеркивается разница между куплетом и припевом за счет ритм секции
    • В куплете песни барабанщик играет на закрытом хай-хэте, сочетая ее с партией бас бочки и малого барабана (два удара бочки - удар малого барабана, затем два удара бочки и снова малый барабан).

      Перед тем как перейти на припев - барабанщик открывает хай-хэт, что создает напряжение (тайм-код 1.22), далее играется сбивка и барабанщик меняет рисунок НЕ меняя акцентирование (на сильных долях) и размер такта.

      Партия припева играется на райде (тарелка) + с сочетанием бас бочки и малого барабана. Да, рисунок меняется, но не меняются акценты (1 и 3 удар метронома в такте), которые обозначаются наиболее "громким" ударом бас-бочки.

      За счет изменения рисунка, а также смены закрытого хай-хэта на райд - удается подчеркнуть разницу между куплетом и припевом.

    Важные рекомендации при выборе ритма

    • Давайте подытожим тему урока.
      И разберем как правильно организовать ритмический рисунок.

      Правило №1 Используйте Простые и Запоминающиеся Паттерны
      Для создания хита важно, чтобы ритм был простым и запоминающим. Избегайте чрезмерной сложности, особенно в куплетах и припеве. Простота помогает слушателям быстрее запомнить песню. Ритм должен быть простым и понятным. Даже если используйте синкопу - не перемудрите с ритмическим рисунком. Слушатель должен быть способен его повторить в своей голове после первого прослушивания, иначе, боюсь он просто не захочет переслушать ваш трек.

      Правило №2 Решите какой у вас будет ритм, обычный или синкопированный
      Решите какой ритм будете использовать: обычный или синкопированный. Выше детально разобрали между ними разницу.

      Правило №3 В песне НЕ меняйте размер такта.
      Да, существуют исключения, где в разных частях песни меняются размеры тактов. Например, у Radiohead - Paranoid Android размеры такта меняются аж 4 раза (к куплетах и припеве), но Radiohead это исключение.

      Массовый и неискушенный слушатель, когда меняется ощущение размера такта в песне.
      Это разрушает чувство целостности музыкального произведения. Да, это крутой прием для сложных стилей: арт-поп, экспериментальная музыка, прогрессив-рок, но для массового слушателя - такой прием лишь отталкивает его от повторного прослушивания вашей музыки.

      Правило №4 - ритмические рисунки могут меняться в разных частях песни.
      За счет смены ритмического рисунка можно разнообразить звучание песни, отделив разные части композиции друг от друга.
      Например, куплет от припева. Как мы говорили в уроке о структуре песен: припев должен быть более энергичным и запоминающимся, чем куплет. Это можно достичь увеличением плотности ритма или добавлением новых ритмических элементов. Выше мы разбирали пример с песней Yellow, где барабанщик с помощью игры на райде и смене рисунка создает ощущение разницы между куплетом и припевом.

      Правило №5 - используйте ритмический рисунок для развития.
      Выше мы разбирали пример с песней Coldplay, где ритм позволяет создать ощущение движения песни: сначала спокойный куплет, затем напряженный пре-хорус (или второй куплет) и танцевальный припев (с хуком).
      Продуманный ритмический рисунок - идеальный способ продумать как будет "развиваться" ваша песня.

    Домашнее задание

    Оно простое.

    1. Перечитайте текст урока.
    2. Продумайте ритм, который будет в вашей песне. Определитесь с размером тактов и с типом ритма (стандартный или синкопированный).
    3. На листке бумаги накидайте ритмический рисунок, какой он у вас будет в куплете, какой в припеве. Как будет "развиваться песня". В будущем пропишем аранжировку (в том числе ритм секцию) в специальной программе, чтобы вы смогли приступить к записи своей песни на студии.
    4. Через неделю - переходите к новому уроку.

    Перейти к следующему уроку
    Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
    уроку нашей школы.