Хитрые приемы повторного прослушивания песни

В этом уроке мы разберем хитрые приемы, как можно мотивировать слушателя прослушать песню повторно.

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст
2) урок не является основным, а дополнительным. По прочтению - сразу переходите к следующему занятию

Вводное слово

  • Прежде чем перейти к написанию аранжировок (это наш следующий урок) - я хочу на дополнительном уроке (он не обязателен для прохождения) - разобрать "необычные фишечки", как можно заставить слушателя вновь и вновь переслушивать вашу песню.

    Как мы говорили в прошлых уроках - нам для того, чтобы песня стала успешной, ее добавили десятки тысяч слушателей в свой плейлист и постоянно слушали необходимо сделать две вещи:
    1. Привлечь внимание слушателя (за счет яркого и запоминающегося хука - в прошлых уроках разбирали как это сделать).
    2. Удержать внимание слушателя (за счет яркого хука, который "вьедается" в голову).
    3. Должным образом управлять вниманием слушателя, чередуя динамичные моменты (например, припев, где содержится хук) с более спокойными,

    Однако, помимо яркого и цепляющего хука (о нем мы говорили вот в этом уроке и детально учились придумывать крутые хуки), есть другие приемы, которые вместе с ярким хуком помогут удержать внимание слушателя.

    Давайте их разберем.

Прием №1 - Микрошибка (редкий прием)

  • Микроошибка - это необычный аккорд, элемент мелодии, который как правило содержит диссонанс

    Такой аккорд или элемент, может заставить слушателя остановиться и обратить внимание.
    Если такой аккорд более или менее сочетается с мелодией (гармонией) - то он может привлечь интерес слушателя.

    Слух, который привык к одним и тем же гармониям, сразу обратит внимание на наличие необычного элемента в песне (необычного аккорда, диссонанса). И захочет его переслушать.
    Главное, применяя такой необычный элемент, не разрушить чувство целостности и гармонии песни, поэтому используйте микроошибку очень осторожно.
The Beach Boys - Good Vibrations
таймкод с микроошибкой: 0.32 - 0.50
  • В песне The Beach Boys используется фоно (терменвокс), которое играет небольшой диссонанс.

    Он, не разрушая гармонию песни, но создает яркий диссонанс (напряжение) привлекает внимание слушателя.


    Еще один пример микроошибки- необычный аккорд в начале песни The Beatles - Strawberry Field.

    Данный аккорд (Фа мажор), сыгранный в тональности Си бемоль - содержит заимствованную ноту Ми (играется на 3 секунде). Использование такой диссонансной ноты (она не вписывается в тональность песни - Си бемоль, вместо нее должна быть нота Ми бемоль) - создает микроошибку и желание слушателя разобраться, что это такое.
The Beatles - Strawberry Fields Forever
таймкод: 0.32  - 0.50

Прием №2- Ностальгия

  • Кто смотрел Южный Парк - помнит серию про вспоминашек "волшебный виноград", который в одной из серий пытается захватить мир, заставляя людей вместо создания чего-то нового возвращаться к старому знакомому за счет сильной ностальгии: будто ремейки Звездных Войн, сериала Очень странные дела с вайбом и музыкой 80-тых и тд.
вспоминашки
  • Так вот, люди очень любят знакомое, старое.
    Исследования показывают, что люди предпочитают слушать, смотреть знакомое, напоминающее им о молодости (то, что они любили в детстве или юности) и хотят видеть в новых произведениях (музыка, кино, сериалы, компьютерные игры) отсылки или знакомые приемы.

    Вот поэтому в кинотеатрах кассу собирают ремейки, сиквелы, приквелы тех франшиз, которые зародились в 70-90-тые.

    Тот же тренд касается и музыки.

    Поэтому ничего не мешает вам этим трендом воспользоваться и вызвать ностальгию, используя знакомые мелодии или гармонии, которые отсылают к конкретному периоду (например к ранним 2000-ным).

    Вы не поверите, но - The Weeknd - построил на этом карьеру.
The Weeknd - Blinding Lights
таймкод: 0.32  - 0.50
  • Главный хит артиста - Blinding Light звучит как современная версия хита начала 80-тых.

    В начале песни звучат синтезаторы, с плагинами синтов из поп-музыки 80-тых, в песне использована драм машина из "середины 90-тых", а сама песня звучит как чуть осовремененная версия любого хита A-ha (дико популярной на западе группы 80-тых).
4-1-3-6: популярная аккордовая прогрессия из музыки 80-тых
Используя ее и написан Blinding Light

Прием №3 - повторяющаяся странность

  • Этот необычный прием может быть очень эффективен в поп музыке.
    Он заключается в добавлении необычного элемента и его повторении через всю песню.

    В отличие от микроошибки - этот элемент не содержит диссонанс. А просто звучит странно или необычно.
    Например,
    • партия сыгранная на необычном инструменте на фоне вокальной мелодии;
    • необычный вокальный элемент (например, пропетое странным голосом словосочетание);
    • необычное звучание инструмента.

    Главное - такой элемент должен повторяться несколько раз за песню.
    Давайте на примерах.

    Первый пример - песня Бритни Спирс - Toxic.
Britney Spears - Toxic
  • В песне используется очень необычный струнный инструмент (очень похоже на индийские струнные инструменты), во вступлении на фоне куплета.

    При этом играется небольшой тритон "создающий диссонанс". Это придает песне необычности, хочется еще и еще переслушать.
  • Еще пример, вместо коды - Daft Punk зацикливают сэмпл с повторяющейся фразой "Around The World".

    Повторяющейся странностью достигается за счет необычной обработки сэмпла (с каждой секундой он становится менее похожим на человеческий голос и напоминает робота).
пример
начинается с 3.15 и дальше
  • Еще пример, в песне Bad Guy - Билли Айлиш неоднократно пропевает (часто шепотом) риф бас гитары. В песне ожидаемого громкого и четкого голоса (как в большинстве рок песен) - используется шепот (на фразе "I am bad guy"), что звучит очень странно, но запоминается.
Billie Eilish -bad guy
начинается с 0.18
еще пример с 2.13
  • Необычная манера исполнения (мы привыкли слышать на припевах громкий и четкий вокал, на интро - инструменты без вокала) - и есть повторяющаяся странность.
  • Прием №4 - Использование динамики и контраста
    Создание контраста между тихими и громкими частями песни, медленными и быстрыми секциями может создать интерес и привлечь внимание слушателя.

    Подробнее об этом мы будем говорить на уроке про основы создания аранжировок, но тем не менее.
    Удержать слушателя можно и нужно за счет сильного контраста между элементами. Например, вы можете остановить песню во время куплета (оставив только вокал) и затем резко перейти в припев, в котором аранжировка звучит со всем оркестром.

    В песне Юлианны Карауловой перед припевом на одну секунду останавливается аранжировка (остается только вокал) и сразу же начинается припев с хуком.
Юлианна Караулова - Внеорбитные
остановка на 1:22 перед припевом
  • Такой прием привлечения внимания используется не только в поп-музыке.
    Например, главный хит Limp Bizkit - Break Stuff использует такие "остановки" между каждым куплетом и припевом песни.
Limp Bizkit - Break Stuff
остановка на 0:56 перед припевом
  • Такой сильный контраст между элементами - запоминается и тянет слушателя вновь переслушать песню.
  • Прием №5 - Эффект неожиданности
    Эффект неожиданности - прием, который добавляет неожиданный элемент в песню и который снова хочется послушать, чтобы понять "что это было". Эффект неожиданности может быть разным и использоваться в различных частях песни. Приведу парочку примеров.

    В песне Майкла Джексона вместо коды (завершения песни) начинается необычный монолог рассказчика (страшной истории), что уж точно не ждешь в поп песне.

    После этого - хочется переслушать песню и разгадать загадку появления такого элемента в ней.
Michael Jackson - Thriller
эффект неожиданности начинается на 4:20
  • Еще примером эффекта неожиданности является вступление Money - Pink Floyd
Pink Floyd - Money
эффект неожиданности начинается на 13 секунды
  • Во вступлении с гитарным риффом неожиданно звучит кассовый аппарат и звон монет, который сопровождает все вступление песни. Такое - точно не ожидаешь услышать в эстрадной песне, что однозначно приковывает внимание.
  • Важный вывод:
    Описанные приемы в этом дополнительном уроке являются побочными инструментами удержания внимания слушателя. Без них можно обойтись, главное - чтобы ваша песня запоминалась, а именно имела выраженный хук (цепляющий элемент) и продуманную структуру, которая подводила бы слушателя к хуку. Если пропустили наши занятия про написание хуков и структуру песен - бегом перепроходить. Данные приемы могут дополнить уже сильную песню, но никак не заменить с собою наличие сильного хука и продуманной структуры музыкального произведения.

Домашнее задание

А его не будет, поскольку занятие у нас дополнительное=) Сразу переходим к следующему уроку

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.