Написание лирики к песням

В этом уроке разберем секреты написания лирики для песен.

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст;
3) внизу будет домашнее задание на выполнение;
3) после выполнения - переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • Написание лирики для песен - очень важная составляющая ее успеха.

    Хороший текст может передать эмоции, рассказать историю и создать настроение.
    В этом уроке мы рассмотрим ритмические приемы в текстах, узнаем как подбирать рифмы и как их использовать, чтобы создавать запоминающиеся песни.

О чем писать?

  • Краткий ответ на этот вопрос - о чем угодно, но лучше всего отталкиваться от образа вас как артиста, от философии вашего творчества.

    В будущих уроках мы обязательно поговорим о том, как продумать ваш образ как артиста, и разберем как найти темы песен, которые будут цеплять вашего слушателя.

    А пока универсальный совет - вы должны искать темы, наиболее близкие вашей аудитории.

    Важно исполнять песни, которые будут цеплять вашего слушателя, затрагивать его проблемы, волнения, выражать схожие с ним чувства.
    Такие песни имеют наибольший шанс "выстрелить".
    Более подробно тему поиска таких "смыслов" - разберем в будущих уроках, на которых мы будем разбирать с вами музыкальный маркетинг, а пока давайте изучим основные приемы написания лирики к песням.

С чего начать?

  • Начните с написания первой строчки. В идеале это должна быть строчка припева, в котором содержится хук.
    О том как писать хуки - у нас был отдельный большой урок (повторяться не будем).

    После - продумайте структуру, в принципе про нее мы уже говорили в отдельном уроке и даже выполняли домашнее задание.
    Ваша задача решить сколько у вас куплетов, припевов будет. Будет ли бридж, кода.

    Самая важная задача песни - чередовать напряжение, так чтобы выделять припевы, которые содержат хук и управлять вниманием слушателя (на припевах - привлекать внимание ярким хуком и подчеркивать его, на куплетах "давать отдохнуть").

    Соответственно текст необходимо будет продумать к каждому элементу (куплету/припеву/бриджу) вашего музыкального произведения.

    Следующий шаг - касается выбора ритмического приема и тут есть пару важных замечаний.

Ритмические правила и рекомендации при написании лирики

  • Разберем основные ритмические правила и рекомендации при написании лирики к песням.

    Вот что вам нужно делать:

    Уложите лирику в размер музыкального произведения
    Вам необходимо уложить вашу лирику (спетую) в размеры такта. Подробнее мы об этом говорили на прошлых уроках, посвященных ритму. Вот ссылка. Поэтому повторяться не будем.
  • Выделяйте сильные доли
    Сильные доли — это те места в такте, где слушатель ожидает акцента, обычно это первый и третий удар в такте размером 4/4.
    На них приходится основной акцент, что создает ощущение устойчивости и ритмической стабильности.
схема обозначения такта, в ней красным обозначены сильные доли (первый и третий удар метронома), на который в стандартном ритме делается акцент
  • Если в песне применяется такой "стандартный ритм", то на сильные доли чаще всего приходятся ударные, значимые слова.

    Например, в песне Виктора Цоя "Звезда по имени Солнце" ударение в припеве падает на "имеНИ" и "сОлнцЕ".

    В идеале ударные слоги (места, где вы акцентируете при пении и делаете на них ударения) в стандартном ритме - должны приходиться на начало такта и на третий удар метронома в такте.

Звезда по имени Солнце - Кино
  • Если в песне применяется синкопированный ритм (о том что-это такое говорили в уроках про ритм, ссылка выше), то соответственно рекомендуется выделять синкопированные доли.


  • Продумайте и используйте схему (структуру) рифмовки
    Если послушайте популярную музыку - услышите, что схемы рифмовки в песнях постоянно повторяются.

    Иными словами, как правило, в одном элементе песни (куплете, припеве) одна структура расположения рифм.

    Для того, чтобы объяснить вам такие популярные структуры - мне придется ввести небольшие обозначения из трех букв: А, В, X (их я подсмотрел из американского учебника сонграйтинга).

    A - одна рифма в тексте песни (одного типа, про виды рифм поговорим ниже).
    B - другая рифма (другого типа, про виды рифм поговорим ниже) в тексте песни. Если строка не имеет рифмы, ей присваивают обозначение X.
    Вот несколько распространённых рифмованных схем:


    • Структура рифмовки: AABB: рифмуются первые две строки и вторые две строки друг с другом.
    В такой структуре первые две строчки содержат рифму, затем следующие две строчки содержат рифму уже между собой.

    В припеве песни "Внеорбитные" - как раз такая рифмовка.

Юлиана Караулова - Внеорбитные
  • Ниже пример:
    Миллионы глаз смотрят на нас (А).
    Делят на Венеру и на Марс (А).
    Мы наденем солнцезащитные (B).
    Мы с тобой внеорбитные. (B)


    • в структуре ABAB: строки рифмуются через одну, создавая динамичное противопоставление.
    Классический пример такой рифмовки - великая песня "Хочешь" (Земфира на территории РФ считается иностранным агентом).

Хочешь?
  • Вот пример куплета:
    Пожалуйста, только живи (А)
    Ты же видишь: я живу тобою (В)
    Моей огромной любви (А)
    Хватит нам двоим с головою (В)

    Такая структура рифмовки (сочетание рифм по очереди через строчку) очень популярна в русской поэзии:
    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждешь меня.

    (А.C Пушкин).

    • Структура "AAAA" — монорифма, каждая строка рифмуется с предыдущей и всеми остальными.
    Как правило всю песню не применяется, но бридж, например, смело может быть на ней написан.
    Вот пример из песни Дискотеки Аварии.

Дискотека Авария — Если хочешь остаться
  • В бридже песни используется монорифма:

    Поэмы написаны,
    Теории изданы,
    На ток-шоу облизаны,

    • Не обязательно, чтобы каждая строчка текста содержала рифму.
    Например, можно написать две строчки без рифмы и две другие с рифмой.
    Для этого можно использовать одну этих таких структур:
    XXAA (X -нет рифмы);
    XAXA (X -нет рифмы), (A- есть рифма);
    ХХАХA (X -нет рифмы), (A- есть рифма);
    BBAXB (B - рифма одного вида, А - рифма другого вида, X - рифмы нет)

    Ниже пример.
ALEKSEEV – Пьяное солнце
  • В куплете используется такая рифма:

    Я помню всё и всё забыл: кого искал (B - монорифма),
    кого любил (B - монорифма),.
    Я проходил сквозь эти стены. (А- рифма есть)
    Я не хочу смотреть назад, где пламенеющий закат (X - рифмы нет)
    Себе и мне вскрывает вены. (А- рифма есть)

  • Помимо этих указанных выше рифмовых структур - вы можете использовать любые и даже сочетать разные, но лучше в одном фрагменте песни (куплете, припеве или бридже), применять одну структуру рифмовки.

    В той же песне "Пьяное Солнце" в куплете песни одна рифмованная структура, в припеве другая.
    Давайте посмотрим:

    Куплет (структура XAXA)
    Я помню всё и всё забыл: кого искал (B - монорифма),
    кого любил (B - монорифма),.
    Я проходил сквозь эти стены. (А- рифма есть)
    Я не хочу смотреть назад, где пламенеющий закат (X - рифмы нет)
    Себе и мне вскрывает вены. (А- рифма есть)

    Припев (XXAA)
    Мимо нас, мимо нас пьяное Солнце (A -рифма)
    Оно уйдёт и больше не вернётся. (A -рифма)
    Ну, что же ты молчишь, не поднимая глаз? (B - рифма)
    Мимо нас... (B - рифма)
  • Учитывайте число слогов в одной строке
    Старайтесь уместить одну строку текста в одну фразу мелодии.
    В популярной музыке работает правило — 1 слог слова равен 1-ой ноте мелодии или 1 гласная = 1 нота.
    При этом слог можно растягивать.
    Классический пример - припев Chandelier, который мы ранее разбирали.
Sia - Chandelier
  • В припеве песни соблюдается правило - одна нота, один слог.
    При этом слоги в припеве растягиваются:
    "iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii - gona swiiiiiiiiiiing from a chandeliiiiiiiiiiiiiiiieeeeer".

Как рифмовать

  • При подборе рифм для написания лирики можете использовать полную, неполную, ассонансную или консонансную рифму.
    Так, стоп - не пугайтесь. Термины учить не нужно. Давайте просто разберем какие рифмы бывают.

    Полная рифма предполагает совпадение ударных и следующих за ними звуков.
    Пример: "Дорога — тревога, звезда — вода, любовь - морковь".

    Классический пример такой рифмы припев группы ДДТ "Что такое осень".
    Осень, в небе жгут корабли.
    Осень, мне бы прочь от земли.
ДДТ - Что такое осень
  • Неполная рифма Неполная рифма предполагает совпадение только части звуков.
    Пример: "Пою-люблю, вино-легко" (Группа "Чайф")

    В песне Вахтерам (Бумбокс) - в куплете как раз применяется такая рифма: «Нас в хрущевке двое, кто мы и откуда?».
Бумбокс - Вахтерам
  • Ассонансная рифма основана на совпадении только гласных звуков.
    Вот несколько примеров: "звезда-трава, ровно-поздно".

    Пример такой рифмы в русском роке содержится в песне "Ленинград - Обезьяна и Орел".
Ленинград - "Обезьяна и Орел"
  • Она макака по знаку зодиака,
    да и без знака она макака.

    Осуждаем автора за мизогинию и переходим к следующему виду рифм.

    Консонансная рифма основана на совпадении только согласных звуков.
    Вот несколько примеров: "ближе — оближет".

    Если честно - консонансная рифма используется редко, когда готовил текст урока так и не нашел подходящего примера. Обещаю, как найду - сразу же добавлю.
  • И да, для подбора рифм - смело можете использовать любой словарь рифм.
    В этом нет ничего зазорного.
    Словарь рифм помогает подобрать нужную рифму к вашим строчкам текста.

    Могу порекомедовать несколько словарей:
    Все они полностью бесплатные.

Крутые приемы

  • Прежде чем завершить урок - порекомендую пару приемов написания лирики, которые вы можете использовать для написания запоминающегося текста.

    Используйте метафоры и яркие образы.
    Сильные образы и метафоры могут усилить воздействие песни.
    Применение красивых метафор в лирике существенно усиливает ее краски.
    Метафоры очень любят в русском роке.
    Например, Борис Гребенщиков в песне "Город золотой" использует образ "город золотой" для передачи утопии, идеального места, где все души найдут покой (образ Рая).

Аквариум (БГ) - Город Золотой
  • В русской музыке метафор очень много. От "города под подошвой" до "Ты - Москва, я Питер".

  • Используйте повторение.
    Повторение одних и тех же слов или фраз может служить созданию ритма и усиления важных идей или образа.
    Например, песне "Что такое осень" Юрий Шевчук постоянно повторяет "небо".
ДДТ - Что такое осень
  • Что такое осень - это небо.
    Плачущее небо под ногами.


  • В зарубежной поп-музыке в качестве хука очень любят вставить перегармонизацию с повторяющимся текстом.
    В уроке про написание хуков - мы проходили такие примеры.


Ellie Goulding - Love Me Like You Do
Фраза "love me like you do, lo-lo-lo-ve me like you do" - повторяется весь припев.
girl in red - we fell in love in october
Фраза "My girl, my girl, my girl You will be my girl" - повторяется весь припев. И да, я знаю что эту песню используют для принадлежности к субкультуре, но здесь она использована исключительно в образовательных целях
  • Используйте сторителлинг.
    Про него у нас был очень большой урок. Рекомендую прочитать.
    Если быть очень кратким - трехактовый рассказ истории делает вашу песню существенно интереснее, поскольку люди издавна любят слушать истории.


  • Песня "Лесник" - Король и Шут - прекрасный пример сторителлинга, причем не счастливой истории любви, а настоящего ужастика. В уроке сторителлинга мы ее разбирали, поэтому просто используйте сторителлинг. Это эффективный и рабочий прием.


Домашнее задание

Оно простое.

  1. Перечитайте текст урока.
  2. Нажмите на кнопку "следующий урок", чтобы открыть полную версию домашнего задания.
  3. После выполнения домашнего задания - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.