О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Ноты и интервалы на гитаре (урок №9)

В этом уроке мы легко и просто выучим ноты на гитаре и научимся применять эти знания на практике.

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст и смотрите видео к упражнениям;
2) внизу будет домашнее задание, делайте его каждый день по 15-30 минут;
3) через неделю переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • Всем привет! В этом уроке мы с вами выучим ноты на гитаре, а также научимся их применять.
    Всё будет легко и достаточно просто.

    На этом уроке мы частично облегчим ваше понимание гамм, которых мы прошли на прошлом уроке, поскольку научимся от выученных нот на грифе гитары строить, в том числе, и гаммы.

    Итак, поехали. Давайте же с вами выучим все ноты на гитаре.

Вспомним ноты

  • Прежде чем выучить ноты на гитаре, давайте вообще вспомним, что такое ноты. Ноты - это такие неделимые музыкальные единицы, из которых состоит любое музыкальное произведение, в любом жанре.

    Если брать схожую метафору, то в физике у нас есть атомы и как считали древние греки, весь мир состоит из разных атомов, таких единых, неделимых частиц. Потом, конечно, это оказалось не совсем правдой.
    Но для нас это не столь важно, просто для понимания можно использовать эту метафору.

    Нот у нас 12, а именно до, до-диез, ре, ре-диез, ми, фа, фа-диез, соль, соль-диез, ля, ля-диез, си и до через октаву.
вот все ноты, изложенные на пианино

  • Ноты по-английски называются по другому:
    До - C; если нота диезная, то по-английски ей приписывается подпись sharp (например, С sharp - до диез), если бемоль, то - "flat".
    Ре - D;
    Ми - Е;
    Фа - F;
    Соль - G;
    Ля - А;
    Си - B (или иногда в табулатурах обозначается H)


    Тут есть важное примечание, что у нас ноты диез могут иметь обозначение как бемоль ноты в зависимости от используемой тональности. По факту это одна и та же нота, которую мы нажимаем на том же ладу на гитаре или на одной и той же клавише на фортепиано, но просто могут они иметь разные названия в зависимости от тональности. Это чуть-чуть больше мы пройдём, когда будем с вами более подробно изучать гармонию для написания песен, например, нота до-диез может называться ре-бемоль, вот ре, вот ре-бемоль или до, вот до-диез. То же самое, например, с нотой ре-диез, которая может называться как ре-диез, так и ми-бемоль. По факту, одна и та же самая нота, но названия разные из-за используемой тональности. Между всеми нотами - имеются расстояния. Их называют интервалы.

Интервалы

  • Прежде чем выучить ноты на гитаре, нам необходимо очень кратко разобрать тему интервалов.
    Интервалы - это расстояние между нотами. Изначально между всеми нотами полутон. Но мы с вами, как я уже говорил, не только играем один интервал.


    Применяя формулу лада, которая состоит из двух базовых интервалов - полутон и тон (тон равен двух полутонам), мы формируем с вами те ноты, которые мы с вами сможем сыграть в музыкальной мелодии.

Важно:

Не пугайтесь! Если вы любитель игры на гитаре, и не поступайте завтра в музыкальную школу - учить интервалы не обязательно. Важно понимать что это такое, для того, чтобы использовать их (например, для выучивания нот), поэтому тему интервалов на гитаре мы сегодня вынуждены затронуть.

  • Разберем основные интервалы.

    Самый базовый интервал у нас - полутона и тон. Мы его, собственно говоря, проходили ещё на третьем уроке.
    Из этих двух базовых интервалов и состоят остальные интервалы.
    Между белыми клавишами – тон, между белыми и черными – полтона. Между черными - тон (исключение - ми-фа и Си-До).
    По научному, тон могут называть "большая секунда", а полтона "малая секунда" (выучивать эти названия не обязательно, просто не пугайтесь, если однажды их встретите).
    Между соседними ладами на гитаре - всегда полтона, а через лад на гитаре - тон. Тон и полутон - базовые интервалы, все остальные - состоят из них.
  • Следующий распространенный интервал - терция. Она бывает большая или малая. Если такой интервал применяется в аккорде, то он формирует минорное звучание - если малая терция, если большая - мажорное.

    Малая терция состоит из: одного тона и полтона (1,5). А большая терция из двух тонов (1+1).

  • Другой распространенный интервал у нас - кварта (состоит из тона+тона+полутона) и квинта (та, самая - из которой мы строили power аккорд в уроке про аккорды). Квинта состоит из трех с половиной тонов (или 7 полутонов).



  • И последний распространенный интервал, который нам сегодня нужен (чтобы выучить ноты на гитаре), — это октава. Октава — это та же самая нота, которую я играю просто выше. До, сыгранная на октаву выше или ниже, — это и есть октава.


    И тут вы печально вздохнете и скажете: «Блин, всё это надо учить». Нет, нужно уметь разговаривать с другими музыкантами на их же языке. Например, представьте, что вы готовитесь к концерту. К вам подходит ритм-гитарист и спрашивает: «Ну что, я арпеджио играю квинтами?» И вы должны уметь на этот вопрос ему ответить, вспомнить, что квинта у нас — это такой интервал в музыке, вспомнить в голове, что это такое, и, соответственно, правильно ему ответить на вопрос. Но по факту все интервалы учить не нужно, для того чтобы выучить ноты на гитаре.
Важно:

Мы прошли только самые основные интервалы. На самом деле их больше. Но - остальные интервалы, легко строятся от трех выученных (терцией-квартой-квинтой и октавой). Например, чтобы сыграть интервал малую сексту, нужно вспомнить квинту и последнюю ноту квинты поднять на полтона.

Нам, чтобы выучить все ноты на гитаре - достаточно этих четырех интервалов.

Выучим ноты на гитаре

  • Итак, давайте выучим ноты на гитаре.

    Это благородное действие мы выучим в два шага. Сначала — выучим, где расположены основные ноты, а затем разучим интервалы.

    Как это сделать? Чтобы выучить все ноты на гитаре, во-первых, нужно вспомнить строй гитары. У нас это Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми или по-английски E, B, G, D, A, E.

    И во-вторых, нам надо выучить ноты на шестой и на пятой струне. И тут вы разочарованно вздохнете: «Блин, это всё сложно». На самом деле нет. Я сейчас вам дам очень простой способ выучить ноты на шестой и пятой струне. Именно выучив ноты на шестой и на пятой струне, мы легко с помощью октав с вами выучим ноты на остальных струнах.

    Иными словами: выучиваем ноты на 5 и 6 струне с помощью удобного приема (сейчас его покажу) и далее легко найдем остальные ноты на гитаре с помощью октав (так мы сможем найти ноты на 4-3-2 и первой струне).

    Для того чтобы выучить ноты на шестой и пятой струне, я применяю некий образ — прямоугольника. Вспомните, у нас в математике прямоугольник. Так вот, у нас есть прямоугольник из схожих нот.

    На шестой струне у нас прямоугольник состоит из: соль, ля, си, а на пятой — до, ре, ми. Вот этот прямоугольник — соль, ля, си, до, ре, ми, соль, ля, си, до, ре, ми. И тут вы справедливо заметите, что, возможно, кому-то будет неудобно учить соль, ля, си, до, ре, ми. Проще выучить сначала до, ре, ми, соль, ля, си. Для этого прямоугольник можно начать с пятой струны — до, ре, ми, соль, ля, си, до, ре, ми. Тут как удобно. Вот он — прямоугольник (ниже схема).


вот простой прямоугольник, благодаря которому мы можем легко выучить ноты на 5 и 6 струне
  • Зная его, а также зная открытые струны, что у нас здесь ми на шестой и ля на пятой, вы фактически сможете выучить все ноты на пятой и на шестой струне очень просто. Также у нас, к прямоугольнику, примыкают наши полутона - ми, фа, си, до, те самые, которые я просил раньше в третьем уроке выучить - ми, фа, си, до. То есть те белые клавиши, между которыми полтона. Вот они примыкают к нашему прямоугольнику.
    Таким образом, сейчас мы с вами считайте выучили практически все ноты на шестой и на пятой струне.



добавляем в наш прямоугольник ноты фа и до на 8 ладу

  • Также - напоминаю. Ноты после 12 лада на гитаре повторяются, но на октаву выше. Вот схема для понимания.



ноты на гитаре на 15,16,17 ладу на 5 и 6 струне
  • Как пользоваться этим прямоугольником?

    Всё просто, например, я хочу сыграть ноту Соль на пятой струне. Беру и вспоминаю наш прямоугольник.

    5-я струна: До (3 лад), Ре (5 лад), Ми (7 лад).
    Далее вспоминаю, что следующая за Ми — нота Фа (между ними полтона, вспоминаем клавишные фортепьяно), и она на 8 ладу. Зная ноту Фа, я легко вспомню расстояние между нотами Фа и Соль (тон, тон у нас равен двум полутонам), и значит, чтобы сыграть Соль, мне от ноты Фа нужно сделать движение на два лада на гитаре (ведь между соседними ладами — полтона). Получится так.
вот пример. Нахожу ноту Фа (возле выученного прямоугольника) и зная расстояние между Фа и Соль - нахожу Соль на 10 ладу на 5 струне.

  • Чтобы выучить остальные ноты на гитаре - необходимо выучить как играть октавы (октава - интервал, где та же нота играется либо выше либо ниже "на октаву").

    Например, зная что у меня на 5 струне на 5 ладу - нота Ре (вспоминаем прямоугольник), я легко и просто смогу найти такую же ноту на 3 струне (зная как выглядят октавы на гитаре).
вот пример. Зная две формы октав на гитаре и зная ноты на 5 и 6 струне, я легко смогу найти нужную мне ноту на 3 и 2 ладу

  • Давайте теперь выучим, как играть октавы на гитаре, чтобы вы легко могли найти любую ноту на любой струне, зная ноты на 5 и 6 струне.

    Формы всего две (по желанию можно выучить и третью — производную). В отличие от фортепиано, нам не нужно каждый раз находить такую же ноту в другой октаве. Куда бы мы ни двинули нашу форму — всегда будет сыграна октава (это такая особенность гитары, которая достигается за счет того, что между всеми нотами на гитаре — полтона).

    Итак, первая форма октавы строится от 5 и 6 струны.

  • Вторая форма октавы играется от нот на 4 или 3 струны.
    Она отличается от прошлой формы, тем - что одна нота двинута на полтона (все из-за нот на второй струне, которые начинаются от ноты Си на открытой струне, следующая за которой нота До на первом ладу).

  • Вам, чтобы выучить ВСЕ ноты на гитаре - необходимо выучить всего две формы октав. Одна играется от нот на 6 и 5 струне, другая от нот на 3 и 4 струне.

  • По желанию, можно выучить еще одну форму. Она строиться от нот на 1 и 2 струне.

вот она
  • Если вспомните урок про аккорды, именно эта форма того, как мы играем октавы - образует До мажорный аккорд на первом ладу.

вот так
Важно:

Не важно - на каком ладу гитары, по этой логике выучиваются все ноты на гитаре.

Еще раз: выучивайте ноты на 5 и 6 струне (по прямоугольнику выше) и две формы как играть октавы (от 5 и 6 струны - одна форма, от 3 и 4 другая форма, которая отличается от первой на один лад на гитаре). И благодаря этому вы сможете легко найти любую ноту на грифе гитары. Все очень просто!

  • Вуаля! Поздравляю! Вы выучили все ноты на гитаре.

    Давайте только еще раз повторим как Вам использовать полученные знания.

Еще раз повторяем тему (как выучить все ноты на гитаре).

  • В детстве меня музыкальный преподаватель заставлял выучивать весь гриф. Это очень сложно и это требовало больших ментальных усилий. А по факту все оказалось гораздо проще и в этом уроке мы разобрали как это сделать. Если бы - я бы лет 8 назад я прочитал бы текст этого урока, вся моя музыкальная жизнь сложилась бы по другому. Так что, вам очень повезло.


    Давайте еще раз повторим как за 5 минут выучить все ноты на гитаре.

  • Например, нам нужно найти ноту Соль диез.
    1. Вспоминаю наш прямоугольник, где указаны главные ноты на 5 и 6 струне. При необходимости помню - что к прямоугольнику у меня примыкают ноты Фа и Си (расположенные в полутоне от нот Ми и Си на 5 и 6 струне прямоугольника)
    2. От выученных нот прямоугольника - нахожу ноту Соль диез (нота Соль диез - это та же нота Соль, но на полтона выше). Итого нота Соль диез будет на 4 ладу на 6 струне и на 10 ладу на 5 струне.

  • 3. Найдя нужную ноту на грифе (Соль диез)- вспоминаю сначала форму октавы от 5 и 6 струны, а затем форму от 3 и 4 струны и таким образом полностью нахожу нужную мне ноту на грифе гитары.

  • И так с ЛЮБОЙ нотой на гитаре. Зная ноты на 5 и 6 струне (благодаря нашему волшебному прямоугольнику) - я легко сначала найду нужную ноту на 5 и 6 струне, а затем зная одну из двух форм октав - найду остальные ноты на грифе гитары. Если же я не хочу использовать ноты на 5 и 6 струне, то я вспоминаю ноты на первой (они такие же как на 6 струне, только на октаву выше) и тогда использую третью форму октавы для нахождения нот.

Важно:

Поздравляю! Вы большой (ая) молодец!
Теперь вы выучили все ноты на гитаре!

  • НО.........
    Наверняка вас мучает вопрос - А зачем?
    Зачем, ты потратил 10-15 минут моей жизни для выучивания нот...
  • Конечно, я теперь могу похвастаться перед друзьями, или другими музыкантами.
    Но, зачем мне знать ноты на гитаре?

    Дорогой, друг - не переживай. Знания, оказываются очень полезными. И ниже мы научимся их применять.

Применяем знания на практике - строим аккорд.

  • Итак, первое для чего нам понадобятся знание нот - умение строить аккорд.

    Зная ноты на 5 и 6 струне (и на второй) мы легко построим мажорный или минорный аккорд в любой тональности.

    Для этого нужно вспомнить 3 аккордовых формы (мы их проходили в уроке про аккорды).
    И каждой аккордовой форме нужно выучить, где находится корневая нота (нота тоники).

    Для аккордовой формы от Ми (ми мажор или ми минор) - тоника аккорда (корневая нота) располагается на 6 струне.
    Для аккордовой формы от Ля (Ля мажор или Ля минор) - тоника аккорда располагается на 5 струне.
    А в аккордовой форме от Ре (Ре мажор или Ре минор) - тоника аккорда располагается на 2 струне.

    Ниже схема.

  • Допустим, назовите мне ноту. Пусть будет Соль диез и попросите построить от нее минорный аккорд.

    Вспоминаю наш прямоугольник, нахожу нужную ноту (она у нас на 6 ладу - рядом с нотой соль из выученного нами прямоугольника) и зная, где она у меня расположена в аккордовой форме (форма от Ми мажор, у которой тоника расположена на 6 струне), легко строю нужный мне аккорд (Соль диез мажор).

вот логика построения аккорда от ноты Соль диез (строим Соль диез минорный аккорд)
Важно:

Итак, с любой нотой на 6 и 5 струне. От нее мы можем практически мгновенно построить мажорный или минорный аккорд.

Применяем знания на практике - строим гамму, зная ноты на гитаре.

  • Сегодняшнее знание нот на гитаре позволит Вам импровизировать и для этого практически мгновенно строить гамму от любой ноты на грифе.
    В прошлом уроке мы выучили с Вами главную гамму (До мажорную и Ля минорную) и научили ее транспонировать по грифу гитары, чтобы играть гаммы в любой тональности.

    Например, чтобы сыграть До диез мажор, мы двигаем 5 выученных форм гаммы на гитаре на полтона и, играя ноты гаммы, можем импровизировать/подбирать мелодии в нужной нам тональности.

    В прошлом уроке я говорил, чтобы сыграть гамму в любой тональности, мы берем и вспоминаем нашу образцовую (До мажорную или Ля минорную гамму) и двигаем ее на необходимое количество ладов.
    Например, чтобы сыграть Ре мажорную гамму, вспоминаю До мажорную гамму в 5 позициях и двигаю ее на два лада вперед (между До и Ре — один тон или два лада на гитаре).

    Но это путь привычный, но не совсем удобный. Нам гораздо проще в выученной До мажорной/Ля минорной гамме, что мы с вами прошли на прошлом уроке, форме, выучить корневые ноты (ноты тоники).

    В каждой из пяти позиций гаммы есть корневые ноты. Корневые ноты — это ноты тоники. Например, вот у нас До мажорная гамма — первая форма (от 3 лада). Корневая нота (нота До — До мажорной гаммы) у меня на 5 струне на 3 ладу и на 5 ладу на 3 струне.
  • Теперь, зная ноту на пятой струне, я легко от неё смогу построить первую форму гаммы.

    Например, хочу подобрать мелодию в Ми мажоре.
    Нахожу тонику на 5 струне (для этого вспоминаю наш прямоугольник для выучивания нот на 5 и 6 струне) и найдя тонику (ноту Ми) и вспоминая, что она у меня в первой форме гаммы располагается на 5 струне - сразу же построю первую позицию гаммы.


вот я в Ми мажоре (нашел ноту Ми на 5 струне на 7 ладу и от нее построил первую форму гаммы, вспомнив как я играл До мажорную гамму).
  • Видите, как удобно? И сразу я вспоминаю, что за ней идёт вторая форма гаммы, и теперь я могу играть любые мелодии в ми мажоре (подбирать на слух или просто импровизировать поверх ми минорной мелодии).


за первой формы гаммы - я сразу же построю вторую форму и третью (если я знаю До мажорную гамму, то мгновенно ее вспомню и смогу сыграть нужные ноты в нужной тональности, например в МИ)
  • Тоже самое и с нотами на других струнах. Например, в 5 позиции До мажорной гаммы - тоника (нота До) - расположена на 13 ладу на второй струне.

за первой формы гаммы - я сразу же построю вторую форму и третью (если я знаю До мажорную гамму, то мгновенно ее вспомню и смогу сыграть нужные ноты в нужной тональности, например в МИ)
  • Если я например хочу сыграть Соль мажорную гамму - я могу найти ноту Соль на второй струне (Для этого зная ноты на 5 струне и 6 струне с помощью выученных двух форм октав - я легко найду ноту соль на второй струне).

вот она у нас на 8 ладу (нашел ее сначала на 3 ладу на 6 струне) - он нее по двум выученным формам октавы -нашел остальные ноты Соль на грифе, в том числе и на второй струне на 8 ладу
  • И теперь легко от второй струны (от тоники) построю 5 позицию Соль мажорной гаммы и смогу импровизировать в Соль мажоре, играя гамму в этой позиции.

вот так!

  • Вуаля! Я вас поздравляю! Теперь вы отличный импровизатор!

    Ниже будет представлена схема, где выделены в каждой форме ноты тоники (корневые ноты) и в До мажорной гамме и в Ля минорной. Зная, где они расположены в каждой форме гаммы - вы легко построите от них гамму в любой тональности.

    Для упрощения восприятия - ниже в схеме представлены корневые ноты пентатоники (сокращенная версия До мажорной/Ля минорной гаммы).

Важно:

В каждой позиции гаммы, которую мы с вами выучили на прошлом уроке - нужно запомнить корневые ноты, то есть ноты тоники, как и в мажоре, так и в миноре. Зная их и зная в какой из 5 позиций До мажорной/ Ля минорной гаммы (у До мажора эти ноты в одном месте, у Ля минорной гаммы - в другом), я могу построить гамму в любой тональности.

Применяем знания на практике - строим интервалы .

  • Так, следующая часть для более продвинутых слушателей.
    Мы с вами от выученных нот на грифе - научимся строить интервалы.

    В первую очередь - самые базовые интервалы:
    • большую и малую терцию;
    • кварту;
    • квинту

    Для чего это Вам - решайте сами.
    Зная аккордовые формы и где расположены у них ноты тоники вы и так легко построите мажорный или минорный аккорд на гитаре, даже не зная терций.
    Но, играя с другими музыкантами, Вам могут понадобится эти знания.
    Например, пришли вы на студию звукозаписи - записывать свой первый сингл и тут звукорежиссер просит вас поверх записанных аккордов сыграть квинты.
    Дрожь в коленях, вы не понимайте что делать.
    Чтобы этого избежать - давайте научимся от любой ноты строить интервалы на гитаре.
  • Самые базовые интервалы вы и так знаете.
    Интервалы между любыми двумя соседними ладами на гитаре - пол тона. Между нотами через лад - тон.
на гитаре между всеми нотами (cоседними ладами) полтона, через один лад - тон.
  • Теперь выучим как от найденной ноты построить большую терцию, кварту и квинту.
    Здесь все очень просто. Для всех нот кроме нот тоники на третей струне действует единое правило расположения интервалов от тоники.

    Ниже детальная схемка.

вот 3 главных интервала построенные от тоники (Ля) на 6 струне
  • Эти интервалы вы можете построить от любой ноты (за исключением третьей струны - о ней поговорим ниже). У нас всегда ниже ноты тоники (на том же ладу - но на струну ниже) будет кварта, рядом с ней будет большая терция, а через лад от кварты - будет квинта.

  • На второй струне правила те же самые. Мы также можем построить большую терцию, кварту и квинту по тем же правилам, что и на других струнах (за исключением третьей струны).

    Вот например, от ноты Ля (на второй струне 10 ладу) я построю большую терцию, кварту и квинту. И так от любой ноты в любом ладу!
вот 3 главных интервала построенные от тоники (Ля) на 6 струне
  • Исключение лишь - если мы интервалы строим от третьей струны на гитаре (на вторую).
    Здесь виновата вторая струна, где в отличии от остальных на первом ладу располагается нота си, за которой сразу нота до, и это портит нам всю картину, но тем не менее - от любой ноты на третьем ладу гитары вы тоже сможете построить наши интервалы (большую терцию, кварту, квинту), только в отличии от остальных нот на других струнах - позиция будет сдвинута на полтона (все из за ноты си на первом ладу на второй струне).

например, строю от ноты Ре на третьей струне 7 ладу интервалы. Большая терция у меня будет сразу под тоникой (на струне ниже), кварта на соседнем ладу, квинта - через лад от кварты. Получается практически таже самая позиция что и на остальных струнах, но сдвинутая на полтона.
  • Малую терцию вы построите тоже достаточно быстро. Малая терция отличается от большой - на полтора. Соответственно, чтобы построить малую терцию необходимо ноту в большой терции подвинуть на полтона. Вот так.

вот как строиться малая терция

Видео версия урока

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Попробуйте выучить ноты на гитаре - начните с прямоугольника.
  3. Выучим ноты на прямоугольнике (5 и 6 струна) - попробуйте выучить две формы октавы
  4. Зная формы октавы - найдите все ноты на грифе гитары.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.