О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Гаммы на гитаре, пентатоника и подбор на слух с помощью гамм - урок №8

В этом уроке мы научимся подбирать мелодии на слух, а также освоим базовые основы музыкальной импровизации (изучим что такое гаммы и как их применять).


Время урока: 20 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст и смотрите видео к упражнениям;
2) внизу будет домашнее задание, делайте его каждый день по 15-30 минут;
3) через неделю переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • Сегодня будет очень важный урок, на котором мы с вами научимся играть любые мелодии на гитаре, подбирая их на слух. Узнаем, что такое гамма. Разучим пентатонику, а также заложим фундамент в ваш будущий навык импровизации на гитаре.


    Поехали! Итак, представьте, что вы где-то гуляете по городу или бродите в парке. И в дали услышали какую-то мелодию. Вам она понравилась. И вы хотите её сыграть, что в таком случае делать? Первый вариант, если вы знаете название мелодии (например, вы смогли её зашазамить), то вы сможете загуглить её. И найти её табулатуру. Но тут у этого варианта есть много ограничений.

    Во-первых, нужно понимать, что табулатура есть далеко не ко всем мелодиям. Во-вторых, в интернете множество кривых табулатур, потому что их делают обычные пользователи. Кроме того, мелодия могла прийти вам в голову вы могли её сочинить. У меня, например, так часто бывает. Иду, гуляю, слушаю какую-то музыку, мне вдруг приходит какая мелодия в голову. Я хочу ее записать. Я записываю на диктофон, и дальше мне нужно подобрать эту мелодию на слух. И тут зазнавшиеся гитарные учителя, которые хотят содрать с вас деньги, сразу скажут: «ну это нужно годами заниматься в музыкалке, проходить сольфеджио».


    Я с этим не согласен. Во-первых, если у вас есть навык абсолютного слуха — это круто. Абсолютный слух - это навык, когда вы можете узнать любую ноту просто её услышав. Это безусловно дар, но он есть очень небольшого количества людей у одного из 10.000 в среднем.
    Поэтому если у вас его нет, совершенно не расстраивайтесь. У вас, если вы можете слышать, есть относительный слух. Относительный слух - это умение от какой-то ноты, например, от тоники подобрать на слух мелодию.


    Нет безусловно очень круто если у вас есть навык сольфеджио. Это значит, что вы мелодию подберёте за несколько секунд. например, за 10, за 15 секунд. Но если у вас этого навыка нет, то у вас на это уйдёт, например, полчаса. А если вы немножко потренируйтесь, например, пару месяцев то эти полчаса подбора сократятся до 10-5 минут. В этом и есть вся разница - подбирать мелодии может каждый.

Как подбирать мелодии на слух на гитаре?

  • Прежде чем научимся подбирать мелодии на слух очень важно вспомнить третий урок моего бесплатного курса - про тональность и лад. Если вы не смотрели - бегом смотреть - в любой музыкальной мелодии есть две важные вещи: это тоника и лад, которые формируют тональность.

    Тоника – это та нота, к которой тяготеют все ноты музыкального фрагмента, главная нота.
    Лад - это правило приглашения других нот к тональности. Ещё эту ноту называют тоникой.
    Вместе тоника и лад - формируют тональность музыкального произведения. Тональность - это некие "правила" игры нот, которые вместе с тоникой сочетаются друг с другом и звучат гармонично.

    Случайный набор нот от полноценных мелодий отличает, что у осознанных мелодий есть тональность.
  • Если вам всё ещё непонятно, то рекомендую посмотреть третий урок.

    Чтобы подобрать мелодию, которую вы услышали или сочинили в уме, на гитаре, нужно определить её тональность. Для начала найдите тонику — главную ноту тональности.

    Для этого возьмите пятую или шестую струну и играйте на ней ноты по очереди, напевая свою мелодию (или воспроизведите ее с диктофона/плеера).
    Сначала звуки на гитаре будут звучать негармонично, но в какой-то момент одна из нот прозвучит идеально. Несколько раз сыграйте её — она должна сочетаться с каждой нотой мелодии. Если всё хорошо, то это и есть тоника.

    Важно знать, что в большинстве случаев мелодия начинается с тоники (первой ноты тональности).
    Поэтому первая нота, которую вы считаете тоникой, обычно является правильной.

    Например, первый аккорд в песне будет аккордом тоники. Однако это не всегда так, поэтому нужно убедиться, что нота, которую вы считаете тоникой, звучит гармонично и остальные ноты как будто бы к ней тяготеют.

    Итак, вы нащупали тонику на слух. Теперь нужно узнать лад — мажорный или минорный. Мажорный звучит весело и оптимистично, а минорный — грустно или задумчиво. На слух вы сможете определить лад.

    Зная лад и тонику, вы сможете определить тональность. Например, если нащупанная мелодия имеет тонику До и лад мажорный, то она написана в тональности До мажор. Если что-то непонятно, посмотрите видео внизу страницы урока на сайте.

    Далее вам нужно понять, какие ноты можно сыграть, чтобы они сочетались с тоникой и вписывались в ноты тональности вашей мелодии. Для этого необходимо будет сыграть гамму подобранной тональности.
    И давайте о ней (о гамме) поговорим подробнее.

Что такое гамма?

  • Что такое гамма?
    Гамма - это упражнение, где я последовательно от тоники играю ноты по формуле лада. То есть играя гамму, я играю все ноты, которые "вписываются" в тональность вашего музыкального произведения (вспоминаем - тональность состоит из тоники и других нот, которые к ней приглашаются с помощью формулы лада "интервалов")

    Сейчас посмотрим, как это выглядит на фортепиано. Еще раз, гамма - это последовательное упражнение, где играю нотку за ноткой - ноты от тоники по формуле лада.

    Например, у меня Ре тоника, лад у меня мажорный, значит я чтобы построить гамму и на ее основании подобрать ноты мелодии в Ре мажоре, играю по формуле лада ноты, которые у меня сочетаются с тоникой и формируют Ре мажорную тональность.
  • Для этого я беру тонику и от нее провожу расчеты по формуле либо мажорного лада (если мелодия звучит радостно, оптимистично), либо минорного (если мелодия грустная, задумчивая). Формула лада (о ней мы подробно говорили в третьем уроке) выражена в расстояниях между нотами от тоники. У мажора формула одна (тон-тон-полтона-тон-тон-тон-полтона), у минора - другая.
  • При игре на гитаре - все гораздо проще.
    Нам не нужно каждый раз считать ноты гаммы от тоники по формуле лада (например, если я в Ре мажоре мне не нужно каждый раз считать по формуле мажорного лада: тон-тон-полтона-тон-тон-тон-полтона, ноты которые я могу сыграть в Ре мажоре, чтобы подобрать мелодию).

    Мне нужно всего лишь выучить за всю жизнь одну До мажорную гамму, которая состоит из пяти позиций пальцев.
    Чтобы подобрать мелодию в Ре мажоре - я беру и двигаю все пять позиций До мажорной гаммы на два лада на гитаре (или на тон, ведь между соседними ладами на гитаре всегда полтона) и вот - я в Ре мажоре и играю Ре мажорную гамму.

    Это одна очень крутая особенность гитары. Она обеспечена благодаря тому, что между всеми нотами на гитаре (ладами) - полтона. В отличие от клавишных, где расположение нот четко привязано к белым или черным клавишам, на гитаре при смене позиций пальцев - меняется тональность мелодии. Это позволяет нам подбирать на гитаре любые мелодии очень просто, за счет всего лишь одной выученной гаммы, которую мы перемещаем по грифу гитары и получаем гамму в нужной нам тональности.
вот так на гитаре, двигаем форму гаммы и получаем гамму в другой тональности
Важно!

выучив одну гамму на гитаре (До мажорную) и определив тональность вашей мелодии - вы сможете подобрать ее на слух в той тональности, где она написана. Для этого просто "двинуть" До мажорную гамму на необходимое количество ладов на гитаре.
С минорными тональностями также, но об этом поговорим ближе к концу урока.

Продолжаем тему подбора мелодии


  • Вернёмся к нашей мелодии. Мы нащупали тональность нашей мелодии (допустим До мажор, в видео уроке внизу - таймкод с мелодией: 8.52)

    Лад на слух мы определили - он у нас мажорный. Соответственно, мы берём и вспоминаем единственную гамму, которую мы за сегодня пройдём, и которая вам в принципе и нужна (гамма До мажор). И зная ноты До мажорной гаммы, мы легко построим на этих нотах нашу мелодию.

    Видите, как просто. Действительно на гитаре не нужно считать ноты по формуле лада, чтобы подобрать мелодию на слух.

    Нам нужно выучить всего одну гамму, которая состоит из пяти позиций. И двигая эти 5 позиций по грифу, мы будем менять тональность мелодии. Благодаря чему, выучив одну гамму из пяти позиций, мы сможем сыграть любые мелодии в любой тональности.

    Иными словами, вы выучиваем одну форму гаммы (одну гамму) и двигая ее по рифу, мы можем сыграть гамму в любой тональности и таким образом подобрать ноты любой мелодии в любой тональности.

    Чтобы было проще, давайте вспомним урок 4, где мы с вами проходили аккорды. Вспомните, я беру одну аккордовую формулу и двигаю её по грифу. У этой аккордовой формы меняется тональность аккорда, но "какие пальцы что зажимают" не меняется.



Вот например, двигаем аккорд Ля минор на тон и получается Си минор (на втором ладу гитары).
А двинем Си минор на полтона - получится аккорд До минор на третьем ладу.
Поэтому на гитаре мне не нужно учить каждой аккорд каждой тональности (например, учить До минорный, До диез минорный аккорд, Ре минорный аккорд, Ре диез минорный аккорд и т.д). Мне достаточно выучить несколько аккордовых форм, и двигая их по грифу гитары, я получу аккорд нужный мне тональности.
Как в примере, выучив форму Ля минор, двину ее на лад и получу Ля диез Минор, двину еще на лад (полтона) - получу Си минор и тд.

  • Тоже самое и с гаммой. Мы выучиваем одну гамму (До мажор), и двигая ее по грифу, меняем тональность гаммы, благодаря чему можно сыграть гамму в любой тональности и таким образом подобрать мелодию.

    Итак, давайте же выучим эту гамму.

Выучиваем До-мажорную гамму на гитаре


  • Выучим ту самую волшебную гамму, двигая которую по грифу мы можем сыграть мелодию в любой тональности и таким образом подобрать на слух мелодию, в какой бы тональности она бы не была написана (ниже мы еще раз повторим как это делать).

    До мажорная гамма состоит из 5 позиций на гитаре.

    Первая позиция играется от 3 лада.
    Получается (начинаем с 6 струны),
    далее называю лады: 3-5 (6 струна), 2-3-5 (5 струна), 2-3-5 (4 струна), 2-4-5 (3 струна), 3-5-6 (2 струна), 3-5 (первая струна).

первая позиция гаммы
Примечание:

В схемах гаммы обозначены ноты по-английски.
С - До, D - Ре, E - Ми, F - Фа, G - соль, A - ля, B - Си.

  • Вторая позиция До мажорной гаммы на гитаре начинается от 5 лада.
    Начинаем с 6 струны: 5-7-8 (лад); на 5 струне : 5-7-8 (лад); на четвертой струне: 5 и 7 лад; на 3 струне 4-5-6 лад; на 2 струне: 5-6-8 лад; на первой струне 5-7-8 лад.
Обратите внимание:

Одна позиция гаммы перетекает друг в друга, например, первая позиция До мажорной гаммы на 4 струне заканчивается на 5 ладу, а вторая позиция на 3 струне и начинается с 5 лада. Все позиции гаммы взаимосвязаны друг с другом.

  • Третья позиция начинается от 8 лада.
    Начинаем с 6 струны: 8-10 (лад); на 5 струне : 7-8-10 (лад); на четвертой струне: 7, 9 и 10 лад; на 3 струне 7, 9 и 10 лад; на 2 струне: 8 и 10 лад; на первой струне 7-8-10 лад.

  • Перейдем к четвертой позиции.
    Учим ее с 6 струны, получается 10-12-13 (лад); на 5 струне: 10 и 12 лад; на четвертой струне: 9-10-12 лад; на третьей струне 9-10-12 лад; на второй струне 10-12-13 (лад) и на первой струне тоже самое 10-12-13 (лад).


  • Перейдем к последней пятой позиции. Учим ее с 6 струны, получается 12-13-15 (лад);
    на 5 струне: 12, 14 и 15 лад;
    на четвертой струне: 12, 14 и 15 лад;
    на третьей струне 12 и 14 лад;
    на второй струне 12-13 и 15 (лад) и на первой струне тоже самое 12-13 и 15 (лад).


  • Что дальше? Дальше гамма повторяется. Дело в том, что ноты на 12 ладу соответствуют открытым струнам гитары (на октаву выше), и значит сыгранные после 12 лада на гитаре ноты, будут повторять уже пройденные позиции. Например, на 15 ладу мы повторяем нашу первую позицию гаммы.


  • Поздравляю! Вы выучили важнейшую гамму, благодаря которой вы сможете играть ноты в любой тональности и подбирать ноты в любой тональности на слух.
    Ниже мы разберем как и .... если данная гамма для вас сложна - не расстраивайтесь! Ниже мы пройдем ее сокращенную версию, но сначала научимся ей пользоваться.

Важное примечание!
Обратите внмание, каждая позиция гаммы перетекает в другую. Кроме того, после 5-той позиции повторяется первая позиция гаммы. Поэтому, если при переносе гаммы вы окажитесь, например, в ре мажоре. то первую позицию гаммы вы сыграйте на 5 ладу, а пятую позицию гитары на втором ладу (поскольку все позиции гамы повторяются).
Ниже картинка с объяснением.

Как двигать гамму на гитаре, чтобы подобрать мелодию в нужной мне тональности?


  • Повторю еще раз. Чтобы сыграть ноты в любой тональности - нам на гитаре нужно выучить одну гамму (До мажорную) и двинуть ее на то количество ладов, которое необходимо, чтобы оказаться в нужной тональности.

    Например, я хочу подобрать мелодию в Ми мажоре (услышал ее по радио, определил тонику Ми на слух, лад на слух мажорный).
    Чтобы это сделать, я вспоминаю До мажорную гамму и двигаю ее позиции на 4 лада на гитаре, вспоминая расстояния между нотами До и Ми (тон: До-Ре, тон: Ре-Ми - значит двинуться мне надо на 4 лада, ведь между соседними ладами на гитаре-полтона, а через лад - тон).



  • Еще раз: все очень просто!
    Вы выучивайте одну гамму (до мажорную) в 5 позициях! Чтобы сыграть любую мажорную гамму в другой тональности - вы берете и двигаете все 5 позиций До мажорной гаммы на то, количество ладов на гитаре, на которое необходимо двинуться, чтобы оказаться в нужной тональности.

    Например, двиньте позицию До мажорной гаммы на полтона (полтона у нас соответствует одному гитарному ладу) и окажитесь в До диез мажоре, на еще полтона и лад и окажитесь в Ре мажоре, еще на полтона и в Ре диез (ми бемоль) мажоре, еще на полтона - в Ми мажоре и т.д


пример: двигаем наши 5 позиций на полтона и получаем гамму в До диез мажоре!

  • Далее, зная сыграв гамму в тональности вашей мелодии, вы легко подберете ее на слух.
    Для этого вслушайтесь в те ноты, которые повторяются в мелодии и с помощью игры гаммы - найдите их.
    Опираясь на эти ноты и играя ноты гаммы - вы легко сможете подобрать мелодию на слух.

Важно! Вот полный алгоритм, как подбирать любые мелодии на гитаре на слух с помощью гамм:

  1. слушайте мелодию, которую хотите подобрать;
  2. на слух нащупывайте ее тонику, для этого поете мелодию (которую хотите сыграть) и параллельно ей играйте ноты на 5 или 6 струне, в какой то момент вы услышите, что нота которую вы играете на 5 или 6 струне соответствует тонике той мелодии, которую вы опевайте и хотите подобрать на слух (тоника - это главная нота тональности);
  3. на слух определяйте мажорный или минорный лад мелодии (мажорный = веселый, позитивный; минорный - грустный, задумчивый);
  4. определив тонику и лад (пусть у нас например, Соль мажор) - вспоминайте выученные 5 позиций до мажорной гаммы и двигайте ее до определенной вами тоники на необходимое количество гитарных ладов. (например, двигаем До мажор до Соль мажор: до-до диез-ре-ре диез-ми-фа-фа диез-соль: итого на 6 ладов).
  5. играете гамму в нужной вам тональности (тональности вашей мелодии) и на ее нотах подбирайте мелодию, для этого вслушивайтесь в то, какие ноты постоянно повторяются в мелодии и воспроизводите их.

А что делать с минором? Как его подбирать на гитаре?



  • Внимательный слушатель моего бесплатного курса - тут же скажет "Ты меня обманываешь? Ты говоришь, что чтобы подбирать мелодии на слух и играть их в разных тональностях нужно выучить одну гамму - до мажорную. А как же минор?"

    И здесь есть огромный лайфхак. Для подбора мелодий на гитаре в том числе и в миноре, нам действительно необходимо выучить одну гамму - мажорную, поскольку мажорная гамма До мажор содержит те же ноты, что и Ля минорная гамма. То же самое и с другими мажорными гаммами: До диез мажорная имеет те же ноты, что и Ля диез минорная, а Ре мажорная - одинакова по составу нот с Си минорной и тд.

    Такие тональности в музыке называют параллельными.
    Это связано с тем, что они используют одни и те же ноты, но имеют разную тонику (главную ноту). Для того чтобы это прояснить, давайте посмотрим на структуру мажорной и минорной гамм.


сравнение до мажорной гаммы и параллельной ей ля минорной


  • Так и со всеми мажорными гаммами. Если от тоники мажорной тональности мы посчитаем по формуле мажорного лада (тон-тон-полтона-тон-тон-тон-полтона) 6 ноту, то от нее можно построить параллельный минор (то есть гамму с теми же нотами , что и мажорную, но минорную).

    Считать нам ничего не нужно. Просто выучивайте До мажорную гамму и знайте, что если вы играйте ее в Ля минорной тональности, то она Ля минорная.

    И значит, чтобы сыграть минорную гамму в любой тональности, вспоминайте Ля минорную (которую мы можем построить от До мажора) и двигайте ее на необходимое количество ладов.

    Например, чтобы сыграть Си минорную гамму, мне нужно Ля минорную (до мажорную) гамму (все 5 выученных позиций) двинуть на два лада.

вот так, двинули на два лада (ля минорную/до мажорную гамму) и получили си минорную гамму- и значит можем подобрать мелодию в Си миноре
  • Наличие таких параллельных тональностей у каждой тональности в музыке - волшебство. В природе это напоминает квантовую физику, где у каждой частицы есть брат близнец, но с противоположным зарядом (например, электрон и позитрон; нейтрино и антинейтрино).
    Такие частицы имеют одинаковую массу, спин - только разные заряды.

Что делать если мне сложно выучить До мажорную/Ля минорную гамму на гитаре?


  • Часто ученики не хотят выучивать гамму и считают ее сложной.
    И вы тут не одни. Рок музыканты 50-тых, тоже не очень хотели тратить время на выучивание гаммы, поэтому начали активно употреблять ее сокращенную версию (сокращенную гамму еще придумали в древние древние времена, но начали активно использовать в популярной музыке в 50-60 тых годов) .
    И сегодня мы тоже ее выучим. Эта сокращенная версия До мажорной (а также Ля минорной гаммы) называется пентатоника.

    Она позволит выучить гамму гораздо быстрее и проще и подбирать мелодии. Вы наверняка слышали о пентатонике.

    Пентатоника, это ТАЖЕ до мажорная (или ля минорная гамма), просто у нее для удобства убрали ноты, расстояние между которыми полтона и получилось вместо 7 звуков - пять (поэтому гамма и называется пентатоникой).

    Еще раз - это та же самая гамма (до мажорная или ля минорная), просто сокращенная для удобства. И если честно, 80% гитарных соло в рок и поп музыке основаны именно на пентатонике.
взглянем на клавишные. Из до мажорной гаммы уберем полутона (ноту Фа и Си) и получим пентатонику.

А теперь выучим пентатонику на гитаре!


  • Выучим 5 позиций До мажорной и Ля минорной пентатоники.

    Вот первая позиция (играется как и первая позиция До мажорной гаммы) с 3 лада:

    Получается: 6 струна: 3 и 5 лад,
    5 струна: 3 и 5 лад;
    4 струна 2 и 5 лад;
    3 струна 2 и 5 лад;
    2 струна 3 и 5 лад;
    1 струна: 3 и 5 лад
вот первая позиция пентатоники


  • Перейдем ко второй позиции, Играется она на 5 ладу:
    6 струна 5 и 8 лад;
    5 струна 5 и 7 лад;
    4 струна - 5 и 7 лад;
    3 струна - 5 и 7 лад; 2 струна:
    5 и 8 лад;
    1 струна: 5 и 8 лад.
вторая позиция до мажорной пентатоники
Важно! обратите внимание:
позиции пентатоники как и до мажорной/ля минорной гаммы перетекают друг в друга. Например, на нотах где заканчивается первая позиция (5 лад) - начинается вторая позиция.

  • Выучим третью позицию.
    6 струна:
    8 и 10 лад;
    5 струна 7 и 10 лад;
    4 струна - 7 и 10 лад;
    3 струна - 7 и 9 лад;
    2 струна 8 и 10 лад;
    1 струна: 8 и 10 лад.

третья позиция до мажорной, ля минорной пентатоники



  • Потерпите, осталось немного! Выучиваем 4 позицию пентатоники (сокращенной версии До мажорной и Ля минорной гаммы)
    6 струна: 10 и 12 лад;
    5 струна - 10 и 12 лад;
    4 струна - 10 и 12 лад;
    3 струна: 9 и 12 лад;
    2 струна 10 и 13 лад;
    первая струна - 10 и 12 лад.


  • И последняя позиция (5 тая):
    6 струна - 12 и 15 лад;
    5 струна: 12 и 15 лад;
    четвертая струна 12 и 14 лад;
    третья струна: 12 и 14 лад;
    вторая струна 13 и 15 лад;
    первая струна - 12 и 15 лад.


  • Дальше позиции у нас повторяются. На 15 ладу мы повторяем первую позицию, на 17- вторую (вспоминаем: после 12 лада все ноты у нас повторяются, но на октаву выше).

Еще раз повторяем гаммы на гитаре!



  • Для чего мы сегодня выучили нашу гамму до мажорную-ля минорную, её сокращённую версию – пентатонику?

    Первая область применения: благодаря ней вы можете подбирать любые мелодии. Например, вам пришла в голову мелодия. Вы хотите сыграть её на гитаре. Для этого:
    1. Нащупали тонику мелодии на слух (для этого опеваем мелодию и поверх нее играем ноты на 5 или 6 струне и пытаемся услышать момент, когда сыгранная нота будет ощущаться как тоника);
    2. На слух определяем мажорная или минорная тональность;
    3. Далее, определив тональность вспоминаем как выглядит выученная гамма (в До мажоре или в Ля миноре). Если сложно выучить До мажорную/ Ля минорную гамму - вспоминаем пентатонику.
    4. Двигаем гамму на необходимое количество ладов на гитаре, чтобы оказаться в нужной тонике (помня, что между ладами на гитаре полтона).
    5. На основании нот гаммы - подбираем мелодию.

    Ещё одна область применение нашей с вами гаммы - это импровизация. Нащупав тональность любой мелодии, вы можете поверх неё придумывать любые гитарные рифы или импровизации.
    Однако о ней (импровизации) мы еще поговорим в будущих уроках. Пока не будем забегать вперед.


Видео версия урока

Ответы на популярные вопросы по теме урока

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Выполняйте указанные упражнения;
  3. Через неделю - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.