О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Запись песни на студии

В этом уроке мы поговорим о структуре популярных песен

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст;
3) внизу будет домашнее задание на выполнение;
3) после выполнения - переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • Здравствуйте, в этом уроке мы поговорим о том, как правильно осуществить процесс записи, а также разберем сведение треков. Этот урок является продолжением прошлого урока про партитуры, поэтому приступайте к нему только если вы собрали свою первую партитуру и хотите начать запись песни. Разберем основные аспекты. При этом неважно, где вы будете записываться: дома, на вашей домашней студии или на студии звукозаписи - урок будет вам полезен.

Шаг 1: выучите партии

  • Разберём основные моменты. Итак, начнём с подготовки. Прежде всего необходимо подготовить партитуру и тщательно её проверить, чтобы инструменты и партии звучали гармонично и не было непродуманных диссонансов, если это не было запланировано.
    Если вы играете в группе, прежде чем пойти записываться, репетируйте три-пять раз с музыкантами ту песню, которую будете записывать. Пусть каждый музыкант выучит свои партии. Басист выучит свою партию, барабанщик свою, вокалист свою. Вместе несколько раз спойте, прослушайте, и при необходимости скорректируйте партитуры.
    Если вы записываетесь сольно, переслушайте вашу партитуру. Это можно сделать благодаря Guitar Pro или GarageBand или другой программе. Отправьте партитуры сессионным музыкантам, если планируете их привлечь. Если вы мультиинструменталист и всё записываете сами, вы учите партии самостоятельно.


    Что еще стоит учесть при подготовке музыканта к записи? Если вы гитарист или пианист, позанимайтесь под метроном.
    При игре в группе или с друзьями чувство важности ритма может теряться из-за импровизаций. В студийной записи это неприемлемо. Партии необходимо играть чётко в ритм, чтобы их не пришлось выравнивать.

    Также проработайте звукоизвлечение. На репетициях и концертах гитаристы часто забывают про звукоизвлечение из-за игры в ансамбле. В студийной записи это неприемлемо. Необходимо сыграть партию максимально чисто. Если вы изначально пишете грязную гитару, это ваш творческий приём. В остальных случаях играйте максимально чисто, предварительно отрепетировав партию под метроном.


Шаг 2: подготовьте помещение к записи

  • Если вы записываетесь на собственной студии, очень важно проработать правильное размещение инструментов. Если запись осуществляется в одной комнате, правильно расставьте микрофоны, чтобы добиться качественной записи звука. Такой процесс размещения называется панорамированием. Например, при записи ударных рекомендуется широкое панорамирование для создания объёмного звука.

    Например, песню Led Zeppelin "When the Levee Breaks" записывали в шахте лифта, где микрофоны были размещены возле барабанной установки и в самой шахте лифта для достижения эффекта. Вам это делать не обязательно, но обязательно займитесь панорамированием на собственной студии. Лучше привлечь профессионала для этого. Например, не рекомендуется размещать микрофон рядом со стеной.

    Записывайте инструменты по очереди, а не сразу всю группу. Если будете писать сразу всей гурьбой, кто-то обязательно налажает. Звук игры другого музыканта может повлиять на всю партию. Рекомендую записывать инструменты поочередно.

Шаг 3: прописываем ударные и бас (ритм секцию)

  • Найдите студию или начните запись на домашней студии. Прежде всего проставляются партии ударных. Не обязательно сначала писать барабанщика. Обычно барабанщик на студии пишется одним из последних. Пропишите партии в программе, чтобы озвучить ритм, который вы задали в песне.
    Если вы записали партитуру в Guitar Pro, вы легко можете её выгрузить в Logic Pro или в FL Studio. Это будут виртуальные ударные, но партии у вас уже будут.

    Если вы не записали партитуру в Guitar Pro, пропишите её в FL Studio или другой программе. Это надо сделать первым инструментом. Вторым инструментом записывается бас, когда у вас прописана партитура ударных. Лучше всего в первом шаге ударные прописать с помощью программы поскольку барабанщик,может сбиваться и не понимать что играть, если не слышит игру других инструментов.

партии ударных легко экспортируются из Guitar Pro в любую программу звукозаписи. Их также можно прописать нотами (как в скрине)
  • Далее записывается бас-гитарист. Следите, чтобы гитара была должным образом настроена, и чтобы басист попадал в ритм. Рекомендуется связать бас-бочку в ударных и бас-гитару. На каждый удар бас бочки - сыгранная нота в басу.
    Бас сразу рекомендуется писать чистым, эффекты вы сможете уже добавить позднее в программе.
    Знаю, что можно и по другому, просто если сразу будете писать бас через комбоусилитель или через педаль эффектов, потом будет сложно редактировать звук, если Вам не понравится как звучит инструмент.

    Шаг 4: прописываем другие инструменты
    Затем прописываются остальные инструменты: ритм-гитара, соло-гитара, клавишные. Также пишем их чистыми, эффекты добавляем позднее.
    Далее можно писать уже беловые (основные) барабаны (в начале мы записываем черновые - например, с помощью программы). Затем рекомендуется уже написать вместо черновой партии - основную. Как правило, сначала записывают ударные, потом бас, затем ритм-гитару, потом настоящие ударные с барабанщиком, затем вокал, а потом другие инструменты, такие как скрипка, соло-гитара, клавишные и т.д.

    Принцип стоит соблюдать следующий: сначала прописываем партитуру ударных, затем бас, затем ритм-гитару или ритм-клавишные, а потом уже все остальные инструменты.

    Старайтесь не волноваться. У вас всегда есть шанс перезаписать партию и попробовать снова. Мы живем в 21 веке и пишемся не на пленку, которая заканчивается, а на цифровые носители, благодаря которым можно многократно переписывать. Но время тоже ценно, поэтому экономьте его.

    Шаг 5: записывайте вокал
    Скорее всего, вы будете слышать свой голос в микрофон, и это может смутить. В студии пение вызывает больше дискомфорт, чем где-либо, поэтому важно не волноваться и максимально расслабиться. Не принимайте алкоголь. Если сильно волнуетесь, можно выпить 50-100 грамм вина.

    Не рекомендую курить перед записью, так как это испортит голос. Возьмите с собой на запись тёплую воду, чтобы смочить горло и расслабить его. Снимите зажимы, попробуйте сделать до-вдох, как будто вдыхаете дважды. Это помогает расслабиться.

вот как осуществляется запись вокала, вы поете в микрофон в изолированном помещении. На вас наушники, вы слушайте свои голос и аранжировку.
  • При записи вокала рекомендуется записать бэки. Для усиления восприятия слушателем вокалиста в припеве также прописывается дабл.

    Дабл – это такой же записанный вокал, накладываемый на партию для создания объёмного звучания. В большинстве поп-песен дабл обязателен. Бэк можно записать на октаву выше или ниже основной партии. Бэки дают объёмность. В госпеле голосоведение используется для создания гармонии, когда вокалисты поют ноты, дополняющие основную линию.


пример Double трека на вокале
такая же партия,
  • То есть у вас есть припев, и на фоне припева вы себя прописываете вторым голосом даблом.
    Ниже пару рекомендаций как прописать double трек:
    • Важно, чтобы вокалист слушал первую запись в наушниках во время записи второй партии. Это поможет ему синхронизировать свою вторую партию с первой.
    • Настройте оборудование так, чтобы в наушниках вокалисту был слышен только первый трек и клик-трек, если это необходимо.
    • Вокалист должен спеть ту же самую партию, стараясь максимально точно повторить интонации, тембр и ритм первой записи.
    • Важно, чтобы вокалист пел в том же стиле и с той же эмоциональной окраской, чтобы избежать значительных отличий между двумя треками.
    • При сведении (читайте о нем ниже) вы сможете разбить ваш трек на разные наушники (осуществить панормирование).


    Кроме того, вы можете прописать бэки. Бэк партии могут исполняться дружескими вокалистами либо членами вашей группы. Бэк можно записать, например, на октаву выше, спев ту же самую партию, или на октаву ниже, спев ту же самую партию.

    Бэки дают объёмности. Лучше, конечно, бэки писать на октаву выше, но тут сами смотрите, слушайте, зависит от вашего вокального диапазона. То есть бэк-вокалист поёт ту же самую партию, что и вы, но на октаву выше. В некоторых случаях, например, в госпеле, прорабатывается голосоведение, когда вокальная строчка разделяется между разными вокалистами.

    О голосоведении мы поговорили в прошлом уроке. Повторите тему, если будете записывать бэк вокал.

    Если же вы просто записываете, без такого приема госпела сольный вокал, то убедитесь, что бэк-вокалист попадает в ноты, и, соответственно, его партия ложится на вас. Также партия бэк-вокалиста не должна перебивать основной вокал, она записывается как фон, задача которого подчеркнуть важность какой-то части песни/придать динамизма/объема.

Шаг 6: осуществляем сведение и мастеринг

  • После записи партий прослушайте их. Затем переходим к следующему шагу – сведению. Как правило, мастеринг и сведение отдают профессионалу, но можно попробовать самим.

    Что такое мастеринг и сведение? Вы записали множество инструментов, теперь задача звукорежиссера – проработать баланс между инструментами, громкость, распределение в наушниках, нанести эффекты и собрать записанные партии в полноценную песню. Это и есть сведение.

    При сведении соблюдайте следующие правила:

    Проверьте качество записанных дорожек, перед мастерингом.
    Необходимо убедиться, во-первых, что микс чистый, что инструменты записаны хорошо, без искажений, и на них не присутствуют лишние звуки. Также необходимо выровнять партии инструмента и скорректировать их звучание, при необходимости наложить компрессию, например в соотношении 2 к 1.

    Проведите эквализацию– это задание каждому инструменту нужных частот. Низкие частоты для баса и бочки, средние для вокала и гитары, высокие для хай-хэта и перкуссии. Проработайте эквализацию так, чтобы в басу не было частот ниже 30 Гц, а частоты колебались от 60 до 100 Гц.
    В вокале уберите низкие частоты ниже 100 Гц, если это не ваш музыкальный приём. В ритм-гитаре держитесь от 100 Гц и выше.

  • Отредактируйте баланс звучания инструментов. Регулируйте уровни громкости каждого инструмента так, чтобы все элементы звучали гармонично и ничего не заглушало остальное.
    Важно, чтобы основные элементы (вокал, ведущие инструменты) были хорошо слышны и выделялись на фоне остальных. Также проработайте грамотное звучание баса, он должен создавать ощущение объема, "жирности", но не должен слишком акцентировать на себе внимание (если вы не записывайте басс соло).

    Добавьте эффектов
    Добавьте реверберацию и задержку для создания ощущения пространства и глубины. Используйте реверберацию для вокала и инструментов, чтобы добавить им объема, но не переусердствуйте, чтобы не затерять четкость звучания.

    Используйте лимитирование.
    При сведении рекомендуется использовать лимитирование, То есть поднять общий уровень громкости трека, для того чтобы трек звучал достаточно громко при выгрузке его из программы.


    Использовать панормирование
    Панормирование - это распределение громкости инструментов в наушниках (между левым и правым ухом).
    Распределите треки по стереополю, чтобы создать ширину и глубину микса. Центральные элементы, такие как бас и вокал, обычно располагаются в центре, а остальные инструменты могут быть панорамированы влево или вправо.


Шаг 7: проверьте трек

  • После того, как осуществлен мастеринг, обязательно проверьте трек. Если вы работаете со сторонним исполнителем, прежде чем ему переводить полную сумму, тщательным образом проверьте качество работы. Во-первых, послушайте трек, сведенный сначала с колонки. Во-вторых, затем откройте наушники. Когда трек звучит в колонке, не должно быть так, что что какая-то часть звучит левее или правее от ваших ушей.
    В наушниках распределение между инструментами, например, бас звучит чуть-чуть в левом наушнике сильнее, а гитара в правом наушнике сильнее, это возможно, и такой прием дублирования звука возможен.

    Также обязательно проверьте в целом, чтобы трек звучал изначально громко. Кроме того, проверьте разницу между куплетом и припевом. Припев должен звучать ярко и чуть-чуть громче, чем куплет. Если же у вас кук располагается в другом месте, то он тоже должен звучать. Обязательно послушайте, чтобы все инструменты звучали хорошо.

    При необходимости лучше заплатить и перезаписать какой-то инструмент, например партию вокалиста, чем выложить неготовый трек, которым вы не будете довольны.

    После мастеринга трек готовится к экспорту в конечный формат (например, WAV или MP3). Важно убедиться, что экспортированный файл соответствует требованиям цифровых платформ и обеспечивает высокое качество воспроизведения.

    ВУАЛЯ - Поздравляю! Готов ваш первый трек!)
    И мы можем постепенно переходить к маркетингу=)


Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. Домашнее задание - записать вашу песню, поэтому отдельно расписывать не будем и сразу перейдем к занятию про маркетинг.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.