О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Хитрые приемы повторного прослушивания песни

В этом уроке мы разберем хитрые приемы, как можно мотивировать слушателя прослушать песню повторно.

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст
2) урок не является основным, а дополнительным. По прочтению - сразу переходите к следующему занятию

Вводное слово

  • Прежде чем перейти к написанию аранжировок (это наш следующий урок) - я хочу на дополнительном уроке (он не обязателен для прохождения) - разобрать "необычные фишечки", как можно заставить слушателя вновь и вновь переслушивать вашу песню.

    Как мы говорили в прошлых уроках - нам для того, чтобы песня стала успешной, ее добавили десятки тысяч слушателей в свой плейлист и постоянно слушали необходимо сделать две вещи:
    1. Привлечь внимание слушателя (за счет яркого и запоминающегося хука - в прошлых уроках разбирали как это сделать).
    2. Удержать внимание слушателя (за счет яркого хука, который "вьедается" в голову).
    3. Должным образом управлять вниманием слушателя, чередуя динамичные моменты (например, припев, где содержится хук) с более спокойными,

    Однако, помимо яркого и цепляющего хука (о нем мы говорили вот в этом уроке и детально учились придумывать крутые хуки), есть другие приемы, которые вместе с ярким хуком помогут удержать внимание слушателя.

    Давайте их разберем.

Прием №1 - Микрошибка (редкий прием)

  • Микроошибка - это необычный аккорд, элемент мелодии, который как правило содержит диссонанс

    Такой аккорд или элемент, может заставить слушателя остановиться и обратить внимание.
    Если такой аккорд более или менее сочетается с мелодией (гармонией) - то он может привлечь интерес слушателя.

    Слух, который привык к одним и тем же гармониям, сразу обратит внимание на наличие необычного элемента в песне (необычного аккорда, диссонанса). И захочет его переслушать.
    Главное - применяя такой необычный элемент - не разрушить чувство целостности и гармонии песни, поэтому используйте микроошибку очень осторожно.
The Beach Boys - Good Vibrations
таймкод с микроошибкой: 0.32 - 0.50
  • В песне The Beach Boys используется фоно (терменвокс), который играет небольшой диссонанс.
    Он, не разрушая гармонию песни, но создает яркий диссонанс (напряжение) привлекает внимание слушателя.


    Еще один пример микроошибки- необычный аккорд в начале песни Strawberry Field - Фа мажор, сыгранный в тональности Си бемоль - содержит заимствованную ноту - Ми (играется на 3 секунде), а затем Ми бемоль (4-5 секунде). Использование такой диссонансной ноты (она не вписывается в тональность песни - Си бемоль) - создает микроошибку и желание слушателя разобраться, что это такое.


The Beatles - Strawberry Fields Forever
таймкод: 0.32  - 0.50

Прием №2- Ностальгия

  • Кто смотрел Южный Парк - помнит серию про вспоминашек "волшебный виноград", который в одной из серий пытается захватить мир, заставляя людей вместо создания чего-то нового возвращаться к старому знакомому за счет сильной ностальгии: будто ремейки Звездных Войн, сериала Очень странные дела с вайбом и музыкой 80-тых и тд.
вспоминашки
  • Так вот - люди очень любят знакомое старое.
    Исследования показывают, что люди предпочитают слушать, смотреть знакомое старое (то, что они любили в детстве или молодости) и хотят видеть в новых произведениях отсылки или знакомые приемы.
    Вот поэтому в кинотеатрах кассу собирают ремейки/сиквелы/ приквелы тех франшиз, которые зародились в 70-90-тых.

    Тот же тренд касается и музыки.
    Поэтому - ничего не мешает вам им воспользоваться и вызвать ностальгию, используя знакомые мелодии или гармонии, которые отсылают к конкретному периоду (например к ранним 2000-ным).

    Вы не поверите, но - The Weeknd - построил на этом карьеру
The Weeknd - Blinding Lights
таймкод: 0.32  - 0.50
  • Главный хит артиста - Blinding Light звучит как современная версия хита начала 80-тых.
    В начале песни звучат синтезаторы, с плагинами синтов из поп-музыки 80-тых, в песне использована драм машина из "середины 90-тых", а сама песня звучит как чуть осовремененная версия любого хита A-ha (дико популярной на западе группы 80-тых).
4-1-3-6: популярная аккордовая прогрессия из музки 80тых
Используя ее и написан Blinding Light
  • Ничто не мешает взять вам знакомую гармонию из музыки 90тых или 2000 ных, подобрать соответствующее звучание инструментов и на их основании написать ваш хит с отсылкой на музыку 90-тых или ранних 2000-ных.


Прием №3 - повторяющаяся странность

  • Этот необычный прием может быть очень эффективен в поп музыке.
    Он заключается в добавлении необычного элемента и его повторении через всю песню.

    В отличие от микроошибки - этот элемент не содержит диссонанс. А просто звучит странно или необычно.
    Например,
    • партия сыгранная на необычном инструменте на фоне вокальной мелодии;
    • необычный вокальный элемент (например, пропетое странным голосом словосочетание);
    • необычное звучание инструмента.

    Главное - такой элемент должен повторяться несколько раз за песню.
    Давайте на примерах.

    Первый пример - песня Бритни Спирс - Toxic
Britney Spears - Toxic
  • В песне используется очень необычный струнный инструмент (очень похоже на индийские струнные инструменты), во вступлении на фоне куплета. При этом играется небольшой тритон "создающий легкий диссонанс". Это придает песне необычности, хочется еще и еще переслушать.
  • Еще пример, вместо коды - Daft Punk зацикливают сэмпл с повторяющейся фразой "Around The World". Повторяющейся странностью достигается за счет необычной обработки сэмпла (с каждой секундой он становится менее похожим на человеческий голос и напоминает робота).
пример
начинается с 3.15 и дальше
  • Еще пример, в песне Bad Guy - Билли Айлиш неоднократно пропевает (часто шепотом) риф бас гитары. В песне ожидаемого громкого и четкого голоса (как в большинстве рок песен) - используется шепот (на фразе "I am bad guy"), что звучит очень странно, но запоминающееся.
Billie Eilish -bad guy
начинается с 0.18
еще пример с 2.13
  • Необычная манера исполнения (мы привыкли слышать на припевах громкий и четкий вокал, на интро - инструменты без вокала) - и есть повторяющаяся странность.
  • Прием №4 - Использование динамики и контраста
    Создание контраста между тихими и громкими частями песни, медленными и быстрыми секциями может создать интерес и привлечь внимание слушателя.
    Подробнее об этом мы будем говорить на уроке про основы создания аранжировок - следующее занятие, но тем не менее.
    Удержать слушателя можно и нужно за счет сильного контраста между элементами. Например, вы можете остановить песню во время куплета (оставив только вокал) и затем резко перейти в припев, в котором аранжировка звучит со всем оркестром.
    В песне Юлианны Карауловой перед припевом на одну секунду останавливается аранжировка (только вокал) и сразу же начинается припев с хуком.
Юлианна Караулова - Внеорбитные
остановка на 1:22 перед припевом
  • Такой прием привлечения внимания используется не только в поп-музыке.
    Например, главный хит Limp Bizkit использует такие "остановки" между каждым куплетом и припевом песни.
Limp Bizkit - Break Stuff
остановка на 0:56 перед припевом
  • Такой сильный контраст между элементами - запоминается и тянет слушателя вновь переслушать песню.
  • Прием №5 - Эффект неожиданности
    Эффект неожиданности - прием, который добавляет неожиданный элемент в песню и который снова хочется послушать, чтобы понять "что это было". Эффект неожиданности может быть разным и использоваться в различных частях песни. Приведу парочку примеров.

    В песне Майкла Джексона вместо коды (завершения песни) начинается необычный монолог рассказчика (страшной истории), что уж точно не ждешь в поп-песне.
    После этого - хочется переслушать песню и разгадать загадку появления такого элемента в песне.
Michael Jackson - Thriller
эффект неожиданности начинается на 4:20
  • Еще примером эффекта неожиданности является вступление Money - Pink Floyd
Pink Floyd - Money
эффект неожиданности начинается на 13 секунды
  • Во вступлении с басс гитарным рифом - неожиданно звучит кассовый аппарат и звон монет, который сопровождает все вступление песни. Такое - точно не ожидаешь услышать в эстрадной песне, что однозначно приковывает внимание.
  • Важный вывод:
    Описанные приемы в этом дополнительном уроке являются побочными инструментами удержания внимания слушателя. Без них можно обойтись, главное - чтобы ваша песня запоминалась, а именно имела выраженный хук (цепляющий элемент) и продуманную структуру, которая подводила бы слушателя к хуку. Если пропустили наши занятия про написание хуков и структуру песен - бегом перепроходить. Данные приемы могут дополнить уже сильную песню, но никак не заменить с собою наличие сильного хука и продуманности структуры песни.

    Домашнее задание

    А его не будет, поскольку занятие у нас дополнительное=) Сразу переходим к следующему уроку

    Перейти к следующему уроку
    Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
    уроку нашей школы.