Заимствованные аккорды

В этом уроке мы научимся как разнообразить вашу мелодию, добавив в нее заимствованные аккорды (аккорды, которые "не вписываются" в тональность песни).


Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст урока;
2) внизу будет домашнее задание (нажмете "следующий урок"- чтобы перейти к ДЗ).

Вводное слово

  • В прошлых уроках мы прошли:
    • основы гармонии при написании песен;
    • популярные способы отхождения от классической гармонии
    одним из таких популярных способов и было использование заимствованных аккордов. В этом уроке разберем эту тему подробно и научимся применять такие заимствованные аккорды.


Важно:
Если вы случайно оказались на этой странице урока - бегом проходить прошлые уроки. Ниже ссылка.
Без прохождения уроков:
вам будет сложно понять этот урок. Сначала посмотрите прошлые занятия - а потом возвращайтесь к теме.

Что такое заимствованный аккорд?

  • У любого музыкального произведения есть тональность.

    Тональность состоит из главной ноты (тоники) и других нот, которые "приглашены" к тонике на основании формулы лада (мажорной или минорной).

    Тональность песни (или музыкального фрагмента) устанавливает конкретные ноты, которые могут быть сыграны в музыкальном произведении.

    Например, в До мажорной тональности (тоника До, лад - мажорный), могут быть сыграны ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си - До. Эти ноты определены формулой лада (в данном случае мажорной). Формула лада- это расстояния между нотами (интервалы), которые и определяют какие ноты я могу сыграть в установленной тональности. Если не понимайте о чем речь - бегом смотреть один из прошлых уроков.

    Классическая гармония рекомендует играть ноты, петь ноты и поверх них играть аккорды, которые состоят из нот, которые "вписываются в тональность на основании формулы лада". Такие ноты будут звучать гармонично.

    Например, в До мажоре мы можем спеть любые ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си - До и поверх них сыграть те аккорды, которые состоят из этих нот. Например, поверх До мажорной мелодии мы можем взять и сыграть аккорды До мажор (состоит из нот До-Ми-Соль), Ми минор (Ми-Соль-Си), Ля минор (Ля-До-Ми) и тд.

    Чтобы не уходить в математику и каждый раз не считать какие ноты мы можем сыграть в выбранной тональности - мы используем кварто квинтовый круг. Открываем его, находим нужную тональность и видим соседние с ней аккорды (соседние по кругу). Именно эти аккорды мы и можем сыграть поверх нашей мелодии.

    Ниже нарисовал схемку. Если не понимайте о чем речь - бегом смотреть прошлые уроки.

вот схемка
как видите на примере До мажорной тональности - соседние аккорды с До (С по-английски) подходят для игры в До мажорной тональности. То есть с помощью этих аккордов (например, Ми минора или Фа или Ре минора) можно гармонизировать До мажорную мелодию (сыграть эти аккорды поверх мелодии).
  • Так вот, в современной эстрадной музыке (рок, поп, альтернатива) музыканты часто отходят от правил классической гармонии (играть только ноты, которые вписываются в тональность и играть поверх них аккорды, которые состоят из нот, которые вписываются в тональность) и добавляют аккорды, которые содержат одну или несколько нот, которые не вписываются в тональность (те аккорды которые НЕ находятся рядом с искомой тональностью на кварто-квинтовом круге).

    Такие аккорды и называют заимствованными.

    Иными словами, заимствованный аккорд - аккорд, который содержит одну или несколько нот, которые НЕ вписываются в ноты тональности песни/музыкального фрагмента, которые устанавливает лад (правила лада).

    Вот как это звучит «по-научному».
    "Заимствованный аккорд — это аккорд, который не входит в диатоническую тональность основной гаммы, но используется для добавления разнообразия и интересных гармонических переходов в мелодии."

    Например, если я возьму и добавлю в До мажорную тональность аккорд Ре, то он содержит ноту Фа диез, которая не вписывается в До мажорную тональность.

    Такой аккорд называется заимствованным в тональности песни До мажор.

    Ниже схемка.

схемка с примером заимствованного аккорда в До мажоре. Если не понятно почему - вот объяснение. До мажор состоит из нот До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Ноты тональности мы вычислили на основании формулы мажора:
До-(тон)-Ре-(тон)-Ми-(полтона)-Фа-(тон)-Соль-(тон)-Ля-(тон)-Си-(полтона)-До

Аккорд Ре мажор имеет свою тонику как и любой другой аккорд (об этом мы говорили в прошлых уроках). Ре мажорный аккорд состоит из 1-3-5 ноты от тоники аккорда (тоже считается по формуле мажорного лада от тоники аккорда): Ре (1) - Фа диез (3)- Ля (5). Как мы видим нота такого аккорда (Фа диез) НЕ вписывается в ноты До мажорной тональности.

Что дает заимствованный аккорд?

  • Заимствованные аккорды используются для:
    • Добавления гармонического разнообразия;
    • Создания неожиданных и интересных переходов;
    • Усиления эмоционального воздействия мелодии;
    • Привлечения внимания слушателей.

    Иными словами, заимствованный аккорд помогает разнообразить мелодию, придать ей "перчинку", "особенность".



Откуда заимствовать аккорды?

  • Так если быть кратким - вы вправе делать все, что угодно. Хоть всю мелодию построить из заимствованных аккордов.

    Однако, скорее всего такая мелодия будет звучать очень странно. Если вы слишком много будете использовать заимствованных аккордов в песне или выберите совсем "далекие" аккорды (аккорды у которых несколько заимствованных нот), то вы рискуете потерять чувство тональности и превратить вашу мелодию из цельной - в какафонию. Опять же, если это ваша творческая идея - ваше право.

    Но, если хотите "добавить" перчинку/краску, и не потерять чувство тональности (цельности песни, следование тональности и ладу дает такое чувство "цельности"), то нужно выбирать "близкие" заимствованные аккорды.

    Тут давайте расскажу подробнее.
    Заимствованные аккорды можно условно поделить на родственные/близкие и далекие.

    Родственные аккорды - аккорды, которые имеют одну заимствованную ноту.

    Например, в До мажорной тональности, это аккорд Ре мажор, у которого одна заимствованная нота (Фа диез), которая НЕ вписывается в До мажорный лад. Выше была схема (повторять ее не буду).

    Далекие заимствованные аккорды содержат 2 и более заимствованных ноты. Например, аккорд Ми бемоль мажор содержит аж две заимствованные ноты, которые не вписываются в До мажорный лад (Ми бемоль- Си бемоль).

    Давайте сначала научимся заимствовать родственные аккорды.

Заимствуем родственные аккорды из родственных тональностей

  • Проще всего заимствовать аккорды из родственных тональностей.
    Такие тональности находятся на кварто квинтовом круге через соседние с выбранной тональностью.

    Чтобы понять какие аккорды можно заимствовать - найдите вашу тональность на кварто-квинтовом круге.


  • Вот три шага - как это сделать:

    Шаг 1: Найдите основную тональность
    Начните с определения основной тональности вашей песни. Например, если ваша песня в тональности До мажор, найдите эту тональность на кварто-квинтовом круге.

    Шаг 2: Определите родственные тональности
    На кварто-квинтовом круге родственные тональности находятся на одну или две позиции вправо и влево от основной тональности. Для тональности До мажор родственные тональности — это Соль мажор и Фа мажор.
    • Соль мажор
    • Ми минор
    • Фа мажор
    • Ре минор

    Шаг 3: Подберите аккорды из родственных тональностей
    Используйте аккорды из родственных тональностей для создания интересных гармонических переходов. Например, вы можете заимствовать аккорд Си бемоль (B b)! из Фа мажора или аккорд Ре мажор из Соль мажора, чтобы добавить интересные гармонические оттенки в вашу композицию.

    Ниже схемка на кварто-квинтовом круге.

  • Теория ничто без практики, поэтому вот пару примеров.

    В песне Sympathy for The Devil группы Rolling Stones- мы заимствуем аккорд Ре (являющийся по счету седьмым аккордом в Ми мажорному ладу, но не вписывающимся в тональность поскольку имеет заимствованную ноту).

слушать с 0:56
  • Заимствованный Ре мажорный аккорд (из соседней тональности Ля мажор) создает напряжение.

    Таким образом идеально раскрывая чувство приближающейся опасности. Будто вы сидите в спокойный и тихий летний день на скамейке на Патриарших прудах и тут видите подходящего к вам стильного мужчину, похожего на Воланда из культового романа "Мастер и Маргарита", который жутко улыбается и хочет с вами заговорить.

  • Приведем еще пример.
    В куплете культовой песни House of the Rising Sun, которая написана в Ля миноре, заимствуется аккорд Ре мажор из соседней тональности (Ре). Он создает сильное напряжение, тревогу.


слушать с начала песни
  • Добавление заимствованного аккорда из родственной тональности создает напряжение, драматизм.

  • Также в конце куплета заимствуется и аккорд Ми (E) (с минорного меняется на мажорный). Но об этом приеме мы поговорим чуть позже.

    Заимствованный аккорд из соседней тональности часто располагается в конце аккордовой последовательности, чтобы придать напряжения.

    Например, в припеве песни Coldplay - The Scientist такой аккорд (До мажор в Си бемольной тональности) - дает меланхоличное и богатое звучание, создавая контраст (вместе с драматичным вокалом Криса Мартина).


слушать cо 2 минуты 32 секунды
  • Ниже пример (схемка).
    Вот он - добавленный в конце при аккордовой последовательности припева (припев в Си бемоль мажоре) - До мажорный аккорд создает очень красивый контраст.
    В конце припева (Oh take me back to the start) - он "разрешается" в доминанту (Фа мажор), что создает особенно красивый контраст.

Заимствуем аккорды, меняя мажорные - на минорные (а минорные на мажорные)

  • Один из интересных приемов - смена одного или двух мажорных аккордов в мажорной тональности на минорные за счет заимствования.

    Не пугайтесь, сейчас объясню.

    Вернемся к нашей До мажорной тональности.
    В ней если смотреть кварто-квинтовый круг все очень логично.
    Все аккорды, расположенные рядом с До на круге - подходят на 100%, поскольку содержат ноты До мажорного лада.

    Например, аккорд Ми минор содержит ноты Ми-Соль-Си, а аккорд Ре минор - ноты Ре-Фа-Ля.
    Все эти ноты вписываются в ноты Ля минорной тональности (на основании правил минорного лада).

    А теперь представьте, мы берем и меняем Ми минорный аккорд - на Ми мажорный, заимствуя его из другой тональности (Ми мажора).

    Например, аккорд Ре минор - меняем на Ре мажор. Такой аккорд содержит заимствованную ноту (Фа диез), но в некоторых аккордовых прогрессиях это может звучать красиво.

  • Теперь давайте на примерах.
    В куплете песни Radiohead - Creep, аж два таких аккорда.

  • Песня написана в Соль мажоре и нам бы по правилам гармонии - использовать аккорды: Соль мажор - Си минор - До мажор. Эти аккорды расположены по-соседству на кварто-квинтовом круге и содержат ноты, вписывающиеся в Соль мажорную тональность (на основании правил лада).

    Но Том Йорк берет и меняет Си минор - на Си мажор, а четвертым аккордом добавляет До минор (вместо До).

    Ниже схемка.

  • Такие заимствования создают очень странное ощущение магичности, таинственности музыкального произведения.
  • Возьмем еще один простой пример - куплет песни Oasis - Don’t Look Back in Anger.


куплет с заимствованным аккордом начинается с 14 секунды
  • В песне применяется вместо Ми минорного аккорда - Ми мажорный (если быть точнее Ми мажорный септаккорд, но нам сейчас это не важно).

вот схемка
  • Такой заимствованный аккорд создает чувство напряжения в песне.


  • И вот еще пример.
    В куплете песни Paint in Black - Rolling Stones - Cи минорный аккорд (который вписывается в Ми минорную тональность песни) - меняется на Си мажор (его берем из одноименной мажорной тональности).
куплет, где применяется заимствованный аккорд, начинается сразу же (с 5 секунды)
  • Ниже схемка.
    Вот смотрите, меняем Си минорный аккорд, на Си мажорный (из одноименного мажора).

Меняем субдоминанту или доминанту на одноименный минорный аккорд в мажорной тональности

  • Разновидностью выше разобранного приема является замена субдоминанты или доминанты песни мажорной тональности на одноименный минорный аккорд.

    В прошлых уроках мы разобрали, что расположенные слева или справа на кварто-квинтовом круге аккорды (от тоники) будут иметь функцию субдоминанты или доминанты - идеального аккорда для завершения последовательности аккордов в песне.
    Так вот - один из распространенных в поп музыке приемов заимствования является замена доминанты или субдоминанты на одноименный минор.

    Пример, заменять Фа мажор в До мажорной тональности на Фа минорный аккорд.

    Этот прием очень любят в мюзиклах, где сначала радостный герой прыгает, скачет, бегает по лужайке и поет о своей возлюбленной, а потом о чем то начинает задумываться и грустить что ему не суждено быть с ней.

    Также он активно применялся в роке 80-тых. Например, у Aerosmith припев песни Crazy - так и заканчивается.


привет с заимствованной субдоминантой начинается с 1 минуты 6 секунды (таймкод)
  • В песне рядом с субдоминантой Ре мажор добавляется Ре минорный аккорд (заимствованный из одноименного минора), что дает чувство рефлексии, задумчивости по началу казавшемуся веселому припеву американской группы.
    Ниже схемка.

ниже схемка

Заимствуем из тональности одноименного минора параллельной тональности


  • Еще одним необычным способом заимствования аккордов является заимствование из одноименного минора параллельной тональности.

    В уроке про основы музыкальной гармонии мы проходили понятие параллельной тональности - тональности, которая имеет те же ноты что и тональность, в которой вы находитесь. Отличия между ними только в названии лада и в тонике.

    Такие тональности на кварто-квинтовом круге расположены напротив. Например, Ля минор и До мажор. Или Ля мажор и Фа диез минор. Это и есть параллельные тональности.

    Ниже схема


  • Так вот - один из способов заимствования - заимствовать аккорды из одноименного мажора/минора параллельной тональности.

    Например, будучи в Ля миноре - вы можете заимствовать аккорды из одноименного минора параллельной тональности (До мажор-До минор).

    Давайте на примере.
    Куплет песни Enjoy The Silencе содержит заимствованный аккорд До минор, взятый из одноименного минора параллельной тональности.


c 16 секунды (аккорд играется на 21 секунде) - аккордовая прогрессия много раз повторяется

  • Ниже схемка с примером. .


  • Такое заимствование дает мрачное, немного "вампирское звучание". .

Заимствуем аккорд откуда угодно


  • Вы можете заимствовать аккорд откуда угодно, но помните – чем дальше заимствованный аккорд на кварто-квинтовом круге от вашей тональности, тем менее гармонично он звучит, поскольку содержит уже не одну, а несколько заимствованных нот.


    Приведу пример. Возьмем До мажорную тональность и добавим в нашу аккордовую прогрессию аккорд Фа диез мажор, который содержит аж 3 ноты, не вписывающихся в До мажорный лад (Фа диез - Ля диез - До диез).

    Такой аккорд будет звучать очень вызывающе, по-инопланетному.




пример

  • А с другой стороны - почему бы и нет.

    Если вы хотите достигнуть такого эффекта, это ваше законное право.



Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Перейдите по кнопке ниже - там представлена полная версия домашней работы.
  3. Через неделю - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.