Устраняем ошибки при игре на гитаре - урок 5

В этом уроке мы с вами разберем основные ошибки, которые допускают начинающие гитаристы и исправим их, а также выучим первые гитарные рифы (мелодии), которые помогут вам устранить возможные ошибки при игре на инструменте.


Время урока: 10 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) смотрите видео урок (в конце страницы);
2) читайте этот текст;
3) внизу будет домашнее задание, делайте его каждый день по 15-30 минут;
4) через неделю переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • Сегодня у нас будет немножко лайтовый урок. Мы с вами много прошли за прошедшие четыре занятия. Возможно, вас немножко перегрузил теорией, поэтому сегодня будет расслабленное занятие.

    Но тем не менее важное. А именно, мы разберём основные ошибки (проблемы игры на гитаре), которые допускают начинающие гитаристы, и вместе с вами их исправим.

Первая ошибка - неправильная позиция левой руки

  • Многие начинающие гитаристы сталкиваются с проблемой неправильной позиции левой руки, что часто приводит к перенапряжению запястья. Важно помнить, что здоровье вашего запястья должно быть приоритетом, и никакие упражнения не должны причинять вам боль или дискомфорт.

    Как избежать перенапряжения запястья?
    Одно из ключевых правил для гитаристов - поддерживать запястье левой руки в расслабленном состоянии.
    Это поможет избежать боли и улучшит гибкость при игре. Для этого попробуйте протянуть левую руку вперед, не напрягая и не перегибая запястье, а затем обхватите гриф гитары. Это должно происходить естественно и без лишнего усилия.
  • Представьте, что вы протягиваете левую руку перед собой, как бы подавая руку для приветствия. Затем мягко обхватите гриф гитары, сохраняя запястье расслабленным и не допуская его излишнего изгиба или скручивания.

Вторая ошибка - неправильная позиция левой руки

  • Следующая распространенная ошибка начинающих гитаристов - прерывистый звук при игре упражнений.
    Ещё раз: когда мы делаем упражнение “Викинги”, мы играем очень плавно. Мы сначала подсаживаем один палец, затем второй, потом третий и, наконец, четвёртый.

    Пока мы подсаживаем палец, другие уже ранее сыгравшие пальцы продолжают зажимать лады на гитаре.

    Видите, сел у меня один палец, затем садится второй, и когда садится второй, первый также зажимает лад.


  • Затем садится третий палец, потом четвёртый, и когда садится четвёртый, первый, второй и третий также спокойно зажимают лад на гитаре (продолжают зажимать соответствующие лады).

    Подробнее об упражнении “Викинги” мы говорили в первом уроке.

    Практически то же самое когда играю упражнение “Викинги назад”.
    Когда у меня отсаживается мизинец и звучит лад, зажимаемый безымянным пальцем, средний и указательный палец уже зажимают лады на гитаре и ждут своей очереди, чтобы быть сыгранными.

например, при выполнении упражнении Викингов назад - как я "отсаживаю" безымянный палец и играю шестой лад (звучит средний палец) - указательный палец зажимает лад и ждет своей очереди.
  • Не важно - какое упражнение ли вы играете, этот принцип (последовательное подсаживание пальцев так, чтобы ранее прозвучавшие пальцы, продолжали зажимать лады на гитаре), позволяют достигать плавного и мягкого звучания.

Третья ошибка - плохо звучит мизинец

  • Одна из проблем, с которой сталкиваются начинающие гитаристы, — это мизинец. Часто он звучит не так, как должен. Как решить эту проблему?

    Немного отодвиньте руку от тела, чтобы не перегибать запястье. Это увеличивает амплитуду движения мизинца и облегчает игру.

    Вот так:
двигаю левую руку чуть от себя (от груди). Таким образом мизинцу легче.
  • Второй лайфхак — переместить упражнение с первых ладов на седьмой или девятый. Практикуйте упражнения (например, Викинги) не на первых, а на более высоких ладах, например, на седьмом или девятом. На этих ладах легче играть, так как физическое расстояние между ними меньше.

    Кроме того, я дам вам отличное упражнение для мизинца, основанное на рифе группы White Stripes.
    Упражнение очень простое.

упражнение основано на рифе White Stripes
  • Сейчас я покажу вблизи: на седьмом ладу два раза играете пятую струну, потом подсаживаете мизинец на десятом ладу. Обратите внимание, когда я подсаживаю мизинец, указательный палец продолжает зажимать пятый лад на грифе гитары.

    После - я отрываю мизинец и снова играю указательным пальцем седьмой лад, затем перемещаю его (указательный палец) на пятый, третий и на второй лад.
  • Это очень полезное упражнение, делать его можно (с точки зрения правой руки) как медиатором, так и указательным пальцем. Тут сами смотрите, как вам будет удобно.

    Ниже табулатура упражнения.

табулатура упражнения
  • А также краткое видео.
    Еще раз подчеркну ключевой момент - когда играется мизинцем 10 лад - указательный палец до этого игравший на 7 ладу - продолжает зажимать струну. Это обеспечивает плавное звучание.

Четвертая ошибка - неритмичная игра

  • Разберёмся с ещё одной проблемой, с ней сталкиваются ученики, которые начинают учить первые песни.

    Ученики сталкиваются с тем, что аккорды или мелодию получается играть не совсем ритмично. Как это решается?

    Одним из эффективных способов развития ритмической точности является регулярная практика с метрономом:

    Начните с медленного темпа, например, 45-60 ударов в минуту. Это позволит вам уверенно играть каждый аккорд или ноту.

    Когда упражнение звучит так, что вы без труда попадаете под темп, заданный метрономом, то увеличиваете его. Например, поднимите с 60 ударов в минуту до 70 и т.д


    Это поможет вам развить способность играть более быстро и точно.

    В следующем уроке мы детально разберем с вами тему ритма и дам ряд полезных упражнений на развитие чувства ритма.

Пятая ошибка (скорее проблема) - растяжка пальцев

  • Многие начинающие гитаристы сталкиваются с трудностями, связанными с растяжкой пальцев, особенно при игре на низких ладах, таких как первый или третий. Это обычная проблема, но не стоит беспокоиться - со временем ваша растяжка улучшится.

    Чтобы уже сейчас улучшить вашу растяжку - дам несколько лайфхаков.

    • Упражнение "Викинги": Начните с выполнения упражнения на более высоких ладах - пятом, седьмом или девятом. Эти лады обычно более узкие, что упрощает игру и помогает избежать излишнего напряжения в пальцах. По мере того как вы будете чувствовать себя более уверенно, постепенно перемещайте позицию ваших пальцев к нижним ладам - к пятому, третьему и, наконец, первому. Это улучшит вашу растяжку и гибкость.
    • Упражнение "странный аккорд": даю простое упражнение на развитие растяжки. Это упражнение - странный аккорд. Начинаем его играть с 5 лада (если не получается, то с седьмого).
  • Посмотрите, как это происходит вблизи. Я беру, например, на пятом ладу, зажимаю первую струну, затем беру шестой лад, зажимаю вторую струну, затем беру седьмой лад, зажимаю третью струну, затем беру восьмой лад, зажимаю четвёртую струну.
  • При этом заметьте, что у меня никак левая рука не изворачивается, а пребывает в расслабленном состоянии.

    Когда получается сыграть этот странный аккорд, двигайте эту позицию (этот странный аккорд), на третий лад. Если получается на третьем, двигайте на первый.

    Данное простое упражнение быстро поможет улучшить растяжку.

Шестая ошибка- слабая координация

  • Ещё одна сложность, с которой сталкиваются начинающие гитаристы, это координация пальцев.

    А именно, упражнения играются легко, а вот как начинаешь играть первые мелодии, начинаются проблемы с координацией пальцев. Какой палец вовремя зажимать?

    Чтобы помочь вам решить эту проблему, мы с вами пройдём простейшее упражнение. Оно основано на рифе из песни "Хочешь".

    На оригинальной студийной записи, безусловно, гитарист играет по-другому. Но я немного сократил этот гитарный риф. Он поможет вам отладить координацию левой руки.

упражнение основано на знаменитом гитарном риффе певицы
  • Итак, чтобы его сыграть, я играю следующие лады на пятой струне: восьмой, седьмой, восьмой, десятый, восьмой, седьмой, восьмой и заново.

    Только обратите внимание, что первая нотка и последняя у меня звучат чуть-чуть дольше, чем остальные.
  • Только обратите внимание, что первая нотка, последняя мелодия у меня звучат чуть-чуть дольше, чем остальные.
    Чтобы соблюсти это - немного заглянем в следующий урок, где детально разберем темп и ритм.

    Для этого поставьте метроном на 4 удара.
    Ваша задача риф песни уложить в 4 удара метронома. Так, чтобы первая нота звучала на один удар метронома, и последняя (длилась целый удар метронома из четырех), а остальные ноты звучали по две в один удар метронома (чтобы за один удар метронома из 4 - звучали две ноты). Метроном из 4 ударов обозначает такт, в который мы укладываем этот риф. В будущем уроке обязательно разберемся с этими понятиями, а пока просто запомните - ваша задача - уложить риф в один такт из 4 ударов метронома, соблюдая длительности (как долго звучат ноты),
Раз - И - Два - И обозначают удары метронома (или подсчет размера такта, в след уроке пройдем что-это такое). Ваша задача уложить в "раз" первую ноту, на "и" - сыграть две ноты, на "два" сыграть две ноты и на "и" сыграть последнюю ноту.
При этом необходимо во-время "попасть" - на каждый удар метронома должна быть сыграна нота (или две - см выше).
Важно:

При игре данного упражнения я:
  • ставлю метроном и играю упражнение под клик метронома, соблюдая длительности нот (инструкция выше);
  • ставлю пальцы последовательно (например, когда у меня играет мизинец на десятом ладу, восьмой и седьмой лад продолжает зажимать средний и указательный палец).


И не переживайте, раз увидели в упражнении такие слова как длительности. Этому у нас посвящен следующий урок.
  • Также после того как я сыграл эту мелодию, я повторяю риф три раза и на четвертый раз, завершаю мелодию красивым пассажем, перемещая последние две ноты (на восьмом и седьмой ладу) на четвертую струну (до этого они игрались на пятой).

табулатура упражнения (играем этот пассаж после того как три раза сыграли прошлый)

Седьмая ошибка- проблема с перемещением аккордов

  • Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются гитаристы, - это быстрое переключение между аккордами. Вот как можно улучшить этот навык.

    Освойте базовые аккорды, такие как Am (ля минор), E (ми), и Em (ми минор). Играйте их последовательно, по 4 удара метронома на один аккорд, только потом играйте следующий. Начните с малого темпа, затем увеличивайте.
  • Регулярно играйте эти аккорды под метроном, начиная с медленного темпа. Сначала играем очень медленно, на 4 удара метронома звучит один аккорд, потом переходим к следующему (просто его "проводим" с помощью правой руки).

    Как только вы почувствуете уверенность в базовых аккордах, попробуйте перейти к более сложным, таким как Dm (ре минор), Aм (ля минор), и C (до).
  • Если все получается - переходим к более сложной последовательности.
третья последовательность аккордов

Видео версия урока

Ответы на популярные вопросы по теме урока

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Выполняйте указанные упражнения по выбору ( в зависимости от тех ошибок, которые беспокоят вас больше всего);
  3. Через неделю - переходите к новому уроку.

Перейти к выполнению ДЗ
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к странице с домашним заданием. После его выполнения - откроется следующий урок.
  • *Примечание: в упражнениях это урока указана песня "Хочешь" - авторства Земфиры. На территории Российской Федерации - певица считается иностранным агентом (Минюст).
    Мой проект аполитичный, демонстрирую примеры из разных песен, чтобы научить вас играть на гитаре (исключительно с этой целью). При этом экономические, политические, религиозные взгляды артистов, на чьих примерах мы учимся играть на гитаре, могут отличаться от моих, ваших или иных взглядов.
    Подчеркну, проект у меня - исключительно про игру на гитаре. И примеры песен и гитарных рифов приводятся БЕЗ изучения или попытки донести чьи либо взгляды на жизнь. Мы разбираем исключительно музыку для вашего обучения игре на гитаре и написанию песен.