Создание аранжировки

В этом уроке мы научимся продумывать аранжировки и разберем как записать вашу песню на студии, чтобы выложить в дальнейшем в интернет.

Время урока: 30 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст;
2) внизу будет домашнее задание на выполнение;
3) после выполнения - переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • В этом уроке мы научимся записывать ваши песни и превращать демо-записи, сделанные на фортепиано или гитаре, в полноценные треки, которые можно выложить в интернет.

    Вопросы маркетинга и продвижения мы обсудим позже. Сегодня наша тема — как записать песню.

    Если вы внимательно проходили предыдущие уроки и выполняли домашние задания, то у вас уже должна быть записанная на диктофон (например, на телефоне) песня, спетая под акустику или фортепиано.

    В ней слышны куплет, припев и, возможно, другие элементы музыкального произведения.
    Теперь вы хотите записать свою песню. Для этого есть два пути — сложный и долгий или быстрый.

Путь первый - создаем свою мини студию звукозаписи

  • Если у вас нет бюджета на студию звукозаписи или вы хотите научиться всему самостоятельно, вам необходимо будет организовать небольшую домашнюю студию. Это не потребует значительных затрат. Для начала скачайте соответствующую программу, например, Logix Pro или FL Studio.

пример программы Logic Pro - где осуществляется запись инструментов
  • Эта программа позволяет записывать и редактировать инструменты. Поскольку мы находимся в условиях санкций, эти программы можно скачать бесплатно с трекеров или других ресурсов, но обязательно проверяйте их на вирусы. Освоение этих программ займет время.

    Если вы не хотите заниматься этим самостоятельно, пропустите этот шаг и перейдите к следующему разделу, где мы разберем, что делать дальше.

    Музыканту, который пишет свои песни, не обязательно уметь записывать и создавать аранжировки самостоятельно. Но если вы хотите избежать привлечения сторонних людей и сэкономить, придется потратить много времени. Скачайте программу для записи и редактирования музыки и изучите её.

    Это может занять минимум полгода, по одному-два часа в день.
    Кроме программ, вам нужно будет приобрести оборудование. Не пугайтесь, это не потребует больших затрат.

    Вам потребуется микшерный пульт. Микшер — это специальный пульт, к которому подключаются провода от инструментов, таких как электрогитара, бас-гитара, клавишные и микрофоны для записи вокала.


микшерный пульт может стоить от 4500 тыс до несколько десятков тысяч рублей. Для начала рекомендуется брать недорогой пульт
  • Микшерный пульт принимает эти сигналы и передает их в компьютер, где они обрабатываются через специальную программу. Сначала вы записываете партии на гитаре, других инструментах или вокал с помощью микрофонов или кабелей (например, кабель jack для гитары). Затем, используя программу, вы корректируете эти записи, добавляете эффекты, убираете лишние звуки и так далее.

    Также помимо пульта вам понадобиться следующее оборудование:
    • Микрофоны: Для записи вокала и инструментов. Важно выбрать подходящие микрофоны в рамках вашего бюджета. Стоят от 700 рублей до нескольких тысяч рублей (можно купить и дорогой микрофон, здесь на ваш выбор).
    • Кабель jack: Для подключения гитары или бас-гитары к микшеру. Стоит от 200 рублей до нескольких тысяч.
    • Поп-фильтр для микрофона. Специальный фильтр, который одевается на микрофон для записи вокала. Позволяет убрать лишние вдохи/выдохи и стабилизировать звук. Стоит от 100 рублей до 1000.
    • MIDI-клавиатура: Подключается к компьютеру и используется для записи различных инструментальных партий.
    • Наушники (для прослушивания полученного результата). Подойдут любые (от 300 рублей до нескольких тысяч).
    • Аудиоинтерфейс со звуковой картой. Это специальный инструмент, который помогает соединить микрофоны с компьютером. Может быть заменен звуковой картой (цена от несколько тысяч рублей до десятка).
    • DI-бокс (можно приобрести по желанию). Идеально подходит для записи бас гитары

MIDI клавиатуру можно купить недорого (от 2000 до 10 тысяч рублей)
  • При сборе домашней студии важно обеспечить звукоизоляцию (в первую очередь для записи вокала).

    Иными словами, микрофоны не должны записывать звуки происходящие на вашей кухне, на улице, или в соседней комнате.

    Для начальной домашней студии, без профессиональной звукоизоляции и записи ударных, можно уложиться в сумму от 20 до 50 тысяч рублей. Конечно, можно инвестировать сотни тысяч рублей или миллионы в профессиональную студию с отдельной комнатой для записи барабанов, оснащенной микрофонами и другой аппаратурой. Но на начальном этапе это необязательно.

    Ударные и другие инструменты можно записывать с помощью сэмплов в программе, такой как Logic Pro. Также можно нанять барабанщика, который запишет партии в своей студии. О том, как создавать для него партитуры, мы поговорим позже.


Путь второй - идем на профессиональную студию звукозаписи

  • Второй путь немного дороже, но проще.
    Вы можете прийти в студию звукозаписи и записать вашу песню там. В студии звукорежиссер поможет вам записать все инструменты и корректировать их.
    За это обычно берут почасовую оплату, которая сильно зависит от региона. В регионах это может стоить 300-800 рублей за час, в Москве — от 1000 до 3500 тысяч рублей за час. Не обязательно выбирать самую дорогую студию для записи первой песни. Посмотрите портфолио студий в интернете, определите адекватные цены и выберите подходящую.

цены в Москве (колеблются от 500 рублей до нескольких тысяч)
  • Нужно понимать, что просто прийти и записать песню без подготовки не получится.

    Необходимо придумать партитуры — описание того, как будут звучать все музыкальные инструменты в партии и как будет строиться ваша аранжировка. В рок-музыке, помимо вокала и гитары, нужно продумать партии для бас-гитары, ударных, возможно второй гитары, клавишных и других инструментов, например, скрипки или контрабаса.

    Это может показаться сложным, но на самом деле все довольно просто. Раньше партитуры прописывались в нотах, но сейчас есть удобные программы для этого: GarageBand и Guitar Pro. Обе программы можно скачать бесплатно. GarageBand проще в использовании, позволяет прописывать партии на виртуальных инструментах на айпаде, айфоне или компьютере, создавая демо-записи. Guitar Pro требует больше знаний, так как партитуры прописываются в табулатурах или нотах.

    Если имеется партитура, то по времени стоит рассчитывать на 5-8 часов на запись песни на студии + еще 6-10 часов на сведение.

    Пример: ударные к песне пишутся за 2 часа (с расстановкой микрофонов), две гитары (если партии простые) - около 2 часов, бас - 1 час, клавишные - 1 час, вокал - 2 часа. Естественно, цифры очень примерные. Если у вас сложные бас гитарные партии или не опытный басист, то запись бас гитары может занять и целые сутки.

    Итого на студии звукозаписи - создание одной песни обойдется вам часов в 8-10 (при стоимости часа от 1000 рублей до 2000: в 8-16 тысяч), плюс сведение (стоимость работ по сведению сильно зависит от студии звукозаписи - и варьируется от 3000 рублей до 30 тысяч), в среднем возьмем - тысяч 10 за сведение (средняя цена по рынку).

    Получается запись одной песни под ключ от 15 до 30 тысяч рублей (в среднем).
    Опять же, цены даю на март 2024 года и очень усредненные, в регионах они могут быть существенно дешевле, на элитных студиях, где пишутся всякие звезды - существенно дороже, но думаю для начала пойдет любая более или менее адекватная студия.

    Лично я пишусь тут (это не реклама). Если не ошибаюсь ребята берут около 2000 за час, в целом поскольку я товарищ опытный, то песню часов за 5 мы собираем (клавишные, гитары, бас) + 1 час за ударные и час на вокал.


Как сочинять партитуру для записи?

  • Партитура необходима для того, чтобы вы могли прийти на студию звукозаписи, показать её звукорежиссёру и записать все инструменты. Без партитуры вы можете не получить желаемого результата. Также партитура нужна для тех, кто хочет самостоятельно писать музыку с помощью программного обеспечения. Партитуры позволяют записывать музыку на их основе, а не создавать партии с нуля.


    Начнем с создания партитуры. Даже если вы умеете играть только на одном музыкальном инструменте, например на гитаре или клавишных, вы сможете прописать партитуры для большинства партий. Вам не нужно быть барабанщиком, басистом или гитаристом, чтобы создать партитуры. Если вы член рок-группы или поп-группы, каждый музыкант может прописать свою партию в специальной программе, например, в Guitar Pro. Лидер группы может попросить скорректировать партии или похвалить за хорошую работу.

    Ниже мы детально научимся создавать партитуры для записи песен.
    Давайте научимся это делать пошагово.



  • Шаг 1: продумываем ритм секцию

    Первый шаг создания партитуры прописать ритм-секцию. Ритм-секция включает ударные. Если вы не хотите использовать ударные, можно использовать электронные ударные или бас-бочку, но важно обозначить темп и размер такта.

    В Guitar Pro это делается так: выбираете темп песни, размер такта.
    Темп определяется по демо-записи, включайте метроном, слушайте демо запись и подбирайте нужную скорость.

    После определения темпа прописываете ритм-секцию, которая обычно включает бас-бочку, малый барабан, хай-хэт и тарелки (в первую очередь райд)

    Для прописывания партии ударных вы можете либо сыграть "пальцами" в Garage Band - либо прописать нотами.
    Для этого разберем ниже как выглядят ноты на ударных.
в картинке не просто структура ударных - а отображение нот каждого элемента ударных.
  • Поговорим о том, как прописать ритм-секцию. Для начала давайте разберемся, как она устроена. Возьмем классические ударные. В ударной установке у нас есть следующие элементы:
    • Бас-бочка. Вот так она выглядит на картинке выше и так обозначается в нотах.
    • Малый барабан.
    • Хай-хет.
    • Тарелки.
    • Райд.
  • В разных жанрах, кроме рока, могут использоваться электронные барабаны или просто бас-бочка. Но даже в поп-музыке часто используется ударная установка.

    Благодаря бас-бочке и малому барабану вы задаете ритм-секцию музыкального произведения, обозначая начало и конец такта.

    Например, первый удар бас-бочки в такте показывает его начало.
    Вместо бас-бочки может использоваться малый барабан или их сочетание. Это создаёт ощущение целостности такта..

  • Важно: сначала прописываем бас бочку и малый барабан. Именно они обозначают темп песни и размер такта. Затем уже добавляем тарелки (хай-хет, райд, тарелки или тома).

    Далее, когда у вас прописана основа ритм-секция, а именно бас-бочка и малый барабан, вы потихоньку добавляете тарелки, например, хай-хет и райд, для того чтобы разнообразить мелодию, а также продумываете переходы между частями.

    Так, давайте разберем на примере.
    Сегодняшнюю аранжировку мы будем писать по образцу песни Zombie - Cranberries.


  • Узнаваемое вступление песни начинается с 0.14, где сразу звучат ударные.
    Всю песню они задают один и тот же темп 80 и размер такта 4/4.

    Барабанщик первым ударом бас бочки и тарелки задает начало такта и играет на бас бочке или малом барабане ровно 8 раз (8 восьмых нот, обозная длительность такта 4/4, в который можно поместить 8 восьмых нот).

  • Желательно на один фрагмент песни (куплет/припев/бридж) устанавливать одну партию ударных, не меняя в корне ритм секцию (можете добавлять тарелки, иные переходы), но ритм не меняйте.

    Также всю песню рекомендуется сохранять размер такта и темп.

    Конечно, имеются исключения (Radiohead- привет), но в популярной музыке лучше в такие эксперименты не уходить.

    Итак, чтобы разнообразить ритм секцию продумывайте переходы между частями - сбивки. Они помогут слушателю лучше сориентироваться и подготовиться к новой части песни, например припеву.


например, при переходе из интро к части интро где на фоне звучит соло гитара - барабанщик использует небольшую сбивку (0:25 - таймод)
  • Сбивка также используется в конце интро песни для перехода к куплету (0:36 - таймкод).

в конце куплета используется сбивка
  • Продумайте партии ударных для разных частей песни (одна партия для куплета, другая для припева). При этом сохраняя темп и обозначение размера тактов.

    Например, у Cranberries - в куплете звучит та же самая партия по количеству сыгранных нот (8 восьмых нот в такте), но вместо агрессивного открытого хай-хэта барабанщик играет по закрытому хай-хэту, комбинируя его с тамбурином (и такое бывает), чтобы создать мягкую и спокойную партию (чтобы слушатель чуть отдохнул перед разрывным припевом).


партия куплета
вместо открытого хай-хэта мягкая игра по закрытому хай-хэту в сочетании с тамбурином (обозначен треугольником)
  • На припеве же (In your head, in your head.. - тайкод 3:08) барабанщик снова сыграет сбивку и вернется к агрессивной партии (вместо тамбурина) : открытый хай-хэт с агрессивными ударами (как в интро песни).

    С помощью ударных - чередуйте динамику. На куплетах - выберите менее агрессивную, более спокойную партию (например, за счет игры на райде), а на припевах - усильте динамику, например сыграв партию на хай-хэте.



  • Шаг 2: прописываем к ритм секции басс гитару

    Итак, с этим разобрались. Ниже, соответственно, пример, который вам позволит в этом разобраться более подробно. Теперь поговорим про бас. Когда вы прописали ударные, следующим рекомендуется прописывать бас в партитурах. И у многих музыкантов с этим появляются сложности. Давайте для этого повторим тему одного из прошлых уроков, а именно основы музыкальной гармонии.

    Нужно понимать, что у каждого фрагмента песни есть понятие тональности.

    Итак, тональность значит, что музыканты играют набор нот, которые вписываются в выбранную тональность , а именно гармонично сочетаются в главной нотой - тоникой. (Правила «приглашения» таких нот задаёт лад).

    Если не понимаете, о чем речь, бегом смотреть прошлые уроки. Так вот, фишка в том, что все инструменты, которыми вы играете в вашей группе и на которых прописываете партитуры, «вписываются» в тональность (играются ноты, которые входят в выбранный лад»).

    Иными слова в популярной музыке редко когда бас играет в одной тональности, гитара в другой, вокалист поет в третьей.

    Конечно, такой творческий прием тоже возможен, но скорее всего у вас получится какофония звуков, поэтому очень важно понимать этот принцип.

    Итак, как написать партию бас гитары, чтобы она звучала органично?

    В большинстве рок и поп песен не заморачиваются с басом, а именно бас обозначает тонику аккорда, который звучит в данный момент.

    Например, если у вас в песне аккорд Ми минор, соответственно, бас будет играть ноту Ми.
    За ней следует аккорд, который тоже вписывается в правила установленной тональности, например, аккорд До мажор. И бас, соответственно, сыграет тонику этого аккорда (ноту До). Так и написано большинство поп-песен.

    Вот как это сделали - Cranberries


пример прописанной бас-гитары в куплете песни Zombie.
  • Песня написана в Ми миноре (Em).
    Поверх сыгранных в куплете аккордов (тайм код 0.49) - в басу звучит тоника аккорда, который в этом время играется.

    Все так просто!!!!
  • Если вы хотите разнообразить партию, то вы можете взять не только тонику того аккорда, но и первую, третью, пятую ноту от тоники, которая образует аккорд.

    Например, в басу поверх аккорда Ми, сыгранного на акустической гитаре или фортепиано, на бас гитаре можно сыграть либо ноту Ми (1 нота) - либо Соль (3 нота)- либо Си (5 нота от тоники). Эти ноты и образуют аккорд Ми (аккорд это 1-3-5 нота от тоники аккорда). Такие ноты сыгранные на бас гитаре поверх звучащего аккорда (который играется на акустической гитаре/ фортепьяно/ электрогитаре) звучат наиболее гармонично.


  • Все действительно просто!

    И так далеко не только у Cranberries - возьмем припев песни Californication - мастера бас гитары Flea.
    Припев написан в Ля миноре.

  • Flea (басист группы) на фоне сыгранных аккордов (Ля минор - Фа мажор) - играет в басу ноты аккордов (Ля и Фа) изредка разбавляя их пассажами. Тайкод в видео 1:04.

    Пассажи, не являются основными, на них не делается ставка, они разбавляют бас партию и состоят из нот, которые вписываются в тональность фрагмента песни (тональность Ля минор, в пассажах играются ноты Си-До-Ре-Си, которые полностью вписываются в Ля минорную тональность: Ля-тон-Си-полтона-До-тон-Ре-тон-Ми-полтона-Фа-тон-Соль-тон-Ля)

  • Итак, написано 90% песен, иными словами бас гитарист играет тонику аккорда, которая в это время звучит.
    Если скучно, то можно взять первую, третью, пятую ноту от тоники аккорда и сыграть её.

    Также, если вы хотите совсем разнообразить вашу партию, то вы просто можете использовать ноты гаммы-тональности, которые звучат в музыкальном произведении, в качестве пассажей, но при этом постоянно подчеркивать тонику аккорда, который звучит.

    Как в Californication, где басист постоянно подчеркивает тонику звучащего аккорда (Ля минор или Фа), но чуть отходит от партии добавляя ноты гаммы (ноты Ля минора) в качестве пассажей, но неуклонно возвращаясь к звучащим нотами тоники аккорда.


    Еще один важный момент!
    Вам необходимо уложить партию баса с партией ударных. Для этого желательно, чтобы на каждый удар бас-бочки приходилась сыгранная нота в басу.

    Это позволяет связать ритм-секцию и бас. Иными словами, если звучит у вас в начале такта бас-бочка, значит в начале такта басист в бас-бочку должен сыграть ноту.

    Если у Cranberries - просто бас прописан восьмыми нотами, так что каждая попадает на любую ноту ударных, то Red Hot Chili Peppers строго соблюдают это правило.


  • Посмотрите на схему выше, у Red Hot Chili Peppers в припеве песни Californication на каждый удар бас бочки (а точнее ее нажатие) - приходится сыгранная нота в басу.

    Такой прием связанности бас-бочки и бас гитары делает партию максимально гармоничной и продуманной. Сыгранность бас гитариста и барабанщика, которые помимо соблюдения ритма музыкального произведения, одновременно играют на бас бочке - дает ощущение цельности ритм-секции.

    Конечно, правило можете нарушить. Но - это все же редкий прием. Поэтому лучше это правило соблюдать.

    Примечание: не обязательно прописывать партии бас именно на бас гитаре, роль бас гитары могут взять на себя синтезаторы (в том числе басовые), контрабас или иные инструменты. Принципы формирования бас партий останутся неизменными.

Давайте вспомним как продумать бас партию

До создания партии бас гитары вы прописываете партию ударных (выше разобрали как это сделать).

Партия баса как правило простая
а) либо играйте тонику аккорда, который звучит во время игры фрагмента;
б) либо играйте 1-3-5 ноту от тоники аккорда, который звучит во время игры фрагмента, для которого прописывайте бас;
в) по желанию можете разбавить пассажами, но они должны состоять из нот гаммы тональности песни.
г) следите за тем, чтобы бас бочка на ударных всегда сопровождалась сыгранной нотой в басу.


  • Шаг 3: прописываем ритм гитару
    Теперь поговорим про ритм-гитару.

    Как подобрать аккорды к ритм-гитаре мы разбирали на прошлом уроке.
    Здесь всё просто.
    Опять же, открываете кварто- квинтовый круг и все аккорды, которые располагаются рядом по кварто-квинтовому кругу с тональностью вашей песни, будут полностью подходить к ней. Другие аккорды будут заимствованы, поскольку будут иметь ноты, не вписывающиеся в тональность песни.

песня Zombie - написана в Ми - миноре. Поверх песни играются аккорды Ми минор (Em)- До мажор (C) - Соль мажор (G) - Ре мажор (D). Все ноты аккордов песни - вписываются в Ми минорный лад (состоят из нот Ми минорной тональности).
  • Про заимствованные аккорды мы тоже с вами разбирали в прошлых занятиях, поэтому повторять тему заимствованных аккордов мы не будем.
    Учтите, что сыгранный бой может состоять из нот разной длительности. Например, в такте 4/4 у вас может быть сыгран аккорд До мажор таким образом, что в бое сначала звучит четверная нота, затем две восьмых.

    Затем снова четверная, затем две восьмых и так далее Поэтому учтите разнообразие боя при прописывании ритм гитары.

    Ниже пример припева Californication. Бой аккордов играется с помощью нот разной длительности.

    В такте один аккорд играется одной четвертой нотой, затем две восьмых, еще одна четвертная, четыре восьмых по длительности сыгранных аккорда и еще четвертая нота (аккорд сыгранный нотами 1/4 длительности).


пример ритм гитары к припеве Californication. В такте (одном такте) играется один аккорд, но боем с помощью нот разной длительности (выше разобрали каких)
  • Также в Guitar Pro вы можете прописать разные элементы боя.

    Направление игры боем правой руки прописываются с помощью знаков - стрелки вниз и стрелки вверх.
  • Шаг 4 - прописываем соло гитару.
    Теперь поговорим про соло-гитару.

    Мы не будем касаться полноценного гитарного соло, это тема отдельного разговора. Поговорим о том, что делает соло-гитара во время того, как звучит ритм-гитара и бас. Здесь есть несколько вариантов.

    Первый вариант — соло-гитара может обыгрывать арпеджио ноты аккорда, который в это время звучит.

    Например, в куплете песни Zombie звучит аккорд Ми минор, соло-гитара обыгрывает арпеджио, перебором ноты этого аккорда (Ми-Си - Соль), далее звучит аккорд До мажор и соло гитара обыгрывает ноты Ми, Соль, До (из которых состоит аккорд).
Пример:
Ритм гитара играет аккорды, соло гитара обыгрывает арпеджио ноты аккорда
  • Еще один вариант — играть на фоне ритм гитары партию - октавами.

    Например, если в припеве вашей песни звучит аккорд До мажор в ритм гитаре, то для партии соло гитариста вы прописываете игру октавами До.

    Звучит следующий аккорд Ми минор, и вы на соло гитаре играете октавами ноту Ми.

    Этот прием очень популярен в панк-роке, где на фоне припева вторая гитара играет октавами, придавая песне страстность и драматизм.

    Пример: в припеве Boulevard of Broken Dreams - Green Day вторая гитара (помимо ритма) играет в припеве октавами на фоне сыгранных ритм гитарой аккордов.

Boulevard of Broken Dreams - Green Day
смотрите с 2:12 (тайм-код) - обратите внимание на партию соло гитары, на припеве она обыгрывает те же самые аккорды, что и ритм гитара, но делает это октавами
  • Ниже партитура.
каждый аккорд, звучащий в припеве песни - обыгрывается октавами.
  • В панк роке часто соло гитара может играть партию не только октавами, но и квинтами.
    Например, если в песне играется и акустическая гитара и соло гитара. Акустическая гитара играет обычные аккорды, а соло гитара усиливает "мощь припева", играя те-же аккорды, что и акустическая ритм гитара, но квинтами (power аккордами).

  • Еще один вариант как разнообразить партию соло гитары— сыграть несколько нот гаммы на фоне ритм-секции.
    Гамма состоит из нот, которые соответствуют тональности песни. Например, если песня в Ми миноре - вы можете сыграть ноты Ми минорной гаммы (Ми- Фа диез - Соль- Ля - Си- До - Ре).

    Cranberries так и сделали (таймкод 0:43- маленькая гамма, которая полностью состоит из нот Ми минорной гаммы).

аккорд обыгрывается арпеджио
  • Красивые пассажи, сыгранные с помощью соло гитары нотами гаммы тональности, могут украсить песню.
    Пример, ниже.

Oasis - Don't Look Back in Anger
На 0:44 красивые пассажи сыгранные нотами До мажорной гаммы (песня в До мажоре) украшают песню
  • Важно: такие пассажи состоят из нот гаммы тональности песни и, как правило, не содержат заимствованных нот. В противном случае - партия может разрушить ощущения цельности тональности музыкального произведения.

  • Еще один прием (что можно сделать с соло гитарой)- сыграть аккорды песни на соло гитаре (например, арпеджио), но на октаву выше, чем основная партия ритм гитары.

  • Пример, в песне Get Lucky - Daft Punk аккорды обозначаются с помощью пианино (аккорды Си минор - Ре мажор - Фа диез минор- Ми минор).


Партия соло гитары в песне Daft Punk - Get Lucky
  • На фоне аккордов, сыгранных на клавишных, играется рифф из повторяющихся аккордов, сыгранных на октаву выше партии фортепьяно.
партия ритм гитары из вступления песни Get Lucky (Daft Punk)
  • Дальше, кстати, партия получает разнообразие и аккорды на соло гитаре уже обыгрываются арпеджио (а не боем, как во вступлении), но по прежнему на октаву выше чем ритм партия фортепьяно.

  • Соло партию на гитаре можно "развести" с вокальной партией припева таким образом, чтобы украсить и разнообразить и сделать ее так, чтобы она НЕ накладывалась на вокальную партию песни, но дополняла ее.

    Приведем пример, в припеве песни Talk (Coldplay) - этот прием воплощен очень грамотно.

Coldplay - Talk
пример грамотного разведения партий - 2:14
  • Сначала вокалист группы поет "хук" припева:
    So you take a picture of something you see
    In the future where will I be

    Сразу же звучит короткий фрагмент гитарной соло партии.

    Затем вокалист снова поет и после в двух других тактах припева (в припеве 4 такта, которые повторяются) - снова звучит гитарное соло.

    Когда партия вокалиста накладывается на соло гитару, которая играет гамму, это отвлекает внимание слушателя от вокальной партии (хотя в некоторых случаях может быть оправданно).

    Coldplay же поступили очень грамотно, разведя партии так, чтобы красивый гитарный рифф дополнял вокальную партию и заполнял «паузу» в припеве.
  • Шаг 5: прописываем иные инструменты (клавишные, альт)

    Логика прописывания партий для этих инструментов близка к сочинению ритм и соло гитары.
    Первый вариант — клавишные могут обыгрывать аккорд, который звучит в это время в музыкальной песне. Например, если в партии звучит аккорд Ми минор, клавишные играют аккорд Ми минор.

для примера добавим в партию куплета песни Zombie - клавишные, которые будут играть один аккорд (поверх каждого такта)
  • Также клавишные, как и соло-гитара, могут обыгрывать арпеджио аккорда (составные ноты аккорда - но не "одновременным нажатием клавиш", а по очереди), который в это время звучит.

    Если хотите разнообразить мелодию, вы можете на фоне пустить небольшую гамму, которая играется клавишами. Клавишные играют те ноты, которые вписываются в тональность. То же самое мы разбирали на примере соло гитары.

    Эта же рекомендация относится и к другим инструментам, например, к скрипке и альту.

    Они могут обыгрывать тонику нот аккордов, которые играются в это время в песне.

    Например, если песня в До мажоре и звучит аккорд До мажор, бас играет ноту До, а альт также играет ноту До, но на октаву выше.

    Если хотите разнообразить партию, то можно прописать партию таким образом, чтобы обыгрывались первая, третья и пятая ноты аккорда, который звучит в этот момент в песне.

    Например, с До мажорным аккордом, вы обыгрываете ноты До, Ми и Соль, придавая таким образом дополнительную краску музыкальному произведению.

    Единственное, стоит разбивать партии по высоте. Например, ритм гитара играет аккорды Ми на средней частоте, альт играет ноту Ми высоко, а в басу играется нота Ми - соответственно в басу.
  • Шаг 6: прописываем вокал

    Долго останавливаться на этом не будем.
    В идеале при прописывании партитуры прописать вокал в нотах.

    Если не получится, то просто спеть поверх партитуры и записать на микрофон/диктофон, чтобы каждый участник записи (например, звукорежиссер) понимал как строиться партия инструментов с вокалом.

    Если в песне планируется несколько голосов (например, помимо основного вокалиста планируется бэк вокал или хор), то партии необходимо прописать с учетом правил голосоведения.

    Не пугайтесь этого слова. Ниже в конце урока мы кратко затронем правила голосоведения.
    Пока просто пропишите основную партию вокала (либо в нотах, либо спойте).

    Мне часто помогает фортепьяно. Я подбираю партии вокала на нем, и затем зная ноты на пианино (или midi клавиатуре), легко записываю их через Guitar Pro.

    Также я могу сделать и с гитарой (подобрать партию вокала на гитаре и затем записать на гитар-про).

    Соответственно, при подборе партии вокала нужно понимать, голос - такой же музыкальный инструмент.

    Поются те же ноты, которые "вписываются" в тональность музыкального произведения (на основании правил лада).

    Например, Долорес О Риордан (вокалистка группы The Cranberries) - поет ноты Ми минорного лада, которые вписываются в Ми минорную тональность песни.


обратите внимание: певица поет ноты Ми минорного лада (которые вписываются в Ми минорную тональность): Ми-Фа диез-Соль-Ля-Си-До-Ре-Ми
  • Шаг 7: проверяем написанные партии

    Очень важно удостовериться, что все партии всех инструментов звучат созвучно.

    Для этого крайне рекомендуется соблюдать правила тональности песни.
    Все сыгранные, спетые ноты должны вписываться в правила тональности песни. Если имеются исключения (например, заимствованные аккорды, то они должны быть продуманными и соединенными с остальной партитурой. Допустим, если играется заимствованный аккорд, то партии остальных музыкантов должны стараться сгладить диссонанс, например, обыгрывая тонику нового аккорда в басу).

    Ниже еще раз посмотрим структуру куплета Zombie.

    Песня написана в Ми миноре и все сыгранные ноты:
    • в аккордах (Ми-До-Соль-Ре);
    • в басу (играется тоника аккорда, который звучит в такте - Ми-До-Соль-Ре);
    • спетые вокалистом (поет ноты Ми минорной гаммы);
    • сыгранные на других инструментах тоже вписываются в ноты Ми минорной тональности по правилу минорного лада.
схема отображения нот в куплете песни Zombie
  • Шаг 8: партитуру отправляем звукорежиссеру

    Если вы приняли решение записывать песни с помощью профессионала, а не осваивать самостоятельно (ваше право, большинство музыкантов НЕ умеют записывать песни на студии и это нормально) - то пошлите партию звукорежиссеру.

    Пусть оценит и пропишет правки, если имеются ошибки.
    Также звукорежиссер может предложить улучшить партию, поэтому рекомендую его выслушать.

    Если записывайте самостоятельно - пошлите партитуры музыкантам, которые будут принимать участие в записи. Пусть выучат партии.
  • Давайте кратко еще раз повторим как писать партитуру.

Все просто!

  1. определите тональность песни или фрагмента песни (на слух - как определять проходили в прошлых уроках);
  2. подберите аккорды по кварто-квинтовому кругу;
  3. запишите демку под акустическую гитару или пианино на диктофон;
  4. сядьте за прописывание партитур;
  5. определите темп песни, для этого включайте диктофонную запись и поверх нее включайте метроном. При необходимости меняйте темп на метрономе, пока не достигните сочетания записанной диктофонной партии со стуком метронома. Таким образом определите размер такта и темп.
  6. откройте программу для прописания аранжировок, это может быть Garage Band, Guitar Pro или любая другая.
  7. сначала пропишите ударные (ритм-секцию). Для этого обозначьте начало такта, управляя "сочетанием" бас бочки и малого барабана, а также томов. Затем уже остальные элементы (тарелки, райд). Продумываем переходы между частями песни (куплетом, припевом, бриджем). Для этого можно использовать сбивки. Также продумайте партию ударных припева, бриджа.
  8. пропишите партию бас гитары. Лучший способ - играть ноты тоники, звучащих в песне, аккордов. Можно также использовать 1-3-5 ноту от тоники такого аккорда. По желанию можно добавлять пассажи из нот гаммы тональности.
  9. совместите звучание бас бочки с бас гитарой.
  10. далее пропишите партитуру ритм гитары, следите за тем, чтобы соблюдались длительности нот при игре боем, продумайте как будут звучать удары (где вверх, где вниз).
  11. пропишите соло гитару, клавишные, Можно играть арпеджио звучащих аккордов, или обозначать тонику сыгранного аккорда или играть пассажи из нот гаммы. Также можно играть рифф из аккордов на октаву выше.
  12. пропишите вокал с помощью нот, если не получится - спойте поверх партитуры (для этого ее можно записать в Guitar Pro или Garage Band).
  13. при наличии музыкантов в группе - проиграйте партитуры, проверьте - что они вписываются в тональности песни и звучат цельно.
  14. распечатайте партитуры или сохраните их в pdf, также отправьте звукорежиссеру. Если вы записывайте самостоятельно - начните записывать инструменты.
  • Для удобства собрал для вас рекомендации по созданию партитуры в единой таблице.

Голосоведение для партитуры вокала


  • Прежде чем перейти к записи - еще раз проверьте партитуру.
    Желательно, чтобы разные инструменты, а также голоса соответствовали правилам голосоведения.
    Давайте их кратко разберем.


    Голосоведение — это техника написания музыки, в которой каждый голос (или мелодическая линия) развивается независимо, но в то же время гармонично взаимодействует с другими голосами. Важно, чтобы все голоса звучали естественно и плавно переходили от одной ноты к другой.

    В первую очередь голосоведение необходимо для прописывания вокальных партитур, когда у вас в песне помимо основного вокалиста - имеется бэк вокал или даже хор.
    Давайте разберем основные правила голосоведения.
пример! у группы Rolling Stones - помимо Мика Джагера на вокале еще минимум двое бэк вокалистов.
За счет голосоведения между ними распределены партии, таким образом чтобы разнообразить мелодию и помочь Мику вытянуть высокие ноты (которые он часто не тянет - пример, припев Gimme Shelter).

Сейчас научимся создавать такие партии два бэк вокала
  • Принцип голосоведения 1: соблюдаем гармонию (поем ноты тональности песни)
    Когда поется партия (куплета, припева) - все ноты, должны "вписываться" в тональность. Не должно быть "залетных нот", если такое не предусмотрено изначально (например, добавлением заимствованного аккорда).

    Например, основной вокалист исполняет главную мелодию. В тональности Ми минор основная мелодия может использовать ноты ми (E), фа# (F#), соль (G), ля (A), си (B), до (C), ре (D).

    Бэк-вокалисты поддерживают основного вокалиста, добавляя гармонические слои, которые дополняют основную мелодию, но поют ноты лада (вписывающиеся в тональность песни), не допуская заимствований.

    Принцип голосоведения 2: Равномерное движение голосов
    Голоса должны двигаться равномерно, чтобы избежать диссонансов. Например, если основной вокалист поет ноты:
    E (ми)- G (соль)- E - G - E - E - D (ре) - C (до)- B (си),
    то бэк вокалист может спеть партию на квинту вверх, но не допуская диссонансов между нотами:
    B - D - B - D - B - B - A - G.

    Очень не рекомендуется допускать диссонансы (например, тритон). Например, если у вас песня в До мажоре и имеется заимствованная нота, то если основной вокалист будет петь ноту До, а бэк вокалист заимствованную ноту Фа диез, то звучать это будет - не очень.

    Принцип голосоведения 3: избегайте параллельного движения голосов
    Избегайте параллельного движения голосов на квинту или октаву, чтобы сохранить гармоническое разнообразие.

    Не стоит делать резких скачков, где один вокалист начала поет в одной октаве, а при движении - резко переходит на октаву выше или ниже.

    При этом партия где бэк вокалисты поют те же ноты, что и основной вокалист, но на октаву выше или ниже, допустимы, но их слишком частое применение сделает песню однообразной, поэтому в учебниках по голосоведению рекомендуют стараться разнообразить бэк вокал.
    Например, бэк вокалист поет партию на терцию вверх. Допустим, вокалист поет ноту До, бэк вокалист подпевает ноту Ми (большая терция в мажоре).


    Принцип 4: Обеспечьте выразительность

    Голоса должны взаимодействовать, создавая динамику и выразительность. Например, бэк-вокалисты могут усиливать определенные слова или фразы. Допустим, подчеркивать бэк-вокалом определенные слова или фразы.
    При этом с бэк вокалом важно не переборщить. Он должен применяться для создания динамизма или усиления напряжения.
    Если всю песню голос вокалиста будет дублироваться партией бэк вокала, то вы рискуйте потерять выразительность припева (он у вас будет сливаться с куплетом).

Вот еще что важно

  • Прежде чем перейти к следующему уроку, отмечу очень важные моменты при создании аранжировки.
    Первое, аранжировка должна развиваться. В идеале, рекомендую сделать так, чтобы каждый новый элемент песни (например, новый куплет) добавлял какой-то инструмент или партитуру.

    Возьмем пример песни A Sky Full of Stars - Coldplay.
Coldplay - A Sky Full Of Stars
  • Песня начинается с простых клавишных, в куплете к ней добавляются ударные, играющие ноты с помощью закрытого хай-хэта, бас и ритм гитары, на припевах - уже играет весь оркестр, добавляется полноценная ударная партия с бас-бочкой и малым барабаном, две гитары, клавишные и синты.

  • Кроме того, не забывайте про необходимость разделять куплет и припев.
    Припев, содержащий хук, должен быть громче чем куплет и как правило, динамичнее.

    Управляйте балансом громкости и насыщенности аранжировки, чтобы подчеркивать ключевые элементы (припев, который содержит хук) и выделять его динамизмом.

    Давайте разберем мини-пример.

Katy Perry - Firework
  • В одном из главных хитов 2000-ных Firework - представлен идеальный пример, во-первых, разделения куплетов и припевов, во-вторых, "развития" аранжировки.

    Вступление
    Синтезаторы: Песня начинается с лёгкой партии синтов, создающих мистическую атмосферу.
    Певица же начинает с мягкого вокала, который постепенно нарастает в интенсивности.

    Куплет 1
    Синтезаторы: начинают играть громче, добавляя гармоническую подложку.
    Барабаны: вводятся лёгкие ударные, подчёркивающие ритм и увеличивающие напряжение.
    Бас: появляется четкая партия бас гитары.

    Предприпев (куплет 2)
    Построение к кульминации начинается здесь, инструменты усиливаются, готовя слушателя к припеву. При этом ударные и бас уходят на второй план, чтобы дать волю струнным, задача которых усилить напряжение перед разрывным припевом, накопить энергию для ее дальнейшего выброса.


    Припев
    В припеве происходит выброс энергии, он звучит громче куплета и в нем уже используется полный ударный ансамбль, и инструменты звучат на полную мощность.
    Певица поёт с полной силой, что соответствует мощному звучанию инструментов.

    Куплет
    Повторение первого куплета. Использование инструментов аналогично первому куплету, но с добавлением большей динамики в вокале и инструментальной части за счет более разнообразной партии ударных (в отличие от первого куплета добавляются хай-хэт), также добавляется вторая гитара.

    Предприпев (куплет 2)
    Струнные инструменты в предприпеве создают ощущение 'накопление энергии". Другие инструменты - затихают, чтобы накопить энергию без припевом.

    Припев
    Второй припев аналогичен первому. Звучит весь оркестр, кроме того подключается слегка подгруженная ритм гитара. Певица поет надрываясь, а инструменты звучат громче чем в куплете.

    Бридж
    Струнные добавляют эмоциональной глубины. В это время партия синтезаторов и барабанов поддерживают динамику, но с большим фокусом на вокале, который становится более экспрессивным.

    Финальный припев
    В нем отражена максимальная интенсивность - все инструменты звучат в полную силу для создания кульминации. Также добавляется хоровой бэк вокал, добавляя объем и мощь.

    В конце звучит кода (outro) с обыгрыванием фразу "boom boom boom" - что завершает историю.

    Структура "Firework" создана таким образом, чтобы постепенно усиливать динамику и напряжение от начала к концу и управлять им. Обратите внимание, куплеты звучат тише и спокойнее, в прехорусе (или во втором куплете, он называется по разному) меняется партия (на струнные) для «накопления» напряжения, а припевы сделаны разрывными, полными выплеска энергии и в отличие от остальных частей песни содержат игру «всего оркестра», в то время как куплеты сделаны более облегченными.
  • Еще одно правило, разделяйте баланс между инструментами. Не должно быть сильного перевеса в партиях на разных частотах (только если это на ваша задумка).

    Приведу пример, не стоит все партии от вокала до электро и бас гитары - делать в басовом регистре, а иначе получится не очень красиво.
    Лучше разделить партии равномерно по высоте. Например, вокалист поет высоко (вторая октава), ритм гитара играет аккорды в средней октаве (первая октава), бас гитара в басу, соло гитара в среднем октаве, а альт помогает подчеркивать вокал, играя ноты высоко.

    Однако, имеются и исключения. У той же Billie Eilish в песне Bad Guy - басовые партии выкручены на максимум, что очень необычно.

  • Если планируете модуляцию (например, из куплета в припев) - рекомендую подготовить слушателя к новой тональности. Сделать это можно через общий аккорд или "яркую" общую ноту. На уроке про модуляции мы разбирали такие примеры.

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. Нажмите на кнопку "следующий урок", чтобы открыть полную версию домашнего задания.
  3. После выполнения домашнего задания - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.