У любого музыкального произведения есть тональность.
Тональность состоит из главной ноты (тоники) и других нот, которые "приглашены" к тонике на основании формулы лада (мажорной или минорной).
Тональность песни (или музыкального фрагмента) устанавливает конкретные ноты, которые могут быть сыграны в музыкальном произведении.
Например, в До мажорной тональности (тоника До, лад - мажорный), могут быть сыграны ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си - До. Эти ноты определены формулой лада (в данном случае мажорной). Формула лада- это расстояния между нотами (интервалы), которые и определяют какие ноты я могу сыграть в установленной тональности. Если не понимайте о чем речь - бегом смотреть
один из прошлых уроков.
Классическая гармония рекомендует играть ноты, петь ноты и поверх них играть аккорды, которые состоят из нот, которые "вписываются в тональность на основании формулы лада". Такие ноты будут звучать гармонично.
Например, в До мажоре мы можем спеть любые ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си - До и поверх них сыграть те аккорды, которые состоят из этих нот. Например, поверх До мажорной мелодии мы можем взять и сыграть аккорды До мажор (состоит из нот До-Ми-Соль), Ми минор (Ми-Соль-Си), Ля минор (Ля-До-Ми) и тд.
Чтобы не уходить в математику и каждый раз не считать какие ноты мы можем сыграть в выбранной тональности - мы используем кварто квинтовый круг. Открываем его, находим нужную тональность и видим соседние с ней аккорды (соседние по кругу). Именно эти аккорды мы и можем сыграть поверх нашей мелодии.
Ниже нарисовал схемку. Если не понимайте о чем речь - бегом смотреть прошлые уроки.