Урок 4: пишем куплет и припев для трансформации вашей травмы

Если вы прошли предыдущие уроки, то вы уже проделали большую работу по осознанию и проработке своих эмоциональных блоков. Вы высвободили внутреннюю энергию, и теперь важно направить эту силу на конструктивные изменения в вашей жизни. В этом уроке мы сосредоточимся на двух вещах: во-первых, научимся направлять освободившуюся энергию на ваше благо, а во-вторых, продолжим прорабатывать те эмоции и чувства, которые накопились в вашей психике.

Вводное слово

  • Вы уже проделали важную работу по освобождению от негативных эмоций и травм. Однако важно не только избавиться от них, но и использовать высвободившуюся внутреннюю силу для конструктивных изменений. В процессе работы с эмоциями мы высвобождаем психическую энергию, которая накапливается, когда мы не проживаем какие-то важные переживания. Этот процесс освобождения создаёт пространство для изменений.

    В этом уроке мы будем работать с этим освобождением и направим ваши силы на достижение тех целей, которые вы хотите реализовать.

    Важно отметить, что речь идет не о эзотерических концепциях (а-ля Блиновская), а о реальной внутренней силе, которая появляется, когда мы очищаем свою психику.

    Эта энергия может быть аналогична тому, как после чашки кофе мы чувствуем прилив сил, или наоборот, как после успокаивающего чая — расслабление.

Формируем намерение

  • Теперь, когда вы освободились от некоторых внутренних блоков и травм, вам нужно направить высвободившуюся энергию в положительное русло. Для этого мы с вами сформулируем чёткое намерение. Намерение — это ваш запрос к жизни, который поможет вам использовать вашу энергию для движения вперёд.

    Как формировать намерение?
    Важно, чтобы ваше намерение было позитивным и конструктивным. Оно должно начинаться с "я" и включать слова "хочу", "могу", "делаю". Негативные формулировки типа "я не хочу страдать" или "я не хочу быть одиноким" не подойдут, так как наша психика воспринимает только позитивные цели.
Пример намерения:

Например, я хочу построить счастливые отношения. Могу позволить себе быть в них любимым и уважаемым. И для этого я делаю анкету на сайте знакомств и начинаю ходить на свидания, просто пример.

Или вот еще проще, я хочу успешно сдавать экзамены, могу позволить себе получать хорошие оценки на них, и для этого я успешно учу философию и билеты по ней. Вот пример намерения. Прежде чем мы перейдем далее, сформируйте это намерение и выпишите на листке бумаги.
  • Дальше это вам понадобится. Если неудобно на листке бумаги, сделать это можно на смартфоне, в планшете, в телеграмме, где вам удобно.

    ______________________________________


    Теперь, когда вы сформировали своё намерение и выразили свои эмоции в припеве, пришло время продвинуться дальше. В этом шаге мы будем работать над тем, как завершить вашу песню, придав ей структуру и завершённость.
    Для этого мы применим трёхактовую структуру, как в кино. Эта структура поможет вам сделать вашу песню не только эмоционально насыщенной, но и логически завершённой.


    Мы все знакомы с историями, будь то фильмы, книги или даже сериал. В каждом из этих произведений герои проходят через три основных этапа, которые можно отнести и к вашей песне. Давайте посмотрим на эти этапы.
  • Первый акт (Завязка): Введение персонажей и конфликтаВ первой части песни вы вводите слушателя в вашу историю. Вы описываете, как возникла эта травмирующая ситуация или сложное чувство, которое вы хотите проработать. Это момент, когда вы знакомите аудиторию с "персонажем" — собой, и с тем, что заставило вас почувствовать боль или трудность. В песне это может быть куплет, в котором вы делитесь опытом, как именно эта травма возникла.

    В фильме "Звёздные войны: Эпизод IV — Новая надежда" мы знакомимся с Люком Скайуокером, который хочет покинуть пустынный Татуин и найти свое место в большем мире. В песне это будет описание того, что привело вас к внутренней борьбе или эмоциональной травме.

    Второй акт (Развитие): Углубление конфликта и препятствий
    Во втором акте герой сталкивается с трудностями, которые ему нужно преодолеть. В песне это может быть продолжение вашей истории, в котором вы описываете препятствия, которые мешают вам избавиться от боли или эмоционального груза. Этот акт — время для углубления конфликта, его сложностей. Вы продолжаете бороться с тем, что вас беспокоит, и понимаете, что нужно изменить своё восприятие или поведение.

    В тех же "Звёздных войнах" Люк сталкивается с Империей и должен научиться быть джедаем. В песне это будет описание вашего процесса самоосознания, поиска выхода из эмоциональной ловушки.

    Третий акт (Развязка): Разрешение конфликта
    Последний акт — это кульминация и разрешение конфликта. В песне это будет момент, когда вы осознаёте, что смогли справиться с болезнью, травмой или эмоциями, и двигаетесь вперёд. В развязке песни вы приходите к своему намерению, к позитивному разрешению ситуации, к той цели, которую вы сформулировали в начале.

    В "Звёздных войнах" Люк уничтожает Звезду Смерти, и его путь к героизму завершён. В песне это может быть момент, когда вы заявляете о своей победе, о том, что вы преодолели боль, и теперь готовы двигаться дальше.
трехактовая структура

  • В музыке действуют те же самые правила.
    Завязка вводит в настроение песни и конфликт, далее развитие рассказывает препятствие которые герой произведения встречает на своем пути.
    И в развязке происходит конец истории.

    Как правило, акты отражаются в куплетах песни, в то время как через припев повторяется ключевая мысль (конфликт произведения).

    Получается, прием сторителлинга можно использовать в музыке, прибегая к следующей структуре:
    • песню вы делите на 3 акта, в каждом акте у вас происходит соответствующее действие (заявка, конфликт, развязка/кульминация истории). Акты выражены в куплетах песни.
    • между актами у вас припев, который содержит хук (запоминающийся, цепляющий элемент). В припеве с точки зрения истории обыгрывается (повторяется) ключевая мысль песни.
    • в конце песни (например, в последнем припеве) у вас наступает развязка истории.
трехактовая структура, выраженная в песне
  • Чтобы не быть голословными - давайте разберем пример.

Пример №2 - Katty Perry - Firework

  • Отличный пример - песня Katty Perry "Firework".
    Песня разбита на акты в куплетах. Давайте разберем ее подробно с точки зрения сторителлинга.



  • Первый акт: Представление главной героини, его ощущение никчемности и переживания депрессии. Кэти Перри рассказывает что чувствует себя подавленной и незначительной.

    Второй акт: Внутренняя борьба и поиск самосознания. Певица начинает осознавать свою силу и ценность, несмотря на все сомнения и страхи.

    Третий акт: Обретение уверенности и самовыражение. История достигает кульминации, когда певица освобождается от своих страхов и засияет, как фейерверк, показывая свою внутреннюю силу и красоту.

    Ключевой конфликт песни (осознание своей ценности) содержится в припеве, где певица использует метафору фейерверка, чтобы рассказать историю о самооценке и самовыражении.

    'Cause baby, you're a firework
    Come on, show 'em what you're worth
    Make 'em go, "Oh, oh, oh"
    As you shoot across the sky
    Baby, you're a firework
    Come on, let your colors burst
    Make 'em go, "Oh, oh, oh"
    You're gonna leave 'em all in awe, awe, awe

    Чтобы подчеркнуть кульминацию в конце песни певица поет новое состояние себя (я ярче луны), с помощью коды (Outro)
    Boom, boom, boom
    Even brighter than the moon, moon, moon
    Boom, boom, boom
    Even brighter than the moon, moon, moon

    Еще в интернете ходит теория, о том - что песня певицы про борьбу с раком. А фейерверк - метафора химиотерапии, которая помогает победить болезнь.
    Друг, мой - где бы ты ни был, желаю тебе искренне настоящего и полного здоровья. Итак, продолжим изучать сторителлинг.

    Любители реализма ехидно подумают "ну вот - как петь про позитив в таком опасном и страшном мире", но история в песне не обязательно должна быть с позитивным концом. Вот - отличный пример.



Для чего мы говорили о трехактовой структуре?

  • Теперь, когда мы проработали структуру песни, давайте перейдем к важной части.

    Как я уже говорил, ваше намерение — это не просто цель, это энергия, которую вы освобождаете и направляете на изменения в своей жизни. И чтобы эта энергия действительно приняла положительное направление, нам нужно завершить вашу песню так, чтобы она не только выражала боль и переживания, но и вела к вашей цели (к вашему намерению).

    Для этого попробуем написать лирику к вашей песне по трехактовой структуре.

Как построить структуру вашей песни по трех актовой структуре?

Первый акт: Признание эмоции

В начале песни важно выразить ту эмоцию, которая сейчас мешает вам двигаться вперёд. Это может быть печаль, обида, тревога или любой другой сложный момент, который вы переживаете. В этом акте дайте себе возможность открыто признаться в том, что сейчас вызывает дискомфорт. Это ваш первый шаг к тому, чтобы понять, что именно вас беспокоит. Пример: "Мне тяжело", "Я не могу отпустить", "Я чувствую боль".


Второй акт: Осознание и принятие

Во втором акте мы погружаемся глубже в чувства и начинаем осознавать их. Это время, чтобы не только поговорить о том, что происходит, но и попытаться понять, как эти чувства проявляются в вашей жизни. Осознание того, что боль или страх — это временные эмоции, которые могут быть преодолены, — ключевой момент. Это этап, когда вы начинаете открывать для себя возможности для изменения, не отрицая свою боль, а принимая её как часть своего пути.


Третий акт: Переход к свету в вашей жизни

На этом этапе приходит время для преобразования. Ваша задача — дать себе шанс выйти из негативной эмоции и увидеть, как она может стать точкой роста. Здесь вы переходите от боли к надежде, от неуверенности к внутреннему спокойствию. Например, если в начале припева вы поёте: "Мне тяжело", то в финале уже звучит: "Я готов двигаться вперёд, я нахожу силы", показывая, что вы начали видеть свет в конце туннеля.

Важное правило: позитивный финал
Когда вы пишете песню, важно, чтобы она не завершалась на болезненных чувствах. После того как вы выразили и приняли свою эмоцию, переходите к светлой части. Даже если вначале песня полна переживаний, в финале она должна раскрыться на позитивной ноте. Это не означает, что вы забываете о боли, но вы даёте себе возможность двигаться вперёд, развиваться и жить с новыми силами.

Как это сделать?
Просто возьмите тот же мотив припева, который звучал раньше, и измените слова. Из боли переходите к принятию, из неопределённости — к уверенности. Это может быть тот же припев, но с акцентом на ваше стремление к переменам. Если в предыдущем припеве вы пели о разочаровании, в финале пусть будет песня о том, как вы начали находить внутренние силы и двигаться вперёд..
На концерты я всегда подбирала песни так, чтобы люди, услышав меня ушли с открытым и радостным сердцем. В жизни и так хватает проблем, пусть хотя бы музыка на пару минут или на час поможет почувствовать себя счастливым.
Наталья Михайловна - подопечная благотворительной организации, "Сострадание Сегодня" и соавтор нашего курса.

Правила рифмовки: как сделать ваш текст ритмичным и гармоничным

  • Когда вы приступаете к написанию текста для куплетов и припева, важно продумать структуру рифмовки, чтобы текст звучал плавно и складно. Это не только сделает вашу песню гармоничной, но и поможет вам лучше передать эмоции, которые вы хотите выразить.
  • Если послушайте популярную музыку - услышите, что схемы рифмовки в песнях постоянно повторяются.

    Иными словами, как правило, в одном элементе песни (куплете, припеве) одна структура расположения рифм.

    Для того, чтобы объяснить вам такие популярные структуры - мне придется ввести небольшие обозначения из трех букв: А, В, X (их я подсмотрел из американского учебника сонграйтинга).

    A - одна рифма в тексте песни (одного типа, про виды рифм поговорим ниже).
    B - другая рифма (другого типа, про виды рифм поговорим ниже) в тексте песни. Если строка не имеет рифмы, ей присваивают обозначение X.
    Вот несколько распространённых рифмованных схем:


    • Структура рифмовки: AABB: рифмуются первые две строки и вторые две строки друг с другом.
    В такой структуре первые две строчки содержат рифму, затем следующие две строчки содержат рифму уже между собой.

    В припеве песни "Внеорбитные" - как раз такая рифмовка.

Юлиана Караулова - Внеорбитные
  • Ниже пример:
    Миллионы глаз смотрят на нас (А).
    Делят на Венеру и на Марс (А).
    Мы наденем солнцезащитные (B).
    Мы с тобой внеорбитные. (B)


    • в структуре ABAB: строки рифмуются через одну, создавая динамичное противопоставление.
    Классический пример такой рифмовки - великая песня "Хочешь" (Земфира на территории РФ считается иностранным агентом).

Хочешь?
  • Вот пример куплета:
    Пожалуйста, только живи (А)
    Ты же видишь: я живу тобою (В)
    Моей огромной любви (А)
    Хватит нам двоим с головою (В)

    Такая структура рифмовки (сочетание рифм по очереди через строчку) очень популярна в русской поэзии:
    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждешь меня.

    (А.C Пушкин).

    • Структура "AAAA" — монорифма, каждая строка рифмуется с предыдущей и всеми остальными.
    Как правило всю песню не применяется, но бридж, например, смело может быть на ней написан.
    Вот пример из песни Дискотеки Аварии.

Дискотека Авария — Если хочешь остаться
  • В бридже песни используется монорифма:

    Поэмы написаны,
    Теории изданы,
    На ток-шоу облизаны,

    • Не обязательно, чтобы каждая строчка текста содержала рифму.
    Например, можно написать две строчки без рифмы и две другие с рифмой.
    Для этого можно использовать одну этих таких структур:
    XXAA (X -нет рифмы);
    XAXA (X -нет рифмы), (A- есть рифма);
    ХХАХA (X -нет рифмы), (A- есть рифма);
    BBAXB (B - рифма одного вида, А - рифма другого вида, X - рифмы нет)

    Ниже пример.
ALEKSEEV – Пьяное солнце
  • В куплете используется такая рифма:

    Я помню всё и всё забыл: кого искал (B - монорифма),
    кого любил (B - монорифма),.
    Я проходил сквозь эти стены. (А- рифма есть)
    Я не хочу смотреть назад, где пламенеющий закат (X - рифмы нет)
    Себе и мне вскрывает вены. (А- рифма есть)

  • Помимо этих указанных выше рифмовых структур - вы можете использовать любые и даже сочетать разные, но лучше в одном фрагменте песни (куплете, припеве или бридже), применять одну структуру рифмовки.

    В той же песне "Пьяное Солнце" в куплете песни одна рифмованная структура, в припеве другая.
    Давайте посмотрим:

    Куплет (структура XAXA)
    Я помню всё и всё забыл: кого искал (B - монорифма),
    кого любил (B - монорифма),.
    Я проходил сквозь эти стены. (А- рифма есть)
    Я не хочу смотреть назад, где пламенеющий закат (X - рифмы нет)
    Себе и мне вскрывает вены. (А- рифма есть)

    Припев (XXAA)
    Мимо нас, мимо нас пьяное Солнце (A -рифма)
    Оно уйдёт и больше не вернётся. (A -рифма)
    Ну, что же ты молчишь, не поднимая глаз? (B - рифма)
    Мимо нас... (B - рифма)
  • Учитывайте число слогов в одной строке
    Старайтесь уместить одну строку текста в одну фразу мелодии.
    В популярной музыке работает правило — 1 слог слова равен 1-ой ноте мелодии или 1 гласная = 1 нота.
    При этом слог можно растягивать.
    Классический пример - припев Chandelier, который мы ранее разбирали.
Sia - Chandelier
  • В припеве песни соблюдается правило - одна нота, один слог.
    При этом слоги в припеве растягиваются:
    "iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii - gona swiiiiiiiiiiing from a chandeliiiiiiiiiiiiiiiieeeeer".

Как рифмовать

  • При подборе рифм для написания лирики можете использовать полную, неполную, ассонансную или консонансную рифму.
    Так, стоп - не пугайтесь. Термины учить не нужно. Давайте просто разберем какие рифмы бывают.

    Полная рифма предполагает совпадение ударных и следующих за ними звуков.
    Пример: "Дорога — тревога, звезда — вода, любовь - морковь".

    Классический пример такой рифмы припев группы ДДТ "Что такое осень".
    Осень, в небе жгут корабли.
    Осень, мне бы прочь от земли.
ДДТ - Что такое осень
  • Неполная рифма Неполная рифма предполагает совпадение только части звуков.
    Пример: "Пою-люблю, вино-легко" (Группа "Чайф")

    В песне Вахтерам (Бумбокс) - в куплете как раз применяется такая рифма: «Нас в хрущевке двое, кто мы и откуда?».
Бумбокс - Вахтерам
  • Ассонансная рифма основана на совпадении только гласных звуков.
    Вот несколько примеров: "звезда-трава, ровно-поздно".

    Пример такой рифмы в русском роке содержится в песне "Ленинград - Обезьяна и Орел".
Ленинград - "Обезьяна и Орел"
  • Она макака по знаку зодиака,
    да и без знака она макака.

    Осуждаем автора за мизогинию и переходим к следующему виду рифм.

    Консонансная рифма основана на совпадении только согласных звуков.
    Вот несколько примеров: "ближе — оближет".

    Если честно - консонансная рифма используется редко, когда готовил текст урока так и не нашел подходящего примера. Обещаю, как найду - сразу же добавлю.
  • И да, для подбора рифм - смело можете использовать любой словарь рифм.
    В этом нет ничего зазорного.
    Словарь рифм помогает подобрать нужную рифму к вашим строчкам текста.

    Могу порекомедовать несколько словарей:
    Все они полностью бесплатные.

На концерты я всегда подбирала песни так, чтобы люди, услышав меня ушли с открытым и радостным сердцем. В жизни и так хватает проблем, пусть хотя бы музыка на пару минут или на час поможет почувствовать себя счастливым.
Вера Викторовна - подопечная благотворительной организации, "Сострадание Сегодня" и соавтор нашего курса.

Домашнее задание

1) Сформулируйте и запишите своё намерение. Используя метод, описанный в уроке, сформулируйте чёткое, позитивное намерение для вашей жизни. Ваше намерение должно быть выражено в настоящем времени и содержать конструктивные цели, которые вы хотите достичь. Например, "Я хочу построить счастливые отношения и для этого начинаю делать шаги к своему внутреннему развитию".

2) Составьте текст песни по трёхактовой структуре:
Для этого расскажите историю о себе и о возникшей и травмирующей ситуации. В припеве выразите эмоцию, с которой вы столкнулись, повторяя ключевую мысль песни.
Текст третьего куплета и последнего припева поменяйте.
Опишите как вы преодолели проблему или боль. Это финальный акт вашего пути, где вы заявляете о своей победе.

3) Используйте рифмовку и структуру:
  • Продумайте рифмовку для вашего текста, используя одну из предложенных схем (AABB, ABAB, XXAA и т.д.).
  • Обратите внимание на количество слогов в строках, чтобы мелодия звучала плавно и ритмично.

4) Запишите результат:
  • Запишите свою песню на телефон или другое устройство, чтобы оценить, как звучат ваши слова и музыка.
  • По желанию, добавьте аккорды к вашей песне и попробуйте поиграть её с мелодией.
Перейти к следующему уроку
Нажмите на кнопку, чтобы перейти к странице со следующим уроком.