Написание гитарного риффа и песни, основанной на гитарном риффе

В этом уроке мы научимся создавать хуки (запоминающиеся песни), основанные на гитарных, бас гитарных риффах или на синтах.


Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст ;
2) после выполнения - переходите к следующему уроку

Вводное слово

  • В одном из прошлых уроков мы говорили о том, что для успеха песни (чтобы она была прослушиваема и популярна) необходим хук.

    Хук — это главный, запоминающийся момент, который въедается в голову слушателю и не отпускает его, даже когда слушатель занимается другими делами, например, едет в метро, а в его голове звучит запоминающийся момент из вашей песни.
    На прошлых занятиях мы говорили, что в большинстве поп и рок-песен хук — в припеве. И даже разбирали примеры из поп-музыки и современных хитов 21 века с хуками в припеве.
    Но иногда хук (главный запоминающийся момент) находится в гитарном риффе, и вокруг него и строится песня.

    В этом уроке мы научимся
    писать такие песни, основанные на крутом и запоминающемся риффе.
    Будет много рока и альтернативы.

    Поехали!

Что такое рифф?

  • Рифф - это короткий музыкальный фрагмент, который повторяется на протяжении всей песни и является ее основой. Он может задавать тон, настроение и ритм песни. Такой рифф может быть сыгран и на гитаре, на бас гитаре, на синтезаторе или на другом инструменте (хоть на саксофоне).

    Многие из самых известных и любимых песен построены вокруг мощных риффов.

    Эти песни отличает то, что их хук (главный - запоминающийся элемент песни) находится в гитарном риффе.
    И давайте разберем парочку таких примеров.
The White Stripes - Seven Nation Army
Наверное, самый известный пример песни целиком построенной на риффе (и куплет и припев авторы построили вокруг гитарного риффа, который играется всю песню).
Muse - Supermassive Black Hole
Еще один пример песни, где главный хук в необычном гитарном риффе
  • Песни, написанные на риффе (где главный хук - ключевой элемент - гитарный или бас гитарный риф) можно разделить на две категории.

    • Песни, в которых весь хук и вся структура выстроена вокруг риффа;
    • Песни, где помимо риффа есть еще хук в припеве.

    В первом случае как в Seven Nation Army - вся песня "крутится" вокруг риффа. В куплете песни вокалист поет ноты на фоне риффа, а припеве вместо вокальной партии звучит тот же самый риф, но сыгранный на октаву выше (2:06 - тайм код) в видео.

    Еще одним таким примером является Midnight city - M83. Рифф песни звучит и в интро, и вместо припева, в то время как куплет делается "спокойным" за счет того, что вокалист поет на фоне аккордов.
M83- Midnight City
  • На примере выше - разберем структуру такой песни. В скобках указаны таймкоды.
    1. интро (рифф) (0:00-0:15);
    2. интро (рифф сыгранный "всем оркестром") (0:16-0:36);
    3. Спокойный куплет (вокалист поет на фоне аккордовой прогрессии) (0:37-0:55);
    4. Рифф вместо припева (0:56- 1:13);
    5. Спокойный куплет (вокалист поет на фоне аккордовой прогрессии) (1:14-1:31);
    6. Pre-Chorus (второй куплет) на фоне аккордовой прогрессии (1:32-1:49);
    7. Рифф вместо припева (1:50- 2:08);
    8. Спокойный бридж (звучит рифф, но аранжировка спокойная, но за счет басс бочки постепенного увеличения громкости риффа - идет подготовка к последнему припеву и outro) (2:09-2:43);
    9. Рифф c небольшой вокальной вставкой (2:43-3:02);
    10. Outro песни (рифф + саксофон) (3:02 - до конца песни).

    Как вы видите - вся песня построена вокруг риффа на синтезаторе. Вместо припева звучит рифф, к которому снова и снова хочется возвращаться.
    Как никак 460 миллионов прослушиваний - значит рифф однозначно сработал.

    Однако, не обязательно строить всю песню вокруг одного риффа.
    Песни, где помимо риффа есть еще хук в припеве, тоже достаточно распространенны.
Muse - Hysteria
В песне есть как и запоминающийся рифф в интро (0;23), между припевом и куплетом, так и разрывной припев с хуком (1:56)
Oasis - Cigarettes & Alcohol
В песне есть как запоминающийся (хуковый) гитарный рифф (0:25), так и яркий припев (1:23)
  • У таких песен как правило, следующая структура:
    1. Интро с риффом;
    2. Куплет;
    3. Pre-Chorus (второй куплет, при наличии);
    4. Припев;
    5. Рифф (играется между припевом и куплетом);
    6. Куплет;
    7. Pre-Chorus (второй куплет, при наличии);
    8. Припев;
    9. Бридж;
    10. Припев с Outro

    Рифф в таких песнях помимо вступления является частью, которая соединяет разные элементы песни (например, куплет и припев).
    Итак, со структурой песни на риффе мы разобрались, а теперь давайте научимся создавать такие запоминающиеся риффы, которые подойдут для обеих разобранных выше структур.

Приемы придумывания запоминающегося риффа

  • Чтобы песня получилась запоминающейся, рифф должен быть ярким и цепляющим. Чтобы вы могли написать свой запоминающийся рифф - дам несколько приемов. Им не обязательно следовать, но эти приемы охватывают большую часть написанных песен на риффах.
  • Прием написания риффа "спуск".
    В этом приеме: рифф начинается с самой высокой ноты и спускается вниз. А затем повторяется.
    Классический пример - Seven Nation Army.
The White Stripes - Seven Nation Army
Наверное, самый известный пример песни целиком построенной на риффе (и куплет и припев строятся вокруг гитарного риффа, который играется всю песню).
  • Он состоит из нот Ми-Соль-Ре-До-Си.
    Сначала осуществляется небольшой подъем (на терцию с Ми на Соль), а затем спуск.
схема с отображениями нот риффа
  • Прием написания риффа "подъем".
    Другой прием написания риффа заключен в следующем: рифф начинается с нижней ноты и поднимается к самой высокой.
    Классический пример - песня Song 2 (группы Blur).
    В начале песни звучит гитарный рифф, который затем вместе с пением вокалиста "уууууууууху" повторяется каждый припев песни. Рифф основан на подъеме к самой высокой ноте.

Blur- Song 2
Рифф с подъемом начинается с 8 секунды видео
  • Вот посмотрите.
    Рифф играется Power аккордами (аккорд, состоящий из 1-5-1 ноты от тоники).
    Сначала Фа (power аккорд F5) - затем небольшой спуск в Ми бемоль, а затем подъем: сначала в Ля бемоль, затем в Си бемоль, затем в До.

табулатура риффа
  • Прием написания риффа "зацикливание"
    Мелодия в таком риффе начинается и заканчивается на одной и той же ноте (как, правило это тоника). Вокруг же этой ноты осуществляется либо спуск, либо подъем, либо просто игра нот гаммы.

    Основная "фишка" приема зацикливания в повторении одной и той же мелодии и затем возвращение к главной "центральной" ноте (часто это тоника, но не всегда).

    Знаменитая Smoke on The Water (Deep Purple) так и написана.
Smoke on the Water (Deep Purple)
Рифф начинается сразу же с первой секунды видео
  • Рифф начинается с ноты Соль (тоника - в тональности Соль мажор) и представляет из себя небольшой подъем (Си-До) и затем снова возвращение к тонике Соль. И так целые 4 такта (в 4 такте вообще звучать только нота Соль).
  • Ниже еще несколько примеров зацикливания
ZZ Top - La Grange
Рифф начинается с начала песни (0.37) и заключается в зацикливании (играется одна нота, и к ней постоянно возвращается гитарист, периодически осуществляя подъем вверх).
M83 - Midnight City
Рифф начинается с самого начала песни и заключается в зацикливании (рифф начинается с ноты Фа диез и постоянно к ней возвращается, осуществляя небольшой подъем на ноты: Ре-Си и в конце 4-того такта, нота Фа диез повторяется 4 раза.
При этом тональность песни Си минор.
  • Прием написания риффа "чередование подъемов и спусков".
    Прием заключается в постепенном подъеме (с низких нот) на высокие, затем к обратному спуску.

    Пример для понимания: культовый рифф Joy Division "New Dawn Faded"

New Dawn Fades(Joy Division)
Рифф начинается с 21 секунды
  • В риффе песни сначала осуществляется подъем (от Ми к Си), затем спуск (Си-Ля-Соль), затем снова подъем (Соль-Ля-Си), затем снова спуск (Си-Ля-Соль-Фа диез) и затем мини зацикливание (Соль-Ми).

  • Прием написания риффа "арпеджио"
    Прием основан на обыгрывании нот одного или нескольких аккордов - с помощью арпеджио (когда аккорд играется не боем, а перебором).

    Приведу два крутых примера.
    В песне Oasis - Supersonic узнаваемый гитарный рифф начинается с помощью обыгрывания аккорда арпеджио (Фа диез минор) и двух аккордов ударом медиатора: Ми минор и Си минор.

    Еще один пример риффа арпеджио - вступление песни Mr Brightside (в прошлых уроках мы разбирали, что в песне аж 3 хука, два в припеве и один во вступлении).

    В интро песни на электрогитаре обыгрывается аккорд Ре бемоль мажор, затем Ре бемоль мажор с нотой До в басу и аккорд Соль бемоль мажор.

Supersonic - Oasis
Рифф начинается с 10 секунды видео
The Killers - Mr. Brightside
Рифф начинается с 3 секунды видео
  • Обычно для обыгрывания берется аккорд тоники, но сыгранный на октаву выше.
    Но иногда обыгрывается с помощью арпеджио последовательность аккордов в последующем куплете песни.

Lynyrd Skynyrd - Sweet Home Alabama
Рифф обыгрывает аккорды куплета песни с помощью арпеджио
  • Рифф вокруг повторяющегося басса
    Такой прием очень популярен в пост-панке.
    Он заключается в том, что в басс гитарном рифе (или в гитарном риффе) постоянно играется одна нота, а к ней добавляются другие, которые звучат вслед за ней.
    Получается, весь рифф - постоянно звучит тоника (главная нота), а к ней добавляются другие. Чуть позже (внизу урока) - мы узнаем как с помощью этого приема гармонизировать мелодию риффа, а пока просто узнаем прием.

    Классический пример такого приема написания риффа гитарная партия песни Disorder - Joy Division.
Disorder (Joy Division)
Рифф начинается с 17 секунды
  • Леденящий душу гитарный рифф состоит всего из трех нот, где постоянно идет возвращение к ноте Фа.
    Получается: Фа - Си бемоль, Фа - Си бемоль, Фа - Си бемоль, Фа на октаву выше- Си бемоль, Фа на октаву выше- Си бемоль.

  • Ниже еще один пример использования такого риффа с большим количеством нот (вступление песни The Cure - A Forest).

The Cure - A Forest
Рифф начинается с первой секунды. В нем гитарист играет ноту Ля в басу, а к ней добавляет еще ноты.
  • Ниже нарисовал для вас схемку для понимания..
    Гитарист играет ноты:
    • Ля-Ля (на октаву выше);
    • Ля - Фа
    • Ля - Ми
    • Ля- Фа.
    Таким образом гитарист постоянно чередует ноту Ля с другими нотами тональности песни. В этом и заключается этот прием.
  • Прием написания риффа "повторение вокальной мелодии"
    Такой рифф повторяет вокальную мелодию припева или куплета, но обычно играется на октаву выше.
    Пример из современной музыки Blinding Light. В песне со вступления звучат синтезаторы, обыгрывающие мелодию припева, но на октаву выше.
Blinding Light - The Weeknd
Хук вступает сразу же с после двух тактов вступления (0.17 - тайм-код)
  • Общие рекомендации к написанию запоминающегося риффа
    Выше мы разобрали основные приемы создания гитарного риффа. Естественно, все их не перечислишь - тем не менее я постарался их максимально типологизировать.

    Однако, прежде чем перейти к гармонизации риффов - вот ключевые принципы придумывания крутого риффа.

    1) Простота
    Рифф должен быть простым и легко запоминающимся.

    2) Повторяемость
    Рифф должен повторяться на протяжении всей песни, чтобы запомниться слушателю. Поэтому прием зацикливания так хорошо работает.

    3) Контраст
    Играйте с динамикой и ритмом риффа. Добавляйте контрастные элементы, такие как спуски и подъемы. Выше разобрали крутой пример New Dawn Faded (Joy Division), где гитарист Бернард Самнер чередует подъем и спуск.

    4) Уникальность
    Рифф должен быть уникальным и отличаться от других. Не стоит плагиатить рифф один в один. Лучше придумать к нему парочку запоминающихся элементов.

Гармонизация риффа.

  • Чтобы понять как гармонизировать рифф - нам нужно будет вспомнить тему одного из прошлых уроков.

    Музыку от случайного набора нот отличает гармония - сочетаемость звуков.
    Чтобы достигнуть гармонии - в конкретной мелодии обходимо определить тонику (главную ноту), определить лад мажорный или минорный (или в редких случаях другой лад* - тему других ладов мы еще затронем в будущем) и таким образом определить какие ноты могут быть сыграны вместе с тоникой по правилам лада и вместе они сформируют тональность музыкального произведения.

    Иными словами, тональность песни определяет какие ноты в песне я могу сыграть (на основании правил лада), чтобы они звучали друг с другом гармонично.

    Эти сыгранные ноты сочетаются друг с другом, благодаря чему мелодия звучит цельно и слажено (гармонично).

    Как правило, в популярной музыке всю песню - одна тональность.
    Пример, песня Midnight City - группы M83, рифф которой мы разбирали выше.

  • Вся песня, и рифф (сыгранный на синтезаторе) и куплет, и припев написаны в Си миноре.

    Это значит, что Си минор - тональность песни. В песне играются ноты, которые вписываются в тональность Си минор. Эти ноты определяются формулой лада (у мажора одна, у минора - другая), по которой ноты "считаются" от тоники.

    Например, в этой песне рифф (главная "тема"), которую играет синтезатор, - состоит из нот:
    Фа диез - Ре - Си (повторяется 3 раза) и Фа диез - Ре - Си, Ля-Ля-Ля (звучит на 4 раз, затем риф повторяется).

    Все эти ноты "вписываются" в формулу минорного лада, построенного от Cи.

    Формула у нас построена на основании подсчета интервалов (расстояний между нотами) от Си.

    В прошлых уроках мы детально разбирали эту тему. Формула минорного лада у нас: Тон - Полутон - Тон - Тон - Полутон - Тон - Тон.

    В Cи миноре это Си (B-по-английски) -> Тон -> До-диез (C#) ->Полутон -> Ре (D) -> Тон -> Ми (E) -> Тон -> Фа-диез (F#) -> Полутон -> Соль (G) ->Тон -> Ля (A) -> Тон -> Си (B).


схема для понимания: ноты Си минорной тональности на клавишных
  • Как вы видите, сыгранные ноты рифа песни (с которого она начинается), а именно ноты Фа диез - Ре - Си - полностью вписываются в формулу Си минора. (в тональность).

    Поверх этого риффа гитарист играет аккорды: Соль мажор, Си минор, Ля мажор, Ми минор. Эти аккорды состоят из нот, которые как вы видите, тоже вписываются в Си минорную тональность.

    Соль мажор (Соль-Си-Ми или 1-3-5 нота от тоники аккорда Соль);
    Си минор (Си-Ре-Фа диез или 1-3-5 нота от Си);
    Ля мажор (Ля-До диез-Ми или 1-3-5 нота от Ля)
    Ми минор (Ми-Соль-Си или 1-3-5 нота от Ми).

    Это и есть правила гармонии, когда все ноты, которые поются вокалистом, играются на басу, играются ритм гитаристом с помощью аккордов поверх пения вокалиста, играются соло гитаристом на фоне всей музыкальной партии вписываются в правила тональности сыгранного фрагмента.

    Тогда, такие мелодии звучат гармонично. Ниже схема для понимания.

схема для понимания со структурой песни Midnight City (M83)

  • Чтобы гармонизировать придуманный риф, мы как правило, подбираем к нему аккорды. Аккорды звучат поверх риффа и вместе с ударными и бас гитарой создают ощущение цельности произведения (о том как создавать аранжировку с участием бас гитары и ударных мы поговорим в будущих уроках).
    Для подбора аккордов в риффу - мы используем кварто-квинтовый круг.
  • Кварто-квинтовый круг - это удобная схема (придуманная еще в средние века), на которой обозначаются аккорды, которые мы можем сыграть в той тональности, в которой мы находимся.

    Кварто-квинтовый круг помогает выбрать аккорды, которые звучат гармонично вместе. Иными словами, зная тональность песни (или музыкального фрагмента, например, припева) и используя кварто-квинтовый круг - вы можете подобрать аккорды, которые поверх придуманной вами мелодии будут звучать гармонично, поскольку эти аккорды состоят из нот той тональности, в которой изначально написана ваша мелодия.

    Давайте для удобства приведем пример в До мажоре. Если найдем тональность на кварто-квинтовом круге, то увидим, что соседние от нее аккорды (расположенные слева, справа, внизу) - звучат с ней гармонично, поскольку состоят из нот "До мажорной тональности".
  • В той же песне Midnight City - аккорды подобраны по тому же принципу. Обратите внимание на схему ниже, все аккорды сыгранные поверх синтезаторного риффа (из нот: Фа диез - Ре- Си), а именно аккорды Соль мажор, Си минор, Ля мажор и Ми минор состоят из нот Си минорной тональности (гаммы), благодаря чему поверх синтезаторного риффа звучат гармонично.
    Эти аккорды расположены рядом с тоникой (Си минор, или по английски Bm) на кварто-квинтовом круге.
схема для понимания со структурой песни Midnight City (M83)
  • Иными словами, гармоничные аккорды - это те аккорды в песне, которые состоят из нот тональности песни и играются поверх мелодии. Такие аккорды подбираются с помощью кварто-квинтового круга (выше образец как это делать).
  • Ниже в рамке - схемка как гармонизировать мелодию риффа.
Еще раз - повторим. Как гармонизировать придуманный музыкальный рифф

  1. Как придумали рифф - записали его на диктофон, чтобы не забыть;
  2. Взяли в руки любой музыкальный инструмент (гитара, пианино, клавишные);
  3. Поете вашу мелодию поверх того, как по очереди играйте ноты на инструменте (последовательно, пример: До-До диез-Ре).
  4. Сначала все сыгранные ноты будут звучать как какафония, но в какой то момент вы "нащупаете' тонику - ноту, которая как влитая звучит поверх всей спетой мелодии. Она скорее всего и будет тоникой в вашей песне.
  5. На слух определяйте лад. Мажорный - весело, минорный - мелодия звучит грустно. В остальные редкие лады пока уходить не будем. Про них будет отдельный урок.
  6. Узнав лад - вы сможете определить тональности песни (например, Си минор).
  7. Чтобы гармонизировать мелодию - необходимо подобрать к ней аккорды. Далее на основании знания аккордов и тональности вы сможете создать аранжировку (как это делать - будем разбирать в будущих уроках).
  8. Находите тональность песни на кварто квинтовом круге и видите какие рядом с ней расположены обозначения аккордов (других тональностей). Ноты этих аккордов идеально лягут в тональность вашей песни.

Альтернативные способы гармонизации риффа.

  • Иногда, бывает - вы придумали несколько крутых мини-риффов (набор нот), по отдельности они звучат круто, но хочется вместе их соединить в одну песню (один рифф).

    Но если вы это делаете, из-за того, что ноты каждого фрагмента из разных тональностей (например, один фрагмент в До миноре, другой в Ля диез бемоль миноре), то вместе они не звучат гармонично. Что делать?

    Если указанный выше метод с подбором аккордов не справляется, то расскажу два приема гармонизации таких гитарных риффов. В поп-музыке они применяются редко, в пост-панке и альтернативном роке - бывают распространены.

    Первый прием - называется педальная нота.
  • Педальная нота — это техника, когда одна нота удерживается на протяжении нескольких сыгранных нот. Эта техника создает устойчивость и напряжение в музыке и позволяет за счет общей ноты создать ощущение гармоничности музыкального произведения, даже если в песне много заимствованных нот, которые не очень гармонично сочетаются друг с другом.

    Педальная нота крута, тем - что позволяет сохранить ощущение тональности даже если гитарный рифф меняет гармонию (тональность).

    Приведу пример педальной ноты в песне Johnny Cash - Hurt.

Johnny Cash - Hurt
Педальная нота звучит с 2.57
  • В последнем припеве (для поддержания гармонии и усиления драматизма) звучит одна и та же нота на фортепиано (если не ошибаюсь Соль), она позволяет сохранить ощущение тональности и усилить драматичный эффект.
    Вы можете применить педальную ноту и в своем гитарном риффе, если не получается его должным образом гармонизировать. Эта нота и будет тоникой вашего риффа.
  • Еще один пример гармонизации сложных риффов - остинатный басс.
  • Прием остинатного баса заключается в том, что вы в басу вашей мелодии размещайте постоянно повторяющуюся басовую ноту и снова, и снова и снова к ней возвращайтесь, добавляя к ней другие ноты.

    Классический пример - вступление песни группы The Cure - Disintegration.

Disintegration - The Cure
Рифф, основанный на остинантном бассе начинается с 1 секунды
  • Басс гитарист на записи постоянно возвращается к ноте Соль, на ее фоне играет ноты До-Ре-Ми, сыгранная нота Соль (которая из раза в раз повторяется в гитарном риффе) - придает ощущение Соль мажорной тональности песне.

  • При этом не обязательно, чтобы остинантный бас - который обеспечивает у музыкального фрагмента ощущение тональности был прям в самом басу.
    Вот смотрите.
Snow Patrol - Chasing Cars
Рифф, основанный на остинантном бассе начинается с 1 секунды
  • В песне Chasing Cars (культовая для Великобритании) гитарист все вступление и куплеты играет ноту Ми.
    На ее фоне перебором играются другие ноты: Ля, Соль диез, Фа диез и в конце снова Ля.

    Нота Ми в Ля мажорной тональности является доминантой, поэтому игра доминанты лада (на фоне разных нот), а также начало и окончание риффа с ноты Ля - создает "четкое" ощущение тональности музыкального произведения (Ля мажор).

    Ниже схемка с сыгранными нотами риффа:
    Ля-Ми (остинатный бас)
    Соль диез-Ми
    Фа диез- Ми
    Ля-Ми

    При этом сам остинатный бас (нота Ми) "не находится глубоко в басу" а сыгран где-то на средних частот (на первой октаве).
    Но будучи доминантой (Ля мажорной тональности) формирует стабильное ощущение тональности песни. (Если рифф сыграйте без ноты Ми - то сразу услышите, как ощущение тональности становится менее выраженным).
  • Вышеприведенные примеры - редкость, в основном большая часть гитарных риффов гармонизируется достаточно просто (выше разбирали как сделать) - подбором аккордов по кварто-квинтовому кругу, но тем не менее - думаю вам будет полезно.

А как придумать рифф, если нет в голове идеи?.

  • Если вдруг, у вас не получается из головы придумать рифф - вы можете воспользоваться одной выученной гаммой на гитаре и на ее основании придумать ноты вашего гитарного риффа.

    В гитарных уроках мы говорили, что зная это волшебную гамму, можно легко сыграть мелодию в любой тональности. Гамма - это упражнение игры нот последовательно от тоники установленной тональности.

    Ноты волшебной гаммы, которую мы еще раз повторим, позволят вам придумать гитарный рифф и транспонировать его в нужную вам тональность.

    Ниже представлена эта гамма. Она одновременно является и До мажорной и Ля минорной, благодаря чему вы легко сможете с ее помощью придумать гитарный рифф и в мажорной и минорной тональности. Гамма представлена в 5 позициях на грифе гитары.
  • Эта волшебная До мажорная гамма поможет нам как и сыграть мелодию в любой мажорной тональности, так и в минорной.

    В гитарном уроке про подбор мелодии на слух - мы разбирали, что эта гамма, сыгранная от ноты Ля будет звучать как Ля минорная гамма (благодаря волшебному свойству "параллельных тональностей").

    Повторю еще раз. Чтобы сыграть ноты в любой тональности - нам на гитаре нужно выучить одну гамму (До мажорную) и двинуть ее на то количество ладов, которое необходимо, чтобы оказаться в нужной тональности.

    Например, мы хотим придумать гитарный риф в Ми мажоре. Чтобы это сделать, я вспоминаю До мажорную гамму и двигаю ее позиции на четыре лада на гитаре, вспоминая расстояния между нотами До и Ми (тон: До-Ре, тон: Ре-Ми - значит двинуться мне надо на 4 лада, ведь между соседними ладами на гитаре-полтона, а через лад - тон).
  • Таким образом я смогу сыграть (придумать) рифф в Ми мажоре. В минорными тональностями так же. Данная "волшебная" гамма одновременно и мажорная и минорная по звучанию, поэтому смело может использоваться для сочинения риффа в миноре по тому же принципу.
  • Поскольку большинство популярных песен построено на мажорном или минорном ладе, зная эту гамму вы легко сможете их подобрать (на слух) или придумать гитарный рифф в нужной вам тональности, воспользовавшись знанием лишь одной гаммы.
Важное примечание!
Если не понимайте о чем речь - бегом читать урок

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. Попробуйте придумать рифф.
  3. На листке бумаги накидайте ритмический рисунок, какой он у вас будет в куплете, какой в припеве. Как будет "развиваться песня". В будущем пропишем аранжировку (в том числе ритм секцию) в специальной программе, чтобы вы смогли приступить к записи своей песни на студии.
  4. Через неделю - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.