О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Написание бэнгера - практикум

В этом дополнительном уроке мы научимся создавать бэнгеры (современные хиты из поп,R&B музыки) а также повторим все прошедшие ранее знания.


Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст ;
2) переходите сразу к следующему уроку, это дополнительное занятие, так что без домашней работы сегодня=)

Вводное слово

  • В прошлом дополнительном уроке мы разбирали секрет написания поп хитов и у вас мог возникнуть справедливый вопрос "у тебя все песни из 2000-2010-тых, а где современные бэнгеры?".
    Вопрос справедливый, я уверен - хорошая песня будет актуальна и через 10 лет и через 20.
    Например, до сих пор мы переслушиваем Stayi' Alive (1977 год записи), хотя песне больше 40 лет.
    Правила написания хита (хук, структура) - остаются актуальными и в 70-тых и в 2000-ных.

    Однако, в этом уроке я хочу развернуть тему написания бэнгэров (хитов из поп музыки, RnB, современного рока, хип-хопа) в 20-тых года 21 века.

    В этом занятии мы разберем особенности написания хитов в эпоху ТикТока и на примерах разберем как сделать хит, который залетит в чарты.
    Чтобы урок был максимально релевантным - в примерах будут разбираться только песни вышедшие в период с 2019 по 2024 год.

Отличие написания хитов в 21 веке

  • Действительно, если сравнивать поп-музыку 21 века и поп-музыку прошлого, то у них много общего (вокальные, гармонические приемы), но имеются и различия.

    Главное из них - сокращение времени "подъезда" к хуку и упрощение песен.
    Современный слушатель избалован контентом. Если в 20 веке обыватель перед тем, как услышать трек - включал радио, искал нужную радиостанцию, или ехал в магазин за пластинкой/кассетой/ CD-диском, то в 21 веке слушатели перенасыщены разнообразным контентом.

    Причем, основным форматом потребления контента стали короткие видео (Тик-Ток или Youtube Shorts), а также плейлисты (рекомендации) в стриминговых сервисах (в российских реалиях это Вконтакте и Яндекс Музыка).

    Благодаря формату коротких видео слушатели массово приучились реагировать (положительно - лайком и подпиской или отрицательно - свайпом на "следующее видео") в течение 30-40 секунд и это сильно поменяло требования к поп песне.

    Теперь песня или мелодия должна цеплять сразу и быть "удобной" для заливки в Тик-Ток или Youtube Shorts.
    Ваш потенциальный хит должен цеплять слушателя в первые 30-40 секунд с момента начала прослушивания и должен умещать хук (самый запоминающийся элемент) в этот короткий период.

    Больше "времени на расскачку - нет" - слушателя необходимо цеплять сразу.
    О продвижении и раскрутке в том числе в Тик-токе мы еще будем много говорить в будущих уроках про маркетинг. Пока - продолжим изучать тренды.
В 20-тых годах нашего века музыка воспринимается часто как элемент короткого ролика. В этом видео девушки танцуют под простой хук ("Savage Love" — Jawsh 685, Jason Derulo).
Запоминающийся хук, который можно уложить в минутное тик-ток видео = вероятный успех вашего трека.
Еще пример - простейший хук (основанный на перегармонизации) - стал хитом тик-ток. Как итог свыше миллиарда прослушиваний за 2 года. (песня: "Say So" — Doja Cat)
  • Еще одним трендом - является Минимализм и Простота.
    Современный слушатель НЕ хочет заморачиваться. У него нет сил и времени разбираться в сложных гармониях, пытаться понять идеи автора.

    Ему нужно быстро получить результат. Результатом является либо заинтересованность ("оо - это интересно"), либо выброс дофамина в мозг "вау - круто", либо сильная эмоция ("да - это про меня, жиза...").

    Нас к такому тренду приучили в том числе и мобильные игры, построенные на выбросах дофамина.
    Нажал кнопку, выполнил задание - получил приз, а мозг - небольшой выброс дофамина (гормона удовольствия и радости).
    Этот подход изменил в том числе музыку. Теперь слушателю нужно за короткий промежуток времени давать яркую эмоцию, времени и сил у обывателя на сложные концепции или гармонии - нет.

    Минимализм и простота касаются не только звучания, но и идеи.
    Современный хит должен содержать одну простую эмоцию, а именно "бить" в больное место слушателя.
    Например, в разбитое сердце, в чувство тревоги за будущее, в чувство "гордости собой" - что угодно.

    Одна песня - либо одна простая история (подробнее о том, как создавать истории в музыке мы говорили в уроке сторителлинга) - либо одна простая эмоция. Не обязательно негативная, но эмоция должна быть искренней и яркой, а иначе - рискуйте не зацепить слушателя.


Иконой поколения Z (поколения, родившееся в начале 2000-ных) стала Билли Айлиш, чьи песни построены на выражении ярких и искренних эмоций.
Певица не стесняется в клипах и песнях плакать, "крыть" бывших трехэтажным матом и выражать свои эмоции без каких-либо ограничений.
Яркость и искренность ее чувств, выраженных в песнях - цепляет слушателей.
  • Также современные бэнгеры отличают интенсивные Биты и Бас:
    Музыканты стараются придумывать максимально простые ритмы, но динамичные и цепляющие, под которые легко танцевать или делать иные движения.
    В уроке про маркетинг мы будем разбирать прием "вирусного маркетинга", когда под трек придумывается запоминающийся танец или иной элемент, который затем распространяется в соцсетях в формате челленджа ("а ну ка повтори") и распространяется "как вирус".
    Современный бэнгер как правило за счет продуманного ритма (простого,понятного, легко повторимого и цепляющего) должен содержать возможность 'танца" или иного движения (прыжка, движения рук), который можно распространить по соцсетям, чтобы он стал вирусным.

Хороший пример "цепляющего бита" - песня Levitating (Dua Lipa). Запоминающий и простой бит, подкрепленный бас гитарой, стартует практически с самого начала песни (0.05 секунда в видео). Под него так и хочется - танцевать.
  • Еще один тренд - поп музыка стала грустнее.
    Если вы послушаете подборку самых прослушиваемых песен за 2000-2024 год за каждый месяц года (основанную на Billboard USA - какая песня занимала 1 место в чартах в течение календарного месяца), то обратите внимание, что в 2000-2019 годах поп-музыка, которая попадала в топ чартов была в основном позитивной (музыка для вечеринок), под которую можно потанцевать, или слушать ее в машине, под заходящее солнце в прекрасный летний вечер.

    Однако, "победители" чартов с 2019 по 2024 год - начали "звучать" гораздо мрачнее.
    Мажорные гармонии сменились на минорные, тексты песен с позитивных гимнов "эй друг все будет хорошо", стали "страдающими". Исполнители все чаще поют о своих проблемах, предательстве, расставании или депрессии.

Для интереса - послушайте подборку. В ней отрывок каждой песни, которая возглавляла USA Billboard Chart с 2010 по 2024 (за каждый месяц года). Обратите внимание как музыка "помрачнела" в период с 2020 по 2024. Пусть и USA Billboard Chart не отражает музыкальные предпочтения всех стран в мире, но показывает мировые тенденции (поскольку, песни ставшие хитами в США - как правило, становятся хитами по всему миру).
  • Безусловно, позитивные песни по прежнему "залетают" в топ чартов, но мрачных и депрессивных песен стало гораздо больше.

    Причина - мир стал гораздо более "темным" местом, за последние 4 года. Сначала пандемия, затем военные действия по всему миру, а в США - свои внутренние проблемы (сильная поляризация общества на сторонников Трампа и Байдена, готовых чуть ли не "совершать покушения" друг на друга).

    Кроме того, после эпидемии - мир накрыла волна психологических проблем. Последние исследования показывают, что количество людей, страдающих от психологических заболеваний и проблем выросло за последние 5 лет на 40%. Как итог - этот тренд отобразился и на музыке.

  • Прежде чем перейти к секретам написания бэнгера - раскроем еще один тренд современной музыки - это смешение жанров.

    Больше нет разделения на "рокеров" и "рэперов". Принято смешивать разные жанры и направления.
    В той же Levitating - Dua Lipa имеется как и фанковый бас-гитарный риф, попсовый припев и рэп часть.
    В одном треке намешаны разные жанры: танцевальная музыка, фанк, хип-хоп, поп-музыка. И это важный и распространенный тренд современной культуры.

    Итак, с трендами разобрались. Теперь раскроем секреты сонграйтинга бэнгера.


Главный секрет успеха бэнгера - хук

  • Без яркого и запоминающегося хука - в 21 веке не выловить и рыбку из пруда.
    Вот главный девиз этого урока.
    И действительно - без хука больше никуда.

    Так как написать хук?

    В уроке про поп музыку и в уроке про написание хуков - мы уже говорили о двух самых простых и распространенных приемах (перегармонизация и взрыв сверхновой) и они в 21 веке стали еще более актуальными и часто применимыми.

    Однако, наиболее распространенный прием - перегармонизация.
    Его мы детально разбирали в прошлых уроках, поэтому - повторим кратко. Прием заключается в повторении 2-3 нот в течение всего припева на фоне смены аккордов.
    Как правило, если припев состоит из 4 тактов, то перегармонизация происходит первые 3 такта (вокалист поет 2-3 ноты, повторяя их из раза в раз), а затем либо добавляет еще одну ноту в перегармонизацию, либо осуществляет "спуск" или подъем на несколько нот, чтобы чуть разнообразить мелодию.

    Для примера - разберем припев Levitating - Dua Lipa (тайм-код в видео выше 1:38).

    Ниже вы увидите схему пения нот певицы в припеве песни на фоне смены аккордов.
    Певица использует простую перегармонизацию (ноты Ми- Ре-Ми-Ре "you moon light, you are my starling, all night), лишь добавляя одну ноту (Фа диез, "i got, you") в начало 1 и 3 такта, а также осуществляя спуск на ноту Си ("me") в конце припева.
простая схема расположения нот в песне, демонстрирующая прием перегармонизации
  • Большинство хуков в современной поп музыке, написанной в период с 2019 по 2024 содержит именно перегармонизацию в припеве (повторение 2-3 нот на фоне смены аккордов).

  • Хук в современной музыке часто начинается с самого начала песни.
    Например, звучащая по какой-то причине практически в каждом компьютерном клубе Москвы песня Post Malone "Rockstar" сразу же начинается с хука, который постоянно повторяется всю песню изредка меняясь на менее мантричный куплет и бридж.



Хук песни ("rockstar" - Post Malone) начинается с 13 секунды
  • Как и другие хуки - этот состоит из простейшей перегармонизации.
    Певец поет три ноты (Си бемоль - на ней спета большая часть хука, Ля и Соль).
    Ниже схема, извините, часть слов пришлось запикать (у нас же курс для представителей всех возрастов, а исполнитель злоупотребляет обсценной лексикой=)
схема устройства песни "rockstar"
  • При этом не обязательно сразу песню начинать с припева.
    Никто не мешает начать песню с хука, который будет сыгран на инструменте (например, на синтезаторе).

    Как это сделал The Weeknd. В песне Blinding Light с самого начала песни звучит хук (припев), но не спетый, а сыгранный на синтах.
Blinding Light - The Weeknd
Хук вступает сразу же с после двух тактов вступления (0.17 - тайм-код)
  • Отечественные "производители" бэнгеров тоже переняли прием "начинания песни с хука" с запада.
    Вот несколько примеров:
    "Снова напиваюсь" - Slava Marlow (простейшая перегармонизация):
    Соль-Соль-Соль-Соль-Фа-Фа-Ми бемоль-Фа). ("снова-нааа-пивааа-юсь")
    "Я в моменте" - Джарахов
    (Соль-Ми-Ми-Ре-До-Си-До-Си-До). ("Я в моменте — и пролетел который день")

    Хук в этих песнях начинается практически сразу же с началом песни.



  • Прием взрыва суперновой (о котором мы говорили в прошлых уроках) в бэнгерах используется редко.
    А если используется, то обычно с сочетанием с перегармонизацией.
    Давайте разберем пример.

Хук песни ("good 4 u" - Olivia Rodrigo) c взрывом сверхновой и небольшой перегармонизации начинается с 0:45 (таймкод)
  • В припеве песни делается "ставка' на высокую ноту До диез (на которую делает опору певица), вокруг нее небольшая перегармонизация (спуск вниз и вверх) (Си-Ля-Ля-Си).

  • Кстати, не обязательно в припеве песни "кричать"/ "брать высокую ноту" - прием взрыва суперновой можно сделать спокойным.

    Например, припев песни Blinding Light (The Weeknd), о которой мы уже говорили выше (таймкод 1:02), хук в припеве построен именно на этом.

    Певец делает ставку на одну ноту (Фа), но не "орет в нее", а поет ее достаточно спокойно, а вокруг нее "пускает" две простых перегармонизации.
    Ниже схемка.

  • Вуаля - хуки пишутся очень просто. Ничего сложного в этом нет.

Гармония в бэнгерах

  • Немного поговорим о гармонии при написании бэнгера. На тему основы гармонии при написании песен у нас был отдельный большой урок. Рекомендую его еще раз пройти, если по какой-то причине пропустили или забыли.

    Как правило, в бэнгере всю песню - одна тональность. Это значит, что играются (поются) одни и те же ноты, которые максимально сочетаются с тоникой (главной нотой) на основании формулы лада (мажорного или минорного).

    Например, если вернуться к припеву песни Levitating (Dua Lipa) - увидим что певица поет три ноты (Фа диез, Ми, Ре), которые вписываются в формулу Си минорного лада.
простая схема расположения нот в песне, демонстрирующая прием перегармонизации
  • Напоминаю, ноты тональности песни Си минор (как и любой другой тональности) определяются на основании тоники "Си' и формулы минорного лада: Си (B) - тон - До диез (С#) - полтона - Ре (D) - тон - Ми (E) - тон - Фа диез (F#) - полтона - Соль (G) - тон - Ля (А) - тон - Си (B).

    Если не понимайте, что такое тональность - бегом смотреть один из первых уроков.
Си минор - ноты тональности
  • Аккорды, сыгранные на фоне мелодии содержат ноты, вписывающиеся в правила тональности (Си минора).
    Например, сыгранные в песне аккорды Си минор (Си-Ре-Фа диез), Фа диез минор (Фа-Ля-До диез), Ми минор (Ми-Соль-Си) состоят из нот тональности Си минор.

    Все ноты песни (которые поет вокалист, ноты аккордов играющиеся на фоне песни) "вписываются" в тональность музыкального произведения - Си минор. Это и есть классическая музыкальная гармония.
    Ниже детальная схема с устройством гармонии в песне "Levitating" - на основании которой вы можете убедиться в том, что все ноты песни (в том числе ноты аккордов), "вписываются" в тональность припева (Си минор).
схема с объяснением музыкальной гармонии в песне Dua Lipa - Levitaing
  • Среди наиболее популярных аккордовых прогрессий, применяемых в бэнгерах (последовательностей аккордов, на фоне которых звучит хук в бэнгерах) :

    I–V–vi–IV (C–G–Am–F)
    • "Someone Like You" — Adele
    vi–IV–I–V (Am–F–C–G)
    • "Apologize" — OneRepublic
    • "Love the Way You Lie" — Eminem ft. Rihanna
    I–vi–iii–I (C–Am–Em–C)
    • "Я в моменте" — Джарахов
    I–IV-V-I
    • "Cнова напиваюсь" — Slava Marlow
    IV–I–V–vi (F–C–G–Am)
    • "We Are Young" — fun.
    I–V–vi–iii–IV (C–G–Am–Em–F)
    • "Stay With Me" — Sam Smith
    Отдельно замечу, что в таких песнях пошел тренд на трех аккордовые прогрессии (прогрессии, где на фоне припева повторяются 4 аккорда, два из которых - тоника).

    Пример: Тоника - другой аккорд-другой аккорд-тоника, и затем все повторяется.

    Мы разобрали лишь основные аккордовые прогрессии. В современной поп-музыке их гораздо больше, но указанные выше самые распространенные. Вы вправе придумать любую прогрессию, но рекомендую придерживаться следующих рекомендаций, если вы хотите, чтобы ваша песня была запоминающейся. Для этого:
    • используйте простые прогрессии, массовый слушатель НЕ любит сложностей. Чем больше в песне сложных элементов, тем сильнее у слушателя теряется способность в своей голове ее повторить. Несколько "фишек" - нестандартных ходов могут сработать. О том какие фишки можно добавить, чтобы сделать бэнгер нестандартным мы поговорим в будущих уроках, но если вы "напихаете" десяток таких элементов, вы конечно всему миру покажете какой вы молодец, талант и другие музыканты заценят ваши знания музыкальной гармонии и приемов, но массовый слушатель - нет. Как итог - несколько тысяч прослушиваний трека вместо десятков или сотен тысяч.
    • сочетайте устойчивые и неустойчивые ступени. Например, в мажорном ладу устойчивые I (тоника), III (медианта) и V (доминанта), а остальные - неустойчивые. В базовом уроке об основах гармонии мы говорили о них, если кратко - сочетание устойчивых и неустойчивых ступеней позволяет создавать более выразительные и интересные композиции. Если не понимаете о чем речь - бегом смотреть базовый урок подбора аккордов к песне.
    • по желанию используйте каденцию (полную: V–I; или неполную IV–I). Каденция - это прием окончания последовательности аккордов с V (пятой) или IV (четвертой) ступени к первой. Очень эффективный прием.

Ритм в поп-песнях

  • В бэнгерах, как правило используются стандартные виды ритма.
    В большинстве таких песен используется размер такта 4/4 и акцентирование на сильных долях (первом и третьем ударе метронома).


схема обозначения такта, в ней красным обозначены сильные доли (первый и третий удар метронома), на который в стандартном ритме делается акцент
  • Часто ритм секция вступает прямо с начала песни (с куплета), захватывая внимание слушателя.

Blinding Light - The Weeknd
Ритм секция вступает сразу же с началом куплета (0.13 - тайм-код)
  • Продуманный ритмический рисунок ( о том как его создать - был прошлый урок) позволяет "отделить" куплет от припева и создать ощущение развития песни. Например, в припеве усиливаем звучание ударных за счет райда, игры на малом барабане, а в куплетах - наоборот создаем менее динамичные и спокойные партии.

    В той же песни Dua Lipa партия ударных на припеве звучит громче и акцентированной чем в куплете. При этом "глобально" партия не меняется. Разница создается за счет более активного использования тарелок и более громкой партии (на сведении).
Dua Lipa - Levitating
Ритм секция вступает сразу же с началом куплета (0.13 - тайм-код)

Вывод

  • Секрет успеха написания бэнгера в 21 веке прост.
    В первую очередь необходимо почувствовать веяние эпохи:
    • Запоминающийся хук (чаще всего в припеве), который вступает как можно раньше. Как правило, хук в бэнгере содержит простую перегармонизацию, а иногда "взрыв сверхновой", смешанный с перегармонизацией;
    • Яркие и искренние эмоции;
    • Простота и минимализм
    • Интенсивные биты и бас;
    • Смешение жанров


    Помимо этого необходимо обеспечить:
    1. Продуманную структуру песни, которая будет "подводить к хуку" и распределять динамику между элементами песни. Хук в припеве должен быть самым ярким и запоминающимся, а припев - самым громким в песне. К припеву необходимо "правильно" подвести, распределяя громкость, и напряжение между элементами песни (припевами, бриджем).
    2. Бэнгер должен иметь продуманную гармонию. Как правило, очень простую. Это значит, что все ноты в аккордах песни все ноты, которые поются/играются - сочетаются с тоникой песни по формуле лада. Как правило, в большинстве поп-песен всю песню одна тональность. Заимствования и модуляции - используются редко (про это у нас будет отдельный урок).
    3. Хороший бэнгер должен иметь продуманный ритм, как правило, очень простой. Сама ритм секция должна должным образом разделять элементы песни (куплет, припев, бридж).

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. Переходите к следующему занятию - в этот раз без домашней работы=).

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.