В классической попсе, как правило, используются следующие аккордовые прогрессии (последовательности аккордов).
Давайте на примерах разберем самые популярные из них.
I–V–vi–IV Пример: (C–G–Am–F)
Примеры песен написанных в ней;
- "With or Without You" — U2;
- "Take On Me" — a-ha;
- "Someone Like You" — Adele;
Это простая и эмоционально насыщенная прогрессия, которая легко запоминается.
vi–IV–I–V (Am–F–C–G):Пример: (Am–F–C–G), да последовательность не стандартная, поскольку начинается не с тоники, но за счет каденции (завершения на V аккорде от тоники) создает ощущение зацикленности (желания еще раз ее переслушать).
Примеры песен:
- "Apologize" — OneRepublic
- "Demons" — Imagine Dragons
Хороша для создания драматичного, меланхоличного звучания. Пишите песню о разбитой любви и предательстве - она отличный вариант.
I–vi–IV–VПример: (C–Am–F–G). Максимально стандартная последовательность с каденцией, но зато максимально эффективная.
Примеры песен:
- "Let It Be" — The Beatles (куплет);
- "Every Breath You Take" — The Police
- "No Woman, No Cry" — Bob Marley
Хорошо подходит для стадионных гимнов и обнадеживающих песен.
IV–I–V–viПример: (F–C–G–Am).
Имеет нестандартный ход (без каденции в конце).
Примеры песен:
- "Waka Waka (This Time for Africa)" — Shakira
- "It's My Life" — Bon Jovi
- "I Gotta Feeling" — The Black Eyed Peas
Очень динамичная, отлично подходит для танцевальных поп песен.
Мы разобрали лишь основные аккордовые прогрессии. В поп-музыке их гораздо больше, но указанные выше самые распространенные. Вы праве придумать любую прогрессию, но рекомендую придерживаться следующих рекомендаций, если вы хотите, чтобы ваша песня была запоминающейся. Для этого:
- используйте простые прогрессии, массовый слушатель НЕ любит сложностей. Чем больше в песне сложных элементов, тем сильнее у слушателя теряется способность в своей голове ее повторить. Несколько "фишек" - нестандартных ходов могут сработать. О том какие фишки можно добавить, чтобы сделать поп-песню нестандартной мы поговорим в будущих уроках, но если вы "напихаете" десяток таких элементов, вы конечно всему миру покажете какой вы молодец, талант и другие музыканты заценят ваши знания музыкальной гармонии и приемов, но массовый слушатель - нет. Как итог - несколько тысяч прослушиваний трека вместо десятков или сотен тысяч.
- сочетайте устойчивые и неустойчивые ступени. Например, в мажорном ладу устойчивые I (тоника), III (медианта) и V (доминанта), а остальные - неустойчивые. В базовом уроке об основах гармонии мы говорили о них, если кратко - сочетание устойчивых и неустойчивых ступеней позволяет создавать более выразительные и интересные композиции. Если не понимаете о чем речь - бегом смотреть базовый урок подбора аккордов к песне.
- по желанию используйте каденцию (полную: V–I; или неполную IV–I). Каденция - это прием окончания последовательности аккордов с V (пятой) или IV (четвертой) ступени к первой. Очень эффективный прием.