Музыкальная теория для написания песен на гитаре и фортепьяно

В этом уроке мы соберем все базовые знания по музыкальной теории.

Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст и смотрите видео к упражнениям;
2) внизу будет домашнее задание (нажмете "следующий урок"- чтобы перейти к ДЗ)
3) после выполнения домашнего задания - переходите к следующему уроку

Вводное слово

  • Сегодня мы с вами соберём всю самую необходимую базу знаний в области музыкальной теории, которая необходима начинающему автору песен.

Киты, на которых держится музыкальная теория

  • Для того чтобы детально разобраться в музыкальной теории - давайте с вами поймём, что вообще играет у нас музыкант (например, гитарист) который хочет сыграть песню.

    Представьте, вас пригласили в группу для выступления. Пусть для примера - сам Эксл Роуз позвал вас стать гитаристом концертного состава Guns n Roses и сыграть перед полным залом поклонников главный бэнгер группы - песню Sweet Child O Mine.

    И вот вы радостный приходите на первую репетицию, взяв новенький Gibson Les Paul и цилиндрическую шляпу.

    И вам нужно вместе с остальными музыкантами (басистом, клавишником, ритм гитаристом, барабанщиком) отрепетировать песню.

    Давайте на примере, разберем что вы будете делать и что вместе с вами будут играть другие музыканты.
    Вы тут же мне ответите - я буду играть свою партию (например, гитарное соло).

    Однако, вы же не будете играть любую мелодию, которую придумаете на ходу?
    Она должна сочетаться с тем, что играют другие музыканты группы и поет вокалист, а иначе вместо гармоничной мелодии - будет какафония звуков.

    Для примера, послушайте как настраивается оркестр (вот видео) . Вы здесь не услышите цельной мелодии, а какафонию непонятных звуков, хотя в оркестровой яме собрались явно не новички в своем деле,а опытные музыканты.
    Но стоит им собраться, настроиться и начать следовать указанию дирижёра и какафония звуков превращается в прекрасную мелодию. Как, например, в этом выступлении оркестра Ханца Цимера.
какафония звуков в оркестре
прекрасное исполнение оркестром композиции "Time"
  • Десятки музыкантов, играющих на разных инструментах от электрогитары до виолончели превращают игру разных инструментов в цельную и красивую мелодию.

    Так, тогда у вас возникнет вопрос: «А что превращает игру музыкантов (порой опытных) из случайного набора звуков в красивую мелодию?»

    И ответ здесь достаточно прост - общее следование трем музыкальным китам во время игры определенного выбранного музыкального произведения.

    Эти киты, на которых держится любая музыка в любом жанре, это
    • заданный ритм;
    • единая тональность музыкального произведения;
    • игра нот (как и соло нот, так и аккордов), которые укладываются в тональность и в ритм выбранного музыкального произведения

    Если музыканты следуют этим трем китам при игре музыкального произведения, то оно из набора случайных звуков - превращается в осознанную и распознаваемую ухом слушателя цельную мелодию.

  • Давайте сразу к примеру. Вот для разогрева - Эксл предложил Вам сыграть импровизацию в тональности До мажор.
    Сначала - барабанщик группы задаст ритм, затем подключится басист, затем вступит клавишник вместе с ритм гитаристом и настанет Ваша очередь сыграть сольную мелодию.


пример следования музыкальной теории при игре в группе
пример следования музыкальной теории при игре в группе
  • Чтобы ваше гитарное соло звучало гармонично - Вам нужно будет играть ноты, которые вписываются в тональность (До мажор) и попадать в ритм, который задает барабанщик и тогда ваша игра вызовет улыбку на лице старого рокера.

    Теперь, давайте разберем каждый элемент (каждый кит музыкального произведения отдельно) и потом соберем все знания в единую картину, благодаря которой вы узнайте все самое необходимое о музыкальной теории.

    Начнем с ритма.


Повторяем тему ритма

  • Про ритм - мы говорили в одном из прошлых уроков игры на гитаре. Ниже на него ссылка.

    Так вот, ритм состоит из трех важных частей:
    • темп;
    • длительность нот, укладывающаяся в такт;
    • выделение сильных долей такта (акцентирование).

    Повторим все шаг за шагом.
    Темп - это скорость игры музыкального произведения. Темп обычно обозначается метрономом или барабанщиком.
    Например, барабанщик на вашей репетиции может играть как и в медленном темпе, так и в быстром. Для удобства - темп измеряют в ударах в минуту. Количество ударов в минуту обозначается как BPM. Чем то напоминает измерение сердцебиения.
    В песне Guns N Roses - November Rain - темп медленный (84 удара в минуту). Значит, барабанщик будет играть медленно.
    В песне Welcome to Jungle - темп будет быстрым (123 удара в минуту). Значит барабанщик будет играть быстро и ваша задача уложиться в темп, который задает ударник.


темп в музыке
темп в музыке
  • Рассмотрим песню "Sweet Child O' Mine" группы Guns N' Roses, которую вам предстоит сыграть на нашей воображаемой репетицией с группой.

    Темп произведения - 125 ударов в минуту. Это означает, что за одну минуту метроном отбивает 125 раз, задавая скорость исполнения.
    Для удобства, музыканты делят произведение на равные отрезки. Такты. Такт - это единица равномерного разделения. Обычно в одном такте находится 4 равных по длительности удара метронома (4/4 размер). Это означает, что в каждом такте есть 4 четвертные ноты.

    Например, если темп произведения 125 ударов в минуту, то мы можем разделить его (минуту) на равные отрезки - такты, в которым будет по 4 удара в минуту (или по 4 четвертных ноты) и наша задача, играя с барабанщиком, уместить ноты разной длительности в эти 4 удара метронома (или в такт), чтобы сыграть ритмично.

    Ноты могут иметь разную длительность. Для удобства такие ноты называют: целая, половинка, четвертая, восьмая, 16-тая, 32-ая и тд - по длительности.
    Например, одна нота длится целый такт (целая), другая может длится половину такта (половинку), четвертая нота длится 4 раза за такт (как раз с помощью них и считают темп, например темп 125 - значит 125 ударов четвертных нот в минуту), восьмая нота может быть сыграна 8 раз в одном такте, 16 нота - 16 раз.

    Длительности нот определяют, как долго звучит каждая нота:
    • Целая нота — 4 удара (1 такт в стандартном размере такта 4/4).
    • Половинная нота — 2 удара (1/2 такта в 4/4).
    • Четвертная нота — 1 удар (итого 4 удара в такте).
    • Восьмая нота — 1/2 удара (итого 8 ударов в такте размера 4/4).
    • Шестнадцатая нота (Sixteenth note) — 1/4 удара (итого 16 ударов в такте размера 4/4).


    Ноты разной длительности успешно комбинируются в одном такте.
    Главное - уложить ноты в длительность такта (как правило, в большинстве песен - размер такта 4/4 или четыре четвертных ноты).
    Например, в одном такте можно сыграть одну целую ноту, или одну половинную ноту и две четвертных; или 3 четвертных и две восьмых ноты. Главное уложить ноты в длительность такта.
  • Давайте ниже рассмотрим пример с тем, как Эксл Роуз поет в куплете песни Sweet Child O Mine



вот вокальная часть песни Sweet Child O Mine
  • Видите, вокалист укладывает ноты разной длительности в такт. И если все спетые ноты сложить, то получится четыре четвертных ноты (установленный размер такта).

    Длительность тактов произведения обозначает барабанщик ударами по барабанам.

    Главная задача барабанщика - всем музыкантам, обозначать размер такта, темп и подчеркивать "акценты", чтобы другие музыканты укладывали свою партию в обозначенный такт.

    В такте 4/4 - акцентируется, как правило, первый и третий удар метронома (барабанщик в этот удар играет обычно в малый барабан или бас бочку наиболее громко, чтобы помочь музыкантам: басисту, клавишнику, ритм гитаристу и вокалисту почувствовать размер такта).



  • Все музыканты, слушают барабанщика и укладывают ноты своей длительности в размер такта, который обозначает барабанщик.

Давайте еще раз повторим:

Чтобы музыка звучала ритмично - музыканты укладываются в ритм. Ритм состоит из темпа (скорости игры музыкального произведения) и игры нот разной длительности, укладывая их в размер такта.

Например, в размере такта 4/4 (90% песен написано в нем) музыканты должны в один так уложить ноты так, чтобы соблюсти установленную длительность тактов (например, уложить 4 четвертных ноты или шесть восьмых нот и одну четвертную - главное, уложить к размер такта, чтобы суммарно ноты или паузы разной длительности в такте образовывали четыре ноты.

В рок и поп музыке барабанщик помогает музыкантам укладывать ноты в такты. Он обозначает темп и размер музыкального произведения, выделяя начало такта чуть более громким ударом (акцентом), а также третий удар метронома (в размере 4/4). Таким образом каждый музыкант группы слышит ударника и знает, когда начинается такт и когда «истекла» его половина. Благодаря этому может легко уложить свою партию нот разной длительности в размер такта.

В поп музыке, RnB, рэпе ритм может задавать драм машина, или просто включенный метроном, звук от которого подается музыкантам группы в наушник.

Если тема ритма не понятна - бегом читать и смотреть один из прошлых уроков.

Повторяем тему тональности для освоения музыкальной теории

  • С ритмом разобрались. Тут все просто. На вашей виртуальной репетиции его задаст барабанщик и вы вместе с басистом, вокалистом, вторым (ритм) гитаристом сможете уложить свои партии в указанный ритм.

    Но, вы спросите как мне сыграть партию таким образом, чтобы моя мелодия звучала не как какафония случайных звуков, а как крутая музыкальная партия, которая сочетается с игрой остальных музыкантов. И тут - давайте к примеру.

    Вернемся к нашей песне - Sweet Child O Mine.
    Ниже картинка, где прописаны партии музыкантов (соло гитариста, ритм гитариста который играет аккорды, бас гитариста и барабанщика).

    И тут вы удивитесь, но -
    Начиная играть вступление песни Sweet Child O Mine - тот самый легендарный риф, вы услышите, что все музыканты играют практически одни и те же ноты, которые вписываются в тональность музыкального произведения

пример игры нот и следования музыкальной теории в песне Sweet Child O Mine
пример игры нот и следования музыкальной теории в песне Sweet Child O Mine
  • Куплет написан в тональности Ре бемоль. Тональность Ре бемоль состоит из нот Ре бемоль - Ми бемоль - Фа - Соль бемоль - Ля бемоль - Си бемоль - До и Ре бемоль.

    И посмотрите еще раз раскадровку партий:
    • гитарист (вы) играет риф, состоящий из нот: ре бемоль - ре бемоль - ля бемоль - соль бемоль - соль бемоль - фа-ля бемоль
    • поверх вашей партии на репетиции с музыкантами легендарной группы ритм гитарист будет играть аккорд Ре бемоль (состоит из нот Ре бемоль - Фа -Ля бемоль)
    • бас гитарист играет партию, состоящую из нот Ре бемоль (играется много раз), ля бемоль, фа и снова ля бемоль.
  • Видите!!
    Все музыканты группы играют ноты, которые вписываются в ноты тональности Ре бемоль мажор.
    А барабанщик задает темп, обозначает длительность тактов и помогает всем музыкантам группы укладывать свои партии в ритм.

    Это и есть музыкальная гармония!

    Давайте разберемся подробно.

    Музыку от случайного набора нот отличает наличие гармонии.

    Гармония - это сочетаемость звуков. Самый простой пример - еда. Чтобы греческий салат был вкусным, нужно подобрать ингредиенты, которые сочетаются. Например, помидоры, сыр фету, оливковое масло.

    Если вы в салат нальете колу вместо масла, вместо сыра положите куски тунца, а листья салата замените бананом, то у вас получится не вкусный салат, приготовленный по рецепту шеф повара, а несъедобная мешанина.


    Также и с музыкой. Музыку от случайного набора нот отличает гармония - сочетаемость звуков.
    Чтобы достигнуть гармонии - в конкретной мелодии обходимо определить тонику (главную ноту), определить лад мажорный или минорный (или в редких случаях другой лад* - тему других ладов мы еще затронем в будущем) и таким образом определить какие ноты могут быть сыграны и вместе они сформируют тональность музыкального произведения.

    Иными словами тональность - это ноты, которые мы можем сыграть таким образом, чтобы они друг с другом звучали гармонично и имели устойчивый звук (главную ноту) - тонику.


  • Как правило, у песни (или у фрагмента песни, например, у припева) - одна тональность.
    Например, у куплета песни Sweet Child o Mine - это Ре бемоль мажор.

    Тональность состоит из выбранной ноты (в нашем случае Ре бемоль) и лада.

    Лад - это правила приглашения нот к выбранной тонике. Лада основных два - мажорный и минорный. У каждого вида лада - своя формула, основанная на расстоянии между нот (интервалы).

    Давайте на примере. Обещаю - учить ничего не потребуется, потом покажу как легко подбирать ноты, даже не зная их, но зная тональность музыкального фрагмента.

    Давайте посмотрим клавишные.

ноты тональности ре бемоль мажор для понимания основ музыкальной теории
ноты тональности ре бемоль мажор для понимания основ музыкальной теории
  • Ноты которые мы можем сыграть в выбранной тональности нашей песни Sweet Child o Mine (Ре бемоль) - определяются на основании двух факторов:
    • тоники (ре бемоль)
    • формулы лада (мажор).
    Формула лада состоит из расстояний между нотами. Полтона - соседние ноты на ладах гитары, а на фортепьяно: расстояние между соседними белыми и черными клавишами, плюс клавиши Ми и Фа, Си и До). тон - расстояние между двумя клавишами (двумя белыми или двумя черными за исключением клавиш на фортепьяно Ми и Фа, Си и До).

  • Зная тонику (Ре бемоль) и зная лад песни (мажор), мы посчитали ноты, которые мы можем сыграть в тональности Ре бемоль мажор по формуле мажорного лада (формула у нас - интервалы между нотами):
    тон-тон-полтона-тон-тон-тон-полтона

    Ниже еще раз сделаем это:
    Находим тонику, зная формулу лада (расстояния) и зная что между черными клавишами на пианино - тон, между черными и белыми - полтона, между белыми клавишами - тон, а между исключениями: ноты Ми и Фа, Си и До на клавишных полтона - я легко посчитаю ноты тональности (ноты, которые я могу сыграть в тональности).

ноты тональности ре бемоль мажор для понимания основ музыкальной теории
ноты тональности ре бемоль мажор для понимания основ музыкальной теории
  • Если мы решим построить минорный лад, то формула лада другая

    Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон.

Что делать если мне не понятно?:
Бегом смотреть один из прошлых уроков "тональность и лад" - на нем ДЕТАЛЬНО разобрали эту тему, включая что такое тон и полтона.

Вот ссылка.
Потом - возвращайтесь к уроку.
  • Вернемся к нашей песне, чтобы играть целью мелодию которая будет звучать гармонично - необходимо:
    • знать тональность музыкального произведения или отрывка (например - Ре бемоль мажор);
    • знать ноты, которые вы можете сыграть поверх музыкального произведения.
    Пункт 1 - легко нащупывается на слух. Об этом мы говорили в прошлых уроках. Если у вас не 100% слух, играйте ноты поверх мелодии по очереди и в какой - то момент нащупывайте тонику, на слух понимайте - веселая мелодия или грустная (задумчивая). Например, мелодия в Ре миноре - звучит грустно, а в Ре мажоре - весело/задорно/позитивно,

    Пункт 2 - зная тональность, определяйте какие ноты вы можете сыграть и какие аккорды можете сыграть поверх мелодии.

    И тут у многих возникнет сложность. Не ужели надо каждый раз считать????????????????????

    Я не хочу превращать музыку в математику и найдя тонику, каждый рад садиться, вспоминать формулу лада и считать ноты с помощью формулы (интервалов)!!!!!!!!!!!!!!!!! Это же ужас!

    Так, без паники. Жизнь гитариста и сонграйтера не такая сложная. Сейчас вспомним несколько лайфхаков, которых мы ранее проходили на уроках гитары.

Лайфхак первый - выучивываем одну гамму, двигаем по грифу и получаем ноты, которые мы можем сыграть в нужной нам тональности

  • Жизнь гитариста - проста.
    Нам необходимо выучить одну гамму в 5 позициях. Гамма - это последовательное упражнение игры всех нот, входящих в тональность (по формуле лада). Например, в гамме До мажор играются по очереди все ноты, которые вписываются в До мажорую тональность (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до).
    Зная одну гамму в 5 позициях и двигая ее по грифу (все 5 позиций) - вы сможем сыграть мелодию в любой тональности.

    Эту волшебную гамму мы проходили в прошлых уроках (вот тут ссылка на данный урок), сейчас на ней долго останавливаться не будем.

    А вернемся к нашему примеру.

    Зная, что песня Sweet Child O Mine написана в тональности Ре бемоль мажор (при этом гитара настроена на полтона ниже, поэтому чтобы сыграть ноты Ре бемоль мажорной тональности, нам достаточно играть ноты Ре мажорной гаммы, поскольку гитара в этой песне настроена на полтона ниже), вы вспоминайте До мажорную гамму и двигайте ее на два лада на гитаре (или на тон). Таким образом у вас получаются ноты Ре мажорной гаммы (точнее Ре бемольной мажорной, поскольку гитара именно в этой песне настроена на полтона ниже).

пример подбора партии на гитаре с помощью гаммы
Вот пример:

важное примечание
песня написана в Ре бемоле, выше указано как мы До мажорную гамму транспонируем в Ре мажорную.
Понижение гаммы на полтона в песне достигается путем настройки гитары на полтона ниже в данной песне (Sweet Child O Mine). Обычно, строй гитары у нас стандартный. Таким образом в данной песне нам достаточно играть Ре мажорную гамму (или Ре мажорный аккорд) и онабудет звучать на полтона ниже (ре бемоль), потому что так настроена гитара именно в этой песне.
  • Если песня в миноре - алгоритм такой же.
    Выученная До мажорная гамма является Ля минорной (поскольку До мажор и Ля минор - параллельные тональности). Почему так происходит мы разбирали на прошлых уроках гитары. Таким образом - в минорной тональности вы вспоминайте До мажорную (Ля минорную гамму и двигайте ее по грифу, чтобы получить ноты нужной вам тональности). Если не понимаете о чем речь - бегом смотреть прошлые уроки.

    С аккордами - чуть сложнее. Чтобы подобрать аккорды, ноты которых вписываются в тональность песни и чтобы не считать каждый раз ноты каждого аккорда и сопоставлять их с нотами тональности - используется кварто-квинтовый круг.

    Очень удобная схема, на которой расположены аккорды.

    На ней вы находите нужную тональность и видите рядом с ней аккорды, которые вы можете сыграть. Ноты этих аккордов вписываются в тональность вашей песни.

  • Вот пример - находим Тональность Ре бемоль мажор и рядом с ней видим аккорды Ля бемоль (Ab), Фа минор (Fm), Си бемоль минор (Bbm), Ми бемоль минор (Ebm), Соль бемоль (Gb).


  • Ноты этих аккордов, расположены на кварто квинтовом круге будут входить в тональность песни.
    Например, тональность Ре бемоль состоит из нот: Ре бемоль - Ми бемоль - Фа - Соль бемоль - Ля бемоль - Си бемоль - До. В такой тональности мы соответственно можем сыграть аккорды, которые состоят из нот тональности (такие аккорды расположены по соседству выбранной тональности на кварто-квинтовом круге).
    Например, аккорд Ля бемоль мажор, расположенный рядом с выбранной тональность на кварто квинтовом круге состоит из нот:
    Ля бемоль - До -Ми бемоль, которые 100% вписываются в ноты Ре бемоль мажорной тональности.


    Так. Пока стоп! Здесь мы немного забежали на тему следующего урока. Давайте пока сделаем паузу. На следующем уроке мы детально разберем подбор аккордов.

    И еще примечание! Выше песня (Sweet Child O Mine) - написана в Ре бемоль мажоре, но бемоль достигается тем, что гитара настроена на полтона ниже, поэтому если играйте на гитаре, то подбирать по кварто-квинтовому кругу можно от тональности Ре.
    Если на фортепьяно - от тональности Ре бемоль. Речь в данном случае только про эту песню, поскольку в ней гитара настраивается на полтона ниже обычного строя (Ми-Си-Соль-Ре-Ля-Ми: стандартный строй гитары от первой струны).

Лайфхак второй - используем кварто-квинтовый круг

  • Если вы не хотите использовать гитару для сочинения и подбора мелодий, а "считать" ноты от тоники по формуле лада, чтобы определить ноты, которые могут быть сыграны в тональности не хочется, то можете воспользоваться кварто-квинтовым кругом.
    Он применяется НЕ только для подбора аккордов, но для понимания какие ноты могут быть сыграны в тональности.

    Для этого
    1) Находим тонику на кварто-квинтовом круге той песни, к которой вы хотите подобрать мелодию (как найти тонику - писал выше, на слух, играя ноты поверх мелодии - рано или поздно "нащупаете");
    2) Определяем ноты, которые могут быть сыграны в тональности - эти ноты находятся рядом с вашей выбранной тональностью на круге. Правда их всего 5 с учетом тоники и этого мало. А всего нот в тональности может быть 7.
    3) Чтобы найти оставшиеся две ноты, нам нужно определить какие знаки (диезы или бемоли) присутствуют в этой тональности. Для этого используют заученные последовательности диезов и бемолей:
    • Последовательность диезов: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.
    • Последовательность бемолей: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

    4) Диезы и бемоли следуют по кварто-квинтовому кругу. Чтобы понять, какие ноты диезные или бемольные, нужно двигаться по кругу в нужном направлении:
    • Движение по часовой стрелке от выбранной тоники добавляет диезы.
    • Движение против часовой стрелки добавляет бемоли.

  • Пример для Ля мажора:
    • Находим A (Ля мажор) на круге.
    • Смотрим на ближайшие ноты: D,E, С#,F#,B
    • Понимаем, что это базовые ноты, но для полноценной гаммы нужны также еще две ноты (всего нот в тональности может быть 7).
    • Учитывая последовательность диезов (Фа-До-Соль), добавляем к гамме F#, C#, G#.
    Важно: используем выученные диезы ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ по следующей логике,
    находя нужную тональность на круге - знаем диезы, которые необходимо "поставить" в тональности.

Вывод

  • Давайте повторим тему урока на примере.
    Вы пришли на репетицию группы Guns N Roses и вам дали гитару, настроенную как нужно.

    Чтобы не налажать и впечатлить своей игрой опытных музыкантов, необходимо следовать 3 простыми правилами:
    1. Играть ноты и аккорды, которые вписываются в тональность песни.
    Тональность — это система музыкальных отношений, основанная на выборе основной ноты (тоники) и лада, вокруг которых организуется музыкальная композиция. Тональность определяет, какие ноты и аккорды будут использоваться в композиции, и создаёт ощущение разрешения и напряжения. Например, в песне Sweet Child O Mine, которую вы будете играть - тональность песни Ре бемоль мажор. Это значит, что в песне (или музыкальном фрагменте) есть главная нота (Ре бемоль) и вокруг нее вы можете играть ноты, которые вписываются в тональность песни.

    Эти ноты определены ладом. Лад — это определённый порядок интервалов (расстояний) между нотами, который определяет характер и звучание музыки. В нашем примере - песня в мажоре. Для этого бедные пианисты вынуждены находить тонику на клавишных и считать от тоники возможные ноты по формуле лада (в мажоре эт: Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Полутон).

    Считать такие ноты от тоники - гитаристу не нужно. Вы вспоминайте До мажорную гамму, двигайте ее на необходимое количество ладов на гитаре (между ладами на гитаре полтона) и вспоминая выученную гамму и двинув ее на пару ладов на гитаре - окажетесь в нужной тональности. Например, зная что песня написана в Ре бемоль мажоре, а гитара настроена на полтона ниже - вы вспоминаем До мажорную гамму (из-за настройки гитары она будет До бемоль мажорной) и двигаем нашу гамму на два лада на гитаре (или на один тон) и вы получите гамму Ре бемоль мажор.
    Если вы пианист, то можете также воспользоваться кварто-квинтовым кругом. Он помимо возможных аккордов - показывает какие ноты можно сыграть в тональности (соседние ноты от выбранной тональности по кругу).

    Чтобы понять какие аккорды сыграть поверх мелодии и не считать ноты тональность - открывайте кварто квинтовый круг, находите нужную тональность и можете поверх мелодии играть аккорды, которые расположены рядом с искомой тональностью на круге.
    Подробнее об этом - в следующем уроке. Мы в нем подробно разберем тему гармонизации мелодий.

    2. Вам необходимо следовать ритму
    Ритм задает барабанщик (в поп группах может драм машина или просто метроном).
    Ритм состоит из темпа (скорости игры музыкальных произведений), из тактов определенного размера. Такты - равномерные отрезки, на которых поделено музыкальное произведение. Барабанщик обозначает начало нового такта (как правило более сильным ударом, например с помощью удара по тарелке или открытием хай-хэта). В метрономе начало нового такта звучит просто громче. Ваша задача уложить ноты в такт, чтобы соблюсти длительности.
    Например, целая нота должна длиться весь такт, а в другом такте вы не можете сыграть больше 4 четвертных нот (вместо них можно сыграть одну четвертную и 6 восьмых нот; или две четвертных ноты, одну паузу четвертного размера и две восьмых). Главное правило - ваша задача уложить ноты разной длительности в один такт.
    В прошлых уроках мы делали на это упражнение.



Не ужели я всю жизнь должен жить только согласно музыкальной теории?

  • Музыкальная гармония - основа (как принято шуть в интернете "Это база") но от нее можно отходить.
    Как это делать - мы научимся в следующих уроках. В той же песне Sweet Child O Mine - будет как минимум два отклонения.
    Например, в песне играется аккорд Си мажор, который содержит заимствованную ноту (не вписывающуюся в ре бемоль мажор), а также модуляцию (тональность припева меняется по сравнению с куплетом для создания напряжения).

    Однако, без понимания классической гармонии, которым посвящен этот и следующий урок - использовать отклонения и заимствования просто не получится, ведь как можно знать как можно отойти от правил, если не знаешь сами правила.

Видео урока

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Перейдите по кнопке ниже - там представлена полная версия домашней работы.
  3. Через неделю - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.