О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Ритм, темп в музыке, бой при игре на гитаре - полный гайд

В этом уроке мы с вами разберем важнейшую тему ритма при игре на гитаре, а также выучим основные бои, которые позволят начать учить первые песни.


Время урока: 10 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) смотрите видео- урок,
2) читайте этот текст;
3) внизу будет домашнее задание, делайте его каждый день по 15-30 минут;
4) через неделю переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • В этом уроке мы обсудим ключевую тему в музыке — ритм. Ритм является одним из основополагающих элементов музыкального произведения, наряду с такими понятиями, как тональность, лад и музыкальные аккорды, которые мы рассматривали ранее. Мы углубимся в тему ритма, изучив такие важные аспекты, как темп, длительность нот и такт, и научимся применять их на практике.

    Итак начнем с ответа на вопрос "Что же такое ритм?".

    Ритм можно сравнить с сердцебиением, где разные темпы создают различные ритмы. В музыке, как и в жизни, ритм присутствует повсюду — от ритма города до ритма океана. Ритм в музыке состоит из следующих элементов, таких как:
    • темп;
    • длительность нот;
    • такт.

    Итак, начнем с темпа.
глупая схема, показывающая из чего состоит ритм

Что такое темп?

  • Темп определяет скорость музыкального произведения и измеряется в ударах в минуту. Чтобы понять что такое темп, вспомните свое последнее измерение пульса с помощью тонометра, или пульсоксиметра. Ваш жизненный пульс измеряется количеством ударов сердца в минуту, так и темп в музыке - количество ударов метронома в минуту.

    Иными словами - темп это то, как быстро играется музыкальное произведение. Чем выше темп - тем оно (музыкальное произведение) играется быстрее.

    Темп выставляется на метрономе, а при игре в музыкальной группе темп обычно обозначает барабанчик. По-английски измерение темпа обозначается как bpm (beats per minutes).

    Цифра, выставляемая в метрономе, и обозначающая темп музыкального произведения - это количество ударов метронома в минуту.
    Например, если темп произведения 120, то значит в одну минуту метроном делает 120 ударов.

в метрономе цифра темпа - количество ударов метронома в минуту
  • Если вы сталкивались с классической музыкой, то темп в произведении в ней (в классике) часто обозначается итальянским языком. Например, allegro - быстрый темп.

    Здесь очень простое объяснение. До 1816 года еще не был изобретен метроном (вместо него применялись другие "приборы" , например, маятники, но редко распространенные среди обычных музыкантов) и как следствие точно измерить BPM (количество ударов метронома в минуту) не представлялось возможным.

    Вот и приходилось музыкантам прошлого обозначать темп с помощью итальянского языка и измерять его навскидку.
темп в музыке по итальянски

Что такое такт?

  • Теперь разберём ещё один из важных элементов, из которых складывается ритм, а именно такт. Для этого применим метафору с домом.

    Представьте, что вам подарили крутой дом. И прежде, чем вам в него войти, вам необходимо измерить его высоту, длину и ширину. Что вы будете делать?

    Вы возьмёте некий инструмент и будете его измерять с помощью специальной единицы измерения. Например, возьмете «метр», таким образом с помощью единицы измерения «метр» вы можете сказать высоту вашего дома.

    Например, если высота вашего дома 6 метров, то это значит мы берём 6 раз по одному метру или 6 раз по одной единице измерения «метр». При этом измеряйте размер дома вы с помощью равной единице (метра) и это значит, что каждый метр, которым вы измеряйте ваш дом будет одинаков по размеру со следующим метром.


  • Музыкальное произведение тоже имеет некую единицу измерения. Эта единица измерения – такт. Такт в музыке - это равные кусочки произведения, которые собственно говоря его разделяют, как, например, дом разделяют метры. И мы можем измерить дом по количеству метров, а музыкальное произведение по количеству равных (по размеру) тактов.

    Так же, как метры помогают нам понять размеры дома, так такт помогает организовать музыкальное произведение.

    Фактически такт -это выбранная единица измерения музыкального произведения (аля метровая линейка).
    Песня из 30 тактов значит, что в каждом такте этой песни будет помещаться 30 тактов, установленной длительности.

    А в каждом такте может быть только определенное количество нот определенного размера (длительностей, о ней мы поговорим ниже).

  • Еще раз. вернемся к примеру с домом. Такт - у нас единица измерения музыкального произведения, как метр - при измерении высоты дома.
    Длину музыкального произведения, как и длину дома - мы измеряем с помощью установленной единицы измерения - такта.
    Эта единица значит, что в один такт я могу разместить лишь определенное количество нот, определенной длительности.

    Как в 1 метре я могу разместить только 100 сантиметров, или 10 раз по 10 сантиметров, или 90 сантиметров и 10; или 60 сантиметров и 40 - главное, чтобы в сумме все сантиметры в одном метре образовывали один метр (100 сантиметров).

    Так и в такте, у меня есть ограничение по количеству нот определенной длительности. То количество нот, определенной длительности, которые я могу разместить в музыкальном произведении - определяется его размером.
пример: в такте я могу разместить только определенное количество нот (как в 1 метре = 100 сантиметров), это количество нот определенной длительности утверждается размером такта (о нем поговорим ниже)
  • Давайте разберемся что такое размер такта.

    Размер в такте - это сколько ударов или сколько пульсаций включено в каждую музыкальную порцию.

    Приводя пример с метрами, размер такта — это сколько сантиметров я могу включить в одну единицу измерения.

    Например, здание у нас может измеряться, как и в метрах, так и в аршинах (так и в десятках других единицах измерений, например, в фунтах).

    Если не ошибаюсь, аршин это 71 с копейками сантиметров. Высоту дома я могу измерить и в метрах, и в аршинах. Также и с музыкой, я могу выбрать разный размер тактов.

    Однако, большинство людей измеряют высоту дома в метрах. Также и большинство песен используют размер 4/4.


  • Это самый распространённый размер в музыке. Это значит, что в одном такте у меня четыре удара метронома или четыре четвертных ноты. О том, что такое четвертные ноты - поговорим дальше.
пример обозначения размера (наверху количество нот/внизу их длительность)
  • Размер такта обозначается дробью.
    Вверху указывается количество нот или ударов метронома.


    Одна нота у нас – это один удар метронома. А внизу длительность этой ноты. Например, в четырёх четвертях я могу разместить четыре удара метронома или четыре четвертных ноты. 90% музыки действительно состоит из размера 4/4, но бывают исключения.

    Они практически не используются в популярной музыке, но про них тоже нужно знать.
    Например, в размере 3/4 я использую 3 четвертных нотки.
    Иными словами, одном такте я могу разместить не более трёх четвертных ноток или трёх ударов метронома.


    Помимо трёх четвертей размеры бывают разные, но мы сейчас не будем о них плотно много говорить. Вы более-менее поняли, что такое такт.

размер такта
  • Сам такт, а также его размер, обычно вместе с темпом обозначается либо в метрономе либо самим барабанщиком при игре в группе.

Важно:

4/4 не означает что в одном такте должно быть только 4 ноты одной длительности (четвертных). В одном такте размера 4/4 - я могу разместить одну половинчатую ноту и две четверти; одну четвертную и шесть восьмых нот и тд. Ниже мы детально разберем длительности нот.
  • Давайте чтобы было понятнее - вернемся к примеру из прошлого урока. В нем мы для развития координации учили риф из песни "Хочешь"*.

    Песня состоит из тактов размера 4/4 - это значит в каждом такте может быть только 4 четвертных ноты (или 4 удара метронома).
    Эти четвертные ноты я использую "про себя" чтобы я мог подсчитать размер такта и равномерно уложить в него ноты.
    Однако, мне ничего не мешает уложить в такт не только четвертные ноты, но и ноты другой длительности.


вот пример с песней Хочешь.
У меня на изображении два такта размера 4/4. Это значит в такт я могу уложить 4 четвертных ноты (я для себя их обозначаю как подсчет "Раз - и - два - и".
Но, как видите в такте у меня ноты разной длительности (их гораздо больше четырех), но все вместе они у меня укладываются в размер такта.
Иными словами, либо я слух буду считать "Раз - и - два - и" или включу метроном, но я уложу ноты разной длительности в мой такт.

Длительности нот

  • Теперь нам важно поговорить о таком понятии, как длительности нот. Четвертные ноты, используемые в размере такта 4/4 - это и есть ноты определенной длительности (четверти).

    Хороший аналог: давайте представим, что каждая нота - это капля дождя. За окном идёт дождь.
    Какая-то капля звучит долго, а какая-то быстро. Потому что, соответственно, падает она с разной скоростью. Также и в музыке, каждая нота имеет определённую длительность. Какая-то нота звучит долго. какая-то быстро. При этом в такте может находиться только максимальное количество определённых нот определённой длительности.
  • Разберем основные длительности нот.

    1. Целая нота
    Целая нота — самая длинная из стандартных нот. В стандартном размере такта 4/4 она занимает весь такт, то есть звучит четыре удара.
    2. Половинная нота
    Половинная нота длится вдвое короче целой ноты, то есть два удара в размере такта 4/4. В одном такте 4/4 могут поместиться две половинные ноты. По-простому такую ноту называют "половинкой".
    3. Четвертная нота
    Четвертная нота — это основная единица измерения в размере 4/4, где каждая четвертная нота длится один удар. В такте 4/4 помещается четыре четвертных ноты.
    4. Восьмая нота
    Восьмая нота длится вдвое короче четвертной, то есть полудоля. В такте 4/4 может поместиться восемь восьмых нот.
    5. Шестнадцатая нота
    Шестнадцатая нота в четыре раза короче четвертной ноты и длится одну четверть удара. В такте 4/4 может быть шестнадцать шестнадцатых нот.

длительности нот
  • Длительности нот соотносятся с размером такта. Это значит, что в одном такте мы можем разместить лишь определённое количество нот - определенной длительности. Это количество указывается в размере такта.

    Например, в такте 4/4 мы можем разместить:
    • 1 целую ноту = 4 удара
    • 2 половинных ноты = 2 + 2 удара
    • 4 четвертных ноты = 1 + 1 + 1 + 1 удар
    • 8 восьмых нот = 8 ударов за такт.
    Также ноты разной длительности могут суммироваться.

    Так в целой ноте, которая длится целый такт - может уместиться две половинных ноты. А в двух половинных по две четвертных в каждой (итого 4). В двух четвертных - две восьмых (итого 4) и т.д
это важно понимать: ноты одной длительностью суммируются. Например, сложим две половинной ноты - получим целую, сложив две 1/4 ноты - получим одну половинную. Вот схема для понимания.
  • Как вы понимаете не обязательно чтобы во всём такте были только ноты одной длительности, а иначе музыка была бы скучной.

    Главное, чтобы не нарушался установленный размер такта.


пример: размер такта 4/4
в нем одна половинчатая нота и две 1/4.
Вместе они образуют такт размера 4/4
  • Вот еще пример.
    В такт 4/4 укладываем одну 1/4 ноту, две 1/8 и четыре 1/16
    Вместе они укладываются в размер 4/4 (если сложить эти ноты получится 4/4).

    Расчеты для понимания:
    1/4 + две 1/8 (две 1/8 = 1/4) + четыре 1/16 (четыре 1/16 = две 1/4 ноты).
    Итого если сложить ноты разной длительности - они складываются в четыре 1/4 ноты.

  • Еще раз: музыкальное произведение делится на равные отрезки - такты.

    Каждый отрезок музыкального произведения (такт) имеет одинаковый размер. Размер обозначает какое количество нот определенной длительности может быть в такте (как правило, размер такта большинства песен 4/4). В такте могут быть ноты разной длительности. Длительность нот - это то, как долго звучит нота (долго или коротко).

    Главное, чтобы ноты в такте можно было вместе сложить в единое целое, размер которого устанавливается в размере такта. Допустим, в такте 4/4 главное чтобы все ноты такта разной длительности можно было сложить в четыре четвертных ноты (например, в одном такте уместить одну 1/4 ноту, две 1/8 ноты, и четыре 1/16 - вместе они складываются в четыре 1/4 ноты).

    Если есть сложности для понимания - вот детский пример.

    Вы можете взять кусок пирога и раздать его нотам. Ноты в данном примере- ваши друзья, которые пришли отведать пирог. Они разной прожорливости, но вы для них приготовили только один пирог.
    Кому-то вы отдадите половинку, кому-то четвертинку, а кому-то, кто на диете, будет достаточно 1/8.

    Главная ваша задача – между друзьями-нотками в одном такте распределить куски пирога.
    При этом раздавая пирог, вы не сможете взять куски из другого пирога (он уже распределен на другую группу нот в следующем такте и уже ей роздан). Вы вынуждены уже существующий пирог у вас на руках (который вы только, что достали из печки) распределить между нотами.
вот как эту картинку видит нейросеть=)
  • Запоминать все что мы говорили выше не нужно. Главное понять логику.
  • Давайте к примеру с песней Хочешь*, которую мы разбирали на прошлом уроке.
    В песне размер 4/4. Этот размер я удобно могу сосчитать, если про себя буду считать 4 четвертных ноты ("раз-и-два-и"). Если у меня играет метроном или барабанщик, который обозначает длительность такта, то я могу про себя не считать.
вот табулатура + ноты гитарного рифа
примечание:

к длительности ноты можно прибавить точку * (как в риффе из песни "Хочешь") - точка продлевает длительность ноты на половину ее текущей длительности.
Например, 1/4 - точка продлит на 1/8 (получится 1/4+1/8). Точка обозначается рядом с нотой, чью длительность она продлевает (выше пример).
  • Если посмотрите, то я могу просуммировать ноты разной длительности в такте, и вместе они у меня сложатся в указанный размер

    1/4 + 1/16+ 1/8 +1/8 + 1/8+ 1/8+1/8 +1/8 с точкой (ниже поговорим - точка продляет длительность ноты на половину ее старой длительности, восьмая с точкой добавляет дополнительную длительность в 1/16) итого они складываются в 4 четвертных ноты;
  • Не переживайте! Считать так каждый раз по математическим формулам - не нужно! Надо просто понять логику.

Давайте еще раз повторим

  • Ниже снял простое видео.
    Метроном в нем обозначает размер такта 4/4 (или 4 удара метронома, которые обозначают четвертные ноты/четверти).

    В видео я показываю длительности нот в такте
    • сначала я играю одну целую ноту (длится весь такт);
    • затем в другом такте две половинчатые ноты (вместе они образуют целую)
    • затем 4 четвертных ноты
    • затем 8 восьмых нот (вместе они образуют 4 четвертных нот)
    • затем шестнадцать 16 нот (вместе они образуют 8 восьмых нот или 4 четвертных)
    • затем показываю, что можно совмещать ноты разной длительности.
Важно:

Важное примечание! Не обязательно, чтобы в такте звучали только ноты. Иногда можно оставлять паузу. Пауза тоже может иметь длительность такую же, как нота. Пауза - это значит, что я не играю какой-то музыкальный фрагмент в такте.

Пауза в музыке

  • Пауза - это значит, что я не играю какой-то музыкальный фрагмент в такте.
    Пауза у нас также может иметь свою длительность. Пример с пирогом: вы берёте пирог, разделяете его между друзьями, но, например, лишний кусок выкидываете - это есть пауза. Но при этом вы выкидываете кусок уже существующего (купленного пирога).

    Это значит, что вы не берёте кусок с другого пирога (снова вызывая доставку еды), и размер пирога у вас, в любом случае, будет один, разделённый между вашими друзьями. Просто какой-то кусок вы, например, выкинете.

вот так паузы обозначаются на нотном стане. Паузы также имеют свою длительность, также как и ноты
  • Давайте разберемся в паузами на примере. Для этого возьмем риф песни Brain Stew группы Green Day.
всю песню играется один и тот же риф
  • В песне размер тактов 4/4.
    Обратите внимание - в одном такте (первый) у нас сначала два аккорда сыгранные шестнадцатыми нотами.

    Посмотрите первый такт, сначала идет аккорд сыгранный два раза шестнадцатыми нотами, затем пауза (длительность ее четвертная нота с точкой, значит 1/4 нота + 1/8), далее еще аккорд сыгранный двумя шестнадцатыми нотами, и затем снова пауза размера (четвертная нота с точкой, значит 1/4 нота + 1/8).
    Итого: все ноты песни вместе с паузами укладываются в размер такта (4/4).
вот так паузы обозначаются на нотном стане. Паузы также имеют свою длительность, также как и ноты

Сильная и слабая доля в музыке

  • Еще одно важное примечание. Мы про него сильно говорить не будем, но нужно понимать, что в ритме есть такое понятие, как акцент или сильная доля.
    Это значит, что один или несколько из ударов музыкального такта будет иметь большую силу (будут более громкими и выраженными).

    В размере 4/4 это, как правило это первый и третий удар метронома. Я думаю вы слышали в метрономе, что первый щелчок громче остальных.
пример сильной доли в размере 4/4
  • В том же рифе из песни Хочешь - слышно, что ноты сыгранные на 1 и 3 удар метронома выделяются (более сильный ударом медиатором) - чем остальные ноты. Иными словами на них делается акцент.
на ударах метронома: первом "раз", а также третьем "и" - делается акцент
это есть сильные доли
  • В тему сильных долей мы вдаваться не будем почему, потому что в популярной музыке очень часто используется синкопа. есть когда ты делаешь акцент не на сильную долю.

    И фактически это нужно знать, что в какой-то момент необходимо подчеркнуть в такте какую-то нотку большим акцентом.

    Но тем не менее я должен был вам это обозначить.

Повторим тему урока и перейдем к практике



  • Повторим тему этого урока в 30 секундах. И дальше перейдём непосредственно к практике.
    Итак в музыке у нас есть понятие ритм. Понятие ритм состоит из следующих важных элементов:
    1. Первое - это темп, то есть скорость игры музыкального произведения. Темп измеряется в количестве ударов метронома в минуту (bpm по английски). Чем выше темп, тем быстрее играется музыкальное произведение.
    2. Второе - это такт и длительности нот. Одно музыкальное произведение мы, условно говоря, можем поделить на одинаковые единицы измерений (такты), как здание можем поделить на метры. И таким образом измерить его высоту или длину. В каждом такте заложено определённое количество нот определённой длительности. Это указывается в размере такта. Размер такта обычно пишется в начале музыкального произведения. Самый распространенный - 4/4 (или четыре удара метронома четвертными нотами в такт). Значит в такте может быть четыре четвертных ноты (либо ноты разной длительности, суммируя которых получим четыре четвертных ноты).
    3. В самом такте могут располагаться разные ноты разной длительности. Длительность - это собственно говоря, как долго нота звучит. Но по музыкальным правилам длительность нот должна укладываться в заданный размер такта. Например, в такте с размером 4/4 у нас могут быть четыре четвертных нотки. В следующем такте такого же размера этого же музыкального произведения могут быть: одна половинчатая нотка, одна четвертная и две восьмые. Главное, чтобы в целом суммарно ноты складывались в единое число - в размер такта (в четыре четвертных ноты). Всё это запоминать и учить не нужно, просто нужном в эту логику немного "врубиться". Самый банальный пример: размер такта - это форма торта. Но вы торт можете нарезать только на определённое количество кусков и раздать друзьям. Другие куски к торту вы никак не прибавите. Вот у вас есть торт и, соответственно, такт - это торт. Вы можете целый торт отдать другу, можете разбить его на кусочки, на половинку, можете в торте отрезать одну большую половинку, а остальные разбить, например, на восьмые. А можете, например, применить паузу, то есть взять, например, ¾ торта съесть, а ¼ выкинуть. Тем не менее у вас всё равно был целый торт.


вот картинка, в ней собрана основная теория урока. Ноты, указанные выше сделаны на основании песни Boulevard of Broken Dreams (Green Day).
Ноты разной длительности, которые поет вокалист укладываются в размер такта.
Например в первом такте (пауза размера 1/4+ три четвертных ноты), во втором такте две четвертных ноты, одна четвертная нота с точкой (1/4 + 1/8) и одна восьмая - итого 4/4.
Важно:

Для понимания темы урока и дальнейшей игре на гитаре не нужно выучивать как ноты обозначаются на нотном стане. Достаточно понять логику.

Переходим к практике

  • Теперь научимся чувствовать ритм музыкального произведения. Внимательно разберём как ритм укладывается на гитару.
    Первое, ритм проявляется в том, как мы играем мелодии, а именно следим за длительностью каждой ноты и укладываем длительности в такт.

    1) Для этого сыграем риф Хочешь*, который мы прошли в прошлом уроке, но будем следить за длительностью нот. У нас первые и последние ноты длятся дольше, чем остальные. И чётко соблюдаем длительность нот. Наша задача уложить риф в один такт. В песне (в оригинале) - темп 66, но мы начнем с более медленного темпа. Для удобства поставьте темп 50-55. Затем постепенно увеличивайте темп.


наш пример рифа "Хочешь"
в нем мы укладываем ноты разной длительности в один такт одного размера и следим, чтобы соблюдались длительности нот.
Например, первая нота (1/4) и последняя 1/8 с точкой (+1/16) будут звучать чуть дольше, чем остальные ноты.
  • Важно! при игре рифа в метроном - укладываем (четко и последовательно) - ноты рифа. Все сыгранные ноты на 8 ладу (выше картинка) приходятся на удар метронома. Для удобства я снял видео (с аранжировкой из гитар про). Cначала начинаем с темпа 55 (оригинал 66). В видео обозначен и метроном и ударные, которые обозначают размер такта. Повторяйте по видео гитарный риф, укладываясь в звучащий метроном.


упражнение "Хочешь" для чувства ритма. Темп 55 (ниже оригинального)
упражнение "Хочешь" для чувства ритма. Темп 66 (оригинальный)
  • Когда все получиться и вы будете попадать - увеличьте темп. Дойдите до оригинала (66 ударов в минуту). Выше два видео с упражнением (упражнение взято из Guitar Pro).

  • 2) Дам вам еще одно упражнение. Оно поможет научиться работать с ритмом песни.
    Включаем метроном и играю последовательность аккордов (одну из прошедших на прошлом уроке).
    Каждые 4 удара метронома меняем аккорд.

вот пример, подборку аккордов с которых стоит начать - мы разобрали в прошлом уроке
  • 4 удара метронома - один аккорд, сразу после четвертого удара, аккорд меняется и на следующем ударе (в начале нового такта - уже звучит новый аккорд). Последний аккорд звучит 2 раза (два такта).

    По нотам получается как-то так


для тех, для кого важны ноты - вот пример упражнения на нотном стане. Один аккорд - звучит один такт, затем переходим к следующему аккорду
  • Сначала начните с медленного темпа (70-80), затем постепенно ускоряйтесь. Так вы научите как и передвигать аккорды, так и чувствовать ритм.


  • Когда у вас начнет получатся - добавьте уже два аккорда в такт. Меняя их длительность с целой ноты - на две половины. Бой (движения правой руки) мы пока НЕ добавляем. Просто проводим аккорд движением вниз.


вот так

  • При выполнении упражнения - обратите внимание. Звучание первого аккорда приходится на первый удар метронома из четырех. Звучание второго аккорда на третий удар метронома.

вот схемка

  • Получается, при включении метронома - если считать про себя:
    Раз (удар метронома) - И (удар метронома) - два (удар метронома) - И (удар метронома), то на первое "И" - вы играете аккорд.


Бой при игре на гитаре

  • Ритм при игре на гитаре может проявляться в бое.

    Игра боем на гитаре осуществляется правой рукой. Бой на гитаре - это движение правой руки, которое укладывается в ритм.

    Бой на гитаре может играться двумя способами:
    Первое - это медиатор. Это самый простой эффективный способ потому что медиатор позволяет звучать достаточно громко.

    Второе - это пальцами. Кто-то играет бой именно с помощью большого пальца, например, движение вверх или вниз. Кто-то всеми пальцами. Кто-то, например, указательным пальцем. Тут сложно сказать, смотрите, как вам будет удобно. Главное, чтобы бой на гитаре звучал достаточно громко и чётко. Я предпочитаю использовать медиатор.

    Большинство боёв формируется из нескольких движений:
    Первое - это движение вниз и я медиатором или пальцами провожу вниз. По-английски такой бой в табулатуре обозначается либо буквой D (down), либо стрелкой вниз.

    Второе популярное движение, которое используется в разных боях – это вверх. По-английски обозначается U (up) или стрелочкой вверх.


пример табулатуры, в которой обозначается бой
для удобства в ней произведение разбито по тактам, удары вверх - обозначены  стрелочкой вверх, удары вниз - стрелочкой вниз.
  • Ниже гифка, которая показывает оба эти движения.


сначала играю вниз, затем вверх, затем кулачком глушу струны - так я показываю все 3 используемых в разных боях движения
  • Третье движение - это глушение

    Глушение может осуществляться, как и всей ладонью, например. Это формирует плотный звук.
    Так и, например, ребром либо кулачком. Я предпочитаю делать кулачком. При этом я полностью не сжимаю кулак, а я немножко поджимаю пальцы. Также можно, например, делать глушение поверхностью кулака. То есть вот так вот. Я это называю мини кулак. Типа вот и вниз.

вот так - кулак глушит струны
  • Ещё одним не очень популярным движением боя является просто удар кулачком. Когда мы бьём непосредственно по корпусу гитары.

    Движение это отличается тем что при глушении, мы глушим отверстие гитары ударом кулачком по струнам, а при ударе по корпусу мы бьём по корпусу.
    Не сильно чтобы гитару не сломать, а чуть-чуть постукивать кулачком. И таким образом резонаторное отверстие создаёт такой барабанный звук типа. Кто-то бьёт сверху.


стучу по корпусу гитары кулаком
Важно:


Мы разобрали основные элементы, которые используются в боях при игре на гитаре. Нужно понимать, что разные элементы в разных песнях могут как и использоваться - так и не использоваться.

Как подбирать бой на гитаре к песням?

  • Нужно понимать, что каждая песня индивидуальна и бой может быть разный. Безусловно, мы сейчас пройдём основные виды боёв на гитаре. Но чтобы научиться играть ваши песни - нужно научиться подбирать бой. Как это делать? Здесь всё достаточно просто:

    Во-первых, вы слушаете песню. И делаете следующие шаги:
    1. Первое, определяете темп песни. Для этого я берете метроном. Смотрите чтобы темп, который вы услышали в музыкальной песне укладывался в удары метронома. По необходимости темп уменьшайте и увеличивайте на метрономе.
    2. Второе, разбивайте такт песни на акценты, то есть места в которых гитарист делает акцент. У нас в ритме обычно есть сильные доли, мы об этом чуть поговорили, они подчёркиваются более громким ударом. Опираясь на акценты, то есть на сильные удары вы подберете подходящий бой таким образом чтобы подчёркивать акценты.


Основные бои на гитаре

  • Выучим основные бои при игре на гитаре. А именно 4 самых популярных боя.

    Первый популярный бой - это четвёрка. Самая простая его версия играется: вниз-вверх-вниз-вверх.
пример боя четверки
пример боя четверки
  • С точки зрения длительности нот, как правило (если не используются паузы) - бой четверка, как правило, и состоит из четырех четвертных нот.
пример боя четверка (состоит из четырех нот длительности 1/4)
  • Ниже образец этого боя (в коротком видео).
  • Чтобы чуть разнообразить этот простейший бой - можно третье движение вниз - заменить глушением.
пример боя четверки
пример боя четверки
  • Вот несколько примеров использования боя четверки в песнях.
В куплетах песни Boulevard of Broken Dreams - Green Day, используется бой четверка
в кавер версиях легендарной песни Stand By Me - используются вариации боя четверка
  • Ещё один популярный бой - это шестёрка.
    Играется он обычно так : вниз-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз. Хотя имеются разные модификации этого боя.

    Часто в шестёрку добавляется глушение типа: вниз-вниз-вверх-вниз-глушение-вниз..

пример боя шестерки
пример боя шестерки
  • Ниже видео пример с использованием боя.
  • Модифицированная шестерка используется, например, в Сансаре.

  • Модифицировать бой шестерка можно по разному, например, сыграть: вниз-вверх-вниз-вниз-вверх-вверх. Как угодно, поэтому бой к каждой песне подбирается на слух (выше рассказали как).

  • Ещё один популярный бой - это восьмёрка. Его очень любят в российской рок-музыке. Он бывает разных форм, мы изучим достаточно распространённую:вниз (акцентный удар)-вниз-вверх-вних-вверх-вниз (акцентный удар)-вверх-вниз

    В видео внизу я детально разбираю его ( вот таймкод в видео уроке, который прикреплен к этой странице: 0:59).
пример боя восьмерки
пример боя восьмерки
  • У восьмерки очень много модификаций, всех не привести.
  • Один из примеров использования этого боя - бой в песне Smell Like Teen Spirit


  • Другой популярный бой - это панковский. При панском бое мы обычно играем всё время вниз, но подчеркиваем какой-то удар. Обычно достаточно четыре или пять ударов.



ритм гитаре песни "Decode"
ритм гитаре песни "Still Waiting"

Как выучить основные бои на гитаре?

  • Для этого я подготовил упражнение. В нем мы берем три простейших аккорда (Ля минор - Ми мажор и Ми минор). На каждый аккорд выделяем один бой (длится аккорд один такт) и пробуем сыграть разные бои, укладывая их в метроном. Ниже видео версия этого упражнения
  • Важно! Обязательно укладываем бой в ритм (для этого используем метроном), а также расставляем акценты (удары в бое, которые звучат громче - чем остальные). В размере 4/4 - это, как правило, первый и третий удар метронома.

Видео версия урока

  • В видео уроке - небольшая опечатка (на 23: 43) - вместо "паузы" - должно быть "вверх". Извините=)

Ответы на популярные вопросы по теме урока

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Поставьте метроном и под него сыграйте риф "Хочешь*". Уложите риф в один такт (темп меньше 66) и расставьте акценты (на первом и третьем ударе метронома).
  3. Поставьте метроном, и сыграйте последовательность аккордов (какие аккорды можно сыграть мы проходили в прошлом уроке). На каждые 4 удара метронома играется один аккорд, затем на первый удар нового такта (метроном обозначит его самым громким звуком из 4) - меняйте аккорд;
  4. Выучите основные бои (четверка, шестерка и восьмерка) - для этого записал для вас отдельное упражнение (в видео).
  5. Ниже по ссылке - детальная версия домашнего задания (для этого нажмите на баннер)

Перейти к выполнению ДЗ
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к странице с домашним заданием. После его выполнения - откроется следующий урок.
  • *Примечание: в упражнениях это урока указана песня "Хочешь" - авторства Земфиры. На территории Российской Федерации - певица считается иностранным агентом (Минюст).
    Мой проект аполитичный, демонстрирую примеры из разных песен, чтобы научить вас играть на гитаре (исключительно с этой целью). При этом экономические, политические, религиозные взгляды артистов, на чьих примерах мы учимся играть на гитаре, могут отличаться от моих, ваших или иных взглядов.
    Подчеркну, проект у меня - исключительно про игру на гитаре. И примеры песен и гитарных рифов приводятся БЕЗ изучения или попытки донести чьи либо взгляды на жизнь. Мы разбираем исключительно музыку для вашего обучения игре на гитаре и написанию песен.