О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
О ПРОЕКТЕ
БЕСПЛАТНО И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

Септаккорды на гитаре - под ключ

В этом уроке мы перестанем боятся такое странное слово как септаккорды, научимся их легко строить и применять.


Время урока: 5 мин

Время выполнения домашнего задания: 1 неделя.


Тимур

Ваш преподаватель.

Как проходить урок?:

1) читайте этот текст и смотрите видео к упражнениям;
2) внизу будет домашнее задание, делайте его каждый день по 15-30 минут;
3) через неделю переходите к следующему уроку.

Вводное слово

  • В прошлых уроках - мы выучили мажорные и минорные аккорды, научились строить их от любой ноты на гитаре с помощью баррэ.
    В этом и в следующих нескольких дополнительных уроках мы продолжим изучение темы аккордов и начнем проходить "вкусные" аккорды.
    Вкусные аккорды - это необычные аккорды, которые имеют "фишку", которая отличает их от стандартных (мажорных или минорных).

    Прежде чем начнем их изучать - давайте кратко повторим, что такое "обычный" аккорд.

  • В прошлых уроках (урок номер 4) мы проходили как строятся обычные аккорды (мажорные и минорные) и в уроке 8 учили строить аккорд от одной из 4 аккордовых форм в нужной тональности.

    Давайте еще раз вспомним.
    Аккорд - это 3 и более сыгранных (как правило одновременно) ноты.
    У аккорда есть главная нота (тоника), от которой отчитываются ноты, которые мы можем сыграть другие ноты в аккорде.
    Такой "отчет" ведется либо на основании мажорного лада, либо минорного (лад в данном случае- правила отчета нот от тоники, основанное на интервалах - расстояний между нотами).

    Тоника аккорда и его лад (мажорный или минорный) - формируют тональность аккорда (не путать с тональностью песни, в уроке 4 мы разбирали разницу между ними).

  • Аккорд, как правило, состоит из тоники (первой ноты), также третьей ноты и 5 ноты от тоники.
    Так строятся и мажорные и минорные аккорды. Ниже схема на пианино.


  • Большинство аккордов, используемых в популярной музыке такие.

    Мажорные (1-3-5 нота от тоники) и Минорные (1-3-5 нота от тоники). Мажорные и минорные аккорды отличаются тем, что построены по разным правилам отчета нот от тоники (у мажора одна формула, основанная на расстояниях/интервалах между нотами, у минора - другая).

    При игре на гитаре нам не нужно строить аккорд таким образом, чтобы считать от тоники 1-3-5 ноту, вспоминая формулу лада аккорда (если аккорд мажорный - одна, если минорный - другая).

    Нам достаточно, выучив 4 основных аккордовых формы, двигать их по грифу, зажимая баррэ (для перекрытия открытых струн) и таким образом мы можем сыграть аккорд в любой тональности. Повторяем пример ниже (подробнее об этом говорили в прошлых уроках).
В примере ниже я сначала играю аккордовую форму Ля мажор, если я двину ее на два лада на гитаре (то есть на один тон) - то я тогда сыграю аккорд Си мажор.
  • Однако, ничто не мешает "разнообразить аккорд" , добавив в него еще одну ноту (четвертную ноту).

    Такой аккорд называют септаккордом если еще одна добавленная нота является седьмой от тоники (формирует так называемый интервал септима)


    В тему интервалов глубоко погружаться не будем, просто скажем "септаккорд - аккорд, в который добавляется 4 нота и она по счету является 7 мой нотой от тоники по формуле лада.

Септаккорды

  • В "обычном аккорде" 3 ноты: тоника (первая) - третья нота от тоники и пятая нота от тоники (отсчет ведется по формуле лада).
    Например, аккорд До мажор будет состоять из нот До (тоника) - Ми (третья нота от тоники) и Соль (5 нота от тоники).

    Однако, для разнообразия мы можем взять и добавить четвертую ноту. Такой аккорд будет называться септаккордом, если в него добавляется четвертая нота таким образом, что она по счету будет седьмой нотой от тоники.
    Например, в До мажоре мы добавим ноту Си (7 ноту по счету от тоники) или Си бемоль (сейчас поговорим почему).

    Термин септаккорды учить не обязательно, просто даю его чтобы когда вы с ним будете встречаться - вы не пугались.

пример септаккорда До мажор.
Состоит из нот: До (тоника) - Ми (третья нота от тоники) - Соль (5 нота от тоники) - Си (7 нота от тоники).
  • Давайте выучим основные септаккорды (аккорды, в которых 4 ноты) и научимся их применять.

    Всего их 4 основных вида:
    • малый мажорный
    • минорный септаккорд;
    • большой мажорный
    • уменьшенный/увеличенный

    Уменьшенный и увеличенный - очень редкие аккорды. Мы затронем такие септаккорды, когда будем проходить тему уменьшенных и увеличенных аккордов. Эти аккорды применяются очень редко и в популярной музыке практически не используются, поэтому сейчас мы их пропустим, но в дальнейшем вернемся к этой теме.

Малый мажорный септаккорд на гитаре

  • Первым популярным септаккордом будет аккорд с 7 пониженной ступенью (или 7 пониженной нотой от тоники).

    Наверняка вы с ним уже встречались, раз начали проходить первые песни. Такой аккорд обозначается в табулатурах как C7/D7/E7 и тд.

    Обозначение достаточно простое - в начале указана тональность аккорда (например С - до мажор), а рядом цифра 7 - значит берем и понижаем (в мажоре) 7 ноту от тоники.

  • Это очень распространенный аккорд, вы часто его встретите в музыке.

    И тут вы справедливо спросите: ты нам тут урок за уроком рассказывал про тональность (песни, аккорда) и тут даешь нам на выучивание аккорд, чья нота НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ в тональность аккорда. Вот посмотри: До мажор (тональность), из нот До - тон- Ре-тон-Ми-полтона-Фа-тон-Соль-тон-Ля-тон-Си-полтона До.
    А в этом септаккорде нота Си бемоль.! Как так!!!!!!!!!!!!!!!! Подаю в суд!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Пишу заявление Мизулиной!!!!!!!

    Отвечу, именно за счет пониженной 7 ноты такой аккорд дает чувство напряжения. Эта не вписывающая в тональность аккорда нота - дает диссонанс, что делает этот аккорд напряженным, волнительным. Всю песню из септаккордов - вы не построите (рискуйте потерять чувство тональности за счет большого количества заимствованных нот), но этот аккорд можно эффективно использовать, чтобы сделать вашу музыку разнообразнее.

    Этот аккорд (малый мажорный септаккорд), как правило, применяется в конце музыкальной фразы (например, куплета), чтобы за счет напряжения сделать переход в другую часть песни (припев, бридж) или даже в другую тональность более комфортным.

    Как говорится, чтобы создать ощущение спокойствия - сначала надо создать напряжение=)
    В будущем, когда будем учиться писать песни, мы пройдем этот аккорд с точки зрения использования его для модуляции (смены тональности музыкального произведения, редкий - но красивый прием написания песен).

    Такой аккорд часто применяется как Доминанта (5 аккорд по счету от тоники песни). Малый мажорный септаккорд (его еще называют доминантсептаккордом) - является отличным способом "сменить" тональность песни или сделать переход в другую часть песни (например, из куплета в припев) более логичной.

    Но, сейчас мы не будем вдаваться в тему написания песен. А просто пройдем этот аккорд.

    Построить его очень легко, опираясь на одну из выученных трех аккордовых форм (Ля, Ми, Ре).

    Давайте сначала построим его от аккордовой формы Ля мажор. Для этого используем галерею.

  • Транспонировать эту аккордовую форму легко с помощью баррэ.
    Баррэ - нам нужно, чтобы пережать открытые струны.

    Вот, например, построим До диез мажор (мы в прошлых уроках учили строить аккорды от 4-5-6 струны на гитаре, "нащупывая" тонику аккорда). Для этого пережмем тонику аккорда на 5 струне на 4 ладу (там у нас нота до диез) и построим баррэ. После, вспомним аккордовую форму от Ля мажор и у нас с вами получится До диез мажор.

    А потом убираем палец и получаем малый мажорный септаккорд. (Пролистайте галерею, чтобы увидеть как это делается).
  • В аккордовой форме от Ми мажор, тоже нужно убрать всего один палец.
    Ниже галерея.

  • Транспонировать такой аккорд тоже достаточно просто.

    Находим необходимую нам тонику (пусть будет соль на 6 струне 3 ладу), пережимаем баррэ, строим аккорд с помощью аккордовой формы от Ми и убираем палец, получая малый мажорный септаккорд.
  • В аккордовой форме от Ре мажор - взять такой аккорд чуть сложнее.

    Вот мы были в Ре мажоре и нам, чтобы сыграть этот аккорд (малый мажорный септаккорд) - необходимо переставить один палец.
  • Эту аккордовую форму транспонировать в другую тональность достаточно сложно.
    Можно, но сложно. Для этого нужно взять очень неудобный баррэ.
вот пример
Примеры использования малого мажорного септаккорда :

Используется во многих популярных песнях, придавая чувство напряжения, страсти, рок-н-рольности.

Доминант-септаккорд (малый мажорный септаккорд) часто используется для смены тональности или подчеркивания разницы между куплетом и припевом благодаря своему свойству создавать напряжение и ожидание разрешения.

Несколько примеров:
  1. The Rolling Stones – "Brown Sugar"
  • В куплете используется B7 (второй аккорд), добавляя песне рок-н-ролльной энергии.

2. David Bowie – "Space Oddity" (1.15 - таймкод)
  • Переход от куплета к припеву включает использование аккорда E7, что подчеркивает изменение в динамике и эмоциональной интенсивности песни. И помогает перейти из куплета в припев, создав ощущение "пафоса космического полета".

3. Nirvana – "About a Girl" (пример: 0.32)
  • В куплетах часто используется аккорд E7, который помогает создать контраст с припевом и добавляет песне динамичности.

4. Aerosmith – "Dream On"
  • В куплете присутствует E7, придавая песне напряжение и драматичность (пример, 0.17 - таймкод). Благодаря постоянному использованию аккорда - куплет получается очень напряженным, это помогает "разрядиться" в драматичный припев.


Малый минорный септаккорд на гитаре

  • Пройдем еще один распространенный аккорд. Это малый минорный септаккорд.

    Он строится от минорного аккорда, в который добавляется 7 нота от тоники. Но в отличие от малого мажорного септаккорда, эта нота впишется в минорный лад, на основании которого мы строим аккорд.

    Вот смотрите, построим малый минорный септаккорд от До.

    На основании формулы минорного лада, в До минорной тональности мы можем сыграть ноты: до - (тон) -ре (полтона) - ми бемоль - (тон)- фа - (тон) - соль - (полтона) - ля бемоль - (тон) - си.

    Берем 1-3-5 ноту от тоники на основании формулы минорного лада: До-Ми бемоль - соль (они у нас строят минорный аккорд) и добавляем 7 ноту от тоники - си.
    Получаем До минорный септаккорд.
до минорный септаккорд
  • Такой аккорд с западных табулатурах называется Am7, Em7, Сm7 (название тоники аккорда, например А- Ля, м - значит минорный, 7 - значит септаккорд, получается малый минорный септаккорд).

    Важно: нам не нужно на гитаре ничего строить с помощью подсчета нот от тоники на основании лада. Мы об этом говорили в прошлых уроках.
    Выучиваем наши 3 аккордовых формы, выше про них говорили и на их основании мы можем построить малый минорный септаккорд в любой тональности.

    Давайте выучим как строиться малый минорный септаккорд от аккордовой формы Ля минор.
  • Эту аккордовую форму перенести достаточно просто.
    Находим нужную нам ноту, от которой мы построим аккорд (на 5 струне находится тоника аккордовой формы Ля минор/мажор). Для примера это будет 4 нота 5 струны до диез. Пережмем ее с помощью баррэ и построим До диез минорный аккорд с помощью аккордовой формы от Ля минор и баррэ.

    А теперь уберем один палец и получим До диез минорный септаккорд.
  • От аккордовой формы Ми - построить такой аккорд очень просто. Убираем один палец и получаем Ми минор 7 (ми минорный септаккорд).
  • С помощью этой аккордовой формы мы легко построим аккорд в любой тональности.
    Например, построим Соль минор, пережав тонику аккорда с помощью баррэ (и открытые струны) на 3 ладу.
  • От аккордовой формы Ре минор построить малый минорный аккорд очень сложно, поэтому давайте просто пропустим.
вот так выглядит аккорд Ре минор 7 от аккордовой формы Ре, строиться очень не удобно, поэтому применяется редко
Примеры использования аккорда:

Используется во многих популярных песнях, придавая им романтичное, немного драматичное, страстное звучание.

Несколько примеров:
  1. Noize MC* - Вселенная бесконечна.
Риф песни начинается с минорного септаккорда (Am7), что сразу создает ощущение драматичности и романтичности (космоса).
Гениальная лирика вместе с этим использованным аккордом создает ощущения нахождения родственной души
Если обдумать подробнее эту гипотезу
Посерьёзней впариться в ситуацию
То помимо миров, повторенных полностью
Есть и такие, что могут чем-то отличаться:
Получается, что где-то на задворках созвездий
Есть такие версии нашего мира
Где мы с тобой либо уже не вместе
Либо изначально прошли друг друга мимо



2. Pink Floyd – "Wish You Were Here"
  • Вступление песни начинается с аккорда Em7, который придает песне меланхоличное и мечтательное настроение. Будто бы, возле озера ранним утром - ждешь друга детства, который вот-вот принесет удочки для беззаботной рыбалки.


3. Marvin Gaye – "Let's Get It On"
  • Вступление содержит Dm7 (второй аккорд после тоники), что создает чувственное, страстное и романтическое звучание.

*признан Минюстом инагентом (или что-то типа того).

Большой мажорный септаккорд

  • Выучим последний распространенный мажорный септаккорд.
    Строится от также как и малый мажорный, но 7 ноту от тоники, которую мы добавляем в аккорд мы не понижаем.

    Например, построим аккорд от До диеза и строим:
    До-Ми-Соль-Си.
    Седьмая добавленная нота Си, как вы видите, не будет пониженной.
вот он - большой мажорный аккорд
  • Благодаря тому, что эта седьмая добавленная нота (седьмая от тоники) не противоречит формуле мажорного лада, на основании которого мы строим аккорд, он получается воздушным/мягким/мечтательным и иногда используется в поп-песнях, чтобы придать чувство воздушности, магичности песне.

    Вот небольшой пример. В песне Let it Be добавляется большой мажорный септаккорд Фа, который придает куплету песни светлый и меланхоличный характер.
  • Такой большой мажорный септаккорд называется в западных табулатурах Amaj7, Emaj7 и тд. (тоника аккорда, например E - ми, maj - обозначение что аккорд мажорный и в нем мы НЕ понижаем 7 ноту от тоники в отличие от малого мажорного аккорда E7, 7 - значит септаккорд. Получается большой мажорный септаккорд).


    Давайте научимся строить этот аккорд.

    Начнем с аккордовой формы Ля мажор.. Чтобы построить этот аккорд нам нужно один палец на 3 струне продвинуть на полтона.
  • Такой аккорд очень просто транспонируется, чтобы сыграть аккорд в нужной нам тональности.

    Давайте по примеру выше построим его в До диез мажоре (построим до диез большой мажорный септаккорд).
    Построиться он с помощью баррэ (пережмем 4 лад на гитаре с помощью баррэ, где на 5 струне находится тоника "до диез мажор")
    Получается:
  • В аккордовой форме Ми сложнее. Чтобы построить большой мажорный септаккорд нам нужно подвинуть один палец, но сделать это достаточно сложно.
  • Транспонировать такой аккорд (или иными словами построить его в любой тональности) - тоже можно, но чуть сложнее.

    Ниже пример, построим аккорд в Соль мажоре (пережав с помощью баррэ 3 лад с тоникой аккорда соль на 6 струне и сначала построим Соль мажорный аккорд), а потом поменяем пальцы, чтобы построить Соль мажор 7 (соль мажорный септаккорд) от аккордовой формы Ми.
  • В аккордовой форме Ре - построить такой аккорд достаточно просто.
    Нам нужно взять и просто пережать 3 струны на 2 ладу. Это можно сделать как и подвинув один палец, так и с помощью маленького баррэ.
  • Такой аккорд достаточно просто транспонировать (построить аккорд в нужной тональности от данной аккордовой формы).

    Вот пример, двинем наш аккорд Ре на два лада и получим Ми мажор (построенный от аккордовой формы Ре мажор). Передвинем один палец или зажмем 3 струны с помощью баррэ и получим Ми большой мажорный аккорд.

Примеры использования аккорда:

Используется во многих популярных песнях, придавая им мягкое и приятное звучание.

Несколько примеров:
  1. Adele – "Someone Like You" (1:14-1:26, таймкод)
  • В припеве можно услышать Bmaj7, что добавляет в песню эмоциональную глубину и нежность.

2. Radiohead – "No Surprises" (0:05)
  • В куплете используется Gmaj7 аккорд, который добавляет меланхоличное ощущение. Личное впечатление: в песне главный герой, будто бы под лекарствами, которые лечат депрессию, находится в спокойствии и хочет чтобы внешний мир больше его не беспокоил, именно добавление большого мажорного септаккорда Соль (Gmaj7) - создает такое ощущение в звучании (спокойствия, расслабленности, будто бы герой "под таблетками, которые прописал психиатр и наконец-то спокоен")

3. Fleetwood Mac – "Dreams"
  • Вступление содержит Fmaj7 аккорд, создавая плавное и мелодичное звучание. Начало песни, которая сразу стартует с такого аккорда создает ощущение полного спокойствия. Будто, бы в летний выходной день пришел на пикник и наслаждаешься пением птиц, теплом солнечных лучей и вкусными сэндвичами. Впереди длинные выходные и абсолютно не о чем беспокоится и можно помечтать.


Выводы и повтор темы

  • Поздравляем, вы выучили тему септаккордов. Давайте кратко ее повторим и дадим вам домашнее задание.

    Если кратко, септаккорд - аккорд, в который добавляется 4 нота (обычно аккорды состоят их трех нот) и эта четвертая нота является 7 нотой от тоники.
    Всего мы выучили 3 основных септаккорда.

  • Выучить эти аккорды очень просто.
    Для этого будем использовать одну из 3 - аккордовых форм (от Ля, Ми, Ре). Зная как строить септаккорды в этих аккордовых формах - мы легко можем транспонировать эти аккордовые формы и сыграть септаккорд нужной тональности.
    Например, чтобы сыграть Си минор, нужно аккордовую форму Ля минор двинуть на 2 лада на гитаре и пережать открытые струны с помощью баррэ. Мы подробно проходили как это делать на прошлых уроках.

    Ниже вспомним как играть эти аккорды (строить их от выученных аккордовых форм).
вот все мажорные септаккорды
  • Их мы можем легко транспонировать в любую тональность, таким образом построив аккорд нужной тональности.
вот пример, как зная аккордовые формы с помощью барре - мы можем построить любые мажорные септаккорды в нужной нам тональности
  • А вот у нас малые минорные аккорды, построенные от трех аккордовых форм.

  • Важно понимать, мы выучили как строить септаккорды с помощью основных аккордовых форм. Но, построить септаккорд можно от любой аккордовой формы, просто в этих аккордовых формах сделать это гораздо проще.

Видео урок

  • Важно понимать, мы выучили как строить септаккорды с помощью основных аккордовых форм. Но, построить септаккорд можно от любой аккордовой формы, просто в этих аккордовых формах сделать это гораздо проще.

Домашнее задание

Оно простое.

  1. Пересмотрите видео урок и перечитайте текст урока.
  2. Выполняйте указанные упражнения;
  3. Через неделю - переходите к новому уроку.

Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к следующему
уроку нашей школы.

  • *Примечание: в упражнениях это урока указана песня Noize MC. На территории Российской Федерации - певец считается иностранным агентом (Минюст).
    Мой проект аполитичный, демонстрирую примеры из разных песен, чтобы научить вас играть на гитаре (исключительно с этой целью). При этом экономические, политические, религиозные взгляды артистов, на чьих примерах мы учимся играть на гитаре, могут отличаться от моих, ваших или иных взглядов.
    Подчеркну, проект у меня - исключительно про игру на гитаре. И примеры песен и гитарных рифов приводятся БЕЗ изучения или попытки донести чьи либо взгляды на жизнь. Мы разбираем исключительно музыку для вашего обучения игре на гитаре и написанию песен.