Урок 3 - гармонизируем вашу песню

Итак, чтобы ваша строчка, написанная от души, стала полноценной мелодией припева, нам нужно немного погрузиться в базовые принципы музыкальной теории. Не переживайте, углубляться в сложные детали мы не будем — у меня есть отдельные бесплатные уроки, где всё разобрано подробно (вот ссылка).

Основы музыкальной теории

  • Любая мелодия, любая музыка состоит из нот. Неважно, на каком инструменте она сыграна — будь то гитара, виолончель, бас-гитара или фортепиано. Все инструменты звучат в разных регистрах, но их основа — 12 нот. Это: До, До-диез, Ре, Ре-диез, Ми и так далее.

    Ноты могут сочетаться друг с другом гармонично или не сочетаться вовсе. Если ноты звучат вместе красиво и приятно — это называется гармонией. Если они создают неприятное напряжение — это дисгармония. Думаю, все слышали примеры гармоничного звучания и откровенной какофонии, так что долго объяснять не будем.

    Чтобы ноты сочетались и мелодия звучала приятно, в ней должна быть главная нота, вокруг которой строится всё произведение. Это тоника. Её можно представить как именинника, в честь которого устраивается вечеринка: она задаёт настроение всей композиции.

Как возникает гармония?

  • Все остальные ноты, которые будут звучать вместе с тоникой и сочетаться с ней, образуют тональность произведения.

    Если подобрать "правильные" ноты, мелодия будет звучать естественно и гармонично. Это можно сравнить с приглашением гостей на вечеринку. Если вы пригласите друзей именинника, то вечер пройдёт отлично. А если позовёте случайных людей, которые не знают друг друга, вечеринка, скорее всего, будет напряжённой или вовсе провалится.

    Выбор нот в тональности определяется ладом. Основных ладов два: мажорный и минорный.
    • Мажорный лад — звучит радостно, бодро, драйвово.
    • Минорный лад — передаёт грусть, меланхолию, рефлексию.

    Говоря простыми словами, если вы хотите написать мелодию, которая передаст боль, внутренние переживания или глубокие эмоции — лучше использовать минор. Если же ваша песня про надежду, силу или движение вперёд — вам подойдёт мажор.
пример что такое тональность для понимания

Как гармонизировать мелодию?

  • Чтобы мелодия звучала гармонично, нам нужно подобрать ноты, которые будут с ней сочетаться. Вместе они формируют тональность музыкального произведения (вашей песни).

    Но одной мелодии недостаточно, чтобы песня зазвучала полноценно. Нам нужны аккорды — они создадут основу, на которую "ляжет" вокальная линия.
    • Аккорд — это несколько нот, сыгранных одновременно.
    Здесь важно понимать - аккорды в песне состоят из нот её тональности. Например, если вы пишете песню в Ля миноре, то аккорды, которые будут звучать гармонично, тоже должны строиться на нотах этой тональности.

    Возьмем пример:
    Пример, песня Midnight City - группы M83.


  • Вся песня, и рифф (сыгранный на синтезаторе) и куплет, и припев написаны в Си миноре.

    Это значит, что Си минор - тональность песни. В песне играются ноты, которые вписываются в тональность Си минор. Эти ноты определяются формулой лада (у мажора одна, у минора - другая), по которой ноты "считаются" от тоники.

    Например, в этой песне рифф (главная "тема"), которую играет синтезатор, - состоит из нот:
    Фа диез - Ре - Си (повторяется 3 раза) и Фа диез - Ре - Си - Фа диез (звучит 4 раза в конце четвертого такта, затем риф повторяется).

    Все эти ноты "вписываются" в формулу минорного лада, построенного от Cи.

    Формула лада строится на основании подсчета интервалов (расстояний между нотами) от Си.

    В уроках моего курса по сонграйтингу мы детально разбирали эту тему (в меню сайта они доступны можете на них переключиться) .

    Формула минорного лада у нас: Тон - Полутон - Тон - Тон - Полутон - Тон - Тон.

    В Cи миноре это Си (B-по-английски) -> Тон -> До-диез (C#) ->Полутон -> Ре (D) -> Тон -> Ми (E) -> Тон -> Фа-диез (F#) -> Полутон -> Соль (G) ->Тон -> Ля (A) -> Тон -> Си (B).


схема для понимания: ноты Си минорной тональности на клавишных
  • Как вы видите, сыгранные ноты риффа песни (с которого она начинается), а именно ноты Фа диез - Ре - Си - полностью вписываются в тональность.

    Поверх этого риффа гитарист играет аккорды: Соль мажор, Си минор, Ля мажор, Ми минор. Эти аккорды состоят из нот, которые как вы видите, тоже вписываются в Си минорную тональность.
    Вот посмотрите:
    Соль мажор (Соль-Си-Ми или 1-3-5 нота от тоники аккорда Соль),
    Си минор (Си-Ре-Фа диез или 1-3-5 нота от Си);
    Ля мажор (Ля-До диез-Ми или 1-3-5 нота от Ля)
    Ми минор (Ми-Соль-Си или 1-3-5 нота от Ми).

    Все ноты этих аккордов «вписываются» в тональность на основании правил, которые определяет минорный лад.

    Это и есть правила гармонии, когда все ноты, которые поются вокалистом, играются на басу, играются ритм гитаристом с помощью аккордов поверх пения вокалиста, играются соло гитаристом на фоне всей музыкальной партии - вписываются в правила тональности сыгранного фрагмента (эти правила у нас определяет лад от тоники, сыгранные ноты, которые устанавливает выбранный лад, определяют тональность песни).

    Тогда такие мелодии звучат гармонично. Ниже схема для понимания.

Важные примечания:

90% используют правила гармонии (играются, поются ноты, которые "вписываются" в тональности песни на основании формулы лада, которую мы строим от тоники).

Аккорды таких песен, тоже имеют ноты "которые вписываются в тональности песни”. У 10% песен - имеются отклонения. Например, берется 1 нота из другой тональности или 1 аккорд из другой, Такие ноты/аккорды - называются заимствованными. В уроках про основы сонграйтинга -мы о них говорим.

Как подобрать аккорды?

  • Чтобы упростить задачу, музыканты используют кварто-квинтовый круг — специальную схему, которая показывает, какие аккорды хорошо сочетаются между собой.
  • Кварто-квинтовый круг помогает выбрать аккорды, которые звучат гармонично вместе. Иными словами, зная тональность песни (или музыкального фрагмента, например, припева) - используя кварто-квинтовый круг - вы можете подобрать аккорды, которые поверх придуманной вами мелодии будут звучать гармонично, поскольку эти аккорды состоят из нот той тональности, в которой изначально написана ваша мелодия.

    Давайте для удобства приведем пример в До мажоре. Если найдем тональность на кварто-квинтовом круге, то увидим, что соседние от нее аккорды (расположенные слева, справа, внизу) расположенные на круге - звучат с ней гармонично, поскольку состоят из нот "До мажорного лада".
  • Таким образом, поняв тональность вашей песни (тоника и лад - мажорный или минорный) - найдите ее на кварто-квинтовом кругу и подберите к ней аккорды, расположенные по соседству с тоникой на круге. Таким образом вы подберете гармоничные аккорды, которые вместе с мелодией вашего припева будут звучать цельно.
  • Иными словами, гармоничные аккорды - это те аккорды в песне, которые состоят из нот, которые можно сыграть в тональности песни на основании формулы лада поверх мелодии. Такие аккорды подбираются с помощью кварто-квинтового круга (выше образец как это делать).

Гармонизируем мелодию - подбирая аккорды

  • Теперь попробуем подобрать аккорды к вашей мелодии и гармонизировать её.
    Вот как это сделать:

    1) Напойте вашу строчку
    Не оценивайте себя, не пытайтесь сразу сделать "красиво" или "правильно". Сейчас важно почувствовать ритм и настроение вашей мелодии. Можно насвистеть или просто напеть строчку, даже если пока кажется, что звучит неуверенно.

    2) Найдите тонику
    Тоника — это главная нота вашей мелодии. Она даёт ощущение завершённости и устойчивости, как точка опоры в музыкальном произведении.

    Как найти тонику?
    • Напевайте вашу мелодию и параллельно подбирайте ноты на инструменте (гитара, пианино, MIDI-клавиатура, скрипка — любой инструмент, который есть под рукой).
    • В какой-то момент одна из нот покажется "основной", той, которая лучше всего звучит в конце мелодии и создаёт ощущение завершённости.
    • Это и есть тоника.

    3) Определите лад (мажор или минор). Теперь, когда вы нашли тонику, определим, мажорная у вас мелодия или минорная.
    Как это понять?
    • Если мелодия звучит светло, радостно, вдохновляюще → это мажор.
    • Если мелодия звучит мягко, грустно, меланхолично → это минор.

    4) Подбираем аккорды
    Теперь, когда вы определили тональность, нужно подобрать аккорды, которые будут гармонично сочетаться с вашей мелодией. Для этого используем кварто-квинтовый круг — инструмент, который помогает подобрать правильные аккорды.

    Как подобрать аккорды по кварто-квинтовому кругу?
    1. Найдите вашу тональность на круге.
    2. Например, если у вас C мажор, найдите его на диаграмме.
    3. Посмотрите на соседние аккорды.
    4. Это те аккорды, которые будут хорошо сочетаться с вашей мелодией.
    5. Сыграйте их в разном порядке, спойте поверх.
    6. Если мелодия ложится естественно — значит, вы нашли гармонию.

    Попробуйте спеть вашу строчку, играя эти аккорды — и почувствуйте, какие лучше всего ложатся на мелодию.


Долгое время я преподавала уроки фортепиано для деток, приходили даже самые маленькие, которые только еще говорить начинают, но к музыке уже тянутся. Самое первое, с чего я всегда начинала - это научить ребенка чувствовать настроение музыки. Всегда называла ноты колокольчиками, создавала ассоциации из звуков, дети это быстро схватывают и начинают чувствовать музыку, а не заучивать ее как роботы
Вера Викторовна - попопечная фонда, "Сострадание Сегодня" и соавтор нашего курса.

Домашнее задание

Вот последовательное домашнее задание:
  1. Напишите мелодию припева:
  • Используя вашу строчку из предыдущего урока, попробуйте напеть её в разных нотах. Не оценивайте сразу, как это будет звучать — просто дайте волю своему вдохновению.
  • Важно, чтобы мелодия передавала эмоции, которые вы хотите выразить.
2) Найдите тонику для вашей мелодии:
  • Напевайте вашу мелодию, параллельно подбирая ноты на инструменте (пианино, гитара, или даже приложение для создания музыки).
  • Остановитесь на той ноте, которая создаёт чувство завершённости и «основы» вашей мелодии. Это и есть ваша тоника.
  • Запишите эту ноту и определите тональность. Для этого используйте знания о мажоре или миноре (если мелодия звучит светло и радостно — мажор, если мягко и грустно — минор).

3) Выберите аккорды для вашей мелодии:
  • Подберите аккорды, которые будут гармонично сочетаться с вашей мелодией, используя правила тональности.
  • Например, если ваша песня в до мажоре, то аккорды, которые будут подходить, это C, G, F и Am.
  • Подберите хотя бы два аккорда, которые ложатся на вашу мелодию и записывайте их.

4) Попробуйте использовать кварто-квинтовый круг:
  • Если не уверены, какие аккорды выбрать, используйте кварто-квинтовый круг. Найдите свою тональность на круге и используйте соседние аккорды для создания гармонии.
  • Выберите аккорды из близких тональностей, которые могут дополнить вашу мелодию.

5) Прокачайте ритм и мелодию:
  • Попробуйте спеть вашу мелодию, играя выбранные аккорды. Важно почувствовать, как они «смотрятся» друг с другом, насколько гармонично ложатся на вашу строчку.
  • Не торопитесь — записывайте и пробуйте различные аккорды, пока не найдете те, которые вам нравятся.

6) Запишите результат:
  • Запишите свою мелодию с аккордами. Если у вас есть возможность, запишите её на любом устройстве (телефон, компьютер), чтобы прослушать и улучшить.
Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к странице со следующим уроком.