О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Написание песен с помощью хука

В этом очень важном уроке я раскрою секреты написания хука, чтобы вы могли сделать вашу песню будущим хитом.


Время урока: 20 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст урока;
2) внизу будет домашнее задание (нажмете "следующий урок"- чтобы перейти к ДЗ)
3) после выполнения домашнего задания - переходите к следующему уроку

Вводное слово

  • Здравствуйте, в этом уроке мы с вами научимся писать хиты, а именно сделаем ваши мелодии запоминающимися, чтобы вы могли привлечь к себе слушателей.
    В этом уроке я раскрыл весь свой опыт и множество секретных техник, которые помогут вам написать хит. Поэтому из всего курса - я считаю этот урок наиболее ценным.

    Прежде чем начать этот важнейший урок, давайте в двух словах повторим тему прошлых уроков сонграйтинга.

    1. C помощью вдохновения вы придумайте разные мелодии. Записывайте их на диктофон, чтобы дальше превратить в полноценные песни.
    2. Как вы придумывали мелодию, вы на слух нащупываете ее тональность. Тональность у нас состоит из тоники, то есть главной ноты. Как правило, это первая нота, но не всегда. И лада, мажорного или минорного. Есть еще лады, но эту тему мы пропустим, альтернативные лады мы разберем в дальнейших уроках. Тональность (тоника + лад) определяют какие ноты можно сыграть в музыкальном произведении (сыграть аккордами, спеть, сыграть в басу и на других инструментах), чтобы они звучали гармонично. Как нащупать тональность? Определив лад и тонику, соответственно, вы понимаете какой тональности, например, песня в ля-миноре, и вы можете ее гармонизировать, то есть подобрать аккорды, которые вы сыграете поверх мелодии, и, соответственно, сможете эту мелодию спеть, и затем записать, например, на студии.
    3. Для этого вы открываете кварто-квинтовый круг, в котором находите ваш тональность и берете соседние аккорды по кругу. Их ноты вписываются в тональность песни или музыкального фрагмента.
    4. Классическая гармония рекомендует вам, во-первых, использовать эти аккорды, которые являются соседними по кварт-квинтовому кругу от выбранной вами тональности, поскольку эти аккорды наиболее подходят, ибо их ноты полностью вписываются в тональность песни. Так и классическая гармония рекомендует начинать с тоники с 1 аккорда, а заканчивать на суб-доминанте или доминанте или на IV или V аккорде от тоники.
    5. Чтобы разнообразить песню, мы говорили в прошлых уроках о популярных отхождениях от классической гармонии, например, можно:
    • добавлять заимствованные аккорды (аккорды, которые находятся НЕ рядом с тоникой на кварто-квинтовом круге и как следствие содержат ноты, не вписывающиеся в тональность). Если этот прием использовать разумно - то, заимствованные аккорды могут придать песне больший динамизм или напряжение;
    • добавлять модуляции (смены тональности в песне);
    • начинать аккордовую последовательность не с тоники (не с I аккорда тональности);
    • заканчивать аккордовую прогрессию НЕ на субдоминанте или доминанте (IV или V аккорде от тоники) - а на другом аккорде (например, на III аккорде - медианте).
    • использовать другие лады (например, дорийский). О других ладах мы будем говорить в будущих уроках.
    6. Чтобы сделать песню интересной - в ней нужно продумать структуру. Необходимо за счет грамотной структуры распределить внимание слушателя таким образом, чтобы выделить хук (самый главный и запоминающийся момент песни, как правило в припеве) и за счет других элементов песни (куплета, бриджа) - подвести слушателя к хуку и распределять его внимание, чередуя хук с более спокойными элементами, чтобы слушатель Не терял интерес по мере прослушивания песни: как в кино, где экшн сцены (хуки в песнях) чередуются с более спокойными сценами, например с диалогами героев в перерыве между битвами (куплеты в песнях).

    Итак, чуть-чуть повторим в двух словах тему прошлого урока.
    И перейдем к теме сегодняшнего занятия, а именно начнем с вами понимать философию написания хита.

Философия написания хита

  • Итак, формула хита достаточно простая. Вам необходимо соблюсти семь следующих пунктов.
    Первое. Целостность. Песня должна быть гармоничной, а не быть какофонией звуков. Для этого мы проходили множество правил классической гармонии (у песни должна быть единая тональность, а все ноты, исполняемые песни должны вписываться в ноты, установленные ладом тональности). От этих правил можно отходить, но очень важно, чтобы даже при отхождении от классической гармонии - песня не теряла ощущение единства и гармоничности.
    Вторая составляющая формула хита - это хук. В песне должен быть яркий хук, который запоминается, заедает в мозгу с первого раза и не отпускает. Большинство песен, выложенных в интернете, не содержат хуки. Из-за чего они скучны для слушателя. Он их один раз послушает, услышит блеклый припев и навсегда забудет песню.
    Но если песня содержит хук, слушатель будет ее переслушивать вновь и вновь. Поэтому хук должен быть ярким.
Blur - Song 2 (содержит узнаваемый хук в припеве)
Пример хука: легендарное "ухуууу" - и есть пример хука. Главного запоминающегося элемента песни.
Rihanna - Diamonds (содержит узнаваемый хук в припеве)
Пример хука: припев песни (таймкод 1.32) "Shine Bright, Tonight, We beautiful like diamonds in the sky" и есть запоминающийся хук.
  • Нужно осознавать, что мы с вами живем в особое время, - время технологий, когда у людей
    • во-первых, нет времени на то, чтобы во что-то сильно погрузиться и в этом детально, досконально разобраться.
    • во-вторых, люди, массовый слушатель, сильно перегружен контентом.
    Если вы вспомните, что вы делали вчерашним вечером, скорее всего, вы смотрели социальные сети и натыкались на сотни постов, песен, YouTube-роликов и так далее.
    И лишь несколько процентов посмотренного вами контента вас зацепило. Где-то вы посмеялись, где-то вы узнали для себя полезную информацию, где-то подписались на кого-то в социальных сетях.
    Собственно говоря, нужно понимать, что в современном мире мы конкурируем с огромным количеством других вещателей контента. Помимо музыкантов, соответственно, блогеры, медийные личности, рекламу в социальных сетях и так далее, и так далее.

    Соответственно, в эпоху Тик-Тока, когда весь мир пересыщен медиа и быстрым потреблением контента, ваша задача — зацепить слушателя быстро, и для этого ваша песня должна изначально привлекать внимание и содержать запоминающийся элемент.
    Такой запоминающийся элемент еще называется хуком. Хук — это цепляющая линия, которая будет запоминаться. В любой популярной песне есть цеплялка или хук, главный цепляющий момент, который, во-первых, при первом прослушивании запоминается и заставляет слушателя переслушать песню или пересмотреть ваш клип. Во-вторых въедается человеку в мозг, из-за чего он из раз в раз начинает напевать вашу песню и так потихоньку знакомиться с вашим творчеством.

    Самый банальный пример — это страшная песня Baby Shark, которую знают все родители на планете Земля. Хоть я не родитель, но постоянно на эту ужасную песню, которая вся является хуком.
Пример хука: та самая песня "Baby Shark". Наверное, на данный момент это самый известный хук.
  • Без яркого и запоминающегося хука - песня в 21 веке не станет хитом.
    В прошлых десятилетиях, да. Но тогда (в 70-80-90-тые) - музыка распространялась совершенно по другому.

    С помощью пластинок, дисков, кассет.
    Тогда необходимо было прослушать большое количество песен (например, на кассете), чтобы найти ту самую, которая тебя зацепит. А кассеты, диски передавались из рук в руки, из-за чего огромную роль в продвижении артиста играла репутация и рекомендации критиков: твои пластинки рекомендуют критики, распространяют - значит будет тебе успех, даже если часто материал не содержит ярких хуков.
    Однако, времена изменились. В 21 веке без хука - никуда.
Сегодняшний урок и будет посвящен написанию хуков.
А пока давайте еще узнаем секреты написания хитовых песен - после чего перейдем к приемам написания хука.
  • Третья составляющая секрета хита - это текст, который будет цеплять слушателя.
    О написании лирики мы будем говорить в одном из будущих уроков. Но без интересного и главное актуального для слушателя текста песни не станет успешной. Здесь есть очень важный фактор. Текст должен быть актуален для той аудитории, которой вы слушаете. Он может быть выражен через метафору (например, "Выхода Нет") или сказан напрямую, к примеру "Killing in The Name Of" - Rage Against The Machine, но он должен быть актуальным и цепляющим для вашей аудитории.
    Например, если вы поете о несчастной любви, то будучи допустим девушкой, обращайтесь к девушкам и пойте о знакомых и болезненных для них аспектах расставания с любимым, в то время как для аудитории панк рокеров нужно говорить о другом и тема просто несчастной любви может не прокатить, поэтому четвертый пункт успеха - это соответственно необходимость найти свой образ артиста, который будет близок вашей аудитории.

    Про то как придумать образ - мы будем говорить в об этом мы будем говорить в пророке и в маркетинге, но это очень важно петь песню просто для всех это невозможно Например, если вы панк, играете панк-рок музыку, ваши панк-гимны о свободе будут актуальны и интересны аудитории, которая разделяет ваши ценности, слушая такую же музыку.

    Пятый пункт успеха - яркий и цепляющий ритм. Подробнее о выборе ритма для песни - мы поговорим в будущих уроках.

    Шестое, вам нужно вложить в песню энергетику и собственную харизму.
    А седьмая составляющая формулы успеха песни - грамотное и продуманное продвижение. О нем подробнее - в будущих уроках.

    Но! Самая важная составляющая секрета успеха песни - это хук. Без цепляющего хука - в наше время, боюсь, песне не достигнуть успеха. Итак, поехали.
    Разберемся как написать хук.

Секреты написания хука для хитовой песни

Где располагается хук?

  • В большинстве рок-песен, а также поп-песен и вообще песен любого жанра хук находится именно в припеве.
    Безусловно, имеются исключения. Например, в песнях Seven Nation Army, Smoke on The Water хук располагается в интро (в гитарном риффе).

    Как правило в песне хук - один, в припеве. В то время как остальные элементы песни подводят к хуку.
    Иногда в песне может быть несколько хуков.
    Например, ранее разобранная Sweet Child O Mine содержит яркий хук как и в интро (легендарный узнаваемый риф), так и в припеве песни.

Guns N Roses - Sweet Child O Mine
Хук (самый запоминающийся элемент песни) содержится как и в интро (тот самый легендарный риф), так и в припеве "Whoaaa Sweet" (2.00 - тайм код)
Muse - Hysteria
В песне тоже два хука. Один в гитарном риффе (таймкод: 0.23), другой в припеве "'Cause I want it now, I want it now" (таймкод: 1.04).
  • Но все-таки в большинстве песен хук в припеве. И сейчас мы с вами научимся делать эту цеплялку. Я поделюсь большим опытом в том, что я, на мой взгляд, это умею делать. Опыт я приобрел за 11 лет своей музыкальной жизни, заказов на написание песен, из собственного творчества и разбора более 1000 различных песен.
    Если не доверяете мне как автору и думаете кто я такой, чтобы вас учить, считаю - что обладаю навыком написания цепляющих хуков. Вот здесь вы можете ознакомиться с моими работами.

    Итак, поехали! Разберем приемы написания хитов и вот первый!

Прием написания Хука №1: Перегармонизация

  • Этот прием, взятый из народной музыки - невероятно эффективен и по сей день.
    Он заключается в повторении нескольких нот (зацикливании) на фоне смены аккордов.

    Иными словами, берутся 2-3 ноты и повторяются весь припев, а на их фоне меняются аккорды. Последний такт - добавляется или меняется одна нота, чтобы чуть разнообразить припев.

    Вот пример - песня “Summertime Sadness” от Lana Del Rey. Лана поёт три ноты "I've got that summertime, summertime sadness", меняя аккорды на фоне. Так она делает семь тактов, и на восьмой такт она разнообразит мелодию, добавляя еще одну ноту.
припев Summertime Sadness - образец классической перегармонизации
Хук, основанный на перегармонизации, начинается с 1.26 (таймкод)
  • Обратите внимание на схему ниже. Мы весь этот урок будем на ее основании разбирать приемы написания хуков. Специально избегаю более сложных схем (например, полноценного нотного стана), чтобы материал был доступен всем.

    В схеме видно, что певица 7 тактов поет три ноты
    сначала До диез (3 раза) - Ми (1 раз) - Фа диез (1 раз) - Ми (1 раз), следующий такт: До диез (3 раза) - Фа диез (1 раз) - Ми (1 раз), затем мелодия повторяется (итак 6 раз).

    Поет она:
    I've got that summertime, summertime sadness
    На фоне трех зацикленных нот меняется аккордовая прогрессия:
    VI - I -VII- IV

    Но! Вокальная партия (три ноты повторяющиеся из раза в раз) - НЕ МЕНЯЕТСЯ!
    Смена происходит только на 8 такте, где добавляется "спуск" на ноту Ре диез.
В припеве песни Lana поет ноты:
До диез - До диез - До диез
Ми
Фа диез
Ми

Повторя три этих ноты 6 тактов,
на 7 такт мелодия чуть меняется с помощью добавления ноты Ре диез после ноты Ми

  • Еще раз - вот схема как работает перегармонизация: вы повторяете две, три или четыре ноты в течение всего припева, а на их фоне меняете аккорды. На последнем аккорде обычно слегка разнообразите мелодию, добавив одну ноту или изменив их последовательность.
схема с логикой перегармонизации
  • Вы мне должно быть не верите, но на основании перегармонизации написаны практически все главные хиты российской поп музыки.

    Вот парочка примеров.
припев All the thing she said - T.A.T.U
Хук, в припеве

Ля бемоль - Соль - Ля бемоль - Соль -Ля бемоль
All- the thing she said All- the thing she said
Ля бемоль (3 раза) - Соль - Фа
running through my head

Ля бемоль (3 раза) - Соль - Фа

На фоне меняются аккорды (играются именно power аккорды):
До диез (C#5), До (C5_ - Фа (F5)- Соль диез (G#5)

припев перегармонизации - припев "Девочка танцуй", та самая песня
Хук, в припеве песни состоит из нот:
Ми бемоль - Ми бемоль - Ми бемоль - Си
девочка танц------------------------------- уу й

Си-Ля диез-Соль диез
завтра будет солнце

Ми бемоль - Ми бемоль - Ми бемоль - Си
девочка танц------------------------------- уу й

Си-Ля диез-Соль диез
ему все вернется

Вот она - простейшая перегармонизация из 4 нот.
  • T.A.T.U- идеальный пример простой перегармонизации.
    Юля и Катя хором поют две ноты: Ля бемоль и Соль "All the thing She said", повторяя их три такта, лишь на 8 аккорде в середине четвертого такта - добавляют две верхних ноты До и Си бемоль, чтобы разнообразить звучание "Running through my head".
  • Прием очень любит западная попса, например - припев песни Love Me Like You Do - Ellie Golding - чистая перегармонизация из двух нот.
Love me like you do - Ellie Golding (пример классической перегармонизации в поп-музыке)

припев песни с перегармонизацией на 2.02 (таймкод)
  • Ниже схемка.
    Певица три такта поет всего две ноты повторяя мотив: Си бемоль и Ля бемоль "Love me like you do. Love Love Love me like you do. Touch me like you do. Touch Touch Touch me like you do".
    На фоне спетых нот и меняются аккорды (Ля бемоль мажор, До минор 7, Фа минор, Ре бемоль мажор).

    На четвертый аккорд в перегармонизацию добавляется дополнительная нота До.
    Также на 6 аккорде - добавляется небольшой "спуск" в две ноты "Cоль-Фа" "what are you waiting for", чтобы завершить припев.
  • Этот прием используется не только в поп-музыке, но и в роке.
    Например, в песне «Лесник» группы «Король и Шут»: "Множество историй, коль желаешь, расскажу, коль желаешь, расскажу" - это чистая перегармонизация.
  • Последний пример для понимания приема - нашумевший хит "Rockstar" - Post Malone
припев Rockstar Post Malone
слушать с 0.22

  • Весь хук песни - 3 спетых ноты на фоне смены аккордов. Не обращайте внимания на цифры внизу, так как в гармонии используются аккорды с обращением, а также аккорд с шестой добавленной нотой. Но сейчас наша тема - не аккорды, а мелодия.
схема устройства песни "rockstar"
  • Перегармонизация не обязательно должна быть простой - давайте разберем примеры с более сложной перегармонизацией, когда в припеве песни используются две перегармонизации (а иногда и более).

Сложные перегармонизации

  • Сложная перегармонизация - это когда в одном припеве используются две разных перегармонизации. То есть, сначала берутся два аккорда, и поются три ноты, затем играются еще два аккорда, и поются другие три ноты.

    Ниже пример из тех же t.A.T.U
Хук в песне "Нас не догонят" содержит двойную перегармонизацию
начинается с 1.201
  • Послушайте припев:
    "Небо уронит, ночь на ладони" (одна перегармонизация из трех повторяющихся нот: Ля, Соль диез, Фа диез)
    "Нас не догонят, нас не догонят" (другая перегармонизация из трех нот: Ре диез - Ми- До диез)
вот схема нот в припеве песни "Нас не догонят"
  • Сложные (составные перегармонизации) часто используются в рок музыке.
    Так, например, написана великая песня "Zombie" группы The Cranberries.
Хук в песне "Zombie" начинается с 1.38 (таймкод) - он содержит двойную перегармонизацию
  • В культовой песне в припеве используется две перегармонизации.
    Первая состоит из 4 нот (Фа диез - Соль- Ми- Ля: на словах "In your Head, In your Head"), вторая тоже из 3 нот (Ми-Фа диез- Ре: на словах "Zombie")
Важно.
Перегармонизацию (и простую и сложную) от других приемов отличает зацикленность: 2,3 или 4 ноты из-раза в раз повторяются по одинаковой последовательности на фоне смены аккордов.

Иными словами, в простой перегармонизации - вы берете 3-4 ноты и повторяйте их из-раза в раз на фоне всей аккордовой прогрессии припева (возможно добавляя или меняя ноту на последнем аккорде).

В более сложной перегармонизации - вы берете 3-4 ноты на два или более аккордов в прогрессии, и затем добавляйте еще одну перегармонизацию на следующие аккорды.
Бывают и более сложные, когда например в припев умещаются три перегармонизации из 2-3 нот.

Перегармонизация очень напоминает мантру. Когда исполнитель, поющий религиозную молитву (например, индусскую мантру) - поет ее на двух или трех повторяющихся нотах.
  • Бывают хуки в песнях, основанные на трех перегармонизациях, две из которых представляют из себя одинаковый интервал - просто меняющий тонику.

    Таким образом удается сочетать в сложной перегармонизации ощущение простоты.

    В припеве песни Price Tag содержится хук, состоящий из трех перегармонизаций.
    Первые две - один и тот же интервал (большая терция), просто спущенный вниз
Пример такой перегармонизации - Price Tag
Хук в песне начинается с 1.01
  • Получается:
    Фа-Ля-Фа-Ля (две ноты, играющие большую терцию);
    Соль-Ми-Соль-Ми (две ноты, играющие большую терцию);
    Фа-Ре-Ми Фа-Ре-Ми (еще одна перегармонизация)

Почему перегармонизации работают?

  • Этот прием работает, потому что вся народная музыка содержит большое количество перегармонизаций.
    Наш вид (людей "относительно" разумных), имеем практически сто тысячелетнюю историю. Первая музыка, которая к нам пришла, это музыка, которую пели наши прапрапрапра-бабушки своим детям. Это были колыбельные, основанные на перегармонизации.

    Наш мозг научился любить эти мелодии, запоминать их и создавать вокруг них приятные переживания, например, выбрасывать дофамин. На таких же эволюционных принципах основаны и многие другие явления.

    Например, наш страх перед темнотой. Казалось бы, кому темнота в квартире в 21 веке может повредить?
    У тебя есть замок, видеокамеры, никто не пройдет.

    Но люди до сих пор боятся темноты. Почему? Последствия эволюционной памяти.
    Нашему виду много десятков тысяч лет. Первые люди вида Homo Sapience появились около 200-300 тысяч лет назад. Весь наш колоссальный опыт выживания и эволюции нашего вида запечатлен в генетической памяти.

    Например, мы пугаемся неожиданных громких звуков, потому что в древности они означали потенциальную опасность, например, саблезубого тигра или другого хищника.

    Эта особенность человеческой психики работает и в перегармонизации, потому что действительно отсылает нас к тем древним колыбельным, которые пели наши далекие предки, чтобы успокоить своих детей.

    Помимо переграмматизации, существуют и другие приемы. Давайте их разберем.

Прием написания Хука №2: Взрыв суперновой

  • Один из них — "взрыв суперновой" (авторское название).
    Это когда вы берете одну ноту в песне и делаете на нее акцент: буквально прокрикиваете ее, поете очень громко, делая на нее максимальную ставку. Как правило - эта самая высокая нота в песне.

    Классический пример - I Will Always Love You.


I will always love you - пример использования такого приема
Хук "со взрывом сверхновой" вы можете услышать на 3.11
  • Легендарная Whitney Houston своим ярким голосом "бьет" в одну ноту (Ля). Далее либо чуть поднимаясь "love you" (Си-До диез), либо наоборот - чуть опускаясь на одну ноту (Соль диез), но тем не менее снова возвращаясь к этой самой яркой, акцентной ноте "взрыву суперновой". Именно на нее (на ноту Ля) сделана ставка в припеве, она и есть суперновая, которая "взрывается", освящая вокруг небо так, что взрыв сверхновой (очень короткий, но яркий) видно за миллионы световых лет невооруженным глазом.

  • Прием хука "взрыв сверхновой звезды" - звучит невероятно ярко и мощно, цепляя внимание.

    Еще один пример удачного использования приема - припев песни Chandelier - Sia.
Sia - Chandelier (мой любимый пример использования такого приема)
Хук "со взрывом сверхновой" вы можете услышать на 0.44
  • Певица мощным и полным драматизма голосом "кричит" в ноту Ре бемоль (Iiiiii gonna swing)- далее чуть опускается на ноты до-си бемоль - ля бемоль и снова повторяет, возвращаясь к этой главной ноте.

  • Еще раз - прием "взрыва суперновой" заключается в сильном акценте на одну ноту, которая мощным вокалом подчеркивается в течение большей части припева. Голос вокалиста может от нее отходить немного вверх (на несколько нот), либо вниз, но из-раза в раз к ней возвращается и опевает ее максимально мощно.

    Прием, иногда может сочетаться с простой перегармонизацией.
    Как например, это делает Linkin Park

Numb - Linkin Park (причем сочетания обоих приемов написания хука_
Хук "со взрывом сверхновой" вы можете услышать на 1.44
Он включает в себя небольшую перегармонизацию
  • Честер Бенингтон делает "ставку" на ноту Фа диез - выделяя ее мощным, драматичным вокалом.
    Но чтобы разнообразить - использует простую перегармонизацию (Фа диез - Ми)
  • Прием "взрыв суперновой" может быть с небольшим "подъездом" - когда к главной ноте (на которую делается ставка) необходимо "подъехать" через одну или две ноты.
    Вот два красивых примера.
Припев песни Everlong - Foo Fighters
Хук "со взрывом сверхновой" вы можете услышать на 1.34
Припев песни The Kill - 30 seconds to mars
Хук "со взрывом сверхновой" вы можете услышать на 0.38
Главная нота звучит на 0.42. - Джарет Лето сначала поет две ноты, чтобы "подъехать" к главному моменту.
  • Вот небольшая схемка, показывающая как вокалист группы Foo Fighters использует одну ноту, чтобы "подъехать" к взрыву суперновой (and i... wonder)

Прием написания Хука №3: Сочетание приемов взрыва сверхновой и перегармонизации

  • Перегармонизацию можно сочетать с взрывом суперновой. Например, песня «Believer» группы Imagine Dragons содержит такой прием.
Beliver - Imagine Dragons
слушать с 0.54
  • Вокалист прокрикивает главную ноту, вокруг которой делает небольшую переграмматизацию. Это создает запоминающийся момент.

"Главная нота" - Си бемоль. Ее мощно пропевает вокалист и она есть "взрыв суперновой". Ее он совмещает с небольшой перегармонизацией (Ре бемоль, До, Си бемоль")

Прием написания Хука №4: Постепенный спуск

  • Прием является подвидом взрыва сверхновой.
    Он заключается в том, что вокалист сначала поет одну самую верхнюю ноту (на которую делается главная ставка в песне), а после начинает спуск вниз.

    В отличие от взрыва сверхновой, где делается ставка на одну ноту (главную), к которой вокалист возвращается либо спусками, либо наоборот подъемами вверх - но все равно возвращается, в этом приеме вокалист после пения самой высокой ноты начинает "демонстративный спуск вниз к более низким нотам".

    Прием редкий. Наверное, самый известный пример песня Lithium - Nirvana.
Lithium группы Nirvana содержит такой прием написания хука в припеве
слушать с 0,37
  • В припеве песни Курт Кобейн сначала осуществляет "взрыв сверхновой" - громко поя ноту Фа диез, после чего начинает спуск на ноты Ми-Ре-Си. Все это действие делается на простой текст "E-e-e-e-e-e" и многократно повторяется.

Прием написания Хука №5: Постепенный подъем по лестнице

  • Еще один прием написание хука в припеве постепенный подъем нот.
    В нем вокалист поет ноты, с помощью постепенного подъема: от более низких - к самым высоким.
    В отличие от приема "взрыва сверхновой" - прием осуществляется постепенно и к последней (самой высокой ноте), вокалист подходит как правило в конце припева.

    Прием очень редкий, но эффективный.
    Приведу пример, это главная тема "Бонда" Skyfall - Adele
Adele - Skyfall содержит такой прием написания хука в припеве
слушать с 1.25
  • Певица от ноты До последовательно поднимается к ноте До на октаву выше через несколько нот (Соль, Ля):
    Let the sky fall - When it crumbles.

    Adele доходит до пика (Нота До - на октаву выше) и снова начинает опускаться (Соль-Фа-Ми бемоль) - and face it all together.
  • Прием напоминает стремянку. Вы последовательно поднимайтесь к самой высокой ступени, а потом спускайтесь.

Прием написания Хука №6: Одна брошенная фраза на фоне аранжировки

  • Еще один прием написания хука - одна брошенная музыкальная фраза на фоне аккордовой прогрессии или сыгранной динамичной мелодии на гитаре или синтезаторе.

    Иными словами, прием заключается в "обмане" слушателя.

    Он, привыкший к структуре поп-песен, где его подводят к хуку, который в припеве поет вокалист одним из выше написанных приемов вместо ожидаемого вокального хука - получает одну брошенную вокалистом фразу на фоне динамичной аранжировки в припеве.

    Прием может состоять как и буквально из одной фразы на фоне аранжировки.
Пример: та самая песня из сериала Клиники
слушать с 3.01.
В припеве вокалист на фоне цепляющей аранжеровке повторяем "I am not superman"
  • Так и из полноценного рифа, звучащего просле брошенной фразы.
    Например, звучит динамичная аранжировка, часто с использованием простого, но запоминающегося соло на синтезаторе или гитаре.
Пример: песня Coldplay - Something like these
слушать с 1.04.
В припеве вокалист в начале такта бросает фразу "i wanna something like these" - а настроение создают яркие и динамичные синты.
Пример: песня We No Speak Americano
Слушать с 0.18. В песне вокалист "бросает" фразу "We No Speak Americano" в первом такте, и далее звучит запоминающееся соло на саксофоне вместе с динамичной аранжировкой (бас-бочка, бас гитара).

Прием написания Хука №7: Хук в риффе

  • Этому приему у нас будет посвящен отдельный урок, когда мы будем разбирать песни, написанные на основе гитарных рифов.
    Но все же кратко затронем и эту тему.

    Часто песня содержит хук в гитарном риффе, который проходит сквозь всю песню.

Пример: Seven Nation Army
слушать с 1.04.
В припеве вокалист в начале такта бросает фразу "i wanna something like these" - а настроение создают яркие и динамичные синты.
  • Всю песню в разных вариациях звучит один и тот же рифф на гитаре, являющийся хуком. В припевах рифф выделяется от куплета за счет аранжировки (партия ударных, ритм и соло гитара, играющая риф на октаву выше).

Скрещиваем разные приемы (несколько хуков в песне)

  • Бывают умельцы, которые умудряются совмещать сразу несколько хуков в одной песне.
    Это достаточно редкие примеры, но часто - очень удачные.

    Давайте рассмотрим парочку таких.

    В культовой песне Mr-Brightside группы The Killers присутствует аж три хука.
    Первый - запоминающийся гитарный рифф (таймкод: 0,04) во вступлении, который звучит весь куплет.

Пример: Mr Brightside - The Killers
  • Второй хук - в припеве (1.02 - таймкод).

    В нем использована перегармонизация, состоящая из двух нот: До-Ре бемоль. Их вокалист поет на текст:
    Turning saints into the sea
    Turning through sick lullaby
    Joking on your alibI
    But it's just the price I pay

  • Далее - вокалист использует прием постепенного спуска. О нем мы говорили выше.
    На строчках
    Destiny is calling me
    Open up my eager eyes

    Вокалист поет ноты Соль бемоль - Фа - Ре бемоль, спускаясь как по ступенькам вниз.

  • И заканчиваем припев с помощью приема "одной фразы".

    Брендон Флауэрc (фронтмен группы The Killers) - роняет одну фразу, являющуюся названием песни "I'm Mr. Brightside" - после чего звучит запоминающаяся, динамичная и более громкая партия синтов. Таймкод: 1.25.

    Итого, в одной песне удалось уместить 3 хука: в интро, и два хука в припеве.
    Итог: 2 миллиарда прослушиваний на Spotify.

    Кроме того эта песня самая любимая американская композиция в Великобритании. Помню как в Россию приезжали британские болельщики на Чемпионат Мира по футболу и в фан зонах они пели не песни Queen, Oasis или Beatles - а именно эту, празднуя победы своей сборной, которая дошла до полуфинала.

  • Возьмем пример по современнее.
    Недавний хит Billie Elish - Bad Guy содержит 3 хука.

Пример: Billie Eilish - bad guy
  • Песня сразу начинается с хука на бас гитаре (очень простой и запоминающийся хук,сыгранный на басс гитаре).

    В припеве песни звучит еще один хук состоящий из двух очень простых перегармонизаций:
    Первая перегармонизация: Си бемоль-До-Соль (4 раза) (0.56 - таймкод) (текст, который в это время поется:
    So you're a tough guy
    Like it really rough guy
    Just can't get enough guy
    Chest always so puffed guy
    • Вторая перегармонизация: Си бемоль-До- Ре-Ми бемоль (2 раза) (1.04 - таймкод). Поется текст:
    Make your mama sad type
    Make your girlfriend mad type
    Might seduce your dad type
  • В конце припева содержится еще один хук - "одна использованная фраза".
    Певица "бросает" фразу "i am bad guy" и "da" - после которых звучит простая и динамичная партия, сыгранная на синтезаторе (таймкод: 1.11).


    Итого - 3 запоминающихся хука дали 1 миллиард прослушиваний на Spotify.
  • И вы тут зададитесь вопросом "и один хук сложно придумать - а ты просишь придумать два или три. Ужас".

    Действительно, начните с одного хука - придумайте только один простой хук.
    Еще раз как это сделать мы разберем на домашнем задании ниже.

    Но, если вы хотите совместить два хука в одной песне, но не потратить много сил на сочинительство - то, вот небольшой лайфхак.

    Сразу разберем его на примере.
    В песне Blinding Light - The Weeknd, нынче один из самых модных певцов на планете, использует два хука. В интро песни на синтах (0.18) и в припеве (1.11)
  • Но лайфхак заключается в том, что музыкант фактически исполняет один и тот же хук. Если обратите внимание вступительная партия на синтезаторе один в один повторяет дальнейших хук в припеве ( "Ooh, I'm blinded by the lights". No I can’t sleep until I feel your touch.)

    За счет чередования инструментов (синты во вступлении) и вокал в припеве - получается ощущение, как будто бы звучат два разных хука. Но фактически воспроизводятся те же самые ноты.

Подводим итог

  • Чтобы написать хит - вам нужно придумать яркий хук - главный цепляющий элемент песни.
    Сделать это на самом деле не так сложно как кажется.
    Можете воспользоваться одним из выше перечисленных приемов.
    Именно на их основании написаны хуки 90% популярных песен в рок и поп музыке.
    Используйте один из приемов по выбору:
    • простая перегармонизация (2-4 ноты повторяются весь припев на фоне смены аккорда).
    • сложная перегармонизация (сочетание двух или трех перегармонизаций - повторяющихся нот) на фоне смены аккордов;
    • взрыв суперновой - когда вы подчеркивайте пением одну ноту в припеве, возвращаясь к ней из-раза в раз и поете ее громче всех нот.
    • сочетание приемов, например когда вы сочетайте взрыв суперновой, после которой идет простая перегармонизация.
    • подъем. Когда вы поднимайтесь в припеве к более высокой ноте - последовательно (от низкой к высокой, словно поднимаясь по лестнице).
    • брошенная фраза, вы бросайте фразу на фоне яркой аранжировки в припеве.


Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Придумайте хук - для этого возьмите один из указанных в уроке приемов или совместите несколько. Желательно поместите хук в припев.
  3. Перейдите на страницу домашнего задания (ниже кнопка) - там больше информации.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.