Написание поп-хита, практикум

В этом дополнительном уроке мы научимся создавать поп-хиты, а также повторим все прошедшие ранее знания.

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст ;
2) переходите сразу к следующему уроку, это дополнительное занятие, так что без домашней работы сегодня=)

Вводное слово

  • Итак, прежде чем продолжим изучать тонкости музыкальной теории для написания песен и прежде чем перейти к большому блоку изучения аспектов продвижения песен - я подготовил для вас три дополнительных урока:
    • секреты написания поп-хита;
    • секреты написания бэнгера (хита, который будет свежо звучать и содержать в себе тренды 2024-2025 года).
    • секреты написания песни на риффе;
    По желанию можете пропустить уроки.
    Но все же настоятельно рекомендую их пройти.

    В интернете я на нашел хороших уроков, которые бы раскрывали тему написания хита должным образом.
    Либо в них слишком много "воды" (условно говоря пишите, что хочет услышать аудитория=), либо они не содержат достаточной "базы". Этот урок был создан путем анализа свыше 500 поп-песен (безусловно, в уроке будет менее десятка примеров, а иначе он будет протяженностью в сотню часов), тем не менее, как мне кажется, мне удалось выявить основные закономерности написания поп-хита.
    Итак, начнем?

Какие самые важные аспекты написания поп-хита?

  • Мы их разберем последовательно, а пока обозначим.
    Чтобы песня стала поп-хитом, необходимо:
    • продумать крутой и запоминающийся хук (в припеве);
    • рассказать через песню историю или высказать эмоцию, которая затронет сердца слушателей;
    • продумать структуру, чтобы должным образом подвести к хуку;
    • обеспечить должную гармонию;
    • продумать запоминающийся ритм;
    • попасть в образ артиста (об этом в будущих уроках про маркетинг);

    Итак, давайте последовательно разберем каждый элемент

Сторителлинг (история в хите)

  • Грамотная структура поп-хита должна подвести слушателя к припеву (хуку), создать динамизм (ощущение разницы между куплетом и припевом), а также рассказать должным образом историю (подробнее как это сделать - мы разбирали в уроке про сторителлинг).

    Идеальная поп песня должна рассказывать историю через музыку. История должна быть простой, цепляющей и актуальной для того слушателя, который будет вас слушать.
    Это может быть история любви, предательства, жизненного урока или сказка.
    Чтобы через музыку написать историю используется трехактовая структура.

    Важно создать сюжет, который будет интересен слушателю, уложив историю в основные элементы сторителлинга. Давайте их еще раз повторим:

    Первый акт (ввод в мир героя, завязка): выражен в первом куплете.
    Второй акт (конфликт): выражен во втором куплете и припеве;
    Третий акт (кульминация): часто выражен в последнем куплете и последнем припеве.

    Припев в истории, как правило, обыгрывает ключевой конфликт, а последний припев - часто содержит кульминацию (рассказывает чем история завершилась)

трехактовая структура, выраженная в песне
  • Чтобы не быть голословным - давайте рассмотрим пример. В песне Adele - Someone like You рассказана история расставания и смирения с его последствиями.
  • В песне трехактовая структура:
    Первый Акт (Введение): В первых куплетах героиня поет о встрече с бывшим возлюбленным, который уже устроил свою жизнь с другой женщиной. Она описывает свои чувства и воспоминания о прошлом.
    I heard that you're settled down
    That you found a girl and you're married now
    I heard that your dreams came true
    Guess she gave you things I didn't give to you

    Второй Акт (Развитие): В припеве героиня выражает свои эмоции, поет о боли расставания и желает ему счастья, несмотря на свои страдания и поет, что найдет себе нового спутника.
    Never mind, I'll find someone like you
    I wish nothing but the best for you, too


    Третий Акт (Развязка): В последующих куплетах и финале героиня принимает реальность, осознает, что должна двигаться дальше.
    Regrets and mistakes, they're memories made
    Who would have known how bittersweet this would taste?
    Never mind, I'll find someone like you
    I wish nothing but the best for you, too
  • Если в песне не хотите рассказывать историю, то постарайтесь, чтобы песня передавала эмоцию, эмоциональное состояние, чувство.
    Припев при этом должен содержать пик - ключевой и самый эмоциональный момент песни.

Структура песни

  • В поп-хите одним из составляющих успеха является грамотная структура.
    Она должна не только подходить для рассказа истории, но и готовить слушателя к хуку (к ключевому, наиболее запоминающемуся моменту песни), а также распределять динамику между хуком и остальной частью песни
    В поп-музыке наиболее распространена следующая структура песни:

    Первая структура:
    Куплет 1: Введение темы и сюжета.
    Куплет 2 (Pre Chorus) - Подготавливает слушателя к припеву, раскрывает конфликт героя;
    Припев: Хук, который повторяется и запоминается. Обыгрывает ключевой конфликт главного героя песни.
    Куплет 1 (повторяется, но с другой лирикой): Развитие темы, обострение конфликта героя песни.
    Куплет 2 (Pre Chorus):
    Подготавливает слушателя к припеву, раскрывает конфликт героя.
    Припев: Усиление хука. Обыгрывает ключевой конфликт главного героя песни.
    Бридж: Развивает тему, часто содержит вывод на развязку истории.
    Последний Припев: Усиление хука, выход на кульминацию истории.
    Кода: Завершение песни с кульминацией истории.

Пример и удачного сторителлинга и грамотной структуры песни: Ed Sheeran - Shape of You
  • Разберем подробно структуру песни на примере песни "Shape of You" (более 6 миллиардов прослушиваний).
    Песня посвящена простой, но понятной истории - истории любви.

    Куплет 1:
    Вводит в настроение песни.
    Сюжет: В первой части песни герой рассказывает как познакомился со своей возлюбленной - пошел сначала в клуб, а потом бар, где встречает ту самую.
    The club isn't the best place to find a lover, So the bar is where I go..."

    Куплет 2 (Pre Chorus):
    Подготавливает к припеву, создает "напряжение".

    Сюжет: Герой описывает встречу с девушкой и их мгновенное притяжение друг к другу, которая случилась в том самом "неудачном месте"
    текст:
    Girl, you know I want your love
    Your love was handmade for somebody like me
    Come on now, follow my lead
    I may be crazy, don't mind me

    Припев:
    Содержит простой и повторяющийся хук, его задача - запоминаться так, чтобы слушатель снова и снова переслушивал песню.
    Сюжет: Содержит ключевой "конфликт песни". Парень признается в любви к той девушке, которую он встретил в баре и надеется на ее взаимность.

    Куплет 1:
    Снимает “напряжение" после припева, снова продолжает рассказ истории.
    Сюжет: главный герой рассказывает как прошло их первое свидание, они вкусно поели, хотя он на нее не потратил много денег (да, да - не удивляйтесь=), а потом они поцеловались в такси.

    One week in we let the story begin
    We're going out on our first date
    You and me are thrifty, so go all you can eat
    Fill up your bag and I fill up a plate

    Куплет 2 (Pre Chorus):
    Подготавливает к припеву, создает "напряжение".
    Сюжет: герой призывает героиню сблизиться и у них происходит то, о чем не принято говорить детям=)
    Say, boy, let's not talk too much
    Grab on my waist and put that body on me
    Come on now, follow my lead
    Come, come on now, follow my lead
    (follow me lead - можно перевести как "прижмись к моей талии")

    Припев:
    Содержит простой и повторяющийся хук.
    Сюжет: Содержит ключевой "конфликт песни". Парень признается в любви к той девушке, которую он встретил в баре.

    Бридж:
    Усиливает напряжение, перед переходом в финальный припев.
    Сюжет: усиливает конфликт - главный герой окончательно признается что эта девушка - его родственная душа и он хочет провести с ней остаток своих дней.
    "Come on, be my baby, come on..."

    Последний припев:
    Содержит простой и повторяющийся хук - максимально усиленный аранжировкой, это пик "кульминация".
    Сюжет: содержит ключевой "конфликт песни". Парень признается в любви к той девушке, которую он встретил в баре.

    Кода:
    Завершает песню.
    Сюжет: кульминация истории, они окончательно стали парой и герой каждый день герой раскрывает в своей возлюбленной новое. Они счастливы, идут титры и довольный слушатель рад, что у героя все хорошо.

    Ниже нарисовал для вас схему (да - я не умею рисовать, извините=)
    Она содержит распределение динамики частей песни.
    В ней я показал как развивается поп-песня музыкально и с точки зрения сюжета песни.

вот нарисованная от руки схема
  • Схема может быть модифицирована.
    Например, в песне Chandelier (Sia) сразу после припева идет бридж.

Sia- Chandelier
  • Схема песни получается следующей:
    Куплет 1 - Куплет 2 (Pre-Chorus) - Припев - Бридж - Куплет 1 - Куплет 2 (Pre-Chorus) - Припев - Бридж - Кода

  • Тем не менее логика остается той же. Куплет 2 (Pre-Chorus) (в нем певица поет слова "1,2,3, 1,2,3, drink!") создает напряжение перед разрывным припевом, бридж помогает плавно перейти в следующий более спокойный чем разрывной припев - куплет.

    На фоне - развивается история, в которой героиня рассказывает историю борьбы с зависимостью (алкоголь) четко по трехактовой структуре. Подробнее структуру и историю этой песни разбирали в уроке про сторителлинг.
    В целом - думаю вы поняли и можем перейти дальше.

Хук в поп песнях

  • Ключевым элементом поп-песни - является хук.
    Практически во всех поп-хитах он располагается в припеве.

    В поп музыке работают три приема (метода) - написания хука:
    • простая перегармонизация;
    • взрыв сверхновой;
    • сместь перегармонизации и взрыва сверхновой

    Так, если не понимайте о чем речь, во-первых, бегом смотреть прошлый урок про написание хитов, во-вторых попробуем разобраться ниже.

  • Начнем с перегармонизации.
    Это самый простой и популярный прием написания хука.

    Он заключен в повторении 2-3 нот на фоне меняющейся аккордовой прогрессии (последовательных аккордов).
    Бывают и более сложные - составные перегармонизации, о них поговорим чуть ниже.

    Отличный пример простейшей перегармонизации уже ранее разобранный хит Эда Ширана
Ed Sheeran - Shape of You
хук песни начинается с 00.54
  • В припеве песни Shape of You - певец "повторяет три ноты" (Ми-Фа диез-Соль) спускаясь вниз и вверх по ним, изредка добавляя ноту До диез внизу. И так весь припев песни.
  • И Эд Ширан еще старается.

    Большинство поп исполнителей делают перегармонизацию из двух-трех повторяющихся нот.
    Давайте рассмотрим пример.
Ellie Golding - Love me like you do
Главный хук c перегармонизацией на 2.02 (тайм-код)
  • В песне Ellie Golding (2 миллиарда просмотров на Youtube) простейшая перегармонизация на две ноты:
    love me (си бемоль) - like you do (ля бемоль), la-la-love me (си бемоль), like you do (ля бемоль).

    В конце припева на 7 такт - добавляется спуск на две ноты и фраза "what are you waiting for". Потом припев снова повторяется.
  • И да, все так просто.
    Перегармонизация - самый простой прием написания хука в поп песне. Она работает и в прошлом уроке про написание хитов мы разбирали психологическую причину эффективности этого приема.

    Перегармонизация применяется в большинстве поп-песен, как и отечественных, так и иностранных.
    Вот несколько примеров хитов с перегармонизацией:
    Бывают и более сложные перегармонизации, например, когда в припеве две или три разных перегармонизации.

Jessie J - Price Tag
Главный хук с перегармонизацией с 1.01 (тайм-код)

  • Например, в песне Jessie J - Price Tag используется тройная перегармонизация.
  • Давайте еще разберем парочку приемов написания хука в попсе.

    Взрыв сверхновой это прием - ставки на одну ноту, которую вокалист покрикивает с максимальной эмоциональной отдачей. Вокруг этой ноты и строится хук.

    Вокалист все время к ней возвращается, иногда опускаясь чуть ниже, иногда чуть выше, но именно эта нота исполняется наиболее часто и с наибольшим накалом.

    Лучший пример - здесь та же Chandelier, где вокалистка в припеве выделяет (прямо кричит в) "главную ноту" (ре бемоль).

Sia- Chandelier
Главный хук со "взрывом сверхновой" - на припеве (0.44)
  • Ниже схема. Обратите внимание, певица все время возвращается к "главной" ноте, которую выделяет отчаянным вокалом с расщепом (Ре бемоль).

  • В отличие от перегармонизации - ставка делается на одну ноту, которая вновь и вновь повторяется, а вокалист выделяет ее наиболее сильно своим голосом (порой "кричит").

  • Идеальный хук - это сочетание взрыва сверхновой с перегармонизацией.
    Пример такого потрясающего рецепта нам подскажет Adele (все же отношу ее к поп музыке, больше чем к инди).
Adele - Rolling in the Deep
Главный хук со "взрывом сверхновой" и "перегармонизацией" - на припеве (1.02)
  • Исполнительница в припеве "прокрикивает" главную ноту, а после нее устраивает простейшую перегармонизацию до концовки припева (played to the beat).

  • Ниже еще одна схема для понимания

  • Вуаля - хуки пишутся очень просто. Ничего сложного в этом нет.

Гармония в поп песнях

  • Немного поговорим о гармонии при написании поп-музыки. На тему основы гармонии при написании песен у нас был отдельный большой урок. Рекомендую его еще раз пройти, если по какой-то причине пропустили или забыли.

    Как правило, в попсе всю песню - одна тональность. Это значит, что играются (поются) одни и те же ноты, которые максимально сочетаются с тоникой (главной нотой) на основании формулы лада (мажорного или минорного).
    Например, таже Adele написала Rolling in The Deep в До миноре.

    В припеве она поет ноты: Си бемоль (Bb), До (C), Соль (G), Ре (D), Ля бемоль (Ab), Фа (F) и Ми бемоль (Eb), которые полностью вписываются в формулу До минорного лада.
схема "расчета" нот До минорной тональности от ноты До на основании формулы натурального минорного лада (тон-полтона)-тон-тон-полтона-тон-тон
  • Аккорды сыгранные на фоне мелодии содержат ноты, вписывающиеся в правила тональности.
    Например, аккорд Си бемоль состоит из нот Си бемоль- Ре и Фа (1-3-5 нота от тоники аккорда), эти ноты вписываются в До минорный лад.

    Заимствованные аккорды в поп песни добавляются редко, хотя в прошлых уроках мы разбирали несколько удачных приемов их использования.

    В поп-песне, как правило, всю песню одна тональность.
    Может меняться последовательность аккордов (в куплете одна, в припеве - другая), но тональность не меняется.

    В будущем у нас будет урок про смену тональности (модуляции), и мы разберем примеры поп-музыки, где в куплете одна тональность, в припеве - другая. Но все же большинство поп-песен сохраняют ощущение единой тональности, поскольку так проще и понятнее массовому слушателю.
    Чем больше в песне сложных элементов, тем сложнее для массового слушателя ее запомнить. Да, такова реальность, увы.

    Для подбора аккордов в поп-песне рекомендуется использовать кварто-квинтовый круг (его подробно разбирали в прошлых уроках). На нем вы легко найдете искомую тональность (вашей песни) и сможете подобрать аккорды, которые состоят из нот тональности и как следствие будут звучать с ней гармонично, поскольку не содержат "заимствованных нот". Такие аккорды расположены рядом с искомой тональностью на круге.


схема подбора аккордов для песни Rolling in the Deep (припева)
  • В классической попсе, как правило, используются следующие аккордовые прогрессии (последовательности аккордов).
    Давайте на примерах разберем самые популярные из них.

    I–V–vi–IV
    Пример: (C–G–Am–F)
    Примеры песен написанных в ней;
    • "With or Without You" — U2;
    • "Take On Me" — a-ha;
    • "Someone Like You" — Adele;

    Это простая и эмоционально насыщенная прогрессия, которая легко запоминается.

    vi–IV–I–V (Am–F–C–G):
    Пример: (Am–F–C–G), да последовательность не стандартная, поскольку начинается не с тоники, но за счет каденции (завершения на V аккорде от тоники) создает ощущение зацикленности (желания еще раз ее переслушать).
    Примеры песен:
    • "Apologize" — OneRepublic
    • "Demons" — Imagine Dragons
    Хороша для создания драматичного, меланхоличного звучания. Пишите песню о разбитой любви и предательстве - она отличный вариант.

    I–vi–IV–V
    Пример: (C–Am–F–G). Максимально стандартная последовательность с каденцией, но зато максимально эффективная.

    Примеры песен:
    • "Let It Be" — The Beatles (куплет);
    • "Every Breath You Take" — The Police
    • "No Woman, No Cry" — Bob Marley
    Хорошо подходит для стадионных гимнов и обнадеживающих песен.

    IV–I–V–vi
    Пример: (F–C–G–Am).
    Имеет нестандартный ход (без каденции в конце).
    Примеры песен:
    • "Waka Waka (This Time for Africa)" — Shakira
    • "It's My Life" — Bon Jovi
    • "I Gotta Feeling" — The Black Eyed Peas
    Очень динамичная, отлично подходит для танцевальных поп песен.

    Мы разобрали лишь основные аккордовые прогрессии. В поп-музыке их гораздо больше, но указанные выше самые распространенные. Вы праве придумать любую прогрессию, но рекомендую придерживаться следующих рекомендаций, если вы хотите, чтобы ваша песня была запоминающейся. Для этого:
    • используйте простые прогрессии, массовый слушатель НЕ любит сложностей. Чем больше в песне сложных элементов, тем сильнее у слушателя теряется способность в своей голове ее повторить. Несколько "фишек" - нестандартных ходов могут сработать. О том какие фишки можно добавить, чтобы сделать поп-песню нестандартной мы поговорим в будущих уроках, но если вы "напихаете" десяток таких элементов, вы конечно всему миру покажете какой вы молодец, талант и другие музыканты заценят ваши знания музыкальной гармонии и приемов, но массовый слушатель - нет. Как итог - несколько тысяч прослушиваний трека вместо десятков или сотен тысяч.
    • сочетайте устойчивые и неустойчивые ступени. Например, в мажорном ладу устойчивые I (тоника), III (медианта) и V (доминанта), а остальные - неустойчивые. В базовом уроке об основах гармонии мы говорили о них, если кратко - сочетание устойчивых и неустойчивых ступеней позволяет создавать более выразительные и интересные композиции. Если не понимаете о чем речь - бегом смотреть базовый урок подбора аккордов к песне.
    • по желанию используйте каденцию (полную: V–I; или неполную IV–I). Каденция - это прием окончания последовательности аккордов с V (пятой) или IV (четвертой) ступени к первой. Очень эффективный прием.


Ритм в поп-песнях

  • В поп-музыке, как правило используются стандартные виды ритма.
    В большинстве поп-песен используется размер такта 4/4 и акцентирование на сильных долях (первом и третьем ударе метронома).


схема обозначения такта, в ней красным обозначены сильные доли (первый и третий удар метронома), на который в стандартном ритме делается акцент
  • Продуманный ритмический рисунок ( о том как его создать - был прошлый урок) позволяет "отделить" куплет от припева и создать ощущение развития песни. Например, в припеве усиливаем звучание ударных за счет райда, игры на малом барабане, а в куплетах - наоборот создаем менее динамичные и спокойные партии.

    Часто ритм секция вступает прямо с начала песни (с куплета), захватывая внимание слушателя

Katty Perry - Hot N Cold
Ритм секция вступает сразу же с началом куплета (0.32 - тайм-код)
  • На припеве партия ударных делается более динамичной (например, добавляется хай-хэт или райд), при этом акценты (на сильных долях), размер такта не меняется.
    Например, более динамичная партия ударных на припеве в песне Hot N Cold позволяет создать ощущение "большей динамики" в припеве (тайм-код "1.03"). При этом даже партия бас бочки и малого барабана не меняется (такая же как в куплете). Разница создается за счет использования тарелок (игрой на закрытом хай-хэте).

Вывод

  • Секрет успеха написания поп-хита достаточно прост. Причина по которой поп-хитов единицы - мало кто знает секрет успеха + везение + актуальность песни и образа артиста (об этом в следующих уроках).

    Для написания поп-хита, вам нужен:
    1. Яркий и запоминающийся хук (для этого используется, как правило, один из трех приемов написания хука "перегармонизация", "взрыв сверхновой", "сочетание перегармонизации со взрывом сверхновой");
    2. Продуманная структура песни, которая будет "подводить к хуку" и распределять динамику между элементами песни. Хук в припеве должен быть самым ярким и запоминающимся, а припев - самым громким в песне. К припеву необходимо "правильно" подвести, распределяя громкость, и напряжение между элементами песни (припевами, бриджем).
    3. Хороший поп-хит рассказывает историю по трехактовой структуре: сначала вводите в мир героя, затем - освещайте конфликт, конфликт повторяйте в припевах, а в последнем припеве и outro (иногда в последнем куплете) - даете развязку (чем закончился конфликт героя).
    4. Поп-хит должен иметь продуманную гармонию. Как правило, очень простую. Это значит, что все ноты в аккордах поп-хита и все ноты, которые поются/играются - сочетаются с тоникой песни по формуле лада. Как правило, в большинстве поп-песен всю песню одна тональность. Заимствования и модуляции - используются редко (про это у нас будет отдельный урок).
    5. Хороший поп-хит должен иметь продуманный ритм, как правило, очень простой. Сама ритм секция должна должным образом разделять элементы песни (куплет, припев, бридж).

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. Переходите к следующему занятию - в этот раз без домашней работы=).

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.