Септаккорды на гитаре - под ключ

В этом уроке мы узнаем, что такое септаккорды, научимся их легко строить и применять.


Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст и смотрите видео к упражнениям;
2) внизу будет домашнее задание, делайте его каждый день по 15-30 минут;
3) через неделю переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • В прошлых уроках - мы выучили мажорные и минорные аккорды, научились строить их от любой ноты на гитаре с помощью баррэ.

    В этом и в следующих нескольких дополнительных уроках мы продолжим изучение темы аккордов и начнем проходить "вкусные" аккорды.

    Вкусные аккорды - это необычные аккорды, которые имеют "фишку", которая отличает их от стандартных (мажорных или минорных).

    Прежде чем начнем их изучать - давайте кратко повторим, что такое "обычный" аккорд.

  • В прошлых уроках (урок номер 4) мы проходили как строятся обычные аккорды (мажорные и минорные) и в уроке 8 учили строить аккорд от одной из 4 аккордовых форм в нужной тональности.

    Давайте еще раз вспомним.
    Аккорд - это три и более сыгранных (как правило, одновременно) ноты.
    У аккорда есть главная нота (тоника), от которой отчитываются ноты, которые мы можем сыграть в аккорде.
    Такой "отчет" ведется либо на основании мажорного лада, либо минорного (лад в данном случае- правила отчета нот от тоники, основанное на интервалах - расстояний между нотами).

    Тоника аккорда и его лад (мажорный или минорный) - формируют тональность аккорда (не путать с тональностью песни, в уроке 4 мы разбирали разницу между ними).


  • Аккорд, как правило, состоит из тоники (первой ноты), также третьей ноты и 5 ноты от тоники.
    Так строятся и мажорные и минорные аккорды. Ниже схема на пианино.


  • Большинство аккордов, используемых в популярной музыке такие.

    Мажорные (1-3-5 нота от тоники) и Минорные (1-3-5 нота от тоники).

    Мажорные и минорные аккорды отличаются тем, что построены по разным правилам отчета нот от тоники (у мажора одна формула, основанная на расстояниях/интервалах между нотами, у минора - другая).

    При игре на гитаре нам не нужно строить аккорд таким образом, чтобы считать от тоники 1-3-5 ноту, вспоминая формулу лада аккорда (если аккорд мажорный - одна, если минорный - другая).

    Нам достаточно, выучив 4 основных аккордовых формы, двигать их по грифу, зажимая баррэ (для перекрытия открытых струн) и таким образом мы можем сыграть аккорд в любой тональности. Повторяем пример ниже (подробнее об этом говорили в прошлых уроках).
В примере ниже я сначала играю аккордовую форму Ля мажор, если я двину ее на два лада на гитаре (то есть на один тон) - то я тогда сыграю аккорд Си мажор.
  • Однако, ничто не мешает "разнообразить аккорд" , добавив в него еще одну ноту (4-тую ноту).

    Такой аккорд называют септаккордом если еще одна добавленная нота является седьмой от тоники (формирует так называемый интервал септима)


    В тему интервалов глубоко погружаться не будем, просто скажем "септаккорд - аккорд, в который добавляется 4 нота и она по счету является 7 мой нотой от тоники по формуле лада.


Септаккорды

  • В "обычном аккорде" 3 ноты: тоника (первая) - третья нота от тоники и пятая нота от тоники (отсчет ведется по формуле лада).
    Например, аккорд До мажор будет состоять из нот До (тоника) - Ми (третья нота от тоники) и Соль (5 нота от тоники).

    Однако, для разнообразия мы можем взять и добавить четвертую ноту. Такой аккорд будет называться септаккордом, если в него добавляется четвертая нота таким образом, что она по счету будет седьмой нотой от тоники.
    Например, в До мажоре мы добавим ноту Си (7 ноту по счету от тоники) или Си бемоль (ниже обсудим разницу в том или ином подходе).


пример септаккорда До мажор.
Состоит из нот: До (тоника) - Ми (третья нота от тоники) - Соль (5 нота от тоники) - Си (7 нота от тоники).
  • Давайте выучим основные септаккорды (аккорды, в которых 4 ноты) и научимся их применять.

    Всего существует четыре вида септаккордов:
    • малый мажорный
    • минорный септаккорд;
    • большой мажорный
    • уменьшенный/увеличенный

    Уменьшенный и увеличенный - очень редкие аккорды.
    Эти аккорды применяются очень редко и в популярной музыке практически не используются, поэтому сейчас мы их пропустим, но в дальнейшем вернемся к этой теме.


Малый мажорный септаккорд на гитаре

  • Первым популярным септаккордом будет аккорд с 7 пониженной ступенью (или 7 пониженной нотой от тоники).

    Наверняка вы с ним уже встречались, раз начали проходить первые песни. Такой аккорд обозначается в табулатурах как C7/D7/E7 и тд.

    Обозначение достаточно простое - в начале указана тональность аккорда (например С - до мажор), а рядом цифра 7 - значит берем и понижаем (в мажоре) 7 ноту от тоники.

  • Это очень распространенный аккорд, вы часто его встретите в музыке.

    И тут вы справедливо спросите: ты нам тут урок за уроком рассказывал про тональность (песни, аккорда) и тут даешь нам на выучивание аккорд, чья нота НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ в тональность аккорда. Вот посмотри: До мажор (тональность), из нот До - тон- Ре-тон-Ми-полтона-Фа-тон-Соль-тон-Ля-тон-Си-полтона До.
    А в этом септаккорде нота Си бемоль.! Как так!!!!!!!!!!!!!!!! Подаю в суд!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Пишу заявление Мизулиной!!!!!!!

    Отвечу, именно за счет пониженной 7 ноты такой аккорд дает чувство напряжения. Эта не вписывающая в тональность аккорда нота, дает диссонанс, что делает этот аккорд напряженным, волнительным. Всю песню из септаккордов - вы не построите (рискуйте потерять чувство тональности за счет большого количества заимствованных нот), но этот аккорд можно эффективно использовать, чтобы сделать вашу музыку разнообразнее.

    Этот аккорд (малый мажорный септаккорд), как правило, применяется в конце музыкальной фразы (например, куплета), чтобы за счет напряжения сделать переход в другую часть песни (припев, бридж) или даже в другую тональность более комфортным.

    Как говорится, чтобы создать ощущение спокойствия - сначала надо создать напряжение.

    В будущем, когда будем учиться писать песни, мы пройдем этот аккорд с точки зрения использования его для модуляции (смены тональности музыкального произведения, редкий - но красивый прием написания песен).

    Такой аккорд часто применяется как Доминанта (5-тый аккорд по счету от тоники песни). Малый мажорный септаккорд (его еще называют доминантсептаккордом) - является отличным способом "сменить" тональность песни или сделать переход в другую часть песни (например, из куплета в припев) более логичной.

    Но сейчас мы не будем вдаваться в тему написания песен. А просто пройдем этот аккорд.

    Построить его очень легко, опираясь на одну из выученных трех аккордовых форм (Ля, Ми, Ре).

    Давайте сначала построим его от аккордовой формы Ля мажор.
  • Транспонировать эту аккордовую форму легко с помощью баррэ.
    Баррэ - нам нужно, чтобы пережать открытые струны.

    Вот, например, построим До диез мажор (мы в прошлых уроках учили строить аккорды от 4-5-6 струны на гитаре, "нащупывая" тонику аккорда). Для этого пережмем тонику аккорда на 5 струне на 4 ладу (там у нас нота до диез) и построим баррэ. После, вспомним аккордовую форму от Ля мажор и у нас с вами получится До диез мажор.

    А потом убираем палец и получаем малый мажорный септаккорд. (Пролистайте галерею, чтобы увидеть как это делается).
  • В аккордовой форме от Ми мажор, тоже нужно убрать всего один палец.
    Ниже галерея.

  • Транспонировать такой аккорд тоже достаточно просто.

    Находим необходимую нам тонику (пусть будет Соль на 6 струне 3 ладу), пережимаем баррэ, строим аккорд с помощью аккордовой формы от Ми и убираем палец, получая малый мажорный септаккорд.

  • В аккордовой форме от Ре мажор - взять такой аккорд чуть сложнее.

    Вот мы были в Ре мажоре и нам, чтобы сыграть этот аккорд (малый мажорный септаккорд) - необходимо переставить один палец.
  • Эту аккордовую форму транспонировать в другую тональность достаточно сложно.
    Можно, но сложно. Для этого нужно взять очень неудобный баррэ.
вот пример
Примеры использования малого мажорного септаккорда :

Используется во многих популярных песнях, придавая чувство напряжения, страсти, рок-н-рольности.

Доминант-септаккорд (малый мажорный септаккорд) часто используется для смены тональности или подчеркивания разницы между куплетом и припевом благодаря своему свойству создавать напряжение и ожидание разрешения.

Несколько примеров:
  1. The Rolling Stones – "Brown Sugar"
  • В куплете используется B7 (второй аккорд), добавляя песне рок-н-ролльной энергии.

2. David Bowie – "Space Oddity" (1.15 - таймкод)
  • Переход от куплета к припеву включает использование аккорда E7, что подчеркивает изменение в динамике и эмоциональной интенсивности песни. И помогает перейти из куплета в припев, создав ощущение "пафоса космического полета".

3. Nirvana – "About a Girl" (пример: 0.32)
  • В куплетах часто используется аккорд E7, который помогает создать контраст с припевом и добавляет песне динамичности.

4. Aerosmith – "Dream On"
  • В куплете присутствует E7, придавая песне напряжение и драматичность (пример, 0.17 - таймкод). Благодаря постоянному использованию аккорда - куплет получается очень напряженным, это помогает "разрядиться" в драматичный припев.


Малый минорный септаккорд на гитаре

  • Пройдем еще один распространенный аккорд. Это малый минорный септаккорд.

    Он строится от минорного аккорда, в который добавляется 7 нота от тоники. Но в отличие от малого мажорного септаккорда, эта нота впишется в минорный лад, на основании которого мы строим аккорд.

    Вот смотрите, построим малый минорный септаккорд от До.

    На основании формулы минорного лада, в До минорной тональности мы можем сыграть ноты: до - (тон) -ре (полтона) - ми бемоль - (тон)- фа - (тон) - соль - (полтона) - ля бемоль - (тон) - си.

    Берем 1-3-5 ноту от тоники на основании формулы минорного лада: До-Ми бемоль - Соль (они у нас строят минорный аккорд) и добавляем 7 ноту от тоники - Си.
    Получаем До минорный септаккорд.

до минорный септаккорд
  • Такой аккорд с западных табулатурах называется Am7, Em7, Сm7 (название тоники аккорда, например А- Ля, м - значит минорный, 7 - значит септаккорд, получается малый минорный септаккорд).

    Важно: нам не нужно на гитаре ничего строить с помощью подсчета нот от тоники на основании лада. Мы об этом говорили в прошлых уроках.
    Выучиваем наши 3 аккордовых формы, выше про них говорили и на их основании мы можем построить малый минорный септаккорд в любой тональности.

    Давайте выучим как построить малый минорный септаккорд от аккордовой формы Ля минор.

  • Эту аккордовую форму перенести достаточно просто.
    Находим нужную нам ноту, от которой мы построим аккорд (на 5 струне находится тоника аккордовой формы Ля минор/мажор).

    Для примера это будет 4-тая нота 5 струны До диез. Пережмем ее с помощью баррэ и построим До диез минорный аккорд с помощью аккордовой формы от Ля минор и баррэ.

    А теперь уберем один палец и получим До диез минорный септаккорд.
  • От аккордовой формы Ми - построить такой аккорд очень просто. Убираем один палец и получаем Ми минор 7 (ми минорный септаккорд).
  • С помощью этой аккордовой формы мы легко построим аккорд в любой тональности.
    Например, построим септаккорд Соль минор 7, пережав тонику аккорда с помощью баррэ (и открытые струны) на 3 ладу.

  • От аккордовой формы Ре минор построить малый минорный аккорд очень сложно, поэтому давайте просто пропустим.
вот так выглядит аккорд Ре минор 7 от аккордовой формы Ре, строить его не очень удобно, поэтому применяется редко
Примеры использования аккорда:

Используется во многих популярных песнях, придавая им романтичное, немного драматичное, страстное звучание.

Несколько примеров:
  1. Noize MC* - Вселенная бесконечна.
Риф песни начинается с минорного септаккорда (Am7), что сразу создает ощущение драматичности и романтичности (космоса).
Гениальная лирика вместе с этим использованным аккордом создает ощущения нахождения родственной души
Если обдумать подробнее эту гипотезу
Посерьёзней впариться в ситуацию
То помимо миров, повторенных полностью
Есть и такие, что могут чем-то отличаться:
Получается, что где-то на задворках созвездий
Есть такие версии нашего мира
Где мы с тобой либо уже не вместе
Либо изначально прошли друг друга мимо



2. Pink Floyd – "Wish You Were Here"
  • Вступление песни начинается с аккорда Em7, который придает песне меланхоличное и мечтательное настроение. Будто бы, возле озера ранним утром - ждешь друга детства, который вот-вот принесет удочки для беззаботной рыбалки.


3. Marvin Gaye – "Let's Get It On"
  • Вступление содержит Dm7 (второй аккорд после тоники), что создает чувственное, страстное и романтическое звучание.

*признан Минюстом инагентом (или что-то типа того).

Большой мажорный септаккорд

  • Выучим последний распространенный мажорный септаккорд.
    Строится от также как и малый мажорный, но 7 ноту от тоники, которую мы добавляем в аккорд мы не понижаем.

    Например, построим аккорд от До диеза и строим:

    До-Ми-Соль-Си.
    Седьмая добавленная нота Си, как вы видите, не будет пониженной.

вот он - большой мажорный аккорд
  • Благодаря тому, что эта седьмая добавленная нота (седьмая от тоники) не противоречит формуле мажорного лада, на основании которого мы строим аккорд, он получается воздушным/мягким/мечтательным и иногда используется в поп-песнях, чтобы придать чувство воздушности, магичности песне.

    Вот небольшой пример. В песне Let it Be добавляется большой мажорный септаккорд Фа, который придает куплету песни светлый и меланхоличный характер.
  • Такой большой мажорный септаккорд называется в западных табулатурах Amaj7, Emaj7 и тд. (тоника аккорда, например E - ми, maj - обозначение что аккорд мажорный и в нем мы НЕ понижаем 7 ноту от тоники в отличие от малого мажорного аккорда E7, 7 - значит септаккорд. Получается большой мажорный септаккорд).


    Давайте научимся строить этот аккорд.

    Начнем с аккордовой формы Ля мажор. Чтобы построить этот аккорд нам нужно один палец на 3 струне продвинуть на полтона.

  • Такой аккорд очень просто транспонируется, чтобы сыграть аккорд в нужной нам тональности.

    Давайте по примеру выше построим его в До диез мажоре (построим до диез большой мажорный септаккорд).
    Построим его с помощью баррэ (пережмем 4 лад на гитаре с помощью баррэ, где на 5 струне находится тоника "до диез мажор")
    Получается:

  • В аккордовой форме Ми сложнее. Чтобы построить большой мажорный септаккорд нам нужно подвинуть один палец, но сделать это достаточно сложно.
  • Транспонировать такой аккорд (или иными словами построить его в любой тональности) - тоже можно, но чуть сложнее.

    Ниже пример, построим аккорд в Соль мажоре (пережав с помощью баррэ 3 лад с тоникой аккорда соль на 6 струне и сначала построим Соль мажорный аккорд), а потом поменяем пальцы, чтобы построить Соль мажор 7 (соль мажорный септаккорд) от аккордовой формы Ми.
  • В аккордовой форме Ре - построить такой аккорд достаточно просто.
    Нам нужно взять и просто пережать 3 струны на 2 ладу. Это можно сделать как и подвинув один палец, так и с помощью маленького баррэ.
  • Такой аккорд достаточно просто транспонировать (построить аккорд в нужной тональности от данной аккордовой формы).

    Вот пример, двинем наш аккорд Ре на два лада и получим Ми мажор (построенный от аккордовой формы Ре мажор). Передвинем один палец или зажмем 3 струны с помощью баррэ и получим Ми большой мажорный аккорд.

Примеры использования аккорда:

Используется во многих популярных песнях, придавая им мягкое и приятное звучание.

Несколько примеров:
  1. Adele – "Someone Like You" (1:14-1:26, таймкод)
  • В припеве можно услышать Bmaj7, что добавляет в песню эмоциональную глубину и нежность.

2. Radiohead – "No Surprises" (0:05)
  • В куплете используется Gmaj7 аккорд, который добавляет меланхоличное ощущение. Личное впечатление: в песне главный герой, будто бы под лекарствами, которые лечат депрессию, находится в спокойствии и хочет чтобы внешний мир больше его не беспокоил, именно добавление большого мажорного септаккорда Соль (Gmaj7) - создает такое ощущение в звучании (спокойствия, расслабленности, будто бы герой "под таблетками, которые прописал психиатр и наконец-то спокоен")

3. Fleetwood Mac – "Dreams"
  • Вступление содержит Fmaj7 аккорд, создавая плавное и мелодичное звучание. Начало песни, которая сразу стартует с такого аккорда создает ощущение полного спокойствия. Будто, бы в летний выходной день пришел на пикник и наслаждаешься пением птиц, теплом солнечных лучей и вкусными сэндвичами. Впереди длинные выходные и абсолютно не о чем беспокоится и можно помечтать.


Выводы и повтор темы

  • Поздравляем, вы выучили тему септаккордов. Давайте кратко ее повторим и дадим вам домашнее задание.

    Если кратко, септаккорд - аккорд, в который добавляется 4 нота (обычно аккорды состоят их трех нот) и эта четвертая нота является 7 нотой от тоники.
    Всего мы выучили 3 основных септаккорда.

  • Выучить эти аккорды очень просто.
    Для этого будем использовать одну из 3 - аккордовых форм (от Ля, Ми, Ре). Зная как строить септаккорды в этих аккордовых формах - мы легко можем транспонировать эти аккордовые формы и сыграть септаккорд нужной тональности.

    Ниже вспомним как играть эти аккорды (строить их от выученных аккордовых форм).
вот все мажорные септаккорды
  • Их мы можем легко транспонировать в любую тональность, таким образом построив аккорд нужной тональности.
вот пример, как зная аккордовые формы с помощью барре - мы можем построить любые мажорные септаккорды в нужной нам тональности
  • А вот у нас малые минорные аккорды, построенные от трех аккордовых форм.

  • Важно понимать, мы выучили как строить септаккорды с помощью основных аккордовых форм. Но построить септаккорд можно от любой аккордовой формы, просто в этих аккордовых формах сделать это гораздо проще.


Видео урок

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Выполняйте указанные упражнения;
  3. Через неделю - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.

  • *Примечание: в упражнениях это урока указана песня Noize MC. На территории Российской Федерации - певец считается иностранным агентом (Минюст).
    Мой проект аполитичный, демонстрирую примеры из разных песен, чтобы научить вас играть на гитаре (исключительно с этой целью). При этом экономические, политические, религиозные взгляды артистов, на чьих примерах мы учимся играть на гитаре, могут отличаться от моих, ваших или иных взглядов.
    Подчеркну, проект у меня - исключительно про игру на гитаре. И примеры песен и гитарных рифов приводятся БЕЗ изучения или попытки донести чьи либо взгляды на жизнь. Мы разбираем исключительно музыку для вашего обучения игре на гитаре и написанию песен.