Запись песни на студии

В этом уроке мы поговорим об организации записи вашей песни на студии.

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст;
2) внизу будет домашнее задание на выполнение;
3) после выполнения - переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • Здравствуйте, в этом уроке мы поговорим о том, как правильно осуществить процесс записи, а также разберем как организовать сведение треков.

    Этот урок является продолжением прошлого урока про создание партитур, поэтому приступайте к нему только если вы собрали свою первую партитуру и хотите начать запись песни. Разберем основные аспекты. При этом неважно, где вы будете записываться: дома, на вашей домашней студии или на студии звукозаписи - урок будет вам полезен.

Шаг 1: выучите партии

  • Итак, начнём с подготовки к записи. Прежде всего необходимо подготовить партитуру и тщательно её проверить, чтобы инструменты и партии звучали гармонично и не было непродуманных диссонансов, если это не было запланировано.
    Если вы играете в группе, прежде чем пойти записываться, тщательно отрепетируйте с музыкантами ту песню, которую будете записывать. Пусть каждый музыкант выучит свои партии. Басист выучит свою партию, барабанщик свою, вокалист свою. Вместе несколько раз спойте, прослушайте, и при необходимости скорректируйте партитуры.
    Если вы записываетесь сольно, переслушайте вашу партитуру. Это можно сделать благодаря Guitar Pro или GarageBand или другой программе. Отправьте партитуры сессионным музыкантам, если планируете их привлечь. Если вы мультиинструменталист и всё записываете сами, выучите партии самостоятельно.


    Что еще стоит учесть при подготовке музыканта к записи? Если вы гитарист или пианист, позанимайтесь под метроном.
    При игре в группе или с друзьями чувство важности ритма может теряться из-за импровизаций. В студийной записи это неприемлемо. Партии необходимо играть чётко в ритм, чтобы их не пришлось выравнивать.

    Также проработайте звукоизвлечение. На репетициях и концертах гитаристы часто забывают про звукоизвлечение.

    В студийной записи это неприемлемо. Необходимо сыграть партию максимально чисто.

    Если вы изначально пишете грязную гитару, это ваш творческий приём, но лучше «чисто» записать гитару, а потом уже наложить эффекты.

    Отрепетируйте свою партию так, чтобы она звучала максимально чисто и укладывалась в ритм.

    Под словом «чисто» имеется в ввиду такое звучание партии (гитары, бас гитары, клавишных), при котором имеется четкое звукоизвлечение, отсутствуют лишние ноты (например, вы не задевайте соседние струны, если этот прием не запланирован в вашей партитуре).


Шаг 2: подготовьте помещение к записи

  • Если вы записываетесь на собственной студии, очень важно проработать правильное размещение инструментов. Если запись осуществляется в одной комнате, правильно расставьте микрофоны, чтобы добиться качественной записи звука. Такой процесс размещения называется панорамированием. Например, при записи ударных рекомендуется широкое панорамирование для создания объёмного звука.

    Например, песню Led Zeppelin "When the Levee Breaks" записывали в шахте лифта, где микрофоны были размещены возле барабанной установки и в самой шахте лифта для достижения объемного эффекта.

    Вам арендовать шахту лифта не нужно, но обязательно займитесь панорамированием на собственной студии. Лучше привлечь профессионала для этого. Например, не рекомендуется размещать микрофон, записывающий ударные, плотно со стеной.

    Кроме того, перед записью убедитесь в отсутствии лишних звуков (разговоров музыкантов, звуков проезжающих автомобилей, иного бытового шума).


Шаг 3: прописываем ударные и бас (ритм секцию)

  • Найдите студию или начните запись на домашней студии. Прежде всего записываются партии ударных. Не обязательно сначала писать барабанщика.

    Обычно барабанщик на студии пишется одним из последних.

    Пропишите партии в программе, чтобы озвучить ритм, который вы задали в песне.
    Если вы записали партитуру в Guitar Pro, вы легко можете её выгрузить в Logic Pro или в FL Studio. Это будут виртуальные ударные, но партии у вас уже будут.

    Если вы не записали партитуру в Guitar Pro, пропишите её в FL Studio или другой программе. Это надо сделать в первую очередь.

    Вторым инструментом записывается бас, когда у вас уже прописана партитура ударных.

    Лучше всего в первом шаге ударные прописать с помощью программы поскольку барабанщик,может сбиваться и не понимать что играть, если не слышит игру других инструментов.

партии ударных легко экспортируются из Guitar Pro в любую программу звукозаписи. Их также можно прописать нотами (как в скрине)
  • При записи бас гитары следите за тем, чтобы гитара была должным образом настроена, и чтобы басист попадал в ритм. Рекомендуется связать бас-бочку в ударных и бас-гитару. На каждый удар бас бочки - сыгранная нота в басу.

    Бас сразу рекомендуется писать чистым, эффекты вы сможете уже добавить позднее в программе.

    Знаю, что можно и по другому, просто если сразу будете писать бас через комбоусилитель или через педаль эффектов, потом будет сложно редактировать звук, если Вам не понравится как звучит инструмент.

    Шаг 4: прописываем другие инструменты
    Затем прописываются остальные инструменты: ритм-гитара, соло-гитара, клавишные. Также пишем их чистыми, эффекты добавляем позднее.
    Далее можно писать уже беловые (основные) барабаны (в начале мы записываем черновые - например, с помощью программы).

    Затем рекомендуется уже написать вместо черновой партии - основную.

    Принцип стоит соблюдать следующий: сначала прописываем партитуру ударных в специальной программе, затем бас, затем ритм-гитару или ритм-клавишные, затем живую партию ударных инструментов (при наличии), затем соло гитару, а потом уже все остальные инструменты. Затем уже записывается основной вокал, а после него - уже бэк вокал (в последнюю очередь).

    Старайтесь не волноваться. У вас всегда есть шанс перезаписать партию и попробовать снова. Мы живем в 21 веке и пишемся не на пленку, которая заканчивается, а на цифровые носители, благодаря которым можно многократно переписывать. Но время тоже ценно, поэтому экономьте его.

    Шаг 5: записывайте вокал
    Скорее всего, вы будете слышать свой голос в микрофон, и это может смутить. В студии пение вызывает больше дискомфорт, чем где-либо, поэтому важно не волноваться и максимально расслабиться. Не принимайте алкоголь. Если сильно волнуетесь, можно выпить 50-100 грамм вина.

    Не рекомендую курить перед записью, так как это испортит голос. Возьмите с собой на запись тёплую воду, чтобы смочить горло и расслабить его. Снимите зажимы, попробуйте сделать до-вдох, как будто вдыхаете дважды: первый вдох и за ним не выдыхая сразу же - второй, но максимально глубокий, и только потом - медленный выдох. Такой прием помогает расслабиться перед записью голоса.


вот как осуществляется запись вокала, вы поете в микрофон в изолированном помещении. На вас наушники, вы слушайте свои голос и аранжировку.
  • При записи вокала рекомендуется записать бэки. Для усиления восприятия слушателем вокалиста в припеве также прописывается дабл.

    Дабл – это такой же записанный вокал, накладываемый на партию, для создания объёмного звучания. В большинстве поп-песен дабл обязателен. Дабл прописывается, как правило, на припевы.



пример Double трека на вокале
такая же партия,
  • То есть у вас есть припев, и на фоне припева вы себя прописываете вторым голосом - дабл. Иными словами пропевайте туже партию.

    Ниже пару рекомендаций как прописать double трек:
    • Важно, чтобы вокалист слушал первую запись в наушниках во время записи второй партии. Это поможет ему синхронизировать свою вторую партию с первой.
    • Настройте оборудование так, чтобы в наушниках вокалисту был слышен только первый трек и клик-трек, если это необходимо.
    • Вокалист должен спеть ту же самую партию, стараясь максимально точно повторить интонации, тембр и ритм первой записи.
    • Важно, чтобы вокалист пел в том же стиле и с той же эмоциональной окраской, чтобы избежать значительных отличий.
    • При сведении (читайте о нем ниже) вы сможете разбить ваш трек на разные наушники (осуществить панормирование).
    • Кроме того, вы можете прописать бэки. Бэк партии могут исполняться дружескими вокалистами, либо членами вашей группы. Бэк можно записать, например, на октаву выше, спев ту же самую партию, или на октаву ниже, , а также на терцию выше/ниже или квинту/ выше ниже. Подробнее - разбирали в прошлом уроке (в разделе голосоведение). Партия бэк-вокалиста не должна перебивать основной вокал, она записываться как фон, задача которого подчеркнуть важность какой-то части песни, придать динамизма/объема.

Шаг 6: осуществляем сведение и мастеринг

  • После записи партий прослушайте их. Затем переходим к следующему шагу – сведению. Как правило, мастеринг и сведение отдают профессионалу, но можно попробовать самим.

    Что такое мастеринг и сведение?

    Вы записали множество инструментов, теперь задача звукорежиссера – проработать баланс между инструментами, громкость, распределение громкости партий в наушниках, нанести эффекты и собрать записанные партии в полноценную песню. Это и есть сведение.

    При сведении соблюдайте следующие правила:

    Проверьте качество записанных дорожек, перед мастерингом.
    Необходимо убедиться, во-первых, что микс чистый, и инструменты записаны хорошо, без искажений, и на них не присутствуют лишние звуки.

    Также необходимо выровнять партии инструмента и скорректировать их звучание, при необходимости наложить компрессию.

    Проведите эквализацию.

    Эквализация - это задание каждому инструменту нужных частот. Рекомендую низкие частоты для баса и бочки, средние для вокала и гитары, высокие для хай-хэта и перкуссии.

    Проработайте эквализацию так, чтобы в басу не было частот ниже 30 Гц, а частоты колебались от 60 до 100 Гц.

    В вокале уберите низкие частоты ниже 100 Гц, если это не ваш музыкальный приём.


  • Отредактируйте баланс звучания инструментов. Регулируйте уровни громкости каждого инструмента так, чтобы все элементы звучали гармонично и не было ощущения, что один инструмент глушит все остальные.

    При этом важно, чтобы основные элементы (вокал, ведущие инструменты) были хорошо слышны и выделялись на фоне остальных. Также проработайте грамотное звучание баса, он должен создавать ощущение объема, "жирности", но не должен слишком акцентировать на себе внимание (если вы не записывайте бас соло).

    Добавьте эффектов
    Добавьте реверберацию и задержку для создания ощущения пространства и глубины. Используйте реверберацию для вокала и инструментов, чтобы добавить им объема, но не переусердствуйте, чтобы не затерять четкость звучания. Кроме того, добавьте гитарные эффекты (например, delay, distortion, chorus).

    Используйте лимитирование.
    При сведении рекомендуется использовать лимитирование, То есть поднимите общий уровень громкости трека, для того чтобы трек звучал достаточно громко при выгрузке его из программы.


    Использовать бинауральное панорамирование
    Бинауральное панорамирование - это распределение громкости инструментов в наушниках (между левым и правым ухом).

    Распределите треки по стереополю, чтобы создать ширину и глубину микса. Центральные элементы, такие как бас и вокал, обычно располагаются в центре, а остальные инструменты могут быть панорамированы влево или вправо. Иными словами, соло гитару вы можете на 60% вывести в левое ухо, а пианино - в правое. Это создаст объёмом и глубину вашему треку при прослушивании в наушниках.

    Отредактируйте вокал
    При редакции вокала обязательно «подтяните» через программу те ноты, которые ваш вокалист спел фальшиво. Совместите партию вокала с даблом (при наличии), так чтобы они были выровнены (чтобы дабл и основной вокал пели тоже самое, а не разные ноты).



Шаг 7: проверьте трек

  • После того, как осуществлен мастеринг, обязательно проверьте трек. Если вы работаете со сторонним исполнителем, прежде чем ему переводить полную сумму, тщательным образом проверьте качество работы. Во-первых, послушайте трек, сведенный сначала с колонки. Во-вторых, затем откройте наушники и прослушайте через них. Важно, чтобы бинауральное панорамирование было сделано «качественно», так чтобы песня звучала объемно и цело в обоих наушниках.

    Также обязательно проверьте в целом, чтобы трек звучал изначально громко.

    Кроме того, проверьте разницу между куплетом и припевом. Припев должен звучать ярко и чуть громче, чем куплет. Если же у вас хук располагается в другом месте, то он тоже должен звучать громче, чем более спокойные элементы песни.


    Обязательно послушайте, чтобы все инструменты звучали хорошо.

    При необходимости лучше заплатить и перезаписать какой-то инструмент, например партию вокалиста, чем выложить неготовый трек, которым вы не будете довольны.

    После мастеринга трек готовится к экспорту в конечный формат (WAV). Важно убедиться, что экспортированный файл соответствует требованиям цифровых платформ и обеспечивает высокое качество воспроизведения.

    ВУАЛЯ - Поздравляю! Готов ваш первый трек!)
    И мы можем постепенно переходить к маркетингу=)



Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. Домашнее задание - записать вашу песню, поэтому отдельно расписывать не будем и сразу перейдем к занятию про маркетинг.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.