Сторителлинг в написании песен

В этом уроке мы разберем как приемы сторителлинга помогают писать интересные и запоминающиеся песни. Этот дополнительный урок поможет нам подойти к теме написания хука, чтобы вы могли создать свой хит.


Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст урока;
2) внизу будет домашнее задание (нажмете "следующий урок"- чтобы перейти к ДЗ)
3) после выполнения домашнего задания - переходите к следующему уроку

Вводное слово

  • В прошлых уроках мы говорили о важности структуры песни - подвести слушателя к ключевому моменту (хуку), который часто звучит во время кульминации, а также о том, что написание талантливой песни может напоминать работу над сценарием кинофильма, где очень важно - сначала зацепить внимание слушателя интригой, затем подвести к конфликту, а закончить кульминацией.

    В этом уроке мы разберем эту тему подробно и узнаем как использовать прием сторителлинга (рассказывания историй) с помощью музыки.

Что такое сторителлинг и зачем он нужен?

  • Сторителлинг- это прием рассказывания историй о чем бы ни было: в кино, рекламе, искусстве, в том числе и в музыке.

    Сторителлинг - очень эффективно работает (цепляет внимание слушателей) - потому что люди любят истории.

    Вся история мировой культуры - это рассказывание историй, которые увлекают слушателей.
    Безусловно, помимо сторителлинга - в искусстве существуют множество иных примеров, например "Черный Квадрат" - Малевича, "Кувшинки" - Мане не рассказывают никаких историй, просто передают эмоции, образы или идеи- тем не менее, множество произведений искусства любимыми разными поколениями именно за счет интересной истории. Например, "Одиссея" - Гомера, картина Рембрандта "Возвращение блудного сына", Брюллов "Последний день Помпеи".

    Люди очень любят истории и рассказывали их друг другу на протяжении всего существования цивилизации, поэтому у нас отложилась генетическая память - проявлять интерес к историям других людей.

    Поэтому использование сторителлинга - рассказа истории через песню может быть эффективным приемом для привлечения и удержания внимания слушателя.



Структура песни

  • Любая история, будто сценарий фильма или комикс - как правило состоит из трех этапов. Давайте их разберем на примере классических Звездных Войн.

    Первый акт (Завязка):
    Введение персонажей и конфликта. Здесь вы (как автор песни) устанавливаете основу истории, знакомите слушателя с главными героями и их миром.
    Например, в фильме "Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда" мы знакомимся с Люком Скайуокером и его стремлением покинуть пустынный Татуин.

    Второй акт (Развитие): Углубление конфликта, препятствия.
    Герои сталкиваются с трудностями и испытаниями, которые усложняют их путь. В "Звездных войнах" Люк сталкивается с Империей и обучается быть джедаем, чтобы стать героем.

    Третий акт (Развязка): Разрешение конфликта, вывод. История достигает своего пика и заканчивается, оставляя слушателя удовлетворенным. В нашем примере Люк разрушает Звезду Смерти, и его путь к героизму завершается.



трехактовая структура

  • В музыке действуют те же самые правила.
    Завязка вводит в настроение песни и конфликт, далее развитие рассказывает препятствие которые герой произведения встречает на своем пути.
    И в развязке происходит конец истории.

    Как правило, акты отражаются в куплетах песни, в то время как через припев повторяется ключевая мысль (конфликт произведения).

    Получается, прием сторителлинга можно использовать в музыке, прибегая к следующей структуре:
    • песню вы делите на 3 акта, в каждом акте у вас происходит соответствующее действие (заявка, конфликт, развязка/кульминация истории). Акты выражены в куплетах песни.
    • между актами у вас припев, который содержит хук (запоминающийся, цепляющий элемент). В припеве с точки зрения истории обыгрывается (повторяется) ключевая мысль песни.
    • в конце песни (например, в последнем припеве) у вас наступает развязка истории.


трехактовая структура, выраженная в песне
  • Чтобы не быть голословными - давайте разберем несколько примеров.

Пример №1 - Love Story - Tailor Swift

  • Тейлор Свифт в своем главном шлягере 2010-тых использует классическую историю любви, чтобы рассказать о преодолении трудностей и достижении счастья с помощью трехактовой структуры.

    Первый акт: Юная влюбленность, встреча Ромео и Джульетты. Тейлор Свифт начинает историю с знакомства двух героев, которые влюбляются друг в друга.

    Второй акт: Препятствия из-за семейных разногласий, борьба за любовь. Отец главной героине запрещает ей видеться со своим возлюбленным, она переживает и мечтает в припевах с ним сбежать.

    Третий акт: Счастливый конец, предложение руки и сердца.
    Жених убедил отца героини в своей благонадежности и делает предложение невесте. История завершается счастливым концом, когда герои преодолевают все препятствия и воссоединяются.



  • Акты отражены в куплетах, в то время как припевы повторяются и содержат ключевую тему (конфликт песни).

    Вот посмотрите:
    Romeo, take me somewhere we can be alone
    I'll be waiting, all there's left to do is run
    You'll be the prince and I'll be the princess
    It's a love story, baby, just say, "Yes"

    исключение составляет последний припев - который содержит успешное разрешение конфликта (отец героини дал добро ее возлюбленному на брак)

    And said, "Marry me, Juliet
    You'll never have to be alone
    I love you and that's all I really know
    I talked to your dad, go pick out a white dress
    It's a love story, baby, just say, "Yes"

    При этом не обязательно, чтобы сама история была о каком-то герое или героине. Петь в рамках сторителлинга можно о себе и о своих переживаниях, заключая их в трехактовую структуру песни.


Пример №2 - Katty Perry - Firework

  • Отличный пример - песня Katty Perry "Firework".
    Песня разбита на акты в куплетах. Давайте разберем ее подробно с точки зрения сторителлинга.


  • Первый акт: Представление главной героини, его ощущение никчемности и переживания депрессии. Кэти Перри рассказывает что чувствует себя подавленной и незначительной.

    Второй акт: Внутренняя борьба и поиск самосознания. Певица начинает осознавать свою силу и ценность, несмотря на все сомнения и страхи.

    Третий акт: Обретение уверенности и самовыражение. История достигает кульминации, когда певица освобождается от своих страхов и засияет, как фейерверк, показывая свою внутреннюю силу и красоту.

    Ключевой конфликт песни (осознание своей ценности) содержится в припеве, где певица использует метафору фейерверка, чтобы рассказать историю о самооценке и самовыражении.

    'Cause baby, you're a firework
    Come on, show 'em what you're worth
    Make 'em go, "Oh, oh, oh"
    As you shoot across the sky
    Baby, you're a firework
    Come on, let your colors burst
    Make 'em go, "Oh, oh, oh"
    You're gonna leave 'em all in awe, awe, awe

    Чтобы подчеркнуть кульминацию в конце песни певица поет новое состояние себя (я ярче луны), с помощью коды (Outro)
    Boom, boom, boom
    Even brighter than the moon, moon, moon
    Boom, boom, boom
    Even brighter than the moon, moon, moon

    Еще в интернете ходит теория, о том - что песня певицы про борьбу с раком. А фейерверк - метафора химиотерапии, которая помогает победить болезнь.
    Друг, мой - где бы ты ни был, желаю тебе искренне настоящего и полного здоровья. Итак, продолжим изучать сторителлинг.

    Любители реализма ехидно подумают "ну вот - как петь про позитив в таком опасном и страшном мире", но история в песне не обязательно должна быть с позитивным концом. Вот - отличный пример.



Пример №3 - Король и Шут "Лесник"

  • Король и Шут на самом деле мастера сторителлинга.
    Песня "Лесник" разбита на три акта (три куплета не считая интро) и рассказывает небольшую историю ужасов.

  • В первом акте (он выражен в куплете песни) главный герой натыкается на избушку приветливого, но подозрительного лесника.
    Начинается завязка.

    Во втором акте (во втором куплете песни) у Лесника и героя случается конфликт. Лесник упоминает о своих друзьях - голодных волках, которых он любит кормить.

    В третьем акте, выраженном в последнем куплете, происходит: кульминация и развязка.
    Главный герой становится жертвой Лесника, который "взяв ружье наперевес" пошел кормить волков своим несчастным спутником.

    В припевах содержится хук, который повторяет приветственную фразу лесника, которая с каждым куплетом начинает звучать более жутко.
    "Будь как дома путник, я ни в чем не откажу, множество историй коль желаешь расскажу".

    Мы не знаем что произошло с героем позже. Спас ли его верный друг как в сериале или он погиб, тем не менее - концовка получается мрачной.
    Поэтому смело можно сказать - мрачные истории, рассказанные в песнях, тоже очень хорошо "работают" на слушателя.

    Иногда, даже не обязательно - что у истории, рассказанной в песне был один утвержденный конец. Можно оставить интригу, или клиффхэнгер как в фильмах ужасов. Давайте разберем такой пример.


Пример №4 - SIA "Chandellier"

  • Песня содержит откровение главной героини (самой певицы), которая рассказывает как притворяется счастливой, но губит свою жизнь в алкоголе и запрещенных веществах, желая забыться.

  • Акты как обычно выражены в куплетах, в то время как припев повторяет ключевой конфликт:
    I'm gonna swing from the chandelier, from the chandelier
    Я буду качаться на люстре, как на качели,
    I'm gonna live like tomorrow doesn't exist, like it doesn't exist
    Я буду жить, как будто завтра не наступит, будто завтра не будет..


    Первый акт: В начале песни Sia представляет главного героя — женщину, которая испытывает боль и одиночество. Она ищет утешение в вечеринках и алкоголе, чтобы забыться и убежать от своих проблем.

    Второй акт: Героиня становится зависимой от этого образа жизни, который постепенно разрушает её. Она продолжает пытаться "держаться за люстру", несмотря на осознание, что этот образ жизни приносит больше боли и страданий.

    Третий акт: В конце песни герой достигает критической точки, где она должна либо изменить свою жизнь, либо продолжать падение. Песня оставляет слушателя с чувством неопределенности и трагичности, подчёркивая, насколько трудно избавиться от самоуничтожающего поведения. Открытый финал подчеркивает кода песни.

    В финале героиня поет:
    Help me, I'm holding on for dear life,
    Помоги мне не потерять эту жизнь,
    Won't look down, won't open my eyes,
    Не хочу смотреть назад, не хочу ничего понимать,
    Keep my glass full until morning light
    Просто подливай мне, до самого утра,
    'cause I'm just holding on for tonight
    Потому что я живу этой ночью.

    Как итог - мы не понимаем что с ней, смогла ли она лечь в рехаб или сожгла себя в алкоголе до тла.


Итог:

  • Сторителлинг крутой прием создания интриги в музыкальном произведении.

    Совмещая прием сторителлинга с активным использованием запоминающегося хука (как писать хук мы пройдем через урок) - может получиться большой хит, как это вышло у SIA, Taylor Swift, Короля и Шута и у тысяч других исполнителей.

    Но чтобы получилось - необходимо:
    • продумать крутой и запоминающийся хук (запоминающийся элемент);
    • продумать структуру песни согласно трех-актам (завязка - конфликт - кульминация);
    • через текст песни рассказать искреннюю историю (которая вас цепляет, возможно о себе, возможно о лирическом герое, но это должно быть что-то настоящее).


Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. Вспомните придуманную вами мелодию (проходили в домашнем задании на прошлом уроке). В прошлых уроках вы должны были ее гармонизировать и также продумать ее структуру.
  3. Продумайте историю, которую будет рассказывать ваша первая песня. О чем эта история?
  4. Вспомните трех-актовую структуру, которую мы проходили на прошлом уроке и на ее основании продумайте структуру песни, о чем будет рассказывать каждый куплет.
  5. Через неделю - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.